Экологический кружок "Волшебница природа".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnitsa_priroda.docx | 56.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Основная цель работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Кружок «Войди в природу другом» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Расписание работы:
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – пятница. План кружка рассчитан на год.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
месяц | Тема занятия | |
Сентябрь | Осень-рыжая подружка Волшебница вода «Зелёная аптека» Тайна грибного царства | 1 1 1 1 |
Октябрь | Путешествие в страну Осень Путешествие в страну Осень Чудо-ягодка Воздух | 1 1 1 1 |
Ноябрь | Мир растений Подводное царство Во саду ли, в огороде Во саду ли, в огороде | 1 1 1 1 |
Декабрь | На бабушкином дворе Лесные жители Белый снег, пушистый Экзотические животные | 1 1 1 1 |
Январь | В гостях у птиц Зимушка-зима Песок, глина, камень, почва Рассматривание веток деревьев | 1 1 1 1 |
Февраль | Путешествие в царство комнатных растений Стекло и металл Зимние явления в неживой природе Посадка лука | 1 1 1 1 |
Март | В гостях у Веснянки Береги живое! Резина и пластмасса Дикие и домашние животные | 1 1 1 1 |
Апрель | Насекомые - наши помощники Экскурсия в плодовый сад, в период цветения Земля – мой дом В хороводе деревьев | 1 1 1 1 1 |
Май | Экологическая тропинка Человек – живой организм Бумага, древесина, ткань КВН «Знатоки природы» | 1 1 1 1 |
Перспективно - календарный план работы по программе «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА » для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Месяц | Тема занятия | Цели, задачи | Игровые технологии интеллектуального развития | часы |
сентябрь | 1.Осень-рыжая подружка | Уточнить представление о названиях месяцев. Учить называть и распознавать листья деревьев. Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Учить наносить изображение с помощью печатей. Закрепить знания о цвете овощей и фруктов, о местах их произрастания. | -Вводная беседа -Дид. игра «Да или Нет» -Загадки от Сентябринки -Игра «Что где растёт» -Физминутка «Урожайная» -Приход Осени -Игра «С какого дерева листок» -Раскрашивание листьев | 1 |
| 2.Волшебница вода | Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | -Беседа | 1 |
| 3. «Зелёная аптека» | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | -Беседа о лекарственных травах | 1 |
4. Тайна грибного царства | Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. | Загадки Лесовичка о грибах. | 1 | |
октябрь | 5.Путешествие в страну Осень | Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | -Наблюдения за состоянием погоды на участке | 1 |
| 6. Путешествие в страну Осень | Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | -Наблюдения за трудом взрослых -Рассматривание картины "Времена года" -И, Токмакова "Ветрено" -Кукольный театр "Лесная история" | 1 |
7. Чудо-ягодка | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) | -Рассматривание иллюстраций, муляжей | 1 | |
8.Воздух | Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) | 1 | |
ноябрь | 9. Мир растений | Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. | -Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений. | 1 |
10.Подводное царство | Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. | Наблюдения за аквариумными рыбками | 1 | |
11.Во саду ли, в огороде | Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | -Беседа "Что нам осень принесла" -Сбор урожая "Чего не стало" -Опыт "Тепло - холодно" | 1 | |
| 12.Во саду ли, в огододе | Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | -Наблюдения в природе | 1 |
декабрь | 13.На бабушкином дворе | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. | -Отгадывание загадок о домашних животных | 1 |
14.Лесные жители | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | -Рассказ Лесовичка о лесе | 1 | |
| 15.Белый снег, пушистый | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | Опыт со снегом | 1 |
| 16.Экзотические животные | Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных; углубить представления детей о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру; развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них; воспитывать доброе и чуткое отношение к животным; дать сведения о заповедниках и зоопарках. | Загадки о животных - Рассказ воспитателя: «Кто кого боится» -Рассказ воспитателя: «Экзотические животные» -Решение кроссворда «Зоопарк» | 1 |
Январь | 17.В гостях у птиц | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" | -Беседа о зимующих и перелётных птицах | 1 |
| 18.Зимушка-зима | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | -Беседа о зиме | 1 |
| 19.Песок, глина, камень, почва | Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. | -Опыт с песком, глиной | 1 |
20.Рассматривание веток деревьев | Уточнить представления детей о ветках деревьев; закреплять знания детей о том, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле; закреплять умение детей рисовать кистью руки; воспитывать любовь к природе. | -Встреча с Зайкой-Любознайкой -Беседа - Рисование. Коллективная работа. -Продолжение беседы Игра «Зайка» | 1 | |
Февраль | 21.Путешествие в царство комнатных растений | Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | -Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" | 1 |
| 22.Стекло и металл | Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | -Опыт со стеклом, металлом | 1 |
| 23.Зимние явления в неживой природе | Развивать игровой замысел, обучать детей отвечать на поставленные вопросы; активизировать ласкательные существительные; закрепить знания о зимних явлениях; вызвать положительные эмоции; развивать творческую фантазию и воображение; воспитывать бережное отношение к природе. | - Встреча со снеговиком - Беседа о свойствах снега - Игра «Снежки» -Продолжение беседы о свойствах снега -Итог занятия - лепка снеговиков | 1 |
24.Посадка лука | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы; закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке. | -Изучение строения луковицы -Обсуждение условий проращивания лука -Постановка опыта | 1 | |
Март | 25.В гостях у Веснянки | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | -Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" | 1 |
| 26. Береги живое! | Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | -Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли" | 1 |
| 27.Резина и пластмасса | Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | -Рассматривание предметов из этих материалов | 1 |
28.Дикие и домашние животные | Уточнить знания детей о животном мире. Систематизировать представления о многообразии домашних и диких животных и их связи со средой обитания. Познакомить с произведениями искусства. Развивать творческие способности и художественно-ручные умения. Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их. | -рассматривание изображений коровы и собаки -Рассматривание изображений лошади, зебры -Анализ проблемной ситуации с игрушечной мышью -Дид. игра «каких животных мы знаем» -Посещение выставки -Лепка диких животных | 1 | |
Апрель | 29.Насекомые-наши помощники | Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. | -Отгадывание загадок | 1 |
| 30.Экскурсия в плодовый сад в период цветения | Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)..Воспитывать эстетические чувства. | -Наблюдения за цветением деревьев | 1 |
| 31.Земля-мой дом | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | -Беседа "Где я живу" | 1 |
32.В хороводе деревьев | Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. | Наблюдения | 1 | |
Май | 33.Экологическая тропинка | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке) Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)
| -Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу" | 1 |
34.Человек-живой организм | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | -Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека | 1 | |
35.Бумага, древесина, ткань | Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | -Изготовление поделок, построек | 1 | |
36.КВН «Знатоки природы» | Закрепить знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений. Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам, соперникам. Закреплять навык отвечать полным ответом, следить за правильным произношением звуков, активизировать словарь. | -Стихотворение «Я сорвал цветок» -Разминка «Договори пословицу» -Конкурс «Подбери слово» -Конкурс «Собери и расскажи» -Конкурс «Загадки» -Конкурс «Что сначала, что потом» -Игровая пауза -Конкурс «Нарисуй закрытыми глазами животное» -Конкурс «БЛИЦ»: «Занимательные вопросы» -Конкурс «Живые картинки» -Итог | 1 |
Литература: С.Ю. Николаева «Юный эколог» Издатель - Мозаика-Синтез, 2010 г.
Щербанёва Е.А. Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 5-7 лет, 2013 г.
Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
О.В.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» часть 2.
Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с»
О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» часть 1.
А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек.»
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.
Хрестоматия для дошкольников 4 – 5 лет.
А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек».
Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экологического праздника "Природа жалобная книга"
ПРОВОДИТСЯ К ПРАЗДНИКУ "ДЕНЬ ЗЕМЛИ" ...
Сценарий экологического праздника "Природа жалобная книга"
ПРОВОДИТСЯ К ПРАЗДНИКУ "ДЕНЬ ЗЕМЛИ" ...
Игровое экологическое занятие «Природа и человек»
объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте, природы ради блага всего живого на Земле. ...
Экологический Журнал "Природа и Мы"
Экологический журнал «Природа и мы»В процессе экологического воспитания помогут разнообразные виды деятельности:• Сюжетно-ролевая игра, отражающая разли...
экологическое занятие "Природа, климат и вода в информационную эру"
этот материал поможет вам в работе с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию...
Экологический проект "Природа- наш дом"
Эколого-просветительский проект “Природа - наш дом”. Давайте сохраним Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, лететь в одном полёте.Давайте сохраним ро...
Авторская разработка по экологическому воспитанию"Экологический куб"Природа мой дом"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план , им уделяют все ребольше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе .Кажды...