Проект для детей подготовительной группы
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Винокурова Марина Константиновна

Исследовательско - творческий проект "Осень Золотая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_zolotaya.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема: «Осень золотая»

Вид проекта: Исследовательско - творческий.

Участники: Дети, воспитатели, родители.

Возраст: 5 - 6 лет.

Срок: С 2 октября по 30 ноября.

Проблема: В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения, формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Актуальность: Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Разрабатывая проект, используем методику «трех вопросов:

Что мы знаем?

Почему дорожка мокрая?

Ответы детей

- Почему на деревьях качаются веточки?

- А солнышко куда спряталось?

- Почему листочки пожелтели?

Показываю овощи:

- Что это такое? (картошка)

- А где она растёт?

Что мы хотим узнать?

Какое сейчас время года?

- Какая погода бывает осенью?

- Названия овощей, фруктов, грибов.

- Откуда они берутся?

- Что с ними можно делать?

- Как растут овощи?

- Где растут грибы?

- Где растут фрукты?

С помощью чего?

1. Наблюдение

2. Беседы

3. Рассматривание альбомов:

 «Осень», «Фрукты», «Овощи».

4. Создание альбома «грибы»

 (воспитатель и родители)

5. Коллективная работа «Листопад»

6. Экскурсия на огород, в лес

за грибами, в парк любоваться

 листопадом (дети с родителями)

7. Разучивание песенок, танцев, игр

на осеннюю тематику (воспитатель,

музыкальный руководитель)

8. Лепка, рисование (овощей, фруктов,

 листопада, грибов).

9.Спросить у родителей.

Цель проекта: Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени. 

 Задачи:

Образовательные:

- формирование основ экологической культуры детей, через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;

- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;

- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

 Развивающие:

- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

Воспитательные:

- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды

Предполагаемый результат: Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям.

Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителям:

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

Сотрудничество с родителями:

Участие в выставке работ на тему осени, литературы.

Разучивание стихотворений об осени.

Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессе в ДОУ.

Основной этап:

Работа по образовательным областям.

Социально – коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Дид. игры:

«Грибная полянка», «Найди самый красивый листок», «Узнай дерево по листочку», «Слово об осени», «Да или нет», «Овощи». Д/и: «Что растёт в лесу осенью? «; «Созрело - не созрело», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты); «Назови по первому звуку, слогу название… (грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, овощей и т. д.),

 «Найди дерево по семенам», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,

Словесная игра «Какая бывает осень»

Беседы: «Об осени», «Как лесные звери готовятся к зиме», «Дары осени», «Природные явления», «В лес за грибами и ягодами», «Перелетные птицы»; беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов; беседы о правильном поведении на природе; беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным;

Изобразительная деятельность:

Аппликация: «Осенний ковер», «Листопад»,

«На лесной полянке выросли грибы», «Дары осени», «Что нам осень принесла; аппликация из листьев «Узор в круге»,«Нам осень сказку подарила».

 

Лепка: 

«Грибная полянка» «Лукошко с ягодами и грибами», «Овощи и фрукты – дары осени». «Путешествие в осенний лес».

Рисование: 

«Осенний лес»

«Хмурый ветреный день», «Золотая осень», «Летят перелетные птицы» «Осень глазами ребенка», «Корзина с грибами», «Осеннее дерево», «Осенний лес», «Идет дождь», «Осенний цветок».

 

Под. игры:

«Березка», «Медведь и вожак», «Дождик и солнце».

 

 Цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?» 

Чтение худ. литературы: «Храбрый опенок» Э. Шим, «Грибная аптека А.Лопатина

«Осень» Т. Скребицкий

М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки»

О. Иваненко «Спокойной ночи»

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

Заучивание стихотворений:

 К. Бальмонт «Осень»

И. А. Бунин «Уж небо осенью дышало…»

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»

 А Мусатов «Кто в поле главный», Э. Шим «Хлеб растет», В. Головкин «Сорняк», Н. Носов «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблоки».

 

Конструктивно – модельная деятельность:

«Стрекоза из природного материала». «Грузовой автомобиль», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

Спортивные развлечения:

Эстафета «К дереву беги», «Чья команда впереди?»

Сюжетно – ролевые игры:

«Овощной магазин», «Садоводы – огородники», «Семья - заготовки на зиму», «Семена», «Магазин цветов».

Чтение русских народных сказок: «Колосок», «Вершки и корешки»; чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»;

Ручной труд:

«Волшебные превращения» (поделки из природного материала), изготовление гербария из осенних листьев, «Кормушка для птиц» (из коробочек из – под  сока, молока).

Игры –

драматизации: 

«Три поросёнка» (с англ. С. Михалков);

«Под грибом» (В. Сутеев);

«Мешок яблок» (В. Сутеев);

«Колосок» на стихотворения Е. Благининой;

Рассматривание иллюстраций:

«Осень в лесу»,

«Уборка урожая»,

«Дикие животные», «Зайцы на поляне». рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», «Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Осень в городе», «Осенний парк» и составление описательных рассказов по ним.

Музыкальная деятельность: Заучивание песенки: «До  свидания  лето», «Грибочки» ,

Слушание П. И. Чайковского «Времена года»;

разучивание песен об осени;

слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса»; хоровод под музыку М. Сидоровой «Листопад»; песни: «Пожелтели листья вдруг..  », «Дождик», «До свиданья, Осень».

Разучивание поговорок, пословиц, потешек: пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы;

Хороводные игры: «Осень золотая»,

Отгадывание загадок:

Составление рассказов по сюжетным картинкам: творческое рассказывание детей на темы: «Мы гуляли на участке», «Птицы нашего края»;

Взаимодействие с родителями

1.Сбор природного материала,

2.Экскурсии со своими детьми в лес,

3.Участие в выставке «Дары осени», «Волшебный листочек»,

4.Совместное рисование с детьми на тему проекта.

 5.Оформление фото – выставки «Наша семья в осеннем лесу»

6.Изготовление атрибутов для проведения праздника «Осенние встречи»

 

3.Заключительный этап: 

Показ детского праздника «Осенние встречи»

В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

- у детей создано радостное, настроение;

- сформирован интерес к совместному творчеству, к изготовлению поделок из природного материала;

- установились партнерские отношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности;

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, углубились знания об осени и ее признака;

-  совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность,

Перспективы работы:

  • создание сплоченного детского коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
  • привлечение родителей для совместной работы;
  • реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;
  • установление комфортных отношений с родителями;
  • реализация интеллектуальных и физических способностей родителей и воспитанников;
  • формирование новых умений, навыков у детей;
  • усвоение, переработка и воплощение детьми новых знаний;
  • формирование дружеских отношений в коллективе;
  • положительные эмоции, переживаемые взрослыми и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.

По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект открытого группового занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе "Развитие внутренних отношений детей подготовительной группы"

Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Участники: дети старшего дошкольного возраста в количестве 8-10 человек, продолжительность занятия 40 мин...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...