Мини-проект "Кошечка"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Формирование представления о домашнем животном - кошке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_koshechka.docx | 58.41 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАТКОВРЕМЕННЫЙ ПРОЕКТ «КОШЕЧКА»
во второй младшей группе
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность проекта: две недели
Участники проекта: дети и родители младшей группы,
педагоги: Смурыгина В.В., Хвастовская Т.В.
Актуальность проекта:
Каждый ребёнок познаёт окружающий мир, стараясь потрогать его, поиграть…
Прежде всего, ребёнок узнаёт животный мир, знакомясь с теми, кто живёт с ним рядом, например, любимый котёнок. В настоящее время не все имеют возможность держать домашних животных в доме, а любовь к братьям нашим меньшим у детей нужно воспитывать с раннего возраста.
Поэтому проект позволяет расширить знания у детей о кошке, которая живёт рядом с человеком.
Цель проекта:
Формирование первых представлений о домашнем животном – кошке.
Задачи проекта:
- узнавать и называть домашнее животное на картинках и на улице,
- отмечать характерные особенности, отличительные признаки,
- закреплять знания о детёнышах и формировать умение ухаживать за кошкой,
- развивать активную речь детей,
- развивать подражание речи взрослых,
- закреплять повторение звукоподражаний кис-кис, мяу-мяу, мур-мур, фр-фр, ш-ш,
- учить действовать с сюжетными игрушками,
- побуждать к произношению слов.
Ожидаемые результаты:
- обогатить знания детей о кошке,
- привить ответственность за домашнего питомца,
- воспитать любовь к животным,
- обогатить словарный запас,
- развить речь, мышление, воображение и эмоциональную отзывчивость,
- вовлечь в активную работу детей и родителей
Этапы проекта и выполнение
1-й этап: Подготовительный
Цель: создать положительное сотрудничество и взаимодействие с детьми и родителями,
- беседа с детьми «Моя кошка»,
- опрос родителей «Есть ли в вашей семье домашняя кошка?»
- подбор литературы
- подбор пальчиковых, дидактических и подвижных игр для детей и родителей
2-й этап: Практический
Задания для родителей «Все о кошечках»
- Подобрать книги
- открытки
- игрушки
- статуэтки
- рисование
Работа в группе с детьми:
- продуктивная деятельность (рисование) «Котята»
- продуктивная деятельность (лепка) «Мисочки для котят»
- физкультурный досуг «Озорные котята»
- заучивание стихотворения А.Барто «Грузовик»
Консультация для родителей
«Ребёнок и кошка»
Заключительный этап: Итоговый
- создание мини-музея игрушек «Любимые кошечки»
- выставка рисунков « Удивительные кошки»
- физкультурный досуг «Озорные котята»
- выпуск стенгазеты «Дети и кошечки»
Вывод - проект позволил:
- расширить образовательное пространство, придавая ему новые формы,
- развивать у детей восприятие, мышление и воображение,
-ориентировать детей на самостоятельную деятельность совместно со взрослым (воспитателем и родителями),
-побуждать ребёнка к активной позиции участника проекта
Приложение
- Картотека литературы о кошках
- Картотека пословиц о кошках
- Картотека загадок о кошках
- Картотека подвижных игр
- Картотека пальчиковых игр о кошках
- Картотека дидактических игр
- Картотека музыкальных игр и песен
Беседа с детьми «Моя кошка"
Цель: диагностировать знания детей о кошках, воспитывать интерес и любовь к этому домашнему животному
Вопросы для беседы:
- У вас есть дома кошка? Как её зовут?
- Почему у кошки зоркие глаза и ушки торчком?
- Какого она окраса?
- Чем занимаются кошки?
- Зачем кошке гибкое тело и острые зубы?
- Почему они много спят?
Картотека литературы о кошках
К.Д. Ушинский «Плутишка-кот»
Благинина «Котёнок»
Маршак С.Я. «Кошкин дом»
«Перчатки»
«Усатый полосатый»
«Кошка спрашивала кошку»
«Шесть котят»
«Кот и лодыри»
«Разговор»
«Два кота»
«Сказка об умном мышонке»
«Белый кот»
«Котята»
«От чего кошку назвали кошкой?»
«В гостях у королевы»
Бульванкер «От кота до кита»
Жуковский В. «Котик и козлик»
Заболоцкий Н. «Как мыши с котом воевали»
Михалков С. «Кошки - мышки»
«Котята»
Даниил Хармс «Удивительная кошка»
«Однажды по дорожке»
Саша Чёрный «Про кота»
«Имя»
«Как кот сметану поел»
В. Сутеев «Кто сказал мяу?»
Е. Благинина «Котѐнок»
Картотека пословиц о кошке
Мяукая, кошка не поймает мышки.
Кошка спит — мышки резвятся.
Были бы у кошки крылья, она бы всех пташек перевела.
Кошка на порог, а мышка в уголок.
Живут, как кошка с собакой
Кошке — забава, мышке — смерть.
Как кошку ни кидай - все на лапы падает.
Кошку против шерсти не гладят.
Влез кот на сало да кричит: мало!
Кошка, не играй угольком — лапку сожжешь.
Кошка играет — мышь дух испускает.
Кошке — игрушки. Мышке — слезки.
Если кошка проворна, то и мышь шустра.
Кота-охотника по усам узнают.
Кошачья лапка мягка, а коготок востер.
Кошка — лев для мышей.
Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочет.
Картотека загадок про кошек
Что за зверь со мной играет?-
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки.
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну, конечно, это - …
**************************
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет,
И как днем все видит.
Берегись, мышиный род –
На охоту вышел…
**************************
Мягкие лапки,
А в лапках цап-царапки.
************************
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
************************
Коготки прячет,
У порога плачет,
Днём спит –
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.
************************
Зубастый, мохнатый
как есть начнет —
Песенку поёт.
**************************
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Лапки мягоньки,
А коготки востры
************************
Мы вымыли руки
И сели за стол.
А он неумытый,
Обедать пришёл.
И с ним бесполезна
Любая беседа,
Он вымоет лапки,
Но после обеда
Картотека подвижных игр
«Мыши и кот»
Цель: выполнять движения по сигналу, бегать по разным направлениям.
Игра: «мышки» сидят в норках - на скамейках или на стульях, вдоль стен комнаты или по сторонам площадки.«Кошка», находится в углу площадки или комнаты. Кошка засыпает, и мышки, веселясь, разбегаются по комнате. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые должны при этом убегать в норки и занять
свои места на стульях. После того как все мышата вернутся в норки, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место и засыпает.
«Мыши водят хоровод»
Цель: развивать двигательную активность
Игра: кот выбирает себе «печку» участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:
Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
—Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!
«Воробушки и кот»
Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, убегать, находить свое место.
Игра: на земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.
Картотека пальчиковых игр
«Пушистые котятки»
Мы – пушистые котятки, (выполняем движения согласно тексту)
Носим теплые перчатки.
В них мы прячем коготки,
Ну-ка, ну-ка посмотри.
Мяу, мяу, мяу….
Умываемся мы чисто,
Моем ушки чисто-чисто,
Лапкой шерстку ловко трем,
Песню ласково поем.
Слышим мы скребется кто-то (подносим ручки к ушку, прислушиваемся)
И выходим на охоту, (топаем ножками)
Догоняем воробья, (хлоп в ладоши на последнюю долю)
Только ловим не всегда. (разводим руки в стороны)
Фыр, фыр, фыр …. (выполняем воздухе поглаживающие движения)
Лишь хозяйка скажет «киска», (гладим себя по головке)
Молочка нальет нам в миску. (делаем из ладошек чашечку)
Язычком начнем лакать, (изображаем движения язычком)
А потом ложимся спать. (быстрые ритмичные движения пальчиками, кошка сердится)
«Котята»
Все котятки мыли лапки, (тереть ладошки друг о друга)
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки
Вот так, вот так! (тереть ладонями то уши, то живот)
А потом они устали,
Вот так, вот так! (приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза)
Сладко-сладко засыпали, вот так (сложить ладони вместе под голову набок, положив ее на ладони)
«Котята»
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу, локти опираются о стол, покачиваем руками, не разъединяя их. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
У кошечки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых
«Кошка на ладошке»
Подставляй ладошку (Протягиваем вперед руку вверх ладошкой)
Расскажу про кошку (Гладим одну ладонь другой)
Будем пальчики считать? (Шевелим вытянутыми вперед пальчиками)
Будем пальчики считать! (Сживаем и разжимаем пальцы в кулачок)
Раз-два-три четыре-пять! (По очереди загибаем пальцы на руке)
Вот – кулак, (Опять пальцы сжимаем в кулак)
А вот – ладошка. (И снова разжимаем, показывая ладошку)
На ладошку села кошка! (Ставим на открытую ладонь пальцы другой руки)
И крадётся потихоньку, (Пальцами «пробегаем» по руке вверх до плеча)
И крадётся потихоньку… (Прячем пальцы второй руки под мышку)
Видно мышка там живёт!
«Цап – царапки»
Есть у нашей кошки лапки, (дети показывают лапки, пальцы сжаты в кулачки)
А на лапках – цап-царапки. (обе руки выбрасывают вперед, пальцы разжимают два раза на каждый такт)
Цап-царапки, ноготки,
Очень острые они.
Кошка целый день хлопочет, (точат «когти» – проводят пальцами по столу разжимая и сгибая их)
Коготочки кошка точит.
Наточила, спать легла (кладут руки под голову)
И во сне произнесла: Мяу (поднимают голову)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
«Накорми кошку с котятами»
Цель: расширять представления детей о питании кошки и котят
Карточка с изображением кошки с котятами, карточки с продуктами питания (мясо, рыба, молоко, трава, мышь, воробей, корм для кошек, творог, сметана, печень, курица, каша, морковь, картофель, огурец , конфеты, колбаса, хлеб, пирожное, апельсин, яблоко, суп, компот, чай, лимон, фасоль, горох, кукуруза, консервы)
«Родственники кошки»
Цель: знакомить с частями тела кошки, находить животных одного семейства, называть их окрас, особенности, называть их, находить сходство внешнего вида и повадок.
После правильных ответов воспитатель открывает (по одной) части кошки, и после последнего ответа на вопрос открывается все изображение
-Как кошки моются?
-У кошки рождается один котенок, или много?
-Благодаря чему кошки двигаются бесшумно?
-Для чего кошкам хвост?
-Назовите родственников кошки.
«Животные и их детёныши»
Цель: знакомить с животными средней полосы России, расширять словарный запас, учить правильной речи, формировать основы логического мышления (обобщение, разделение на группы)
«Звукоподражание «Кошачьи разговоры»
Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении.
Кошка мяукает, когда хочет есть или гулять (мяу-мяу-мяу)
Если кошка довольна, то она мурлычет (мур-мур-мур)
Если кот влюблен, то мяукает громко-громко (мяу-мяу-мяу!!)
Если кошка недовольна, то выгибает спину и предупреждает шипением того, кто вызвал ее недовольство (Ш-ш-ш)
Если кошка хочет напугать своего врага, она громко фырчит (фр-фр-фр)
«Звуковые дорожки»
Цель: укреплять мышцы языка
Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук, до картинки добегаем и слово называем.
Настольные игры:
«Собери семейку»
«Кто, что любит?»
«Где моя мама?»
«Кто, где живѐт?»
«Кого не стало?»
Кубики
Лото
Пазлы
Сюжетно-ролевые игры:
«Путешествие к бабушке в деревню».
«Семья» - «Мне на день рожденья подарили котѐнка»
«Ветлечебница»
КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И ПЕСЕН.
Хитрый кот
Цель: совершенствовать певческие и двигательные навыки, передавать игровой образ, формировать умение
отмечать окончание песни, развивать коммуникативные и творческие способности.
Как котята
Цель: учить двигаться в паре, передавать игровой образ, выполнять движения в соответствии со словами песни.
Кошка и котята
Цель: учить различать двухчастную форму, совершенствовать певческие и двигательные навыки, передавать игровой образ, развивать коммуникативные и творческие способности.
Песенки о кошках
1. Серенькая кошечка, муз. В. Витлина
2. Кис-кис-мяу, автор неизвестен
3. Едет котик, муз. Е. Железновой
4. Киска, муз. Е.Железновой
5. Уж вы, котики-коты, колыбельная
6. Кошку девочка ругала
7. Ромашковая кошка.
8. Удивительная кошка.
9. Кошка беспородная.
Консультация для родителей.
« Ребёнок и кошка»
Отношения кошек и детей никогда не были и не будут простыми. В ряде семей кошки и дети отлично дружат, и животные защищают своих маленьких подопечных от любых напастей, ведь дом, в котором есть ребенок и кошка, всегда более счастливый, а от присутствия пушистого питомца выигрывают абсолютно все! Однако нередки и случаи, когда ребенок и кошка категорически не ладят.
Какую кошку купить ребенку?
Лучше всего, если пушистый питомец появится у вас дома уже тогда, когда ребенок немного подрастет и сможет понять все прелести обладания домашним животным. Это будет легче и для самой кошки, ведь ей не нужно будет заново привыкать к появлению в доме ребенка, которого животное может воспринять, как соперника. И если вы подарите питомца малышу, можете быть уверены: ребенок и кошка, наверняка поладят! Прежде всего старайтесь подбирать более общительных.
Кроме того, не стоит покупать ребенку и слишком ценных кошек, нуждающихся в особом уходе - британских, шотландских или сфинксов. Такие породы кошек для детей не представляют большой ценности, и они играют с ними, как с самыми обычными, не подозревая, что, к примеру, британцы могут часто болеть, а сфинксы простужаются, если вынести их на сквозняк. С другой стороны, достаточно неплохо ладят персидские кошки и новорожденные дети. Несмотря на то, что персы тоже достаточно эгоистичны и ревнивы, они часто бывают достаточно флегматичными, поэтому спокойно позволяют ребенку себя тискать и играть с собой, как придется.
И еще один нюанс: какой бы ни была кошка, лучше всего познакомить и «подружить» ее с ребенком помогут не наставления взрослых, а совместный уход за питомцем. Чем больше малыш помогает маме кормить кошку и убирать за ней, тем быстрее он осознает ценность присутствия животного в доме и тем лучше учится его понимать. Ну а сама кошка начинает видеть в ребенке еще одного своего хозяина, которого любит не меньше, чем остальных!
Кошки и маленькие дети: защитите питомца!
Когда в доме появляется ребенок, будьте готовы к тому, что следить придется не только за животным, но и за малышом! Увы, но маленький ребенок (вплоть до 5-6 лет) просто не понимает, что перед ним живое существо, поэтому может обращаться с питомцем, как с игрушкой, выкручивая ему лапы и даже пытаясь оторвать какую-нибудь конечность.
Если вы заметили, что ребенок мучает кошку, тут же пресеките все попытки обидеть животное и с ранних лет приучайте малыша, что это недопустимо. Контакт же с кошкой в такой ситуации лучше всего прекратить до того момента, как ребенок вырастет.
Также позаботьтесь о том, чтобы у кошки всегда была возможность "сбежать" от домогательств ребенка: предусмотрите в каждой комнате убежище для животного, в котором малыш не смог бы его достать. Это не обязательно должно быть какое-то высокое место (подоконник или шкаф) - кошки прекрасно могут спрятаться за диваном или под кроватью, а также забиться в уголок и передохнуть от навязчивых ласк и объятий.
Болезни кошек, которые передаются человеку.
Можно ли заразиться какой-либо болезнью от кошки? К сожалению, ответ на этот вопрос - да. Безусловно, болезни от кошек человеку передаются нечасто, но это все же случается, и лучше обезопасить себя от них сразу. Одна из них - стригущий лишай, а также другие виды грибка. Его споры могут быть на шерсти животного, которое может найти их на улице или даже… получить от вас же, ведь вы их также можете занести в квартиру. Вот почему так важно всегда соблюдать гигиену, и если вы выпускаете питомца на улицу, обязательно мыть его после таких "прогулок". Если же вы заметили проявления грибка у вашей кошки (зуд, появление на коже ранок, выпадение шерсти), лучше сразу покажите ее врачу и поинтересуйтесь, как вам обезопасить себя.
Второй риск - те болезни, которыми кошки страдают, и которые могут представлять угрозу и для их хозяев.
Основная среди них - бешенство, которое является самым опасным заболеванием и передается при укусе со слюной животного или же через раны и ссадины на коже. То, что кошка больна бешенством, заметить достаточно просто: это заболевание проявляется агрессивностью, нарушениями координации движения, параличами мышц конечностей и морды, светобоязнью и спазмами глоточной мускулатуры. Если больное животное укусит вас, немедленно обратитесь к врачу и по возможности отнесите ему саму кошку. Увы, в этой ситуации с питомцем придется расстаться.
Также достаточно распространены болезни, передающиеся от кошек к человеку, которые связаны с деятельностью различных паразитов. На первом месте среди них гельминты (глисты), поражение которыми у животного в целом протекает бессимптомно, хотя на это может указывать вялость животного, тусклая шерсть и исхудание. Но даже если никаких признаков нет, профилактику против гельминтов нужно проводить регулярно, причем желательно давать противоглистные препараты не только кошке, но и всем домочадцам.
Безусловно, болезни от кошек к человеку могут не передаваться, даже если животное больно, однако это еще не значит, что надо к этому относиться халатно. А чтобы не заразиться, нужно запомнить лишь ряд простых правил:
-соблюдайте гигиену, особенно после уборки за вашей кошкой
-сдавайте анализы сразу же, как только животное появилось в доме
-оградите зверя от охоты на диких грызунов
-кормите кошку только качественными продуктами
-при малейших нарушениях самочувствия обращайтесь к врачу и показывайте кошку ветеринару.
Если вы будете соблюдать эти правила и не станете заниматься самолечением, ваше здоровье всегда будет в безопасности, а питомец никогда не огорчит вас болезнями и не заставит срочно искать меры, чтобы его спасти.
Физкультурный досуг «Озорные котята»
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
* Формировать интерес к движениям во всех их проявлениях.
* Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Методические приёмы:
Игровые упражнения, подвижные игры, силовые упражнения
Ход развлечения:
- Ребятки, а вы мне поможете отгадать загадку?
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
Кто же это? А какая она?
- Правильно кошечка, такая пушиста, мягка, хитрая, игривая, и очень красивая.
- Кто знает, как у кошки называются детеныши? А они какие?
- Конечно. Они маленькие, пушистые и очень любят играть.
- А вы хотите быть маленькими котятами? И как все котята немного пошалим, поиграем, так как они это любят делать.
«Раз, два, три повернись,
И в котяток превратись»
Вот теперь вы настоящие котята, а я ваша мама – кошечка.
1.
- Ложитесь спать котятки. (дети лежат на ковре)
Наступило утро! (звучит спокойная музыка).
Котятки проснулись, на другой бок повернулись, потянулись, прогнулись.
Маленькие котятки умывают ушки, (сидя на пятках, дети “лапками” моют ушки),
Ушки помыли, а лапки забыли?
Молодцы, котятки! Все помыли. И теперь мы чистые – котики пушистые!
2.
- А не поиграть ли нам?
(Ведущий разбрасывает мячи по залу, дети их ловят).
«Ты наш мячик поскачи,
И котят развесели!»
Игра «Мой веселый, звонкий мяч»
3.
- Ну, котятки порезвились? А теперь пора и на охоту сходить. Кого любит ловить кошка?
Мышки – серые воришки,
Сыр нашли в кладовке мышки.
Но не спит хозяйский кот,
Кот кладовку стережет!
За такие вот делишки
Может он порвать штанишки! (В. Степанов)
- «Раз, два, три повернись и в мышаток превратись!
Игра «Мыши в кладовой»
4.
- Какие юркие у нас мышата, а умеют ли наши мышатки быстро убегать от кошки?
Игра «Кошка и мышата»
« Эй, мышата, не зевай, поскорее убегай!
Убегай из этих мест, а то кошка тебя съест!»
Выбегает кошка, а мышки убегают, подлезая под дугой, так чтобы она не упала.
5.
- Шустрые мышата. Никого кошка не поймала. Ну, а теперь вы снова стали котятами. Что ж котятки, пушистые ребятки можно и на солнышке нам позагорать. Ведь после охоты надо отдыхать.
Дети ложатся на ковры на живот, потягиваются. Затем переворачиваются на спину, потягиваются и дрыгают “лапками” изображая езду на велосипеде в разном темпе. Затем, вытянув руки, и ноги катятся как “бревнышки”, встают на колени с опорой на руки прогибают спину, и выгибают ее “кошка сердится”, стреляют газами то вправо, то влево, то вверх, то вниз “следят за полетом бабочки”, делают глубокий вдох и медленный выдох.
6.
- День прошел, наступила ночь. Все котятки спят.
(Под спокойную музыку дети “засыпают” лежа на ковре).
« Вот и солнышко проснулось,
Разбудило все вокруг,
Мы проснулись, потянулись,
Превратились в малышей!»
- Вот мы и опять стали детками. Какие вы были котята, а потом и мышата – быстрые, ловкие, веселые, шустрые и умные. Спасибо вам.