НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мир вокруг нас» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Исаева Тамара Павловна

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мир вокруг нас» (старшая группа)

Программное содержание

1. Уточнить представление детей об окружающем мире, о Земле (на Земле есть жизнь – человек, животные, растения, потому что на ней есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем существам). Закрепить правила поведения в природе. Познакомить с образованием ветра, гор.

2. Развивать экологическую культуру, образное мышление, воображение, смекалку, отзывчивость, чуткость. Расширить знания детей о природных явлениях.

3. Воспитывать чувство, что земля – это дом для всех живых существ, который надо любить, не разрушать, содержать в чистоте, воспитывать любовь ко всем живым существам, чувство доброты, человечности.

Методические приемы. Игровые, словесные, наглядные, практические, музыка.

Словарная работа. Пробоину, машинное отделение, атмосфера, земной коры, мантии, ядра, природная система, функцию, рукотворная, морщится, горбится, ущелья, тысячелетий.

Предварительная работа.

Рассматривание карты – модели Солнечной системы, вечернего звездного неба, глобуса, карты полушарий. Наблюдение за различными природными явлениями; снегопад, иней, ветер, гроза, дождь, радуга и т. д. Беседа «Солнечная система»«Звезда»«Земной шар». Дидактические игры«Узнай правило»«Угадай-ка»«Отвечай быстро». Рассматривание атласов, иллюстраций о космосе, о природе Земли, о животных ее населяющих. Загадывание загадок о различных природных явлениях. Моделирование групповой комнаты, участка детского сада. Заучивание пословиц, поговорок о природе. Рисование природы, животных разных уголков Земли.

Материал. Макет теплохода из объемных геометрических фигур, капитанская фуражка, матросская накидка и бинокль, якорь, спасательный круг, экологические картинки, деревья, пеньки, коробка, кассета с различными шумами (волн, грохот, ветер, гудок теплохода).

Ход занятия

Воспитатель (капитан) – Внимание! Внимание!

Наш теплоход (макет из объемных геометрических фигур) отправляется. Займите, пожалуйста, свои места!

(Дети садятся на стулья. Раздается гудок теплохода. Слышен шум моря).

Матрос. (ребенок) Товарищ капитан! Наш теплоход отплыть не может.

Капитан. Что случилось?

Матрос. В машинном отделении потоп. Наш корабль может пойти ко дну.

Капитан. Этого нельзя допустить! Может быть, пассажиры нам помогут? Подскажите, что нужно сделать, чтобы закрыть пробоину?

Дети. Тряпкой заткнуть, пластмассой залить, забить гвоздями. Вставить ведро или пробку. Железку положить, цементом залить.

Капитан. Спасибо! Теперь мы спасены, и можно отправляться в путь.

(Слышен гудок и шум отплывающего парохода).

Капитан. Ох, и, увлекательное путешествие ждет нас! А чтобы было веселей, давайте с вами немножко поиграем. Что это? (Слышен шум ветра).

Дети. Это ветер!

Капитан. Правильно! А как вы думаете, ветер нужен?

Дети. Нет, не нужен. Он гнет деревья, траву, может унести людей, вещи, срывать крыши с домов, сломать деревья.

Капитан. А может быть, все-таки нужен?

Дети. Да! Чтобы обсохнуть после купания, для мельницы, чтобы тучи гонять, чтобы катер плыл, когда кончится бензин, для прохлады в жару.

Капитан. Да, ветер нам действительно нужен. А знаете ли вы как он появляется?

Дети. Нет.

Капитан. На нашей планете. Как она называется?

Дети. Земля.

Капитан. Так вот на Земле температура воздуха не везде одинаковая. Например, в одном районе жарко, а в другом холодно. Когда воздух перемещается из одного места в другое теплые и холодные массы перемешиваются. И появляется ветер. А кто знает, какая по счету наша Земля от Солнца?

Дети. Третья!

Капитан. Правильно! Из скольких слоев состоит Земля?

Дети. Из трех: земной коры, мантии, ядра.

Капитан. Земля такая разная и красивая, потому что она живая: на ней хорошо себя чувствуют растения, животные и люди. Почему?

Дети. Потому, что есть подходящие условия.

Капитан. Какие это условия?

1. Не так жарко и не так холодно, как на других планетах.

2. Есть вода (пресная).

3. Есть чем питаться.

4. Есть воздух – можно дышать.

Капитан. А вы знаете, что Земля – единственная из всех планет Солнечной системы, на которой есть суша и вода! А чего на Земле больше: воды или суши?

Дети. Воды.

Капитан. Молодцы. Вспомните, чем окружена Земля?

Дети. Воздухом. Воздушной оболочкой.

Капитан. А как называется эта воздушная оболочка?

Дети. Атмосфера.

Капитан. Мы с вами дышим не просто воздухом, а входящим в его состав кислородом. А кто его дает?

Дети. Деревья, цветы, трава.

Капитан. К какой системе относятся растения?

Дети. К природной.

Капитан. Правильно. Смотрите, что это там виднеется вдалеке?

Дети. Суша, Земля!

Капитан. Давайте сойдем на берег. Посмотрите как красиво.

(Физминутка).

Мы пришли с вами в лес (дети идут).

Сколько здесь вокруг чудес (разводят руки в стороны,

Справа березка в платье стоит (показывают правой и левой рукой)

Слева ёлочка на нас глядит

Паутинки в воздухе кружатся (руки вверх кружатся и приседают)

На землю ложатся

Вот и зайка проскакал (прыгают как зайки)

От лисы он убежал

Серый волк по лесу рыщет (изображают волка)

Он себе добычу ищет

Пролетают соловьи (машут руками как птицы)

Как прекрасны они

В лесу тишина и покой,

А нам пора домой.

Капитан. Подождите. Здесь так красиво, давайте еще немного задержимся (Максим, расскажи о лесе).

Дети. Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Капитан. Смотрите кто-то для нас загадку оставил – картинки. Мы должны их разгадать. Возьмите по одной картинке и объясните их значение.

1. Нельзя разорять муравейники, но можно понаблюдать за муравьями, оградить муравьиный дом, поохранять этих насекомых, ведь они являются санитарами леса.

2. Нельзя рвать цветы, но можно их понюхать, полюбоваться ими, внимательно рассмотреть.

3. Нельзя ломать ветки дерева, но можно подойти к нему, погладить, понюхать кору, поздороваться, посидеть под деревом.

4. Нельзя ловить бабочек, стрекоз, кузнечиков и других насекомых, но можно полюбоваться ими, понаблюдать за ними, меньше вытаптывать травы, чтобы насекомым было над, чем летать и почему ползать.

5. Нельзя близко подходить к гнезду, не трогать его, иначе взрослые птицы могут насовсем покинуть гнездо, но можно послушать, как птицы поют, посмотреть скворечник.

6. Нельзя ловить и уносить здоровых птиц и детенышей зверей, но можно понаблюдать за ними, погладить, угостить их чем-то вкусным.

Капитан. Все живое на Земле родня! Скажите«Мы с тобой одной крови, ты и я!»

Дети. Всем!

Капитан. Всем соседям по планете люди могут сказать«Мы с тобой одной крови, ты и я!». Давайте же скажем это вместе!

Дети. «Мы с тобой одной крови, ты и я».

Капитан. И будем, относится ко всем живым существам так же бережно, как относимся к своим ближайшим родственникам: мамам-папам, братьям-сестрам, бабушкам-дедушкам, сверстникам. (Раздается грохот).

Капитан. Что это такое?

Дети. Землетрясение. Гром. Гроза.

Капитан. Нет! Это начали образовываться горы. Хотите, я вам расскажу, как это происходило в давние времена!

Дети. Хотим.

Капитан. Причиной этому земная кора. Она никогда не бывает спокойной: вздрагивает, опускается, собирается складками. В результате ее движения образуются горы и долины, впадины и возвышенности (берет платок, накрывает им ладонь).

Платок – это земная кора. Смотрите. Я шевелю пальцами, сжимаю их – «земная кора» приходит в движение: морщится, горбится. Прямо на глазах растут «горы». А между ними образуются «ущелья». Так происходит и в природе. Но не быстро, а очень медленно, на протяжении многих тысячелетий. (Раздается гудок теплохода).

Капитан. Теплоход отправляется. Скорее занимайте свои места (дети садятся). Ну, вот и все. Наше путешествие закончено. Оно вам понравилось?

Дети. Понравилось.

Капитан. Мне тоже понравилось. Вы молодцы! Много знаете о земле, о природе. Хорошо, что вы добрые и отзывчивые ребята. Скоро мы вернемся в детский сад, но впереди нас ждет еще много интересных путешествий. (Замечает под одним из стульев коробку).

Посмотрите, что это?

Дети. Коробка. И очень красивая.

Капитан. Догадайтесь, что в ней лежит.

Дети. Это природная система?

Капитан. Нет.

Дети. Рукотворная.

Капитан. Да.

Дети. Какой формы?

Капитан. Овальной.

Дети. Какого цвета?

Капитан. Могут быть разного.

Дети. Какую функцию выполняют?

Капитан. Их можно есть, ими можно угощать других людей.

Дети. Печенья?

Капитан. Нет.

Дети. Конфеты?

Капитан. Да. Молодцы!

(Раздает конфеты).

До новой встречи.

Литература

1.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» 1998. №11.

3. Журнал «Обруч» 2001. №1.

4. Журнал «Обруч» 2000. №6.

5. С. А. Козлова «Мой мир».

6. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1995.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nood.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мир вокруг нас» (старшая группа)

Программное содержание

1. Уточнить представление детей об окружающем мире, о Земле (на Земле есть жизнь – человек, животные, растения, потому что на ней есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем существам). Закрепить правила поведения в природе. Познакомить с образованием ветра, гор.

2. Развивать экологическую культуру, образное мышление, воображение, смекалку, отзывчивость, чуткость. Расширить знания детей о природных явлениях.

3. Воспитывать чувство, что земля – это дом для всех живых существ, который надо любить, не разрушать, содержать в чистоте, воспитывать любовь ко всем живым существам, чувство доброты, человечности.

Методические приемы. Игровые, словесные, наглядные, практические, музыка.

Словарная работа. Пробоину, машинное отделение, атмосфера, земной коры, мантии, ядра, природная система, функцию, рукотворная, морщится, горбится, ущелья, тысячелетий.

Предварительная работа.

Рассматривание карты – модели Солнечной системы, вечернего звездного неба, глобуса, карты полушарий. Наблюдение за различными природными явлениями; снегопад, иней, ветер, гроза, дождь, радуга и т. д. Беседа «Солнечная система»«Звезда»«Земной шар». Дидактические игры«Узнай правило»«Угадай-ка»«Отвечай быстро». Рассматривание атласов, иллюстраций о космосе, о природе Земли, о животных ее населяющих. Загадывание загадок о различных природных явлениях. Моделирование групповой комнаты, участка детского сада. Заучивание пословиц, поговорок о природе. Рисование природы, животных разных уголков Земли.

Материал. Макет теплохода из объемных геометрических фигур, капитанская фуражка, матросская накидка и бинокль, якорь, спасательный круг, экологические картинки, деревья, пеньки, коробка, кассета с различными шумами (волн, грохот, ветер, гудок теплохода).

Ход занятия

Воспитатель (капитан) – Внимание! Внимание!

Наш теплоход (макет из объемных геометрических фигур) отправляется. Займите, пожалуйста, свои места!

(Дети садятся на стулья. Раздается гудок теплохода. Слышен шум моря).

Матрос. (ребенок) Товарищ капитан! Наш теплоход отплыть не может.

Капитан. Что случилось?

Матрос. В машинном отделении потоп. Наш корабль может пойти ко дну.

Капитан. Этого нельзя допустить! Может быть, пассажиры нам помогут? Подскажите, что нужно сделать, чтобы закрыть пробоину?

Дети. Тряпкой заткнуть, пластмассой залить, забить гвоздями. Вставить ведро или пробку. Железку положить, цементом залить.

Капитан. Спасибо! Теперь мы спасены, и можно отправляться в путь.

(Слышен гудок и шум отплывающего парохода).

Капитан. Ох, и, увлекательное путешествие ждет нас! А чтобы было веселей, давайте с вами немножко поиграем. Что это? (Слышен шум ветра).

Дети. Это ветер!

Капитан. Правильно! А как вы думаете, ветер нужен?

Дети. Нет, не нужен. Он гнет деревья, траву, может унести людей, вещи, срывать крыши с домов, сломать деревья.

Капитан. А может быть, все-таки нужен?

Дети. Да! Чтобы обсохнуть после купания, для мельницы, чтобы тучи гонять, чтобы катер плыл, когда кончится бензин, для прохлады в жару.

Капитан. Да, ветер нам действительно нужен. А знаете ли вы как он появляется?

Дети. Нет.

Капитан. На нашей планете. Как она называется?

Дети. Земля.

Капитан. Так вот на Земле температура воздуха не везде одинаковая. Например, в одном районе жарко, а в другом холодно. Когда воздух перемещается из одного места в другое теплые и холодные массы перемешиваются. И появляется ветер. А кто знает, какая по счету наша Земля от Солнца?

Дети. Третья!

Капитан. Правильно! Из скольких слоев состоит Земля?

Дети. Из трех: земной коры, мантии, ядра.

Капитан. Земля такая разная и красивая, потому что она живая: на ней хорошо себя чувствуют растения, животные и люди. Почему?

Дети. Потому, что есть подходящие условия.

Капитан. Какие это условия?

1. Не так жарко и не так холодно, как на других планетах.

2. Есть вода (пресная).

3. Есть чем питаться.

4. Есть воздух – можно дышать.

Капитан. А вы знаете, что Земля – единственная из всех планет Солнечной системы, на которой есть суша и вода! А чего на Земле больше: воды или суши?

Дети. Воды.

Капитан. Молодцы. Вспомните, чем окружена Земля?

Дети. Воздухом. Воздушной оболочкой.

Капитан. А как называется эта воздушная оболочка?

Дети. Атмосфера.

Капитан. Мы с вами дышим не просто воздухом, а входящим в его состав кислородом. А кто его дает?

Дети. Деревья, цветы, трава.

Капитан. К какой системе относятся растения?

Дети. К природной.

Капитан. Правильно. Смотрите, что это там виднеется вдалеке?

Дети. Суша, Земля!

Капитан. Давайте сойдем на берег. Посмотрите как красиво.

(Физминутка).

Мы пришли с вами в лес (дети идут).

Сколько здесь вокруг чудес (разводят руки в стороны,

Справа березка в платье стоит (показывают правой и левой рукой)

Слева ёлочка на нас глядит

Паутинки в воздухе кружатся (руки вверх кружатся и приседают)

На землю ложатся

Вот и зайка проскакал (прыгают как зайки)

От лисы он убежал

Серый волк по лесу рыщет (изображают волка)

Он себе добычу ищет

Пролетают соловьи (машут руками как птицы)

Как прекрасны они

В лесу тишина и покой,

А нам пора домой.

Капитан. Подождите. Здесь так красиво, давайте еще немного задержимся (Максим, расскажи о лесе).

Дети. Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Капитан. Смотрите кто-то для нас загадку оставил – картинки. Мы должны их разгадать. Возьмите по одной картинке и объясните их значение.

1. Нельзя разорять муравейники, но можно понаблюдать за муравьями, оградить муравьиный дом, поохранять этих насекомых, ведь они являются санитарами леса.

2. Нельзя рвать цветы, но можно их понюхать, полюбоваться ими, внимательно рассмотреть.

3. Нельзя ломать ветки дерева, но можно подойти к нему, погладить, понюхать кору, поздороваться, посидеть под деревом.

4. Нельзя ловить бабочек, стрекоз, кузнечиков и других насекомых, но можно полюбоваться ими, понаблюдать за ними, меньше вытаптывать травы, чтобы насекомым было над, чем летать и почему ползать.

5. Нельзя близко подходить к гнезду, не трогать его, иначе взрослые птицы могут насовсем покинуть гнездо, но можно послушать, как птицы поют, посмотреть скворечник.

6. Нельзя ловить и уносить здоровых птиц и детенышей зверей, но можно понаблюдать за ними, погладить, угостить их чем-то вкусным.

Капитан. Все живое на Земле родня! Скажите«Мы с тобой одной крови, ты и я!»

Дети. Всем!

Капитан. Всем соседям по планете люди могут сказать«Мы с тобой одной крови, ты и я!». Давайте же скажем это вместе!

Дети. «Мы с тобой одной крови, ты и я».

Капитан. И будем, относится ко всем живым существам так же бережно, как относимся к своим ближайшим родственникам: мамам-папам, братьям-сестрам, бабушкам-дедушкам, сверстникам. (Раздается грохот).

Капитан. Что это такое?

Дети. Землетрясение. Гром. Гроза.

Капитан. Нет! Это начали образовываться горы. Хотите, я вам расскажу, как это происходило в давние времена!

Дети. Хотим.

Капитан. Причиной этому земная кора. Она никогда не бывает спокойной: вздрагивает, опускается, собирается складками. В результате ее движения образуются горы и долины, впадины и возвышенности (берет платок, накрывает им ладонь).

Платок – это земная кора. Смотрите. Я шевелю пальцами, сжимаю их – «земная кора» приходит в движение: морщится, горбится. Прямо на глазах растут «горы». А между ними образуются «ущелья». Так происходит и в природе. Но не быстро, а очень медленно, на протяжении многих тысячелетий. (Раздается гудок теплохода).

Капитан. Теплоход отправляется. Скорее занимайте свои места (дети садятся). Ну, вот и все. Наше путешествие закончено. Оно вам понравилось?

Дети. Понравилось.

Капитан. Мне тоже понравилось. Вы молодцы! Много знаете о земле, о природе. Хорошо, что вы добрые и отзывчивые ребята. Скоро мы вернемся в детский сад, но впереди нас ждет еще много интересных путешествий. (Замечает под одним из стульев коробку).

Посмотрите, что это?

Дети. Коробка. И очень красивая.

Капитан. Догадайтесь, что в ней лежит.

Дети. Это природная система?

Капитан. Нет.

Дети. Рукотворная.

Капитан. Да.

Дети. Какой формы?

Капитан. Овальной.

Дети. Какого цвета?

Капитан. Могут быть разного.

Дети. Какую функцию выполняют?

Капитан. Их можно есть, ими можно угощать других людей.

Дети. Печенья?

Капитан. Нет.

Дети. Конфеты?

Капитан. Да. Молодцы!

(Раздает конфеты).

До новой встречи.

Литература

1.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» 1998. №11.

3. Журнал «Обруч» 2001. №1.

4. Журнал «Обруч» 2000. №6.

5. С. А. Козлова «Мой мир».

6. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией в старшей группе тема "Удивительный мир цветов" "

конспект интегрированного занятия для старшей группы по теме Комнатные растения. На занятии идет закрепление знаний о комнатных растениях (название, строение, необходимые условия для роста, польза, на...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром " Создание телефона" в старшей группе.

История создания телефона ведет свое начало с каменного века....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья-пернатые» (старшая группа)

Обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах. Учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешне...

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» старшая группа для детей с овз конспект занятия тема "Весна"

конспект занятия непосредственной образовательной области "Познавательное развитие"Ознакомление с окружающим миров и развитие речи  старшая группа для детей с ОВЗ, лексическая тема "Ранняя весна"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в старшей группе.

Конспект занятия для воспитателей старших групп.  Тема: "История возникновения тарелки"...