Проект "Волшебница - вода"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формирование у детей представления о природном объекте - воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda.docx | 56.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение:
детский сад №1 «Аленушка» города Асино Томской области
Познавательно – исследовательский
проект
«Волшебница - вода»
База выполнения проекта:
группа детей старшего возраста(5-6 лет) 33 человека, родители, воспитатели
Автор проекта:
Истигечева Елена Николаевна
Иванова Лариса Витальевна
воспитатели
Октябрь 2017 – Февраль 2018г.
Тема проекта: «Волшебница вода»
Вид проекта: познавательно – исследовательский
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети 5 – 6 лет (33 человека), родители
Проблема: Недостаточность знаний детей о роли воды в жизни человека,
несформированность целостного представления дошкольников о воде, как объекте неживой природы.
Степень разработки проблемы: Методической литературы для воспитателя имеется достаточно, а вот художественной литературы для детей по теме проекта имеется недостаточно.
Объект: Процесс исследования детьми воды.
Предмет: Условия, созданные для проведения проекта, формирование познавательного интереса путём экспериментирования с водой.
Актуальность:
Осенью на прогулке дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе?
По результатам бесед с детьми выяснилось, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, как происходят превращения воды в снег, лед, снежинки; почему человек состоит из воды, как вода помогает всему живому жить и расти.
Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?
Цель проекта:
Формирование у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.
- Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье.
- Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды.
- Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность.
- Развивать умение работать в группе.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию.
- Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;
Гипотеза: если будет реализован проект «Волшебница вода» у детей расширятся познавательные, исследовательские способности, сформируется бережное отношения к воде и пополнится словарный запас. Повысится компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Ресурсы:
Материально- технические: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентаци о воде, слайд шоу «Круговорот воды в природе», материалы для НОД , (вода, пищевые красители, соль, сахар,песок. разные емкости и др.) иллюстрации, картинки (методическая литература). Дидактические игры: «Подбери словечко: я знаю, что вода – это…» (подбор разных состояний воды: роса, дождь, река), «Подбери словечко: что вода делает?» (подбор действий), «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». «Потерялись капельки», «Угадай-ка», «Жители морей и океанов», «Воздух, земля, вода», «Капельки», «Разрезные картинки», « Какой бывает вода?», «Собери картинку», «Доскажи словечко», «Кто больше назовет», «Потому что…», «Кому нужна вода, а кому полянка», «Один – много».
Игры с водой, игры со снегом.
Пальчиковая игра «Капитан», «Вышел дождик на прогулку», «Дождик», «Ветер на море», «Рыбки»
Подвижные игры: Пройди через речку по мостику”, “Ходят капельки по кругу», «Снежиночки-пушиночки», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте», «Море волнуется», «Удочка». «Земля, Вода, Огонь, Воздух». Игра малой подвижности «Водяной». Игры с водой « Поймай рыбку для лисички».
Кадровые:
Педагог (воспитатель), дети 5-6 лет 33 человека, родители.
Информационные: Художественная и специальная литература (по теме проекта), Интернет - ресурсы.
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный:
Задачи:
1.Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
- Подбор художественной литературы по теме;
- Подбор энциклопедий, карт, схем;
- Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
- Составление картотеки опытов с водой;
- Подготовка оборудования для опытов с водой.
3.Проанализировать знания детей, родителей по теме проекта.
4. Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Мероприятие | Сроки | Цель |
Изучение уровня знаний по теме. Подбор методической литературы, художественной литературы, для чтения, стихов, загадок по теме. Обеспечение проекта наглядными пособиями – уголок Экспериментирования. Планирование предстоящей работы. Консультация для родителей по теме проекта | Декабрь (2 недели) | Определить актуальные знания детей о воде. Методическое обеспечение проекта. Изготовление дидактических пособий по теме, подбор дидактических, подвижных, словесных игр по теме. Написание конспектов НОД |
Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Вода» |
2 этап. Основной:
Задачи:
1.Разработать перспективный план познавательного цикла.
2.Подготовить информацию для родителей по темам:
- Эксперименты в детском саду;
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
- Почему воду нужно беречь?
- Составление схемы «Круговорот воды в природе».
- Книжки-малышки о воде.
3.Поддержать стремление всех участников проекта активно участвовать в работе проекта.
4.Развивать исследовательские и познавательные способности в процессе реализации проекта.
Мероприятие | Сроки | Цель |
Познавательная беседа «Вода - наш друг!» Прослушивание аудиозаписи – детская песенка «Вода буль-буль» | Октябрь (2 недели) | Уточнение и расширение знания детей о воде. |
Д/и «Подбери словечко: я знаю, что вода – это…» | Активизация речи. | |
Чтение экологической сказки «Жила-была Капелька» | Ознакомление детей со сказками экологического характера. | |
П/и » «Ходят капельки по кругу» | Познакомить детей с круговоротом воды в природе. | |
Опыт «Вода не имеет формы» | Выяснить имеет ли вода определенную форму. | |
Познавательная беседа «Вода вокруг нас» Просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы» | Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. | |
НОД «Рисование природных водоёмов: родник, ручей, озеро» | Закрепить умения детей рисовать: родник, ручей, озеро. | |
Чтение стихотворение А. Тараскина «Сколько знаю я дождей» , «Ручеёк» Т.Жиброва | Октябрь (2 недели) | Побеседовать с детьми по содержанию стихотворения. |
Познавательная беседа «Путешествие капельки» Наблюдение за водой, Наблюдение за испарением | Закрепить знания о круговороте воды в природе. | |
Чтение : Н. А.Рыжова «Жила – была Река», | Учить детей бережно относится к природе. | |
Опыт «Вода прозрачная и бесцветная. | Выяснить какого цвета вода. | |
П/и «Пройди через речку по мостику» | Развивать координацию движений. | |
Опыт « Вода не имеет запаха» | Определить запах воды. | |
Д/и «Воздух, земля, вода» | Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб по месту обитания | |
Познавательная беседа «Вода нужна всем» Наблюдение за растениями | Ноябрь(2 недели) | Закрепить знания детей о том, зачем нужна вода. |
Просмотр слайд-шоу «Водопады», Прослушивание аудиозаписей «Звонкий ручей» «Шум водопада» | Приобщать детей к искусству. | |
Д/и «Жители морей и океанов» | Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов. | |
Чтение рассказа Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели» | Учить детей внимательно слушать литературное произведение. | |
Загадки, пословицы, заклички о воде | Развивать выразительность речи, память. | |
НОД «Волшебница вода» | Ноябрь (2 неделя) | Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут). |
Д/и «Доскажи словечко» | Развивать мышление, гибкость и динамичность представления, умение использовать имеющиеся знания. | |
Опыт «Тонет, не тонет» | Показать детям, что в окружающем нас мире есть предметы тяжелее и легче воды. | |
Познавательная беседа «Волшебница вода» Наблюдение за снегом | Систематизировать знания о физических состояниях воды. | |
Д/и «Какой бывает вода?» | Закрепить состояние воды. | |
Познавательная беседа «Берегите воду» | Учить детей беречь водопроводную воду. | |
НОД «Подводные жители» в технике обрывная аппликации | Декабрь (2 недели) | Развивать творческое воображение. Воспитывать чувство сопереживания. |
Опыт «Вода не имеет вкуса» | Определить воду на вкус. | |
Чтение С. Сахарнов «Кто в море живёт?» | Учить детей бережно относится к природе. | |
Опыт «Лёд – твердаая вода» | Познакомить детей с природным явлением – льдом. С его свойствами (прозрачный, хрупкий, тонкий). | |
Д/и «Кому нужна вода?» | Закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому (человеку, животным, насекомым, растениям). | |
П/и «На болоте» | Учить детей копировать обитателей живущих на болоте. | |
Познавательная беседа «Водоемы» Просмотр слайд-шоу «Искусственные водоёмы» | Декабрь (2 неделя) | Познакомить детей с естественными и искусственными водоёмами. |
Чтение стихотворений В. Фетисов «Речка зимой». Е. Стеквашова «Моряк» | Учить детей слушать произведения, учить выделять какими словами сказано о состоянии воды. | |
Опыт «Вода- растворитель» | Определить могут ли растворяться в воде различные вещества. | |
Д/и Где снежинки? | Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. | |
Опыт « Не все вещества растворяются в воде» | Убедиться в том, что не все вещества растворяются в воде. | |
П/и «Ручеек» | Учить бегать не сталкиваясь. | |
Опыт «Вода может впитываться» | Январь (2 недели) | Выяснить может ли вода впитываться. |
Д/и «Подбери словечко: что вода делает?» | Развивать мышление, речь, подобрать действия. | |
Чтение стихотворения Я. Тайц «Речка» | Развивать внимание, выразительность речи, создавать хорошее настроение. | |
НОД «Вода – наше богатство» | Расширить представления детей о том, где используется вода. | |
Опыт «Вода – газообразная» | Уточнить представление о том, что вода – это жидкое вещество. | |
Д/и «Вода – это…» | Развивать мышление, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения. | |
П/и «Водяной» | Развивать координацию движений. | |
Тематическая беседа «Что мы знаем о воде?» | Февраль (2 недели) | Уточнить с детьми представление о том, что вода очень ценный продукт. Воспитывать бережное отношение к воде. |
П/и «Рыбка плавают» | Закрепить умение повторять движения. | |
Опыт «Вода может быть твёрдая» | Уточнить представление о том, что вода бывает твердая, жидкая и парообразная. | |
НОД «Царица вода» | Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды. | |
Опыт «Животворное свойство воды» | Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. | |
Д/и «Подскажи словечко». | Развивать речь детей, моторику речевого аппарата. | |
Опыт «Свойства соленой воды» | Февраль (2 недели) | Познакомить со свойствами солёной воды. |
Интегрированное НОД по познавательному развитию «Что за чудесница, водица-волшебница» | Показать детям, в каком виде существует вода. | |
Опыт «Выращиваем соленые кристаллы | Показать свойства соленой воды и наблюдать за образованием соленых кристаллов. | |
Чтение стихотворений «Речка зимой» В.Фетисова, «Моряк» Е.Стеквашова | Учить детей слушать произведения. | |
П/и «Море волнуется» | Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений. | |
Развлечение по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная капелька» | Воспитывать бережное отношение к воде, способность самостоятельно делать выводы. |
3 этап. Итоговый
Задачи:
- Провести итоговое мероприятие.
- Оформить выставку книжек- малышек и детских работ.
- НОД «Волшебная капелька»
Задачи:
Закрепить знания о круговороте воды в природе, познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность, сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека, развивать логическое мышления, учить делать воды, стимулировать познавательную активность детей.
Конечный продукт проекта:
- Дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно- исследовательской деятельности; -дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов; -самостоятельно устанавливают взаимосвязи: снег-вода-лед; лед- вода-лед; вода-пар.
- В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вкуса; вода прозрачная; вода является растворителем.
- У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.
- Дети умеют применять полученные знания в продуктивной деятельности.
- Оформление презентации проекта.
- Выставка детских работ.
- Выставка книжек-малышек, выполненных в совместной деятельности с родителями.
Предполагаемый результат:
У детей сформированы представления о свойствах воды, об использовании воды в природе и жизни человека.
Имеют представления о том, как происходит круговорот воды в природе.
Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Воплощают идеи в творческой деятельности.
В качестве негативных последствий можно прогнозировать: потеря интереса и мотивации детей и родителей, некачественная работа над проектом, отсутствие интереса родителей в участии проекта.
Способы коррекции негативных последствий: создание, пополнение игровой предметно- развивающей среды, создание условий для развития мотивации у детей, доброжелательных отношений среди участников проекта, создание различных видов деятельности, поддержка детей в решении вопросов возникающих в ходе работы над проектом.
Дидактическим инструментом является:
Схема изучения знаний детей о воде
1.Знают ли дети свойства вводы? (Жидкая, твёрдая, прозрачная, парообразная..)
2. Умеют ли использовать воду в быту и в жизни?
3. Воспитанно ли у них бережное отношение к воде?
Методика диагностики
Беседы с детьми;
Наблюдения за детьми;
Овладение педагогом инновационной технологией
Список литературы для детей:
Художественная литература: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».: Г. -Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова «Не просто сказки…». «Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр» «Дождик»Л. Квитко; «Первый снег» Я. Аким; «Град»Г. Цыферов; «Крокодиловы слёзы» Х. Лаиглессия; «Данка по воду пошла» ; «Как черепаха по воду ходила»; «Обвал»Борис Житков; «Весна» Богдан Чалый; «Кто в море живёт» С. Сахарнов; «Я под краном руки мыла»; «Горные ручьи»Д. Максимович, стихотворение «Сколько знаю я дождей» (А. Тараскин, «Ручеёк»(Т. Жиброва), «Алёшка и снежок» (Е. Андреева, «Трудолюбивая вода», стихотворение «Речка зимой» (В. Фетисов, «Моряк» (Е. Стеквашова). Заклички, пословицы, поговорки. Пальчиковая игра «Капитан», «Вышел дождик на прогулку», «Дождик», «Ветер на море», «Рыбки». Загадки и пословицы по теме.
Список литературы для педагога:
1.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2.Л.В Рыжова: Методика детского экспериментирования -.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015
3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
4. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
6.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
8. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
9. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
10. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
11. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
12. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
13. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
14. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
15. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...