Осень
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Гавриленкова Вера Ивановна

Обобщить и расширить знания детей о времени года осень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Конспект

занятия по формированию

целостной картины мира

в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Тема  «Осень»

Технологии:

Здоровьесберегающие

Игровые

          Развивающего обучения

Информационно-коммуникационные

Воспитатель

Высшей категории

В.И.Гавриленкова

Ноябрь 2016г.

Цель: Обобщить и расширить знания детей о времени года осень.

Образовательные задачи:

Обобщить и расширить знания детей о времени года осень.

Обогащение  и уточнение словарного запаса.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развитие связной речи, умение составлять рассказ по мнемотаблице

Развитие внимания,  логического и образного мышления.

Совершенствование умений образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

 Образование согласования существительных, местоимений с числительными

Развитие мелкой моторики и  графомоторных навыков.

 Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство взаимопомощи

Воспитывать умение работать в коллективе.

воспитывать бережливое отношение к наглядному материалу.

 Воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Технологии:

Здоровьесберегающие (речь с движением)

Игровые (Игровые ситуации)

Развивающего обучения (лексико-грамматические игры, игры на развитие мышления, составление рассказа)

Информационно-коммуникационные Просмотр презентации «Осень»

 Раздаточный материал: осенние листочки, картинки осенних месяцев, листы  А4, карандаши. Материал: картины с изображением осенних пейзажей, труда людей осенью, перелёта птиц, погодных явлений. Музыка П. И. Чайковского «Времена года». Для дидактической игры «Какое время года» - сюжетные картинки с изображением различных времён года

 

Ход:

 Организационный  момент.

 Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят

- Дети, о каком времени года идёт речь в стихотворении?

- Какие определения мы можем дать осени, какая она бывает? (ранняя, золотая, богатая, тёплая, дождливая…)

 Основная часть.

 • Какие ещё времена года вы  знаете?  (назвать их в определённой последовательности)

 • Какие осенние месяцы вы знаете? (назвать их в определённой последовательности)

 • Ребята, а вам нравится осень?

 • А скажите, по каким признакам, приметам вы определили, что на этой картине изображена именно осень, а не какое другое время года?

 Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько картин об осени с изображением погодных явлений, перелёта птиц, подготовке животных к зиме, труда людей в саду и в поле.

  • Какие приметы осени вы знаете? (желтеют и опадают листья)

 • Как называется это явление? (листопад) (это сложное слово, в нём спрятались два простых, маленьких слова: листья падают)

 • Какого цвета листья бывают осенью? (золотые, багряные, пурпурные)

 • Осенью идут очень частые дожди. Какие дожди бывают осенью? (мелкие, холодные, моросящие, грибные)

 • Что вы можете сказать о птицах?

 • Что происходит с днём и ночью? (дни становится короче, а ночи длиннее)

 • Что делают животные осенью? (готовятся к зиме)

 • Чем занимаются осенью люди? (собирают урожай)

 Очень хорошо, ребята! Вы посмотрели на картину, сами вспомнили об осени. А как вы думаете, осень – это весёлое или грустное время года? (грустное)

 А почему? Потому что природа как бы замирает. Прощаясь с яркими красками лета. Недаром великий русский поэт А. С. Пушкин писал об осени:

 Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса –

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и золото одетые леса…

 Сейчас мы с вами послушаем музыку великого русского композитора П. И. Чайковского «Времена года». Когда вы будете слушать, закройте глаза и представьте себе всё то, о чём мы с вами сегодня говорили. А когда прослушаем музыку, вы мне расскажете, что вы услышали.

 -Давайте назовем приметы осени.

 Солнце что делает?

  Осенью солнце какое?

 Осенью небо какое?

 Осенью идет дождь.

 Дождь какой?

 Осенью дует сильный ветер.

 Осенью опадают листья с деревьев.

Листья какие?

Осенью птицы улетают в теплые края.

Какие птицы?

  -Вот какое объемное слово «Осень» у нас получилось, оно состоит из множества частей, т. е. примет. Если мы говорим о солнце, что оно холодное, грустное, значит, и про осень мы можем сказать (какая она?), холодная, грустная, печальная, серая… .

Речь с движением «Дождик»

 Капля раз,

 (прыжок на носочках, руки в стороны)

 Капля два,

 (еще один прыжок)

 Очень медленно сперва.

 (4 прыжка)

 А потом, потом, потом

 Все бегом, бегом, бегом.

 (8 прыжков)

 Мы зонты свои раскрыли

 (развести руки в стороны)

 От дождя себя укрыли.

 (сомкнуть руки над головой полукругом)

Игра  «Скажи наоборот» ( на употребление антонимов)

 Летом солнце яркое, а осенью… .

 Летом небо светлое, а осенью… .

 Летом день длинный, а осенью….

 Летом тучи ходят высоко, а осенью…

 Летом люди растят урожай, а осенью… .

 Летом деревья стоят одетые, а осенью…

 Игра «Скажи иначе»  (подбор синонимов)

 Осенью небо серое - темное, хмурое, пасмурное…

 Осенью деревья нагие – голые, обнаженные… .

 Осенью цветы высохли – завяли…

 Осенью птицы улетают караванами – стаями, косяком, клином…

 Осенью птицам не хватает еды – пищи, корма, пропитания…

 Осенью путь на юг долгий – длинный, длительный, продолжительный… .

Упражнение «Найди ошибки» (чего не бывает осенью)

 Осенью дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

 Осенью под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

 Осенью набухают почки, распускаются листья.

 Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.

 Осенью дикие животные не делают запасы на зиму.

 Упражнение «Правильно - неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.

 Я взял зонт, потому что пошел дождь.

 (пошел дождь, потому что я взял зонт) .

 Птицы улетели на юг, потому что наступила осень.

 (наступила осень, потому что птицы улетели на юг) .

 -А кто знает какой дождик бывает? (сильный, косой, моросящий- картинки)

Предлагаю вам нарисовать этот дождь.

Зарисовка дождя

 (Дети рисуют на листочках карандашами дождик)

Речь с движением  «Осень в гости к нам пришла»

- Сегодня мы много говорили об осени, давайте  все повторим  и попробуем составить рассказ об осени

Презентация «Осень»

 графический план рассказа:

 1. Солнце. (Солнце светит.)

 2. Дождь. (Часто идут дожди.)

 3. Листья. (Листья на деревьях меняют цвет и опадают.)

 4. Ежик. (Животные готовятся к зиме.)

 5. Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)

 6. Люди (Люди одевают теплую одежду.)

Заключительная часть

 Про что мы сегодня с вами говорили?

 Какое сейчас время года?

 Молодцы, ребята! Все справились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...