ООД "Вернуть весну для маленькой девочки Алёнки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Рожкова Лариса Алексеевна

День открытых дверей для учителей начальных классов. Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Вернуть весну для маленькой девочки Алёнки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования города Свободного

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №20 города Свободного

День открытых дверей

для учителей начальных классов

организованная образовательная деятельность в старшей группе

«Вернуть весну для маленькой девочки Алёнки»

Разработала: Рожкова Лариса Алексеевна,

                                                      старший воспитатель МДОАУ д/с № 20

г. Свободный, 2018

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе

 «Вернуть весну для маленькой девочки Алёнки»

Цель: Обобщить представления детей о весне и весенних цветах: назвать приметы весны, знание весенних месяцев, цветов.

Задачи:

Обучающие:

- обобщить представления детей о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы развёрнутым предложениям с использованием слова «потому что».

Развивающие:

- расширение лексического запаса по теме “Весна”;

- развитие умения подбирать действия и признаки;

- развитие связной речи;

- развитие общей моторики;

- стимулирование мыслительной и речевой активности детей;

- развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

- воспитание бережного отношения, любви к природе;

- формирование умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой «Двенадцать месяцев»; разучивание физминутки “Солнечные цветочки”.

Оборудование: картина “Весна”, картинки цветов, магнитофон, стаканы с почвой, семена, ложки пластиковые, пластилин, карта, сундук, замок из мягкого модуля, кукла весна, кукла Алёнка, карандаши или фламастеры, влажные салфетки, трубочка коктельная, мольберт магнитный.

Методические приёмы:

- игровой (мотивирующее и мобилизующее игровое начало, использование физминутки)

- наглядный (карта, картинки о весне,  карточки  с зонами: луга, леса и сада, куклы);

- словесный (напоминание, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрения);

- практический (рассматривание семян через лупу, посев семян в стакан, изготовление цветка – подснежник, точечная раскраска);

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель заводит, детей в группу в руке держит корзину, а в корзине лежит письмо, карта – схема. Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: (обращается к детям) Ребята, сегодня день каких-то необычных сюрпризов. Когда я пришла в детский сад, то обнаружила в нашей группе вот эту корзину, а на дне корзины — вот этот листок и что-то похожее на карту. Вы хотите узнать, кто мог нам её передать и зачем нам карта (Да!). Мне и самой  интересно!

Воспитатель разворачивает письмо от маленькой девочки Алёнка, читает:

Воспитатель: «Здравствуйте, дети! Помогите мне освободить моё любимое время года – весна. Я очень люблю время года весна, весенние цветы, а особенно подснежники. Однажды вечером злой волшебник увидел танцующую весну, она радовалась, что скоро всё будет цвести, ярко светить солнышко, птицы будут распевать звонкие песни, появятся первые весенние цветы. Злой волшебник рассердился на весну и запер её. Она останется в тёмном замке навсегда, если вы не спасёте её. Карта, которую я посылаю, поможет вам добраться до замка. Путь будет нелёгким, придётся выполнить немало заданий. Желаю удачи! До скорой встречи!                            Алёнка»

Воспитатель: хотите помочь Алёнка? (ответы). Вот и карта.

Воспитатель вместе с детьми разворачивает карту, смотрят, что им делать. Педагог ставит детей так, куда будет указывать первая стрелка от старта.

Воспитатель: мы находимся здесь. Куда показывает стрелка? (воспитатель и дети рассматривают карту.)

Дети: стрелка показывает на мешок.

Воспитатель: правильно стрелка показывает на «волшебный сундук» и двигаемся вправо или влево? (вправо). Посмотрите вокруг, где же он, может быть?

Дети находят мешок

Воспитатель: а вот и «волшебный сундучок»! На столе мы видим картинку- это первое задание:- С помощью этой картинки расскажите мне о признаках весны.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, дети, вы правильно назвали все весенние признаки. Скажите, сколько месяцев длится весна? Назовите весенние месяцы.

Ответы детей.

(Пока воспитатель выслушивает ответы детей она вынимает из мешочка картинки весенних месяцев)

Воспитатель: Какой сейчас месяц?

Дети: Март, первый месяц весны.

Воспитатель: А следующий месяц?

Дети: Апрель, середина весны.

Воспитатель: А следующий за апрелем месяц?

Дети: Май, конец весны.

Воспитатель: Ребята вам надо разложить картинки по порядку, то есть правильно соотнести весенние месяцы и рассказать по каким признакам вы определили каждый месяц (дети выполняют задание).

Итог: по каким признакам вы определили, что это март месяц?

Дети: кругом лежит снег, мороз разукрашивает окошки узорами, из темных тяжелых туч сыплются снежинки. Но солнце все выше поднимается над землей. А света от него сколько! И небо в солнечный день голубое, высокое, плывут по нему легкие белые облака. И день все длиннее и длиннее.

- Какие признаки апреля месяца вы увидели на картинке?

Дети: Апрель — второй весенний месяц и середина весны. В апреле солнечных дней становится еще больше и на улице становится заметно теплее. Свежая трава уже появляется на солнечных участках земли и радует красивым зеленым цветом, цветет верба и одуванчики, пение птиц слышно в парках и скверах. Талая вода еще не сошла полностью.

Воспитатель: Есть такая поговорка об этом весеннем месяце: «Апрель с водою, май с травою». И какие признаки месяца мая вы можете назвать?

Дети: В мае начинается цветение яблонь, вишен слив, и, конечно, тюльпанов, черемухи и сирени. Красота кругом — свежие листочки на деревьях, кое-где слышно жужжание пчел, опыляющих цветущие фруктовые деревья, еще нет комаров и прогулки на свежем воздухе — бесконечное удовольствие!

Воспитатель: Молодцы! Всё правильно сделали. Интересно рассказали о признаках весны. Продолжаем помогать Алёнки дальше и смотрите, куда указывает нам двигаться  стрелка?

Дети: Стрелка нас направляет влево, где на столе стоят стаканчики с землёй.

Воспитатель уточняет, куда они двигаются, подводит детей к столу, на котором стоят ёмкости с почвой для посадки семян и два смайлика цветка «весёлый» и «грустный».

Воспитатель: Ребята, девочка Алёнка наверно хочет, чтобы мы смогли помочь весне оживить землю, пока она находится в заточении. А как вы думаете, чем мы можем оживить её? А что требуется для этого в природе для роста растений? Смотрите, здесь есть карточки и вам нужно выбрать нужные. Если это хорошо влияет на рост и развитие растения, вы поместите свою карточку возле улыбающегося цветка, если же плохо – карточку надо разместить около грустного цветка

Воспитатель по ходу работы спрашивает почему он положил ту или иную карточку сюда, а эту сюда? Затем педагог предлагает детям посадить семечко.

Воспитатель: Весной начинается посевная пора. Но так как еще пока рано сажать на огородах и полях мы с вами в эту прогретую нашем теплом землю посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка.

- но для начала давайте рассмотрим семена, которые нам предстоит сажать. (предлагает взять лупы)

- какие они по форме? По цвету? По размеру?

Вывод: все семена разные, у каждого растения свое семя.

(подходим к столу, где стоят горшочки с землей и палочки и садим семена)

Воспитатель: Дети, что вы будете делать в начале?

Дети: сначала палочкой нам нужно сделать небольшую ямку, а затем положить туда семя и присыпать землей.

Воспитатель: А пока вы сажаете, я вам прочитаю закличку:

«Вот семена и лопата.
Пора за работу, ребята!

В землю, семена, ложитесь!
И скорее пробудитесь!

Силы набирайтесь!
К солнцу пробивайтесь!»

Воспитатель:  А что необходимо сделать после того как что-то посадить? Правильно полить! (С лейки поливают почву).

Воспитатель: Замечательно! И с этим заданием справились. Подробно рассказывали о том, что влияет на жизнь растений.

Педагог вновь обращает внимание детей на карту.

Воспитатель: Обратимся к карте. Куда показывает стрелка?

Дети: Стрелка показывает вправо на карандаш.

Воспитатель: Значит, это верный ответ. Посмотрите вокруг: где же карандаш может быть?

Дети: карандаш может быть там, где стоит мольберт.

Воспитатель: Верно. Здесь и карандаш и друг его фломастер. Они помогут выполнить ещё одно задание. Перед вами на мольберте и на столах листы бумаги с точечным рисунком (ветреница, ирис, ландыш, подснежник). Соедините все точки плавными линиями, следуя от одной цифры к другой, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги.

Дети под музыку выполняют задание. После выполнения, воспитатель задаёт вопрос.

Воспитатель: От какого слова произошло название цветка «ветреницы»? (ветер)

- В какое время расцветает ландыш? (в летнее время года)

- Когда расцветает подснежник? (весной на проталинах).

Воспитатель: А теперь на втором листке вы должны стрелочками указать, где живёт каждый из нарисованных цветков: на лугу, в саду, в лесу.

Воспитатель: Вы всё сделали правильно! Но так как наша Алёнка любит цветы, я предлагаю сделать для неё подснежники. Будем делать? (Да!)

На столе стоит заготовленный материал: пластиковые ложки с обрезанной ручкой, пластилин жёлтого цвета, длинная деревянная шпатка заранее обмотанная зелёной бумагой.

Воспитатель: (даёт команду приступать к работе. Сама также выполняет, можно комментировать и делать ):

«Не успел растаять снег
В поле и в лесочке
На проталинке цветут
Первые …. (
цветочки)».

Пока дети доделывают последние штрихи в цветах, педагог включает волшебную музыку, открывает занавес, где стоит кукла Алёнка и кукла весна. Предлагает все готовые цветы поставить в корзину, которая стоит на столе.

Воспитатель: Дети, у нас всё получилось! Вот и замок, Алёнка и весна. Здравствуй, Алёнка! Мы выполнили все задания, весна свободна!

Воспитатель: Мы проделали не лёгкий путь, выполнили все задания. Вы меня порадовали, у меня хорошее настроение. А у вас какое настроение?

Итог: Вы смогли помочь Алёнке? Что для этого вы сделали? Какое задание было интересно выполнять? Какое время года мы смогли выручить? Какие цветы вы смогли расколдовать? И как вы это делали?

Алёнка говорит вам всем спасибо и дарит вот такие блокноты, где вы будете вести наблюдение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомьтесь - это девочка наоборот ( О маленьких упрямцах)

      Кризис, кризис, кризис ребенка 3-х лет…Переступив порог самостоятельности, глотнув её «свободу» и гордясь этим, ребёнок хочет распространить её на всё, а вы со своими нотациями,запретами и  наст...

Конкурс для девочек "Маленькая принцесса"

конкурс песен, танцев, показ мод, приготовление пирогов. визитная карточка участниц...

Сценарий хантыйской сказки "Непослушная маленькая девочка"

Региональный компонент. Сценарий сказки предназначен для музыкальных руководителей ДОУ, педагогам дополнительного образования...

конкурс для девочек Сияние маленьких звёзд"

Сценарий предназначен для проведения праздничного досуга с детьми старшего дошкольного возраста. Этот досуг способствует сплочению коллектива, уважение к девочкам, взаимопониманию....

Весна средняя группа с Алёнкой.

АЛЕНКА ИДЕТ ИСКАТЬ ВЕСНУ...

Как маленькая девочка стала символом целого движения

Материал о том, почему поисково-спасательный отряд волонтеров носит имя Лиза Алерт....