Проект "Волшебница вода"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Вода - источник жизни всего живого на земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели.
Дети - наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины, а именно воде.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda.docx | 1009.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №10»
ПРОЕКТ
«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
2017 учебный год
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Тип проекта: исследовательско - познавательный.
Авторы проекта: Рылова Н.В., Палкина Т.Е., Ушакова А.Л. – воспитатели МДОУ №10.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).
Актуальность: Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Вода - источник жизни всего живого на земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели.
Дети - наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины, а именно воде.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников.
Реализация проекта «Волшебница вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. В течение дня проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи:
- Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
- Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Активизировать природоведческий словарь ребенка.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
- Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
- Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
- Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации
- Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
Предполагаемый результат:
- Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
- Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
- Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
- Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
- Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Взаимодействие с родителями:
- Изготовление лэпбуков «Помощница вода», «Где живет вода?».
- Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
- Создание макетов «Круговорот воды в природе», «На воде, под водой».
- Составление описания игр с водой.
- Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Взаимодействие с педагогами:
- Методические рекомендации по теме.
- Привлечение музыкального руководителя.
- Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.
- Составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной теме.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап проекта:
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить развивающую среду:
- Подбор художественной литературы по теме;
- Подбор энциклопедий, карт, схем;
- Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
- Составление картотеки опытов с водой;
- Подготовка оборудования для опытов с водой.
Основной этап проекта:
- Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
- Подготовить информацию для родителей по темам:
- Эксперимент в детском саду;
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
- Почему воду нужно беречь?
- Составление схемы «Круговорот воды в природе».
I этап - подготовительный | ||
Участники проекта | Задачи этапа | Средства решения, мероприятия |
Дети | Выявить уровень знаний детей о воде. | Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию. Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов. Что мы знаем о воде? Вода – это жидкость. Вода нужна всем живым существам. Водоемы нельзя загрязнять. Что мы хотим узнать?
Что для этого необходимо сделать? Обратиться за информацией к разным источникам. Разработать проект. |
Родители | Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей. | Беседа с родителями (обсуждение выбора темы проекта, его актуальности для конкретной группы детей). Принять участие в изготовлении макетов, лэпбуков. |
II этап – основной | ||
Понедельник | ||
Дети | Беседа «Где живут капельки?» Дидактическая игра «На воде и под водой» Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» Чтение художественной литературы Н. А. Рыжова «История одного пруда», Г.-Х. Андерсен «Русалочка» Беседа «Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?» Эксперименты «Вода – растворитель разных веществ», «Почему одни тела тонут, а другие нет» Ознакомление с окружающим миром «Что мы знаем о воде» (вода - созидатель, вода – разрушитель) Аппликация «Лилии» Пальчиковая гимнастика «Вода» Физминутка «К речке быстро мы спустились» Загадки о воде | |
Родители | Заинтересовать родителей, показать актуальность данной темы. | Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой. |
Вторник | ||
Дети | Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?» Просмотр мультфильма «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе) Дидактическая игра «Небо. Земля. Вода» Подвижная игра «Ручеек» Эксперименты «Круговорот воды в природе», «Пар – это вода» Чтение художественной литературы Н. А. Рыжова «Жила – была Река», сказка «День рождения Дельфиненка» Лепка Сюжетное рисование по сказке «Снегурочка» Рисование «Круговорот, как я его понимаю» Сюжетно-ролевая игра «Моряки» Пальчиковая гимнастика «Дождик» | |
Родители | Помощь в организации выставки книг про воду. | Создание макетов «Круговорот воды в природе», «На воде и под водой». |
Среда | ||
Дети | Беседа «Для чего нужна вода?» Чтение художественной литературы С. Олегов «Берегите воду», К. Чуковский «Мойдодыр» Подвижная игра «Капельки» Познавательное развитие НОД «Волшебница вода» Дидактическая игра «Где в природе живет вода» Эксперименты «Растения пьют воду», «Вода не имеет запаха» Театральная деятельность Инсценирование сказки «Лиса и заяц» Пальчиковая гимнастика «Море» Стихи о воде | |
Родители | Создание лэпбуков «Помощница вода», «Где живет вода?». | |
Четверг | ||
Дети | Беседа «Что было бы, если бы с земли ушла вода?» Музыкальное занятие «» Чтение художественной литературы Т. Шорыгина «Великан и голубое озеро», Б. Заходер «Что случилось с рекой» Эксперименты «Вода не имеет вкуса», «Вода не имеет цвета» Подвижная игра «Лягушки и цапля» Дидактическая игра «Где встречается вода». Рисование «Вода, вода – кругом вода». Пальчиковая гимнастика «Гроза» Пословицы и поговорки про воду | |
Пятница | ||
Дети | Беседа «Как беречь воду?» Подвижная игра «Караси и щука» Повторение свойств воды. Квест-игра «Волшебница вода». | |
Родители | Помощь в подготовке и проведении квест-игры | Проведение квест-игры «Волшебница вода» |
III этап - заключительный | ||
Дети | Закрепить представления детей названий деревьев и их пользе для людей, животных и птиц. | Квест-игра «». |
Родители | Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс. | Помощь в изготовлении макетов «В воде, под водой, на воде»; лэпбука «Вода». |
Приложение № 1 (понедельник)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
«Где живут капельки»
Цель: Воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Уточнить и расширить знания о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озёра, океаны, осадки).
- Активизировать словарь (капля, лаборатория, аромат, безвкусная, сладкая, соленная, кислая, прозрачная, цветная, непрозрачная).
Развивающие задачи:
- Развитие связной речи.
- Развитие наблюдательности у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
- Развитие зрительного восприятия и внимания.
- Развитие любознательности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
- Развивать экологическую культуру.
- Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать свою правоту)
Оборудование: Рисунок капельки; стакан с водой; гуашь; картинки к игре «Кому нужна вода?»; карандаши; ватман для рисования ручья; музыка – журчание воды.
Предварительная работа: Провести с детьми экскурсию по детскому саду и отметить капельками, где живет капелька (в детском саду: в прачечной, в столовой, в аквариуме, в группе: в кране в туалете, в кране на кухне, в сушилке в трубе)
Ход занятия
Организационный момент.
Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Чтобы много узнать на нашем занятии нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку.
Воспитатель: Я Вас приглашаю в путешествие.
Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая гимнастика: «Капли»
Тучка по небу летала,
Движения руками над головой влево-вправо.
Ну и капли потеряла.
«Волнообразные» движения ладонями сверху-вниз.
Значит, дождь пойдёт - мы знаем.
«Побарабанить» руками по коленкам.
Все под зонтиком гуляем.
Ладони соединить над головой («зонтик»). Повороты головой влево-вправо.
- Послушайте, я сейчас вам загадаю загадки. А вы должны быть внимательными и отгадать их.
Бежит, бежит, не выбежит,
Течёт, течёт, не вытечет. (Вода)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … .(Воды)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
- О чём эти загадки? (о воде) Значит о чём мы сегодня будем говорить? (о воде)
- Да сегодня ребята мы будем говорить о воде.
- А сейчас сядьте на стульчики посмотрите, кто к нам пришёл. Кто? (Капелька)
Я вам сейчас расскажу сказку, а вы послушаете и скажите мне о чём эта сказка?
Рассказ сказки про капельку.
«Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже. После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться. Пришла весна. Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.
Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю».
Беседа по содержанию сказки.
- О чём эта сказка?
- Что интересного случилось с капелькой?
- Во что может превратиться капелька?
Опыт
Я приглашаю Вас в нашу лабораторию над названием: «Лучезарная».
На подносе приготовлены прозрачные стаканы с водой на каждого ребенка.
Воспитатель: Понюхайте воду? (нюхают) Определите, есть ли у неё запах? (нет)
- Давайте вспомним какой запах (аромат) имеют духи, цветы? (приятный, цветочный, сладкий, резкий и т. д.)
- А на вкус какая? (безвкусная)
- А если добавить сахар, то вода станет какая? (сладкая)
- А соль? (солёная)
- А лимон? (кислая, лимонная)
- Давайте посмотрим на воду и определим какого цвета вода? (прозрачная, а если капнуть краски, какая станет? (добавляем в воду гуашь) (цветная, непрозрачная)
Физминутка «Дождик» под музыку
Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы - круговое движение правой рукой
И на дорожку - обе руки перед собой
Льётся, льётся - ой-ой-ой! - покачивание головы
Побежали мы домой. - бег на месте
Игра «Кому нужна вода?»
Давайте поиграем в игру «Кому нужна вода?» - подойдите к столу.
- Как вы думаете, что это? (это капельки)
- А это что? (картинки)
- Давайте подберём картинки «Кому нужна вода?», и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки и объясняют). Вода нужна всем.
Теперь подойдём к другому столу.
- Перед вами ватман, и бумажный кораблик. Давайте нарисуем ручей. В этом вам помогут карандаши (дети выбирают себе карандаши и рисуют ручей).
Итог занятия
- Что мы нарисовали? (ответы детей). О чем мы сегодня говорили? (ответы детей).
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Цель: дать элементарные понятия круговорота воды в природе.
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю... Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.)
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Эксперименты
«Почему одни тела тонут, а другие нет?»
Ход опыта:
1. Наполни тазик водой.
2. Сделай из пластилина лодочку и пусти на воду.
3. Вытащи лодочку, сомни в комок и опусти его в воду.
Результат:
лодочка не тонет, а комок пластилина опустился на дно. Это потому...что чем больше воды вытесняется предметов во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх. Пластилиновая лодочка и крышка от кастрюли вытесняют воду не только своим телом, но и своими пустотами и, следовательно, вытесняют больший вес воды, чем весят сами. На них действует выталкивающая сила, превышающая их вес. Она и держит их на плаву. Пластилиновый комок и крышка, опущенная вертикально, вытесняют меньше воды. И так как погружаемый объем в этом случае меньше, то выталкивающей силы недостаточно, чтобы они остались на поверхности. Этот пример поможет тебе понять, что плавучесть предмета часто зависит от его формы.
«Вода – растворитель разных веществ»
Ход опыта:
1. Наполни водой все стаканчики.
2. Всыпь в каждый стаканчик свое вещество.
Результат: некоторые вещества (сахар, соль, мед, растворимый кофе) растворяется в воде. Другие вещества (песок, рис, молотый кофе) не растворяются. Пока воду размешивают, они находятся в взвешенном состоянии, а потом оседают на дно или всплывают вверх. Это потому, что одни вещества полностью растворяются в воде. При этом молекулам воды удается проникнуть между молекулами вещества и разделить их друг от друга. В этом случае мы получаем раствор. Если же молекулы вещества не поддаются разделению, то оно не растворяется в воде и остается видимым.
Ознакомление с окружающим миром
«Что мы знаем о воде» (вода - созидатель, вода – разрушитель)
- Организационный момент
- Работа над новым материалом
- Вступительная беседа
В начале предлагаю вам отгадать загадку:
Она к нам на помощь приходит порой,
Ласкает наш взор и шумит под горой.
Нас может от жажды спасти в летний день,
Турбины крутить никогда ей не лень.
Но может опасность с собою нести,
И много трагедий нам в жизнь принести,
Способна разрушить мосты, города…
Мы знаем, что это, конечно, …(вода)
- В образе кого – друга или врага - предстает в этой загадке вода?
-Какую пользу приносит нам вода и какую опасность она с собою несет?
Сегодня нам и предстоит поговорить о воде-созидателе и воде-разрушителе. Как вы понимаете значения выражений «вода-созидатель», «вода-разрушитель»?
- Как вы считаете, вода в природе больше созидает или разрушает?
Это нам предстоит выяснить.
- Организация дискуссии по проблеме «Вода-созидатель»
Но сначала обратимся к словам Антуана де Сент – Экзюпери:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое? Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире».
- Почему он придает такое значение воде?
- Случайно ли, что жизнь зародилась на той планете, где 2/3 поверхности занято водой?
- Какая польза человечеству от морей и океанов? (путешествия, в том числе и кругосветные, возможность открытия новых земель, обмен культурами, опытом, торговля, перевозка грузов, водный транспорт, влияние океанов на климат, смену погоды)
- Почему люди издревле селились по берегам рек и озер? (занимались земледелием, и надо было поливать поля, огороды, разводили скот, который надо было поить, брали воду для питья и приготовления пищи, сплавляли лес, ходили на рыбалку, создали водный транспорт, для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд, строили водяные мельницы, а затем ГЭС)
- Где мы сейчас берем воду?
- Откуда вода поступает в кран? (в город поступает питьевая артезианская вода, которую качают из подземных водоносных слоев, и техническая, которую берут из реки)
- Как называют места выхода подземной воды на поверхность? (родники, ключи). Сама природа создает естественный водопровод. (родник)
- А вы берете воду из родников?
- Какую еще пользу приносит вода? (Вода горячих источников (гейзеров) используется для отопления жилищ и теплиц, ледники перевозят в те районы, где мало пресной воды, на реках строят ГЭС и вырабатывают электроэнергию, воду используют в целях личной гигиены, водные виды спорта укрепляют здоровье, ледяные и снежные скульптуры доставляют радость, без воды не было бы водных профессий)
- Подведем итог вышесказанному. (Вода – созидатель)
- Жизнь на Земле зародилась в воде.
- Вода входит в состав всех живых организмов.
- Вода используется в хозяйственных и бытовых нуждах человека.
- Вода нужна для приготовления пищи и питья.
- Водный транспорт – средство передвижения и возможность открытия мира.
- Вода – источник электроэнергии.
- Вода – поставщик морепродуктов.
- Водные виды спорта укрепляют здоровье человека.
- Отдых у воды – лучшее средство от усталости.
10. Минеральные воды - лучшие друзья здоровья.
- Физминутка
Организация дискуссии по проблеме «Вода-разрушитель»
- Какие стихийные бедствия связаны с водой? (наводнения, цунами, образование оврагов, обильные снегопады, ливневые дожди, сход снежных лавин)
Выслушав ваши доводы, можно сделать вывод, что вода может быть и разрушителем.
Вода – разрушитель
1. При наводнении вода разрушает дома и наносит вред сельскому хозяйству.
2. Стихийные бедствия (цунами, сход снежной лавины, обильные снегопады, ливни) угрожают безопасности человека, нарушают обычный ритм жизни.
3. Вода, образуя овраги, разрушает поля и огороды, меняет рельеф местности.
4. Грязная вода – источник различных заболеваний.
- Конечно, деление воды на созидатель и разрушитель условное. Созидая, вода что - то разрушает и наоборот.
- А мы для водных объектов являемся созидателями или разрушителями?
5. Беседа о пагубном воздействии человека на водоемы
- Какой вред наносит человек водным ресурсам планеты? (загрязняет водоемы, осушает болота, уничтожает реки и моря, выбросы предприятий приводят к изменению климата и создают парниковый эффект, испытывает мощное оружие, вызывая тем самым сход лавин, цунами)
- Чем может отплатить человеку загрязненная вода? (вызвать инфекционные заболевания)
- Что, по вашему мнению, является главными источниками загрязнения водоемов? (промышленные отходы, мусор, бытовые отходы, животные, нефтепродукты)
- Посмотрите, какие воды сбрасывает город в реку.
- Как мы загрязняем родники, реки?
6. Просмотр фрагмента мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»
- Чтобы дружба была крепкой и приносила желаемый результат, необходимо всем уважительно относиться друг к другу. Наша дружба с водой во многом зависит от нас.
7. Работа по пословицам, связанным с водой
Человек всегда понимал значение воды для своей жизнедеятельности и прославлял ее в произведениях устного народного творчества. Пословицы.
Чистая вода для хвори… (беда)
Хлеб вскормит, вода… (вспоит)
Заработала вода - загудели… (провода)
Воды и царь не… (уймет)
Просмотр видеоролика «Вода, вода, кругом вода»
III. Итог
- Предлагаю закончить наш разговор о воде стихотворением.
Голубая планета Земля -
Отчий дом для тебя и меня.
Чтоб осталась она голубой –
Подружись ты навеки с водой.
Пусть журчит говорливый ручей,
Не кончаются песни дождей,
И родник, что в сторонке лесной,
Нас живою одарит водой.
Аппликация «Белая лилия»
Цели и задачи:
-научить детей работать с трафаретами (непосредственно обводить); наклеивать аппликацию на основу.
-развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
Материалы: картон зеленый, трафареты, белый лист бумаги, простой карандаш, ножницы, пшено, клей ПВА, тонкая тесемочка 10 см.
Ход занятия:
Восп. -Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с очень удивительным цветком. Но скажите мне сначала, какие цветы вы знаете?
Дети-(ответы)
Восп. - А где они растут?
Дети-(ответы)
Восп. - А я вас сегодня хочу познакомить с необычным цветком «Белая лилия»
(Рассматриваем картинку с изображением лилии)
Восп. -Кувшинка белая, или водяная лилия, или нимфея белая, имеет цветок невероятной красоты, поистине достойный поклонения. Поэтому белая кувшинка носит гордые звания «царица вод» и «северный лотос».
Лилия водяная - очень милая кувшинка белого цвета- это сказочная одолень –трава. Ей издревле предписывали волшебные свойства.
Молвили, что она способна охранять человека, ограждать то горестей, бед и напастей. Но если ее брали в руки люди с грязными помыслами, то она была способна даже погубить.
Сама кувшинка прекрасна. Считается, что это самое красивое растение. С древних времен лилия водяная считается символом верности, чистоты, красоты, милосердия. Эти, необычной красоты, цветы растут в наших реках и озерах.
В народе множество легенд о происхождении кувшинки. Молва гласит, что название этот красивый цветок, получил от нимф. Обитающих в этих водах. До сих пор считается. Что на листочках и цветке находятся нимфы с маленькими эльфами, для них части цветка служат средством передвижения по воде, т. е. лодочками.
Лилия водяная (кувшинка белая) записана в Красную книгу и охраняется законом, т. к. их количество сокращается с каждым годом. Цветут эти цветки очень долго, по сравнению с другими цветущими растениями, с мая по август. Раскрываются рано утром и глубоко вечером закрываются. Незабываемое и потрясающее зрелище можно увидеть на рассвете, когда эти белоснежные создания появляются из воды – из самой глубины водоема что-то поднимается, потом оказывается бутон, который в считанные минуты превращается в прекрасный цветок. И так каждый: один, за ним- другой, дальше еще один…
В полдень все лепестки раскрыты полностью. После обеда, бутон начинает потихоньку закрываться. И в это время происходит самое интересное: лилия водяная начинает обратно медленно погружаться в воду. Плети-стебли, укорачиваются, затягивают цветок в воду за собой. Этот необычный цветок очень любит солнце. Если набегают тучки, бутон медленно закрывается.
-Интересная история?
- А сейчас мы попробуем сделать этот прекрасный цветок своими руками. Но для начала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Рыбки в озере плескались (волнообразные движения рук)
В чистой тепленькой воде
То сожмутся - разожмутся (сжимаем и разжимаем пальцы)
То зароются в песке (ладошками «разгребаем песок»)
- А теперь приступаем к выполнению нашей работы.
1. Обведем по шаблону на зеленый лист картона лепесток «Белой лилии».
2. Вырезываем листочек по контуру. (Не забываем о правилах пользования ножницами).
3. Три раза переводим на лист белой бумаги «цветок лилии».
4. Вырезав цветы, закручиваем концы лепестков с помощью ножниц, проведя тупым концом по лепестку.
5. На лепесток лилии поочередно наклеиваем цветки. Располагая лепестки в шахматном порядке.
6. Затем намазываем клеем середину цветка и засыпаем пшеном. Получилась «сердцевина» цветка.
7. К обратной стороне листа приклеиваем петельку, что бы повесить аппликацию на стену.
Выставка работ.
Игра «Я садовником родился»
Восп. - Вот с таким удивительным цветком мы познакомились, ребята. До свидания.
Пальчиковая гимнастика
Вода
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
(делаем движения, будто умываем лицо)
Чтобы щечки краснели,
(«умываем» щеки)
Чтобы глазки блестели,
(«умываем» глазки)
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок.
(помогаем ротику улыбаться)
Физминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Загадки о воде в природе с ответами
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная.
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода).
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река).
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег).
К маме – речке бегу,
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной. (Ручей).
Утром падаю всегда,
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса).
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
В огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед).
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и утечет. (Сосулька).
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).
Приложение № 2 (вторник)
Дидактическая игра «Небо. Земля. Вода»
Цель: закреплять знания детей о среде обитания живых существ, приспособления животных к их среде обитания, выяснить причины, по которым они не могут жить в других условиях и что нужно делать. Чтоб сохранить условия обитания.
Подвижная игра «Ручеек»
Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Варианты:
В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.
Экспериментирование
Круговорот воды в природе: эксперимент для детей
Круговорот воды в природе — это непрерывный процесс постоянного перемещения воды на Земле. Состоит он из испарения воды, конденсации, атмосферных осадков и переноса воды в реках и других водоёмах, а потом снова испарение. И так весь цикл начинается сначала.
Без круговорота воды в природе не было бы дождевых туч и снега, реки бы со временем пересохли, а все живое на Земле страдало бы от обезвоживания. И совершенно очевидно, что ваш маленький «почемучка» однажды может спросить о любом процессе, связанным с водой. Чтобы такой вопрос не застал вас в врасплох, сыграйте на опережение и сами расскажите ребенку про круговорот воды в природе и проведите дома научный эксперимент с пакетом, который доступно покажет, как все это работает.
Такой наглядный эксперимент для ребенка станет также отличным помощником школьнику для закрепления его знаний или просто интересным и полезным развлечением для детей, которые любят устраивать домашнюю лабораторию с опытами. Но прежде чем переходить к эксперименту, расскажите ребенку про каждую из стадий круговорота воды в природе, тогда понимать происходящее в пакете будет еще проще.
Круговорот воды в природе:
картинка-подсказка для детей
Вода — невероятный природный ресурс, который покрывает 70% поверхности Земли и необходим для жизни всего живого. Это единственное вещество, которое присутствует в трех физических состояниях — газ (водяной пар), жидкость (вода) и твердое тело (снег, лед). Большинство других веществ имеют только одно естественное состояние.
Во время полного цикла круговорота в природе, состояние воды постоянно меняется, поглощая или выделяя при этом тепловую энергию. Так, вода в круговороте проходит четыре стадии:
Испарение — процесс, когда вода на поверхности при нагревании превращается в пар и уходит в воздух. Происходит всюду, где есть вода: на поверхности океана, рек или озер, когда потеем мы или животные и когда на растениях проступает роса. Теплая вода испаряется быстрее и проверить это можно, закипятив воду на плите. Но даже когда мы не видим пар, испарение все равно происходит, но гораздо медленнее.
Конденсация. Когда водные пары в воздухе поднимаются и достигают верхних слоев атмосферы, холодная температура заставляет их выделять тепло и снова превращаться в жидкость. Эти мелкие капельки воды висят на частицах пыли в воздухе, образуя облака.
Осадки. Капли воды в облаках тоже сталкиваются и конденсируются вместе, и тогда они становятся больше и тяжелее. Если скорость падения капель воды превышает скорость восходящего облака и они не успевают испарится, тогда они выпадают осадками в виде дождя, мокрого снега, снега или града.
Перенос воды. В виде осадков вода снова попадает на поверхность Земли. Какая-то часть воды стекает вниз и попадает в море, озера или реки. Другая — впитывается в землю и становится грунтовыми водами, которые питают растения или проходят через почву, достигая океана. Еще часть воды достается и поглощается животными. Отсюда круговорот воды начинается снова.
"Пар - это тоже вода"
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Сюжетно-ролевая игра «Моряки»
Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельное сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Словарная работа: кок, якорь, капитан, корабль, штурвал, трап, рулевой.
Предшествующая работа: чтение художественной литературы о кораблях, моряках, просмотр фотографий и видеороликов о море, моряках, кораблях. Беседы по теме: «Моряки. Корабль».
Оборудование: атрибуты для игры: морской воротник, фуражка капитана, медицинский халат, медицинский набор, радионаушники, якорь, штурвал, бинокли, швабра, пальма с бананами, сундук с загадками, карточки с заданиями, цветные карандаши.
Ход игры
- Ребята, я предлагаю сегодня вместе отправиться в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие? (На самолёте, на поезде, на машине, на корабле)
- Чтобы оправиться в путешествие на корабле, что для этого нужно сделать? (Построить корабль)
- Из чего мы будем стоить корабль? (Из большого деревянного строителя и мягких модулей)
Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают штурвал, устанавливают трап, якорь, места для пассажиров.
- Вот корабль и готов. А кто бывает на корабле? Кому что надо для работы? (Дети договариваются, кто кем будет)
Дети: Капитану- бинокль, матросам- бескозырки, для врача- чемоданчик с инструментами, лекарством, для кока- плиту, посуду, для радиста- наушники.
- А что ещё нужно? (Припасы продуктов и воды)
- А зачем вода? В море воды и так очень много. (В море вода солёная, пить её нельзя)
- Что делает капитан? (Определяет курс корабля и отдаёт команды. Право руля, лево руля! Полный вперёд! Рулевой у штурвала. Матросы надраивают палубу. Радист сообщает о движения судна. Врач следит за здоровьем команды на корабле. Кок готовит еду для всей команды)
Звучит музыка «Шум моря»
Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к отплытию, пройти медицинскую комиссию»
Врач осматривает всю команду, ставит допуск к плаванию.
Команда после допуска к плаванию по очереди заходит на судно.
Капитан даёт команду: «Пассажирам занять свои места!»
Звучит гудок корабля, пассажиры танцуют танец «Гудок, отчалил…»
Занимают места на корабле.
Капитан отдает команду: «Поднять якорь! Поднять трап! Полный вперёд!».
Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля!»
Рулевой после каждой команды отвечает о её выполнении. Он ведёт корабль.
Капитан просит кока приготовить обед для команды.
Радист сообщает, что прямо по курсу Загадочный остров.
Капитан даёт команду причалить к острову.
Звучит музыка: пение загадочных птиц, попугаев.
Команда с пассажирами высаживается на берег. От берега в глубь острова ведут следы. Капитан решает вести всех по загадочным следам. На пути команде и пассажирам попадается сундук с загадками про сказочных героев.
Загадки.
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (козлята)
2. Покупала самовар,
А спасал ее комар. (муха цокотуха)
3. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
4. И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться. (Айболит)
5. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
6. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Отгадав загадки, путешественники следуют далее по следам. Внезапно появляется страшное существо.
СС: Кто такие и откуда? (Мы – команда и пассажиры корабля из России)
СС: А из какого города вы будете? А? (Мы из города – Кувандыка)
Дети читают стихотворение «Моя Родина».
Моя Родина
Я живу в Кувандыке,
Нет прекраснее местечка.
Видно горы вдалеке,
Протекает близко речка.
А за речкою – поля,
Там хлеба волнуются,
И под солнцем вся земля
Щурится и жмурится.
Мой Кувандык, твоя природа – сказка,
Я знаю есть такие здесь места,
Что не опишет самой лучшей краской
Искусного художника рука.
Биряев Дмитрий, 2002г.
СС: Что ж, проходите. А я как – нибудь обязательно посещу ваш город.
Команда и пассажиры передвигаются по острову далее. На пути горы - столы, а на них карточки с заданиями, которые просто необходимо выполнить.
На карточках в 2 ряда изображены предметы: кубики и цветочки. Задание: раскрасить второй по счету кубик зеленым цветом, четвертый по счету цветок – красным.
Выполнив задание, команда и пассажиры по следам возвращаются на корабль и отплывают.
Радист сообщает, что прямо по курсу банановый остров.
Капитан даёт команду причалить к острову, спустить якоря, спустить трап и пополнить запасы провизии бананами.
Команда выходит на банановый остров кок следит за пополнением запасов провизии.
Через некоторое время команда возвращается на борт судна.
Капитан даёт команду по отчаливанию.
Все возвращаются домой, покидают корабль сначала пассажиры, доктор, матросы, последним уходит капитан.
Пальчиковая гимнастика "Дождик"
Дождик, дождик. Стучи пальчиками поочерёдно
Целый день.
Барабанит в стекла.
Вся земля, Сжимаем и разжимаем кулачки
Вся земля
От воды размокла.
Приложение № 3 (среда)
Беседа на тему: "Для чего нужна вода?"
Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни; показать где и в каком виде существует вода; подводить к пониманию заботливого отношения к своему здоровью. Придерживаться правил пользования водой, не загрязнять её, использовать по назначению. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: Загадки; тучка – шапочка, солнышко на палке, капельки – шапочки, шум дождя, «снежки»; 2 банки с водой; снег; карандаши, карточки (что не бывает в водоёме – мусор и кто там обитает).
Ход занятия:
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. (Стук в дверь). К нам кто – то пришёл. Это же Степашка – замарашка. Почему ты такой грязный, неумытый?
Степашка: А зачем? И так сойдёт.
Восп: Вот послушай, Степашка, дети у нас какое стихотворение знают (с имитацией):
Рано утром на рассвете умываются мышата,
И котята, и утята, и жучки, и паучки.
Ты один не умывался и грязнулею остался,
И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.
Восп: Ребята, надо по утрам умываться? А что ещё вы делаете, когда просыпаетесь? (зубы чистим, зарядку делаем). А когда приходите с прогулки, после туалета? (моем руки с мылом). Степашка, дети у нас знают загадки. О чём, ты послушай и отгадай, ребята тебе помогут. (Дети загадывают загадки о мыле, щётке, расчёске).
- Ребята, необходимо после туалета, прогулки всегда мыть руки с мылом, чтобы к вам в организм не попали микробы. Они очень мелкие и их не видно, и если вы будете брать руки в рот, то они попадут к вам в желудок, и вы будете болеть. И тебя, Степашка, это касается. (Степашка идёт умываться). Степашка: Мне больше нравится, когда я чистый, я теперь очень люблю воду.
Восп: Дети, а для чего вода нужна? (Купаться, поливать растения, стирать, готовить пищу, пить). Вот какая волшебница – вода, а без неё мы бы не смогли жить.
Степашка: А ещё я очень люблю игры с водой. Вы хотите поиграть? Игра называется «Ходят капельки по кругу». Я буду тучка – мама, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, как шум дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. (Мама – тучка подсказывает, что им делать). Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (взялись за руки, как «Ручеёк»). Встретились ручейки и стали большой речкой (встают в цепочку). Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети встают в хоровод и идут по кругу). Плавали капельки в океане и вспомнили, что мама – тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело (Появилось солнышко). Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами Солнышка и вернулись к маме – тучке.
Тучка: Молодцы, капельки! Хорошо себя вели, не брызгались. Теперь со мной побудьте, а потом я вас опять отпущу погулять.
Восп: Ой, ребята, а сколько снега нападало, пока мы с вами путешествовали. Хотите со Степашкой поиграть в снежки? (Игра в снежки).
(Степашка сел и ест снег).
Восп: Почему нельзя так делать? (Дети ему рассказывают о вреде) Правильно, дети, можно заболеть. Вот теперь садитесь все и посмотрим, какой станет вода, если мы в неё положим снег.
Опыт: На столе 2 банки с водой. В I банке – чистая вода, во II банке – добавили снег, и вода стала грязной. Вот, Степашка, мало того, что у тебя будет болеть горло и ещё может заболеть живот, т. к. вода, видишь, какая стала грязная.
Восп: Дети, давайте ещё расскажем Степашке, как надо беречь воду?
(Проверять кран, не оставлять открытым, не бросать мусор, стёкла в речку, пруд).
Восп: Дети, а кто живёт, что обитает в воде? (Рыбы, ракушки, водоросли, лягушки). Правильно.
Восп: А сейчас, ребята, вы сядьте за столы и зачеркните карандашом лишние предметы, которые не должны находиться в нашем «водоёме».
(На столах карточки. Показываем Степашке карточки и обсуждаем, как дети справились с заданием.)
Восп: Степашка, что ты запомнишь для себя сегодня, чему мы тебя научили? Степашка: Что надо умываться, мыть руки с мылом, нельзя есть снег; не загрязнять воду, беречь её. Спасибо, дети, что многому меня научили! За это я хочу вас угостить. До свидания!
Подвижная игра «Капельки и тучка».
Цель: Закреплять представления о круговороте воды в природе, развивать двигательную активность детей, слуховое внимание, умение двигаться в соответствии с текстом.
Материал: Шапочки капелек (дети), шапочка тучки (воспитатель).
Музыкальное сопровождение: Песня «Улыбка».
Ход игры: Дети надевают шапочки капелек.
Воспитатель: Прилетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки). Встретились ручейки и стали одной рекой (дети соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане капельки, а потом вспомнили, что мама-тучка наказала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевши дети поднимаются, затем вытягиваются вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-тучке (дети подбегают к воспитателю).
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе
«Волшебница водица».
Цели: Обобщить знания детей о воде, ее значение в жизни человека растений и животных.
Задачи:
-Расширить знания детей о свойствах воды и ее значении в жизни животных, растений и человека. Учить детей проводить несложные опыты с водой.
- Развивать мышление, любознательность, умение анализировать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
- Воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам.
Словарная работа: вода, лужа, ручей, река, море, океан, сосулька, снег, лед, туман, роса, пар.
Оборудование: ноутбук для показа презентации, стаканы с водой, молоком, крупой, чайные ложки, тарелки с теплой и холодной водой, краска синего и красного цвета, сосуд с веткой тополя, салфетки.
Ход НОД:
-Ребята!
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-А вы как считаете, может ли человек прожить без воды? Почему?
(Ответы детей)
-А кому еще необходима вода?
(Ответы детей)
-Правильно, вода нужна всем : и людям , и животным, и растениям!
(Воспитатель показывает детям презентацию «Вода, вода, кругом вода»)
- А откуда берется вода в кране?
(Ответы детей)
-Вода ,прежде чем попасть к нам в кран проделала большой путь. Сначала вода из ручейков попала в реку, а потом из реки человек направил воду в трубы, по трубам вода попала к нам в кран. Это значит, что у нас в кране – вода реки! Мы с вами каждый день пользуемся водой (пьем, варим обед, моемся, чистим зубы, стираем, моем посуду, пол), а она все течет и течет, и не кончается. А как вы думаете, что произойдет, если воды не будет?
(Ответы детей)
-Без воды на Земле не останется ничего живого- ни людей, ни животных , ни растений! Вода это источник жизни. Поэтому воду нужно беречь, не оставлять открытыми краны, не лить воду без надобности.
«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!»
И поэтому вода,
Не исчезнет никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
-А вы знаете, откуда берется дождь?
(Ответы детей)
-Правильно, вода испаряется, собирается в тучки, а потом падает на землю в виде дождя, а под лучами солнца, вода снова испаряется. Это называется круговорот воды в природе.
-А сейчас давайте поиграем в игру «Тучка и капельки»
Я буду тучкой, а вы капельками.
Дети–капельки летите.
И всю землю напоите. (дети бегают врассыпную)
Собрались капельки и потекли ручьем.
Бежит, журчит ручей ничей.
По камушкам - динь, динь.
По корягам - буль, буль.
По осоке - ш-ш (дети передвигаются « паровозиком»)
Вдруг солнышко выглянуло, капельки испарились.
К маме-тучке возвратились (дети бегут к воспитателю)
-А вы знаете, что вода волшебница? Это мы узнаем, если проведем несложные опыты:
Опыт 1. Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Пересыпаем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает? (Сыпется).
А теперь, то же самое проделаем с водой. Что вода делает?(Льется) Почему?
( Потому что вода жидкая).
Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт 2. На столе стоят два стакана: один с молоком, другой с водой. Будет ли видна ложка, если положить ее в стакан с молоком? (Кладем ложку в стакан с молоком). Нет, в молоке ложка не видна, потому что молоко белого цвета. Будет ли видна ложка в стакане с водой? (Кладем ложку в стакан с водой) Да, потому что вода прозрачная. (Воспитатель предлагает попробовать на вкус молоко и воду и спрашивает, имеют ли они вкус) Молоко имеет вкус, а вода безвкусная.
Опыт 3. Воспитатель предлагает детям опустить пальчик в разные тарелки с водой. Ребята приходят к выводу, что вода может быть теплой и холодной. Воспитатель говорит: В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая и холодная. Некоторые рыбы и растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной. Если бы вы были рыбками, какую бы воду вы выбрали? А в горячей воде сможет ли кто жить?
Опыт 4.В баночку с водой добавить немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется).
В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно).
Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении красной и синей краски вода в банке стала коричневой).
Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании краска растворяется быстрее и равномерно.
Опыт 5. (Заранее была срезана веточка тополя и помещена в сосуд с водой.) Ребята, посмотрите, что произошло с веточкой, на ней распустились листочки. Это одно из важных свойств воды- давать жизнь всему живому.
-Вот она какая водица - волшебница! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
Не могут рыбы без воды,
Я не могу, не можешь ты.
Давайте же вместе водичку беречь,
И каждую капельку дружно стеречь!
Пальчиковая гимнастика «Море»
Сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями.
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
На месте волна замри.
Стихи о воде
Вода – источник обновлений,
Три состояния в одном.
В ней память наших воплощений,
Она, как Бог мудра во всём.
*****
Вода – поступки, разногласия,
Абсурд и прожитый комфорт.
Её удел мирить в нас страсти
И направлять любви поток.
*****
Вода – субстанция приёма,
Озон – мудрейший вакуум идей.
Вода с озоном – вакуум приёма,
Употребляйте, сделает мудрей.
*****
Вода – компьютер зарожденья,
Начало и конец судьбы людей.
Содержит кластеры – молекулы Вселенной,
В любой из них ген-код людей.
*****
Представьте, что однажды
От нас ушла вода,
Что без стихии водной
Мы б делали тогда?
*****
Вода и воздух – растворитель,
Жрецы реки познания.
Плыви по ним в священную обитель,
Свет озарит сознание.
*****
Водные кластеры – хранители ячеек,
Их назначенье всё запоминать.
Чем дольше помните о цели,
Короче время получать.
Экспериментирование
"Вода не имеет запаха".
А теперь, я предлагаю тебе понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
«Как растения пьют воду».
Дети, как вы думаете, как растения пьют воду? (С помощью корней).
Помещаем в сосуд с окрашенной водой лист капусты и наблюдаем, как вода поднимается по «прожилкам».
Вывод: так и в природе растения получают воду из почвы, поэтому их необходимо поливать.
Приложение № 4 (четверг)
Экспериментирование
«Вода не имеет вкуса»
Ребята, попробуйте воду из чашечки, какой у нее вкус? (ответы детей)
А теперь добавьте в чашечку с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
«Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей)
Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком).
Вывод: вода не имеет запаха
Подвижная игра «Лягушки и цапли»
Цель: Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет.
Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг), где живут лягушки, отмечаются кубами (сторона 20 см), между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки с песком. Поодаль гнездо цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля (водящий) стоит в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивает веревку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли — они выскакивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом. (Они остаются там, пока не выберут новую цаплю.) Если все лягушки успеют выскочить из болота и цапля никого не поймает, она возвращается к себе в дом одна. После 2—3 игры выбирается новая цапля.
Указания. Веревки накладывают на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если задеть их при прыжке. Упавшую веревку снова кладут на место. Играющие (лягушки) должны равномерно располагаться по всей площади болота. В игре могут быть и 2 цапли.
Пальчиковая гимнастика Гроза
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
Пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать. как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра,
(сильнее стучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладоням)
В небе молния сверкает,
(нарисуйте в воздухе пальцем молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
Пословицы и поговорки о воде
Апрельские ручьи землю будят.
Вода камень точит.
Воду в ступе толочь — вода и будет.
Где солнце пригреет, там и вода примелеет.
Ждать воды — не беда, да пришла бы вода.
В тихом омуте черти водятся.
Замолчал, как воды в рот набрал
И в мутной воде рыбу ловят
Друзья — не разлей вода
Как с гуся вода
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой
Много с тех пор воды утекло
На обиженных воду возят
Не зная броду, не лезь в воду
Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
Под лежачий камень вода не течет
Прошел сквозь огонь, и воду, и медные трубы
Сколь воду ни варить, все вода будет
Хлеб да вода — крестьянская еда.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Как рыба в воде!
В решете воду не носят
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
Приложение № 5 (пятница)
«Берегите воду»
Цель: Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.
Ход беседы:
Объяснить детям, откуда берётся вода в кране: капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран.
Много людей потрудилось для этого. Что случится с рекой, если люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде? (Ответы детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.
Подвижная игра «Караси и щука»
Цель: Упражнять детей в беге. Закрепить умение быстро менять направление движения, действовать по сигналу.
Ход игры. Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна их них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом.
По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.
Игра проводится 3-4 раза, после чего подсчитывается число пойманных. Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается.
Свойства воды
1) Вода – жидкая, течет.
2) Прозрачность воды.
3) Вода не имеет вкуса.
4) Вода не имеет формы.
5) Вода не имеет запаха.
6) Вода – растворитель (но не всех веществ).
7) Вода бесцветная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...