Картотека "Патриотическое воспитание"
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Картотека по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 32
комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
196605, Санкт-Петербург, улица генерала Хазова, д.11, литер А
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ
Составитель: воспитатель высшей квалификационной категорииЕ.В.Разгуляева
2018год
Санкт - Петербург
Картотека дидактических и развивающих игр
по нравственно - патриотическому воспитанию
№ | Название игры | Цель | Материал | Источник |
Моя семья | ||||
1. | «Помощники в семье» | Способствовать формированию у детей уважения к труду взрослых членов семьи, сочувствия к ним, желание помочь. | Сюжетные картинки, на которых изображены разные бытовые сцены (кто-то помогает маме убирать квартиру, бабушке - лепить пироги, дедушке – ремонтировать мебель), соответствующие атрибуты. | Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» |
2. | «Назови ласково» | Вызвать желание рассказать о своей семье, используя слова в уменьшительно-ласкательной форме. Способствовать формированию у ребенка уважения к членам своей семьи. | Цветок с разноцветными лепестками. На каждом лепестке слова (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь) | Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» |
3. | «Мои пожелания для бабушки и дедушки» | Способствовать развитию уважительного отношения к пожилым и старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия и уважения. | Фотоальбом с семейными фотографиями | |
4. | «Телефонный разговор» | Игра объясняет детям значение телефонной связи как предмета первой необходимости в критических ситуациях, случающихся дома, а также правила телефонного разговора. | Игрушечный телефонный аппарат | Л.М. Шипицына «Азбука общения» |
5. | «Мама устала» | Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям | Стул | С.И. Симинака «Учимся сочувствовать, сопереживать» |
6. | «Угадай настроение» | Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания к родным и близким людям | Набор пиктограмм | С.И. Симинака «Учимся сочувствовать, сопереживать» |
7. | «Хорошо - плохо» | Способствовать формированию осознанного отношения к соблюдению требований родителей | Набор сюжетных картинок | С.И. Симинака «Учимся сочувствовать, сопереживать» |
8. | «Назови профессию» | Способствовать развитию интереса к профессиям своих родителей. | Набор картинок «Профессии», фотографии родителей. | Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью |
9. | «Генеалогическое древо» | Добиться усвоения знаний детей об именах и отчествах своих родителей и близких родственников. | Генеалогическое древо детей (совместно выполненных с родителями) | М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» |
Детский сад | ||||
1. | «Все работы хороши» | Добиться уточнения знаний о профессиях сотрудников детского сада. Способствовать формированию уважительного отношения к труду взрослых. | Набор картинок «Профессии» | Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» |
2. | «Где это находится» | Упражнять в умении свободно ориентироваться в помещении д/с и на участке. | Фотографии помещений детского сада | |
3. | «Что такое хорошо, что такое плохо» | Способствовать формированию осознанного отношения к соблюдению требований взрослых. Вызвать желание помочь работникам детского сада и о детям. | Набор сюжетных картинок из серии «Хорошо – плохо» | С.И. Симинака «Учимся сочувствовать, сопереживать» |
4. | «Подбери необходимые предметы» | Способствовать развитию знаний детей о д/с (о школе). Способствовать формированию чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу. | Картинки «Школьные принадлежности» Демонстрационный материал «Детский сад», «Школа» | |
5. | «Назови профессию» | Систематизировать знания детей о профессиях сотрудников детского сада. | Набор картинок «Профессии» | Маслова Л.Л. «Я и мир» |
6. | «Волшебники» | Способствовать формированию дружелюбного отношения, умения проявлять внимание и заботу к своим ровесникам. | Волшебная палочка | С.И. Симинака «Учимся сочувствовать, сопереживать» |
7. | «Помощники в саду» | Способствовать развитию у детей уважения к труду взрослых,вызвать желание помочь. | Сюжетные картинки из серии «Наш детский сад» | Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» |
Мой город | ||||
1. | «Гости Царского села» | Уточнить и закрепить знания детей о родном городе. Воспитывать любовь и желание больше узнать о достопримечательностях своего города. | Фотографии достопримечательностей города, карта города . Художественная литература. | Н.А.Гурьева «Детям о Царском Селе и Павловске» |
2. | «Путешествие по городу» | Добиться уточнения знаний детей о своем городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен. | Фотографии города, карта города Пушкина. Презентация «Наш город» | Н.А.Гурьева «Детям о Царском Селе и Павловске» |
3. | «Узнай, где я нахожусь» | Добиться уточнения знаний детей о родном городе. Упражнять в умении определять место расположения в городе по рассказу ребенка. | Открытки с видами родного города. | Н.А.Гурьева «Детям о Царском Селе и Павловске» |
4. | «Знаешь ли ты свой город?» | Добиться уточнения знаний детей о достопримечательностях своего города. Воспитывать любовь к родному городу. | Иллюстрации с изображением достопримечательностями города. | Т.Ю.Толкачёва «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга» |
5. | «Найди флаг и герб Санкт-Петербурга» | Добиться уточнения знаний детей о флаге и гербе родного города. | Флаги разных городов (около 10) | Т.Ю.Толкачёва «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга» |
6. | «Собери флаг и герб города» | Добиться уточнения знаний детей о флаге и гербе родного города. Упражнять в умении собирать из частей целое. | Разрезные герб и флаг города (на подгруппу детей). | Т.Ю.Толкачёва «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга» |
7. | «Назови профессию» | Обеспечить развитие интереса к профессиям людей, живущим в нашем городе. Способствовать формированию уважительного отношение к их труду. | Набор картинок «Профессии», фотографии родителей. Книги с иллюстрациями города, промышленных зон. | |
8. | «Кто в городе живет?» | Добиться уточнения знаний детей о национальностях, проживающих в нашем городе. Способствовать формированию уважительноего отношения к людям разных национальностей. | Набор картинок «Народы России» | С. Вохринцева Демонстрационный материал «Народы России» |
Родная страна | ||||
1. | «Узнай наш герб, флаг» «Государственные символы России» | Добиться уточнения знаний детей о государственных символах России – гербе и флаге. Способствовать формированию уважительного отношения государственным символам. | Российский флаг, изображения флагов разных стран | Н.Г. Зеленова «Мы живем в России» |
2. | «Иностранец» | В игровой форме закрепить знания детей России, о столице нашей Родины – Москве. | Фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка. | Н.Г. Зеленова «Мы живем в России» |
3. | «Узнай, где я нахожусь» | Добиться уточнения знаний детей о достопримечательностях Москвы. Способствовать развитию чувства гордости за свою столицу, за свою Родину. | Иллюстрации с изображением достопримечат. города Москвы . | Т.В. Смирнова «Дошкольникам о Москве и родной стране» стр. 56 |
6. | «Гости Москвы» | Добиться уточнения знаний детей о столице нашей Родины – Москвы. | Иллюстрации с изображением достопримечательностей города Москвы | Т.В. Смирнова «Дошкольникам о Москве и родной стране» |
7. | «Кто России живет?» | Добиться уточнения знаний детей о национальностях, проживающих на территории нашей страны. Способствовать формированию уважительного отношения к людям разных национальностей. | Набор картинок «Народы России» | С. Вохринцева Демонстрационный материал «Народы России» |
9. | «Праздники России» (разрезные картинки) | Добиться уточнения знаний детей о родной стране, о ее государственных и народных праздниках. | Разрезные картинки «Праздники России» | |
Наша армия | ||||
1. | «Богатыри земли русской» (разрезные картинки) | Добиться уточнения знаний детей о о русских богатырях, знать их имена. Упражнять в умении составлять целое из частей. Способствовать развитию интереса к истории возникновения Руси. | Разрезные картинки (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, «Три богатыря»). | Н.Г. Зеленова «Мы живем в России» |
2. | «На земле, на небе и на море» | Добиться уточнения знаний детей о Российской армии, о родах ее войск. Пробудить чувства гордости к своей Отчизне. | Набор картинок «Вооруженные силы России» | С. Вохринцева «Познавательная и обучающая книжка-расскраска» - «Вооруженные силы России» |
3. | «Подбери эмблему воину» | Добиться уточнения знаний детей о Российской армии, о родах ее войск. Пробудить чувства гордости к своей Отчизне, желание быть защитником своего Отечества. | Эмблемы разных видов войск, набор картинок «Вооруженные силы России» | |
4. | «Военная техника» (разрезные картинки) | Добиться уточнения знаний детей о Российской армии, о видах военной техники. Пробудить чувства гордости к своей Отчизне, уважение к профессии – военный. | Разрезные картинки «Военная техника» | С. Вохринцева «Познавательная и обучающая книжка-расскраска» - «Военная техника», «Танки», «Самолеты» |
5. | «Чем похожи, чем отличаются?» | Добиться уточнения знаний о сходствах и отличиях в форме воинов разных родов войск. Способствовать развитию интереса к профессии – военный. | Картинки с изображением разных родов войск. | Демонстрационный материал «Защитники Отечества» |
6. | «Кому что нужно?» | Пробудить патриотические чувства, желание быть похожими на солдат, быть храбрыми и отважными. | Иллюстрации «Три богатыря», «Моряки-подводники», «Танкисты», «»Десантники», «Военные летчики». Силуэты предметов техники, оружия. | Д. Денисова «Защитники Отечества» (для занятий с детьми 6-7 лет) |
Культура и традиции | ||||
1. | «Собери картинку» | Закрепить знания детей о разнообразных видах народно – прикладного искусства (дымковская игрушка, городецкая игрушка, матрешка). Развивать интерес к культурному наследию своего народа. | Разрезные картинки | С. Вохринцева «Познавательная и обучающая книжка-расскраска» - «Матрешки», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись» «Хохлома» |
2. | «Составь узор» «Составь орнамент» «Собери рубаху» «Укрась сарафан» | Закрепить умение детей составлять узор для русского костюма (костюма народов ханты). Упражнять в умении собирать целостное изображение костюма из отдельных частей. | Шаблоны сарафанов, платьев, …… Элементы узоров (орнаментов). Разрезные картинки «Русский костюм» | Жукова Р.А. «Игра, как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет» |
3. | «Найди отличия» | Расширять представления детей о культуре и традициях людей разных национальностей, проживающих в нашей стране. Закрепить знания об особенностях и отличиях национальных костюмов. Способствовать развитию уважительного отношение к культуре людей разных национальностей. | Набор картинок «Народы России», «Русские костюмы» | С. Вохринцева Демонстрационный материал «Народы России» |
6. | «Чудесный короб» | Закрепить знания детей о русском фольклоре. Продолжать знакомить с народными песнями. | Иллюстрации к различным народным сказкам, песенки, потешки. | Жукова Р.А. «Игра, как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет» |
7. | «К какому празднику этот предмет» | Продолжать расширять представления детей о народных праздниках России. Приобщать детей к истокам народной культуры. | Венок, звезда, чучело, бубен; кулич, блины, жаворонки (из соленого теста). Иллюстрации русских костюмов – женский, мужской, березка, церковь, ярмарка. | Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» |
8. | «В каждой избушке свои игрушки» | Расширять представление детей о многообразии народных игрушек, об особенностях быта людей разного времени. Способствовать формированию уважительного отношение к труду и творчеству мастеров. | Иллюстрации с изображением игрушек разных мастеров, современных игрушек, жилища людей (изба, многоэтажный дом) | С. Вохринцева «Познавательная и обучающая книжка-расскраска» - «Матрешки», «Дымковская игрушка» |
Наша планета Земля | ||||
1. | «Доскажи словечко» | Расширять запас слов на тему космоса. Продолжать формировать любовь к своей стране, как первой покорительнице космоса. | Загадки о космосе, стихи-недосказки. | Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей ДОУ. Патриотическое воспитание» |
2. | «Земля и Солнечная система» | Расширить представление детей о Солнечной системе, о планетах, о Луне, о Солнце. | Карта Солнечной системы. Д/и «Земля и Солнечная система» | |
3. | «Найди на глобусе» | Формировать умение пользоваться глобусом, находить на глобусе континенты и страны. Способствовать формированию уважительного отношение к людям любой расы и национальности. | Глобус. | |
4. | «Нас много на земном шаре» | Продолжать знакомить детей с людьми из разных стран и континентов. | Глобус, или карта мира. Иллюстрации из жизни людей разных рас и национальностей. | Маслова Л.Л. «Я и мир» |
6. | «Четвертый лишний» | Закрепить знания детей о космической технике и о транспорте. Способствовать формированию уважительного отношение к людям военных профессий. | Набор картинок «Транспорт», «Космические машины» | |
7. | «Путешествие по планете Земля» | Закрепить и расширить представления детей о климатических зонах планеты, о ее недрах и богатствах. | Глобус. Карта мира. | |
9. | «Созвездие» | Расширить представление детей о Солнечной системе, о созвездиях. | Карта Солнечной системы. Д/и «Земля, и Солнечная система» | |
10. | «Космическая техника» (разрезные картинки) | Продолжать развивать представление детей о космосе, о видах космической техники. Пробудить чувства гордости к своей Родине, уважения к профессии – космонавт. | Разрезные картинки «Космические машины» | С. Вохринцева «Познавательная и обучающая книжка-расскраска» - «Космические машины» |
Правила | ||||
1. | «Что такое хорошо, что такое плохо»
| Добиться усвоения правил поведения, в детском саду, дома и в общественных местах. Способствовать формированию уважительного отношения к людям, умеющим вести себя в общественных местах, вызвать желание подражать им. | Д/и «Хорошо – плохо» | Маслова Л.Л. «Я и мир» |
2. | «Государство» | Продолжать расширять представления детей о морали и праве, о законах государства. | Условный трон | М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» |
3. | «Нужно - нельзя» | Закрепить правила поведения в общественных местах. Способствовать формированию уважительного отношения к людям умеющим вести себя в общественных местах, вызвать желание подражать им. | Серия сюжетных картинок «Уроки вежливости и доброты» | Маслова Л.Л. «Я и мир» |
4. | «Права ребенка» | Продолжать знакомить детей с их правами и обязанностями. Способствовать развитию отзывчивости и доброты, чувству гражданской ответственности. | Стенд с картинками «Права детей» | Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» |
5. | «Юный эколог» | Закреплять знания о законах природы. Пробудить чувства любви и бережного отношения к животному и природному миру. | Красная книга России. Экологические ситуации. | Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка» |
6. | «Назови профессию» | Продолжать развивать интерес к людям разных профессий, защищающих наши права. Способствовать формированию уважительного отношения к служителям правопорядка. | Набор картинок «Профессии». Сюжетные картинки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)
Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....
Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя
Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...
Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и
В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...