Проект "Волшебница - вода"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Истигечева Елена Николаевна

Формирование у детей представления о природном объекте - воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx56.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение:

детский сад №1 «Аленушка» города Асино Томской области

Познавательно – исследовательский

 проект

«Волшебница - вода»

             

База выполнения проекта:

группа детей старшего возраста(5-6 лет) 33 человека, родители, воспитатели

           

        

                                                      Автор проекта:

                                                                              Истигечева Елена Николаевна

                                                                           Иванова Лариса Витальевна

                                                воспитатели

                                               

                                                  Октябрь 2017 – Февраль 2018г.

Тема проекта:  «Волшебница вода»

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети 5 – 6 лет (33 человека), родители

Проблема: Недостаточность знаний детей о роли воды в жизни человека,

несформированность целостного представления дошкольников о воде, как объекте неживой природы.

Степень разработки проблемы: Методической литературы для воспитателя имеется достаточно, а вот художественной литературы для детей по теме проекта имеется недостаточно.

Объект: Процесс исследования детьми воды.

Предмет: Условия, созданные для проведения проекта, формирование познавательного интереса путём экспериментирования с водой.

Актуальность:

Осенью на прогулке  дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе?

По результатам бесед с детьми выяснилось, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, как происходят превращения воды в снег, лед, снежинки; почему человек состоит из воды, как вода помогает всему живому жить и расти.

Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?

Цель проекта:

Формирование у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.
  • Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье.
  • Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды.
  • Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность.
  • Развивать умение работать в группе.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию.
  • Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;

Гипотеза: если будет реализован проект «Волшебница вода» у детей расширятся познавательные, исследовательские способности, сформируется  бережное отношения к воде и пополнится словарный запас. Повысится  компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Ресурсы:

Материально- технические:  компьютер, мультимедийный  проектор, экран, презентаци о воде, слайд шоу «Круговорот воды в природе», материалы для НОД , (вода, пищевые красители, соль, сахар,песок. разные емкости и др.) иллюстрации, картинки (методическая литература). Дидактические игры: «Подбери словечко: я знаю, что вода – это…» (подбор разных состояний воды: роса, дождь, река),  «Подбери словечко: что вода делает?» (подбор действий),  «Отвечай быстро»,  «Четвертый лишний»,  «Да – нет»,  «Пишущая машинка»,  «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». «Потерялись капельки», «Угадай-ка», «Жители морей и океанов», «Воздух, земля, вода», «Капельки», «Разрезные картинки», « Какой бывает вода?», «Собери картинку»,  «Доскажи словечко», «Кто больше назовет»,  «Потому что…», «Кому нужна вода, а кому полянка»,  «Один – много».  

 Игры с водой, игры со снегом.

Пальчиковая игра «Капитан», «Вышел дождик на прогулку», «Дождик», «Ветер на море», «Рыбки» 

Подвижные игры: Пройди через речку по мостику”, “Ходят капельки по кругу», «Снежиночки-пушиночки», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте», «Море волнуется», «Удочка». «Земля, Вода, Огонь, Воздух». Игра малой подвижности «Водяной».  Игры с водой « Поймай рыбку для лисички».

Кадровые:

Педагог (воспитатель), дети 5-6 лет 33 человека, родители.

Информационные: Художественная и специальная литература (по теме проекта), Интернет -  ресурсы.

                                                  План реализации проекта

1 этап. Подготовительный:

Задачи:

 1.Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

 2. Пополнить развивающую среду:

  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Подбор энциклопедий, карт, схем;
  • Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
  • Составление картотеки опытов с водой;
  • Подготовка оборудования для опытов с водой.

3.Проанализировать знания детей, родителей по теме проекта.

4. Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Мероприятие

Сроки

Цель

Изучение уровня знаний по теме.

Подбор методической  литературы, художественной литературы, для чтения, стихов, загадок по теме.

Обеспечение проекта наглядными пособиями – уголок Экспериментирования.

Планирование предстоящей работы.

Консультация для родителей по теме проекта

Декабрь (2 недели)

Определить актуальные знания детей о воде.

Методическое обеспечение проекта.

Изготовление дидактических пособий по теме, подбор дидактических, подвижных, словесных игр по теме.

Написание конспектов НОД

Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Вода»

   

       

2 этап. Основной:

Задачи:

1.Разработать перспективный план познавательного цикла.

2.Подготовить информацию для родителей по темам:

  • Эксперименты в детском саду;
  • Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
  • Почему воду нужно беречь?
  • Составление схемы «Круговорот воды в природе».
  • Книжки-малышки о воде.

3.Поддержать стремление всех участников проекта активно участвовать в работе проекта.

4.Развивать исследовательские и познавательные способности в процессе реализации проекта.

        

Мероприятие

Сроки

Цель

Познавательная беседа «Вода - наш друг!»

Прослушивание аудиозаписи – детская песенка «Вода буль-буль»

 Октябрь (2 недели)

Уточнение  и расширение знания детей о воде.

Д/и «Подбери словечко: я знаю, что вода – это…»

Активизация  речи.

Чтение экологической сказки «Жила-была Капелька»

Ознакомление детей со сказками экологического характера.

П/и » «Ходят капельки по кругу»

Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Опыт «Вода не имеет формы»

Выяснить имеет ли вода определенную форму.

Познавательная беседа «Вода вокруг нас»

Просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы»

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.

НОД  «Рисование природных водоёмов: родник, ручей, озеро»

Закрепить умения детей рисовать: родник, ручей, озеро.

Чтение стихотворение

А. Тараскина  «Сколько знаю я дождей» , «Ручеёк» Т.Жиброва

Октябрь (2 недели)

Побеседовать с детьми по содержанию стихотворения.

Познавательная беседа «Путешествие капельки»

Наблюдение  за водой,

Наблюдение  за испарением

Закрепить знания о круговороте воды в природе.

Чтение : Н. А.Рыжова 

 «Жила – была Река», 

Учить детей бережно относится к природе.

Опыт «Вода прозрачная и бесцветная.

Выяснить какого цвета вода.

П/и «Пройди через речку по мостику»

Развивать координацию движений.

Опыт « Вода не имеет запаха»

Определить запах воды.

Д/и «Воздух, земля, вода»

Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб по месту обитания

Познавательная беседа «Вода нужна всем»

Наблюдение за растениями

Ноябрь(2 недели)

Закрепить знания детей о том, зачем нужна вода.

Просмотр слайд-шоу «Водопады»,

Прослушивание аудиозаписей «Звонкий ручей» «Шум водопада»

Приобщать детей к искусству.

Д/и «Жители морей и океанов»

 Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Чтение рассказа Н. А. Рыжова  «Как люди речку обидели»

Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

Загадки, пословицы, заклички о воде

Развивать выразительность речи, память.

НОД  «Волшебница вода»

Ноябрь (2 неделя)

Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут).

Д/и «Доскажи словечко»

Развивать мышление, гибкость и динамичность представления, умение использовать имеющиеся знания. 

Опыт  «Тонет, не тонет»

Показать детям, что в окружающем нас мире есть предметы тяжелее и легче воды.

Познавательная беседа «Волшебница вода»

Наблюдение за снегом

Систематизировать знания  о  физических состояниях воды.

Д/и «Какой бывает вода?»

Закрепить состояние воды.

Познавательная беседа «Берегите воду»

Учить детей беречь водопроводную воду.

НОД  «Подводные жители»

в технике обрывная аппликации

 Декабрь (2 недели)

 Развивать творческое воображение. Воспитывать чувство сопереживания.

Опыт  «Вода не имеет вкуса»

Определить воду на вкус.

Чтение  С. Сахарнов  «Кто в море живёт?» 

Учить детей бережно относится к природе.

 Опыт «Лёд – твердаая вода»

Познакомить детей с природным явлением – льдом. С его свойствами (прозрачный, хрупкий, тонкий).

Д/и «Кому нужна вода?»

Закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому (человеку, животным, насекомым, растениям).

П/и «На болоте»

Учить детей копировать обитателей живущих на болоте.

Познавательная беседа «Водоемы»

Просмотр слайд-шоу «Искусственные водоёмы»

Декабрь (2 неделя)

 Познакомить детей с естественными и искусственными водоёмами.

Чтение стихотворений

В. Фетисов «Речка зимой». Е. Стеквашова «Моряк» 

Учить детей слушать произведения, учить выделять какими словами сказано о состоянии воды.

Опыт  «Вода- растворитель»

Определить могут ли растворяться в воде различные вещества.

Д/и Где снежинки?

 Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Опыт « Не все вещества растворяются в воде»

Убедиться в том, что не все вещества растворяются в воде.

П/и «Ручеек»

Учить бегать не сталкиваясь.

Опыт «Вода может впитываться»

     Январь (2 недели)

 Выяснить может ли вода впитываться.

Д/и «Подбери словечко: что вода делает?»

Развивать мышление, речь, подобрать  действия.

Чтение стихотворения

Я. Тайц  «Речка»

Развивать внимание, выразительность речи, создавать хорошее настроение.

НОД «Вода – наше богатство»

Расширить представления детей о том, где используется вода.

Опыт «Вода – газообразная»

Уточнить представление о том, что вода – это жидкое вещество.

Д/и «Вода – это…»

Развивать мышление, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

П/и «Водяной»

Развивать координацию движений.

Тематическая беседа «Что мы знаем о воде?»

      Февраль (2 недели)

Уточнить с детьми представление о том, что вода очень ценный продукт. Воспитывать бережное отношение к воде.

П/и «Рыбка плавают»

Закрепить умение повторять движения.

Опыт  «Вода может быть твёрдая»

Уточнить представление о том, что вода бывает твердая, жидкая и парообразная.

НОД «Царица вода»

Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Опыт «Животворное свойство воды»

Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Д/и «Подскажи словечко».

Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.

Опыт «Свойства соленой воды»

    Февраль (2 недели)

Познакомить со свойствами солёной воды.

Интегрированное НОД по познавательному развитию

«Что за чудесница, водица-волшебница»

Показать детям, в каком виде существует вода.

Опыт «Выращиваем соленые кристаллы

Показать свойства соленой воды и наблюдать за образованием соленых кристаллов.

Чтение стихотворений «Речка зимой» В.Фетисова, «Моряк» Е.Стеквашова

Учить детей слушать произведения.

П/и «Море волнуется»

Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Развлечение по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная капелька»

 Воспитывать бережное отношение к воде, способность самостоятельно делать выводы.

3 этап. Итоговый

Задачи:

  • Провести итоговое мероприятие.
  • Оформить выставку книжек- малышек и детских работ.
  • НОД «Волшебная капелька»

Задачи:

Закрепить знания о круговороте воды в природе, познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность, сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека, развивать логическое мышления, учить делать воды, стимулировать познавательную активность детей.

Конечный продукт проекта: 

  • Дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно- исследовательской деятельности; -дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов; -самостоятельно устанавливают взаимосвязи: снег-вода-лед; лед- вода-лед; вода-пар.
  • В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вкуса; вода прозрачная; вода является растворителем.
  • У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.
  • Дети умеют применять полученные знания в продуктивной деятельности.
  • Оформление презентации проекта.  
  • Выставка детских работ.
  • Выставка книжек-малышек, выполненных в совместной деятельности с родителями.

Предполагаемый результат:
У детей сформированы представления о свойствах воды, об использовании воды в природе и жизни человека.
Имеют представления о том,  как происходит круговорот воды в природе.
Проявляют познавательные способности: демонстрируют  предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Воплощают идеи в творческой деятельности.

В качестве негативных последствий можно прогнозировать:  потеря интереса и мотивации детей и родителей, некачественная работа над проектом, отсутствие интереса родителей в участии проекта.

Способы коррекции негативных последствий: создание, пополнение игровой предметно- развивающей среды, создание условий для  развития мотивации у детей,  доброжелательных отношений среди участников проекта,  создание  различных видов деятельности, поддержка детей в решении вопросов возникающих в ходе работы над проектом.

Дидактическим инструментом является:

Схема изучения знаний детей о воде

1.Знают ли дети свойства вводы? (Жидкая, твёрдая, прозрачная, парообразная..)

2. Умеют ли использовать воду в быту и в жизни?

3. Воспитанно ли у них бережное отношение к воде?

Методика диагностики

Беседы с детьми;

Наблюдения за детьми;

Овладение педагогом инновационной технологией

Список литературы для детей:

Художественная литература: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».: Г. -Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова «Не просто сказки…». «Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр» «Дождик»Л. Квитко; «Первый снег» Я. Аким; «Град»Г. Цыферов; «Крокодиловы слёзы» Х. Лаиглессия; «Данка по воду пошла» ; «Как черепаха по воду ходила»; «Обвал»Борис Житков; «Весна» Богдан Чалый; «Кто в море живёт» С. Сахарнов; «Я под краном руки мыла»; «Горные ручьи»Д. Максимович, стихотворение «Сколько знаю я дождей» (А. Тараскин, «Ручеёк»(Т. Жиброва), «Алёшка и снежок» (Е. Андреева, «Трудолюбивая вода», стихотворение «Речка зимой» (В. Фетисов, «Моряк» (Е. Стеквашова). Заклички, пословицы, поговорки. Пальчиковая игра «Капитан», «Вышел дождик на прогулку», «Дождик», «Ветер на море», «Рыбки».  Загадки и пословицы по теме.

Список литературы для педагога:

1.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

2.Л.В Рыжова: Методика детского экспериментирования -.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015
3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

4. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

5. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

8. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.

9. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

10. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

11. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

12. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005

13. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006

14. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.

15. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...

Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде

Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...