Экологический кружок "Волшебница природа".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гончар Оксана Владимировна

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnitsa_priroda.docx56.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

 

Основная цель работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

 

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

 

 

Пояснительная записка

 

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Кружок «Войди в природу другом»  имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

 Расписание работы:

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – пятница.  План кружка рассчитан на год.

 

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

месяц

Тема занятия

Сентябрь

Осень-рыжая подружка

Волшебница вода

«Зелёная аптека»

Тайна грибного царства

1

1

1

1

Октябрь

Путешествие в страну Осень

 Путешествие в страну Осень

Чудо-ягодка

 Воздух

1

1

1

1

Ноябрь

Мир растений

Подводное царство

Во саду ли, в огороде

Во саду ли, в огороде

1

1

1

1

Декабрь

На бабушкином дворе

Лесные жители

Белый снег, пушистый

Экзотические животные

1

1

1

1

Январь

В гостях у птиц

Зимушка-зима

Песок, глина, камень, почва

Рассматривание веток деревьев

1

1

1

1

Февраль

Путешествие в царство комнатных растений

Стекло и металл

Зимние явления в неживой природе

Посадка лука

1

1

1

1

Март

В гостях у Веснянки

 Береги живое!

Резина и пластмасса

 Дикие и домашние животные

1

1

1

1

Апрель

Насекомые - наши помощники

Экскурсия в плодовый сад, в период цветения

Земля – мой дом

В хороводе деревьев

1

1

1

1

1

Май

Экологическая тропинка

 Человек – живой организм

 Бумага, древесина, ткань

КВН «Знатоки природы»

1

1

1

1

Перспективно - календарный план работы по программе  «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА » для детей старшего дошкольного  возраста (5-6 лет)

Месяц

Тема занятия

Цели, задачи

Игровые технологии интеллектуального развития

часы

сентябрь

1.Осень-рыжая подружка

 Уточнить представление о названиях месяцев. Учить называть и распознавать листья деревьев. Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира.  Учить наносить изображение с помощью печатей. Закрепить знания о цвете овощей и фруктов, о местах их произрастания.

-Вводная беседа

-Дид. игра «Да или Нет»

-Загадки от Сентябринки

-Игра «Что где растёт»

-Физминутка «Урожайная»

-Приход Осени

-Игра «С какого дерева листок»

-Раскрашивание листьев

1

 

2.Волшебница вода

  Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

-Беседа
-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась в воду"
-Изготовление цветных льдинок
-Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Дидактическая игра "Вода"
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

1

 

3. «Зелёная аптека»

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

 -Беседа о лекарственных травах
-Загадки
-Рассматривание иллюстраций с растениями
-Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"

1

4. Тайна грибного царства

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

  Загадки Лесовичка о грибах.
- Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.
- Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.
- Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"

1

октябрь

5.Путешествие в страну Осень

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

-Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве"
"Детки на ветке"
-Игра "Какая сегодня погода"
-Развлечение "Осень разноцветная"
-И.Бунин "Листопад"(отрывок)
-Песенка "Во поле рябинушка"
-Рисование "Грустная осень", "Радостная осень"
-П/и "Перелёт птиц"

1

 

6.  Путешествие в страну Осень

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

-Наблюдения за трудом взрослых

-Рассматривание картины "Времена года"
-Дидактические игры:
"Кто скорее соберёт"
"Так бывает или нет"
-Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка"

-И, Токмакова "Ветрено"
-Лепка "Как ёж готовится к зиме"

-Кукольный театр "Лесная история"

1

7. Чудо-ягодка

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

-Рассматривание иллюстраций, муляжей
-Отгадывание загадок
-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

1

8.Воздух

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
-Надувание мыльных пузырей
-Пузырьки-спасатели
-Надувание шаров
-Поиск воздуха
-Загадочные пузырьки
-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)
-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

1

 ноябрь

9. Мир растений

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений.
-Чтение рассказа "Зелёные страницы"
-Беседа "Мой любимый цветок"
-Дидактические игры:
"Собери букет"
"Узнай растение"
-Рисование "Поляна цветов"
-Опыт "Что любят растения",
"Как развивается растение"

1

10.Подводное царство

Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

Наблюдения за аквариумными рыбками
-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
-Игра "Мы весёлые рыбки"
-Опыт "Кто живёт в воде"
-"Зачем лягушке такие лапки"
-Лепка "Рыбка"
-Аппликация "Аквариум" (коллективная)
-Рассказ Л. Берг "Рыбка"

1

11.Во саду ли, в огороде

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

-Беседа "Что нам осень принесла"

-Сбор урожая
-Дидактическая игра:

"Чего не стало"
-Н. Егоров "Тыква", "Морковка".

-Опыт "Тепло - холодно"
-Пальчиковая гимнастика "Овощи"
-Лепка "Овощи для магазина"


1

 

12.Во саду ли, в огододе

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

-Наблюдения в природе
-Дидактические игры:
"Угадай на ощупь"
"Узнай по описанию"
-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
-Н. Егоров "Горох", "Лук".
-Ю. Тувим "Овощи"
-Игра "Дорисуй овощ"
-Рассматривание картины "В поле осенью"
-Аппликация "Поспели яблоки в саду"
-Посадка чеснока на зиму

1

 декабрь

13.На бабушкином дворе

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

-Отгадывание загадок о домашних животных
-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных
-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные
-Дидактические игры:
"Назови детёнышей"
"Какая польза от домашних животных"
"Кто, где живёт"
-Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)
-Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка
-Чтение сказки "Как собака друга искала"
-Драматизация сказки "Три поросёнка"
-Аппликация "Кисонька-мурысынька"
- Подвижная игра "Пастух и стадо"

1

14.Лесные жители

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

-Рассказ Лесовичка о лесе
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
- Опыт "Как звери меняют шубку"
-Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу"
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"
-Слайды "Времена года"
-Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"
-Настольный театр "Снегурушка и лиса"
-Рисование "животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
-Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"
--Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Рассказ Н, Носов "Лисята"
-Лепка  "Заяц-длинные уши"
-Подвижная игра "У медведя во бору"

1

 

15.Белый снег, пушистый

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Цветные льдинки
-Рисование "Снежинки"
-Постройка горки с помощью взрослых

1

 

16.Экзотические животные

Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных; углубить представления детей о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру; развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них; воспитывать доброе и чуткое отношение к животным; дать сведения о заповедниках и зоопарках.

Загадки о животных

- Рассказ воспитателя: «Кто кого боится»

-Рассказ воспитателя: «Экзотические животные»

-Решение кроссворда «Зоопарк»

1

Январь

17.В гостях у птиц

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

 -Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Отгадывание загадок 
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
-Дидактические игры:
"Кто , где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)
-Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"
-Игра "Птички-невелички"
-Устройство птичьей столовой

1

 

18.Зимушка-зима

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

 -Беседа о зиме
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
-Диафильм "Зима в лесу"
-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
-Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)
-Рисование "Зимушка- зима"
-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)
-Чтение сказки "Зимовье"
-С. Козлов  "Зимняя сказка"
-А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"
-И. Суриков "Зима"
-А.Барто "Ёлка"
-Детские впечатления "Я был в зимнем лесу"
-Игра "Жидкое- твёрдое"
-Чтение пословиц, поговорок
-Игры -забавы с санками 
-Подвижные игры "Берегись, заморожу"
"Снежинки и ветер"

1

 

19.Песок, глина, камень, почва

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

 -Опыт с песком, глиной
-Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)
-Рассмотреть песок, глину (сравнить)

1

20.Рассматривание веток деревьев

Уточнить представления детей о ветках деревьев; закреплять знания детей о том, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле; закреплять умение детей рисовать кистью руки; воспитывать любовь к природе.

-Встреча с Зайкой-Любознайкой

-Беседа

- Рисование. Коллективная работа.

-Продолжение беседы

Игра «Зайка»

1

  Февраль

21.Путешествие в царство комнатных растений

 Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных  растений  (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

 -Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого  растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Игра "Цветы"
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
-Дидактические игры "Живые картинки",
"Опиши, я отгадаю"
-Рассматривание картины "Цветущий кактус"
-Лепка "Кактус"
-Барельеф "Красивые цветы"
-Теневой театр "Как я ухаживаю за цветами"

1

 

22.Стекло и металл

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

-Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

1

 

23.Зимние явления в неживой природе

Развивать игровой замысел, обучать детей отвечать на поставленные вопросы; активизировать ласкательные существительные; закрепить знания о зимних явлениях; вызвать положительные эмоции; развивать творческую фантазию и воображение; воспитывать бережное отношение к природе.

- Встреча со снеговиком

- Беседа о свойствах снега

- Игра «Снежки»

-Продолжение беседы о свойствах снега

-Итог занятия - лепка снеговиков

1

24.Посадка лука

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы; закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке.

-Изучение строения луковицы

-Обсуждение условий проращивания лука

-Постановка опыта

1

 Март

25.В гостях у Веснянки

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"
-Театр "Заюшкина избушка"
-В. Берестов "Песенка весенних минут"
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"
-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"
-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"

1

 

26. Береги живое!

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

-Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание  Красной книги, беседа              

1

 

27.Резина и пластмасса

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

-Рассматривание предметов из этих материалов
-Сравнение резины и пластмассы
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Поделки из резины, пластмассы

1

28.Дикие и домашние животные

Уточнить знания детей о животном мире. Систематизировать представления о многообразии домашних и диких животных и их связи со средой обитания. Познакомить с произведениями искусства. Развивать творческие способности и художественно-ручные умения. Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их.

-рассматривание изображений коровы и собаки

-Рассматривание изображений лошади, зебры

-Анализ проблемной ситуации с игрушечной мышью

-Дид. игра «каких животных мы знаем»

-Посещение выставки

-Лепка диких животных

1

  Апрель

29.Насекомые-наши помощники

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
-Рисование "Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"

1

 

30.Экскурсия в плодовый сад в период цветения

Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и  цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)..Воспитывать эстетические чувства.

-Наблюдения за цветением деревьев
Рассматривание иллюстраций "Сравнение различных периодов весны"
-Дидактические игры 
"Раскрась предметы живой и неживой природы"
"Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование "Яблоня в цвету"
-Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл
-Игра "Что , где зреет"
-Стих-е М. Бородицкой "Разговор с пчелой"
-Рассматривание картины "Цветущий сад"
-Игра "Пчёлки"

1

 

31.Земля-мой дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

-Беседа "Где я живу"
-Сравнение речки, болота, моря
-Рассматривание картины "Семья дома"
-Рассматривание семейных фотографий
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
-Беседа о звёздах
-Рисование "Звёздное небо"

1

32.В хороводе деревьев

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

Наблюдения
-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
-Отгадывание загадок
-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
-Дидактическое лото "С какого дерева листочек"
-Рисование "Разноцветные листочки"
-Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"
-И. Токмакова "Сосны"

1

Май

33.Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке) Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

 

 -Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"
-Целевая прогулка по экологической тропинке
-Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

1

34.Человек-живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

 -Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека
-Дидактическая игра "Валеология"
"Понюхай и отгадай"
-Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Носария
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

1

35.Бумага, древесина, ткань

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

-Изготовление поделок, построек
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной
-Аппликация из ткани "Полянка цветов"

1

36.КВН «Знатоки природы»

Закрепить знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений. Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам, соперникам. Закреплять навык отвечать полным ответом, следить за правильным произношением

звуков, активизировать словарь.

-Стихотворение «Я сорвал цветок»

-Разминка «Договори пословицу»

-Конкурс «Подбери слово»

-Конкурс «Собери и расскажи»

-Конкурс «Загадки»

-Конкурс «Что сначала, что потом»

-Игровая пауза

-Конкурс «Нарисуй закрытыми глазами животное»

-Конкурс «БЛИЦ»: «Занимательные вопросы»

-Конкурс «Живые картинки»

-Итог

1

Литература:  С.Ю. Николаева «Юный эколог» Издатель - Мозаика-Синтез, 2010 г.

Щербанёва Е.А.  Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 5-7 лет, 2013 г.
Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

О.В.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» часть 2.

Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с»

О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» часть 1.

А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек.»

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.

Хрестоматия для дошкольников  4 – 5 лет.

А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек».

Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое экологическое занятие «Природа и человек»

объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте, природы ради блага всего живого на Земле. ...

Экологический Журнал "Природа и Мы"

Экологический журнал «Природа  и мы»В процессе экологического воспитания помогут разнообразные виды деятельности:•        Сюжетно-ролевая игра, отражающая разли...

экологическое занятие "Природа, климат и вода в информационную эру"

этот материал поможет вам в работе с детьми старшего  дошкольного возраста по экологическому воспитанию...

Экологический проект "Природа- наш дом"

Эколого-просветительский проект “Природа - наш дом”.  Давайте сохраним Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, лететь в одном полёте.Давайте сохраним ро...

Авторская разработка по экологическому воспитанию"Экологический куб"Природа мой дом"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план , им уделяют все ребольше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе .Кажды...