Консультация "Исследовательская деятельность детей на прогулке"
консультация по окружающему миру на тему
Данная консультация расскрывает возможность органиизации педагогом исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке в разное время года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Исследовательская деятельность детей на прогулке»
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.
Через познавательно – исследовательскую деятельность ребенок открывает для себя новый мир, познает качества и свойства окружающих предметов. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы.
Во время прогулки дети имеют прекрасную возможность для исследовательской деятельности в любом возрасте и в любое время года.
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летний ветерок, осенний дождь, зимние метели, весенняя капель. С природными явлениями дети знакомятся через наблюдения, экскурсии, экспериментирование.
В осенний период в ходе прогулок с детьми мы: сравниваем листочки по форме, величине, цвету. Наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем), тренируемся в порядковом счете. Наблюдаем за деревьями, цветами, тучками. Педагог может знакомить детей со звуками дождя. По железному ведру дождь барабанит громко, по деревянной дощечке — тихо. Развивается исследовательский интерес к осенней природе и природным явлениям.
В зимний период в ходе прогулок с детьми мы: Обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки и рассматриваем их по величине, форме. Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу. Проводим опыты со снегом. Развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы.
В ходе прогулок с детьми в весенний период мы: Формируем способность выделять особенности весеннего состояния растений. Развиваем исследовательский интерес к жизни птиц и насекомых весной. Осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их. Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за снежным покровом, за лужами. Пускаем корабликов в лужи и ручейки. Наблюдаем за сосульками, за ветром и облаками. Рассматриваем первые листочки, сравниваем их по величине.
В летний период на прогулках с детьми мы: Развиваем умение наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Развиваем наблюдательность, любознательность, исследовательский интерес в процессе ознакомления с неживой и живой природой. Осуществляем наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, тенью, растениями, насекомыми, птицами.
Прекрасным объектом исследования являются осадки. Откуда берется роса. В какую погоду бывает роса. Дети учатся находить связь между перепадами температуры ночью и днем и появлением росы. Конечно, все объяснения строятся на знакомом упрощенном детском языке.
Осуществляем игры-опыты с песком, водой, ветром, природным материалом.
С целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, развитию исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы, по территории детского сада и за его пределами проводятся экскурсии. Экскурсии могут быть в парк, лес, на водоем и тд.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.
Экскурсия дает возможность изучать разнообразные объекты в их реальном окружении. У детей появляется возможность найти огромное количество материала для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Она дает мощный толчок детскому мышлению, возможность увидеть множество противоречий и проблем для собственных исследований.
Дети очень любят экспериментировать. Они с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями. Например, можно предложить
слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок
лепится, почему.
Чтобы исследовательская деятельность была интересной и самое главное практической для детей, можно использовать «научный сундучок» — выносной кейс для экспериментально-исследовательской деятельности на улице.
В этом кейсе удобно хранить всевозможное оборудование для организации исследовательской и опытной практики: лупы, линейки, рулетку, стеклышки разного цвета, коктейльные трубочки, мыльные пузыри, бамбуковые палочки, кусочки цветной бумаги, картона и ткани, вату, одноразовые тарелочки и ложечки.
Конечно оборудование в «научном сундучке» педагог должен формировать с учетом тех задач, которые для себя ставит. Постоянно его дополнять и менять.
Примерные темы экспериментов на прогулке:
- «Твердое - жидкое»;
- «Лед-вода»;
- «Где быстрее растает лёд»;
- «Следопыты»;
- «Взаимодействие воды и снега»;
- «Свойства снега, воды, песка»;
-"Снежинка на ладошке",
-"Превращение воды в лѐд"
- «Почва на участке»;
- «Жизнь под снегом»;
- «Солнечные зайчики»;
- «Откуда берутся семена»;
- «Почему семена прорастают?»;
- «Куда дует ветер?»;
- «Свойства песка» и др.
Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.
Дети очень любят исследования объектов живой природы в естественной среде. Паучок в паутине, дождевой червь, слизень, муха, муравьи — все живые существа вызывают неподдельный детский интерес и желание исследовать. Дети определяют уровень активности в зависимости от погодных и температурных условий. Сравнивают места обитания, сами делают интересные выводы. Проводя опыт, важно следить, чтобы дети не наносили вред и ущерб растениям и животным.
Экспериментально-исследовательская деятельность на улице может быть запланированной или спонтанной.
Спонтанное исследование обусловлено ситуацией, с которой столкнулись дети и, зачастую, инициируется детьми. Например, дети могут увидеть слизня на листочке и захотеть сделать ему домик — а для педагога это должно стать прекрасным поводом для организации исследования. Педагог должен стараться поддержать детскую инициативу, предложить детям приемлемые способы исследования. А затем организовать последующую работу для правильного осмысления опыта.
Хорошо, если спонтанное исследование удается отразить в продуктивной деятельности детей, пытаться нарисовать объект, или сделать схему; записать опыт знаками.
В процессе исследовательской деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если...", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.
Таким образом, исследовательская деятельность на прогулке помогает не только расширить кругозор детей, познакомить с физическими свойствами живой и неживой природы, но и развивает любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость на красоту природы.
Подготовила- Колина Г.Ф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодого специалиста "Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке".
Планирование работы по развитию движений на прогулке...
Организация деятельности детей на прогулках.
Организация деятельности детей на прогулке очень важна. Но ее надо правильно организовать и продуманно «внедрить» в процесс прогулки. Ведь, во время прогулки очень важно, чтобы дети в течение какого...
"Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке" консультация для воспитателей
Консультация для воспитателей...
Сообщение на педсовете "Самостоятельная деятельность детей на прогулке"
Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры- задания, первые трудовые действия, подвижные игры) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности всех детей, которая занимает о...
Трудовая деятельность детей на прогулке
"Высадка рассады ноготков"...
Конспект продуктивной деятельности детей на прогулке на тему "Выпал свежий снежок- вылепи снеговичок"
Прогулка проводилась с детьми старшей группы Организация продуктивной и трудовой деятельности детей старшей группы на этой прогулке не требует материальных и временных затрат, зато привлекает вн...
Организация деятельности детей на прогулке (подготавителная группа)
Подготовительная группаСентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениямиЦели:— формировать понятия о смене времен года;— уточнять представления об особенностях каждого сез...