НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка занятия в средней группе
Тема: «Мыло – фокусник»
Цель: формировать представление о мыле и его разновидностях; развивать мыслительные процессы детей.
Программные задачи:
1.Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло).
2. Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни.
2. Развивать память, внимание, мышление детей.
3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.
Интеграция ОО: «Познание», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд».
Оборудование и материалы:
- посылка с кусками мыла разного по цвету, форме, запаху;
- схема алгоритма мытья рук;
- стаканчики с водой;
- трубочки;
- перо;
- камешки;
- цифры;
- туалетное мыло, жидкое мыло, хозяйственное мыло.
Предварительная работа: чтение стихотворения К. Чуковского
« Мойдодыр», беседы на тему « Зачем людям мыло?», « Зачем надо умываться? ».
Ход занятия
Дети свободно играют. Вбегает в группу мальчик, испачканный в грязи, и кричит:
-Помогите, спасите!
(Прячется за детьми.)
-Ой, мальчик, от кого ты убегаешь?
(Он оглядывается по сторонам и прячется под стол.)
-Ребята, вы не знаете этого мальчика, и от кого он убегает?
( Дети высказывают свои предположения).
-Правильно, это «Грязнуля из сказки «Мойдодыр».
-Почему он убегает от «Мойдодыра»?.
(Не хотел умываться).
-Ребята, давайте поможем мальчику. Что мы можем сделать?
(Умыть его.)
-А что нам для этого нужно?
(Вода и мыло).
-Вода у нас есть, а где нам взять мыло?
(Купить в магазине).
-Я вас приглашаю пойти в магазин.
Сюжетно – ролевая игра «Хозяйственный магазин»
(На полках разложено туалетное, хозяйственное, жидкое мыло. Дети рассматривают его. Называют цвет, форму, запах.)
-А почему мыло такое разное?
(Для разного применения).
-Ребята, давайте пригласим мальчика-грязнулю в магазин, и пусть он выберет себе мыло сам.
( Мальчик выбирает мыло и поясняет выбор).
(-Мне нравится мыло круглое, красного цвета, с запахом клубнички, потому что я очень люблю клубничку.)
-Дашенька, а какое тебе нравится мыло?
(Ответы детей.)
-Мыло, которым моем руки, называется туалетным, оно может быть разного цвета, формы и иметь разный запах.
-Ребята, я хочу купить мыло прямоугольной формы, коричневого цвета.
-Кто-нибудь видел такое мыло?
- Какой запах у этого мыла?
- Где оно применяется?
(Выслушиваю ответы детей).
- Коричневое мыло с необычным запахом называют хозяйственным. Им можно стирать и делать уборку в доме.
Этим мылом можно постирать одежду «Грязнули».
(«Грязнуля» замечает на полке магазина бутылочки.)
-Я хочу этот лимонад.
-Ребята, скажите, а разве в хозяйственном магазине продают лимонад? (Нет).
-Посмотрите внимательно, что продаётся в бутылочках?
( Жидкое мыло, оно разного цвета и запаха ).
-А почему мы его называем жидким?
( Потому что течёт).
(Дети покупают все виды мыла и отправляемся обратно в детский сад.
В детском саду они помогают «Грязнуле» умыться, стирают одежду, развешивают на верёвке. Подводят мальчика к зеркалу).
-Неужели это я?
-Мыло – Фокусник превратило меня в «Чистюлю».
-Теперь мне нечего бояться «Мойдодыра».
-Спасибо, вам, ребята.
Да, здравствует мыло душистое!
-А сейчас мы с ребятами приглашаем тебя в нашу исследовательскую лабораторию. Чтобы попасть туда, нужно преодолеть препятствия.
Спортивная физминутка
-Нам нужно попасть в волшебную пещеру. Сначала пройдем по волшебной дорожке, высоко поднимая ноги.
(Проходят по дорожке, перешагивая через препятствия – кубики разных размеров).
- А это вход в волшебную пещеру.
(Дети перешагивают через обруч)
- Вот мы и оказались в исследовательской лаборатории.
- Кто мне скажет, почему лаборатория называется исследовательской?
(Ответы детей)
(На столе стаканчики с водой, дети становятся возле них.)
-Как вы думаете, что в этих стаканчиках?
- Как вы догадались, что там вода?
(Предлагается детям понюхать).
- Имеет вода запах? (Ответы детей.)
- Какого цвета она? (Ответы детей.)
- Можно увидеть предмет сквозь воду? (Ответы детей.)
-Правильно.Вода без запаха, прозрачная, бесцветная.
-А если мы нальём в стакан мыло, что произойдёт с водой?
(Вода станет мутная.)
- Ребята, с водой и мылом можно проводить опыты.
-Давайте проведём опыт: «Как получить пену с помощью мыла и воды?»
- Возьмите трубочку, опустите в воду с мылом, подуйте в нее.
- Что происходит?
(Получается пена.)
- Из воды пошли пузыри.
-Любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
-Мы взбили хорошую пену. А теперь положим на неё перо.
-Что происходит с пером?
(Оно держится)
-А почему оно держится?
(Оно лёгкое).
-А теперь на пену положите камень. Что происходит с камнем?
(Он падает, тонет).
- Почему тонет камень?
(Он тяжёлый).
-Возьми, Артем, в одну руку пёрышко, а в другую камень и скажи что легче, а что тяжелее.
(Пёрышко лёгкое, а камень тяжёлый).
-Мыльная пена может быть очень высокой, прочной. Она держит предметы, которые легче неё.
-Давайте поиграем в игру: «Поймай пузыри».
(Несколько детей выдувают мыльные пузыри, а остальные их ловят ).
-Как у вас получились такие большие, высокие и прочные пузыри?
(Мы их выдували).
-А теперь я предлагаю вам нарисовать пузыри.
(Дети под музыку рисуют мыльные пузыри.)
-Молодцы, ребята! Получились замечательные пузыри.
-А во что мы можем на бумаге превратить пузыри?
(В воздушные шарики, если нарисуем у пузырей ниточки).
- Ребята, скажите, зачем нужно мыть руки?
(Чтобы руки были чистыми, не было микробов).
- Послушайте сказку о микробах.
Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем было приятнее и тем их становилось больше. Вот кот-то на столе оставил немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Прилетела муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелке, на ложке, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
- Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел?
- Что помогает нам победить микробы?
(Мытье рук).
- Что нужно, чтобы как следует вымыть руки?
(Вода и мыло).
-Мыло убивает микробы.
- Когда следует мыть руки?
(Когда приходим с улицы, туалета, перед едой….).
- Как правильно мыть руки?
(Дети рассказывают алгоритм мытья рук).
- Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам попасть в организм?
(Следить за чистотой рук, не кушать грязные овощи и фрукты).
- Мыло – это защитник от микробов и грязи. Мы с вами никогда не будем забывать мыть руки.
(«Грязнуля» прощается с детьми и уходит.)
-А сейчас возьмем воздушные шарики, полетим обратно в детский сад и расскажем детям о пользе мыла.