Берегите природу
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

кашина надежда кузьминична

Воспитывать в детей чувство гордости, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней, умение видеть красоту природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_chto_my_sazhaem_sazhaya_lesa.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:


«Что мы сажаем, сажая леса?»
Конспект непосредственно образовательной деятельности.

(Подготовительно-старшая группа)

                                                                                                                   

                                                                                                                         

                                                                                       

Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном мире родного края. Познакомить с растительностью центральной части России. Формировать осознанное действенное отношение к природе, желание беречь и охранять её. Совершенствовать речь, пробуждать фантазию, изобретательность. Развивать интерес к изучению своей страны, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней, умение видеть красоту природы.

ОБОРУДОВАНИЕ
Демонстрационный материал: макет дерева «Дуб» (размер ватмана), картинки с изображением листьев дуба, картинки-трафареты с изображением дубов (10см х 15 см), письмо от «Дуба», письмо от мышки, картинки-трафареты с изображением желудей (5см х 7см), корзинка для желудей, макет лесной опушки (размер ватмана), желуди, цветочные горшочки с готовым грунтом, лейка с водой, лопатки, номерки для посаженных желудей, мяч, песня Ю. Антонова "Не рвите цветы". 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе; беседы: «Лес и здоровье», «Кто заботится о лесе?»; рассматривание альбома «Растения леса»; рисование на лесную тематику; чтение рассказов: Верзилина «Деревья в лесу», «В лесу»; Клычкова «Кто охраняет поляну», «Враги леса».

МЕТОДЫ
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения, трудовая деятельность.

Словарная работа: дубрава, опушка, грунт, растительность, древесина, исчезновение.

Ход НОД

  1. Организационный момент.    

Воспитатель: Ребята, отгадайте, куда мы отправимся путешествовать аудиозапись пение птиц)

Встал стеною до небес

Перед нами чудо… (лес)

Воспитатель: Правильно, мы отправимся в лес на прогулку. Но как же мы попадем в лес, как можно до него добраться? (Дети высказывают варианты, как добраться до леса. В итоге решают, что проще превратиться в кого-нибудь или что-нибудь.)

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся.

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и кусты.

  1. Основная часть. 

Воспитатель: Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след", слушая стихотворение «Прогулка в лес», которое читает воспитатель).

Прогулка в лес

Хорошо в лесу зеленом!

Травы стелются ковром,

А резные листья кленов

Укрывают нас шатром.

 (Дети выполняют действия, описанные в стихотворении, и присаживаются на воображаемой полянке)

Воспитатель подбрасывает вверх листья. Дети ловят и называют, с какого дерева лист. Это дубовые листья.

Игра «Осенние листочки».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние, 
На веточках сидели. 
Ветер дунул, полетели. 
Мы летели, мы летели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет. Воспитатель складывает букет в корзинку

Воспитатель: Листья какого дерева мы собрали? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Послушайте стихотворение Янко Купала о дубе:

Задевая тучи

Головой седою,

Дуб стоит могучий

С думой вековою.

.

(В процессе чтения стихотворения воспитатель показывает детям макет дерева «Дуб»)

Воспитатель: В какой же лес мы попали?

Лес могучий,  величавый

И зовут его … (дубравой)

Воспитатель: Правильно, лес, в котором главное дерево – дуб, называется дубравой. Остальные деревья – его верные спутники. Превращаемся в разные деревья.

Физкультминутка

(Дети изображают качающиеся деревья тише или сильнее, в зависимости от силы ветра.)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише –

Деревцо все выше, выше.

Игра «Снежный ком».

Воспитатель: Ребята, осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный, 
Будет в руки к вам скакать 
И вопросы задавать.

Воспитатель: Кому в руки попадет мяч, тот должен сказать словечко – описать дерево дуб. (Дуб – высокий, большой, ветвистый; ствол – толстый, коричневый; ветки – большие, могучие; листья - …)

Воспитатель: На таком большом, могучем дереве растет такой маленький плод:

Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал.

Год прошел – и деревцем

Маленьким он стал. (Желудь)

Воспитатель: А на нашем дереве почему-то нет желудей. Давайте поищем их среди листвы. (Во время поиска обнаруживается письмо. Воспитатель зачитывает его.)

«Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы пришли в гости к нам в лес-дубравушку! Наблюдаю я за вами и вижу, что вы много знаете и умеете, уважаете лесных обитателей – не шумите в лесу, не ломаете, не рвете. Вот и решил я обратиться к вам за помощью. Мы – дубы растем медленно, желуди у нас появляются когда дерево достигает сорокалетнего возраста. А живем мы очень долго – 400 и даже 500 лет. Мне в этом году  исполнилось 40 лет, а желуди так и не появились. Помогите, пожалуйста, подскажите, что делать!»

Воспитатель: Ребята, в какое время года созревают желуди? (осенью)

Воспитатель: Правильно! Как выглядит спелый желудь? (Он небольшой, продолговатый, гладкий, темно-коричневый в круглой резной шапочке.)

Воспитатель: Правильно! Чем же мы можем помочь Дубу? (Нарисуем желуди)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь  за столы и принимайтесь за дело. У вас есть готовые трафареты желудей и карандаши. (Дети выполняют задание, а воспитатель читает стихотворение «Лесная мышка»)

Лесная мышка

Осень. Рано по утру

Спит дубрава золотая,

Желуди несет в нору

Мышка рыжая лесная.

До чего ж она пригожа!

С темной полосой на спинке,

На опавший лист похожа,

Что желтеет на тропинке.

Как запаслива малышка –

Умная лесная мышка!

Когда холод на дворе,

Будет желудь грызть в норе.

Выполнив задание, дети складывают желуди раскрашенные в корзинку и относят под дерево. Присаживаются на воображаемой полянке.

Аутотренинг "Мы - друзья природы"

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

Во время аутотренинга воспитатель меняет корзинку с раскрашенными желудями на корзинку с настоящими желудями, в которой лежит письмо от мышки. Воспитатель обращает внимание детей на произошедшие перемены и зачитывает письмо.

«Добрый день, ребята. Я – мышка, живущая в лесу. Видела я как вы помогли Дубу и решила тоже попросит у вас помощи. Беда случилась в нашем лесу! Раньше повсюду шумели зеленые дубравы. Но из-за ценной древесины дубы вырубали. В России сохранилось немного дубовых лесов, ведь после вырубки старого леса дуб обычно сам собой не восстанавливается. Чтобы восстановить дубовый лес, лесники сеют желуди или сажают молодые дубки. За юной дубравой нужен бережный уход. Я дарю вам желуди из своих запасов на зиму. Посадите их, пожалуйста, чтобы через несколько лет вновь весело зашумела дубрава!»

Воспитатель: Ребята, а что такое заповедник? Какие заповедные места находятся на территории нашего района? Какие виды растений и животных находятся в них под охраной? Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком. Вы готовы помочь мышке? Проходите к столам и приступайте к работе. (Дети сажают желуди в цветочные горшочки. Воспитатель прикрепляет номерки и читает стихотворение «Зеленое платье планеты»)

Зеленое платье планеты

Весенние свежие травы

Покрыли луга и поля,

Оделись листвою дубравы,

Зеленою станет  Земля.

Макет дерева «Дуб» меняется на макет лесной опушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, отлично потрудились! Мышка будет очень довольна вашей помощью. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация

Воспитатель: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На ней много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, давайте на этой лужайке (обращает внимание на макет поляны) посадим молодые дубки, которые вырастут из посаженных нами сегодня желудей (Дети раскрашивают трафареты деревьев и прикрепляют к макету лесной полянки. Воспитатель читает стихотворение «Лесные правила».)

Лесные правила

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

  1. Итог НОД.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая замечательная у нас получилась дубрава! Как же нужно себя вести в лесу? (Ответы детей.)

Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу: «Враг природы тот, кто лес не бережет»? (Ответы детей.)

Воспитатель: Закройте глаза и послушайте песню. Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"

Воспитатель: Открывайте глаза. Мы волшебным образом оказались в детском саду. Занятие подошло к концу, скажите, что вам понравилось? Что нового вы узнали? Что было интересного и необычного в сегодняшней встрече с лесом? Для чего мы посадили желуди?

                      

123

Анализ занятия.

Мною проведено занятие в подготовительной группе из образовательной области «Познание» с интеграцией областей: «Коммуникация», «Социализация».

Была поставлена основная цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
  • Формировать у  детей навыки проведения лабораторных опытов.
  • Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
  • Формировать умение отгадывать загадки.
  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Для достижения цели занятия я использовала методы: эксперимент, беседа, сравнение, наблюдение. Дети учились устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные свойства воды и значение воды для жизни и здоровья людей.

Во время опытов учила ребят соблюдать правила безопасности, способствовала развитию мышления, памяти, речи, ввела новые понятия и слова: лаборатория, «круговорот воды в природе», фильтрование, пароход, гидроэлектростанция, рыболовецкое судно; поддерживала интерес к познавательной деятельности при помощи создания проблемных ситуаций.

На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность, призывала к бережному отношению к окружающей среде.

Считаю, что образовательная деятельность была результативной, задачи, которые ставила перед собой, выполнены, цель достигнута.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Берегите природу» Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы

Сценарий  экологического   праздника, по охране окружающей  природы для детей  подготовительной группы....

Консультация для родителей "Посильный вклад в охрану природы" - в рамках проекта "Берегите природу"

Консультация для родителей Посильный вклад в охрану природыУчёные прогнозируют глобальную экологическую катастрофу. Сидя в своих уютных квартирах, люди даже и не подозревают, что где-то там, дале...

Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.

Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.Программные задачи:- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;- форми...

Презентация для детей "Берегите природу: от грязной природы не будет роду"

Презентация для детей"Берегите природу: от грязнойприроды не будет роду"...

Проект "Береги свет, тепло и воду - береги природу!"

Познавательно-исследовательский проект с детьми стршего дошкольного возраста....