НОД «Путешествие в Арктику и Антарктику».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сухоносенко Елена Васильевна

Данный конспект разработан в рамках проектной деятельности. Он позволит детям узнать побольше информации о животных холодных стран, образе их жизни и приспособлении к проживанию в суровых климатических условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_arktiku_i_antarktiku.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Путешествие в Арктику и Антарктику».

(игровые технологии, ИКТ, технология исследовательской деятельности)

Цель: обобщать знания детей о животных холодных стран. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.

Задачи: 

1. Уточнить с детьми названия животных, их внешние признаки, строение, чем питаются. Учить понимать образный смысл загадок.

2. Развивать связную речь и умение правильно строить предложение,

3. Формировать представления о взаимосвязи жизни животных со средой обитания.

Ребята, сегодня к нам в гости пришли белый медвежонок и пингвинёнок. Они родились в зоопарке и ничего не знают о своей настоящей  родине. Но им очень хочется узнать, где в природе живут белые медведи и пингвины. Поможем нашим маленьким друзьям?

Но для этого нам надо совершить путешествие. Вы к нему готовы? Ребята, а вы знаете, где живут белые медведи и пингвины? (белые медведи на севере, в Арктике, а пингвины на юге, в Антарктике).

Чтобы нам в нашем путешествии не заблудиться, нам надо отыскать эти места на глобусе. Давайте вспомним, что такое глобус  (модель Земли).

Рассматриваем глобус.

На самом крайнем севере России расположена природная зона – Арктика.  Арктика –это зона островов, лежащая около северного полюса.

Антарктика включает в себя материк Антарктиду и прилегающие к Южному полюсу острова.

А как вы думаете, можем ли мы в таком виде отправиться на родину наших друзей? (нет, потому что и пингвины, и медведи живут там, где очень холодно).

Правильно. И на глобусе Арктика и Антарктика обозначены белым цветом. Это царства снега и льда. Поэтому нам надо утеплиться.

Игра-имитация «Одеваемся теплее»

Мы на север собираемся,

Потеплее одеваемся.

Надеваем мы штанишки,

Не замёрзли чтоб детишки.

Тёплые носки на ноги,

Не замёрзнуть чтоб в дороге.

Обуваем мы сапожки,

Не замёрзнут наши ножки.

Надеваем свитерок,
Чтоб от холода берёг.

Сверху - тёплое пальто –
Не замёрзнем ни за что!
Рукавички надеваем,
Шапочку не забываем.
Мягкий шарф в мороз согреет
Подбородок, грудь и шею.

Молодцы, к путешествию готовы. Сначала мы отправимся на  север, в Арктику. На чём быстрее всего мы можем туда добраться? (на самолёте)

Дети под музыку «Песенка медведей» имитируют полет на самолете.


Вот мы с вами и приземлились в Арктике.

Слайд №2

Здесь всегда лежит снег, дуют холодные ветры и море покрыто толстым слоем льда. В Арктике долгая холодная зима и короткое холодное лето.

Слайд №3

Кажется, что никого живого здесь не встретишь. Но на самом деле Арктика заселена различными животными и мы попробуем сейчас их найти. А для этого надо отгадать загадки.

Живет он там, где холода,

И ловит рыбу из под льда.

Он в шубе белой щеголяет,

Умеет плавать и ныряет.

(на слайде по щелчку появляется белый медведь)

Правильно, это родственник нашего мишутки. Сейчас ребята расскажут о нём.

Рассказ ребёнка:   Это белый медведь - дикое животное холодных стран, самый крупный зверь на Северном полюсе. Не замерзать ему помогают длинная шерсть и толстый слой подкожного жира. А белый цвет меха помогает в охоте быть незамеченным среди снегов. Но нос у него черный. Белый мишка отлично плавает, охотится на тюленей и рыбу.

-В переводе с древнегреческого языка слово «Арктика» переводится как «медведь». Теперь вы можете сказать, почему?

- Давайте мы с вами поиграем.

                                                   

Игра « Медведи-рыболовы»

Воспитатель делит детей на белых медведей и детей-рыбок. Дети-медведи крепко схватившись за руки изображают «ворота». Дети- рыбки, сгруппировавшись, стараются прорваться через них. Воспитатель произносит стишок: «Много рыбок в океане, они плавают в воде, ну а мишки эту рыбку караулят в полынье». Как только стих заканчивается, можно подсчитывать улов мишек, то есть детей, которые не смогли пробиться через ворота.

Дети садятся.

Слайд №4

- А кто же может появиться на этой льдине?

У него большие бивни,
Ходит ластами во льдах,
Этот зверь довольно сильный,
В северных живёт морях.

(на слайде по щелчку появляется морж)

Рассказ ребёнка:   Моржи - это крупные животные с усами и мощными клыками и туловищем, с ластами вместо лап. У них тоже есть подкожный жир, не позволяющий им замерзнуть, а туловище покрыто редкими рыжеватыми волосками. Моржи любят плавать и нырять, ласты им в этом очень помогают, с их помощью эти звери также передвигаются по суше. Корм для них – это разнообразные морские моллюски и рачки, которых они добывают со дна.

На льдине можно увидеть и других животных.

Неповоротлив он на суше,
Зато в воде спортсмен милуша.
Нырять он может целый день...
Как все зовут его? ...

Слайд №5

Рассказ ребёнка:  тюлени обитают и на суше, и в ледяных водах. Их туловище покрыто жестким подшерстком, а питаются они рыбой и рачками. У них очень выразительные глаза. Детеныша тюленя называют белек, так как они рождаются маскировочного белого цвета.  

Слайд №6

А в этой снежной пустыне тоже кто-то спрятался.

Слайд №7

Что за хищник в Заполярье,

С шелковистым ценным мехом,

Летом плавает отлично,

Не боится человека?

А зимою осторожный,

И ведет ночную жизнь,

В грудах снега норы строя,

Лабиринтами кружит.

Он, похожий на Лисицу,

Лает издали на птицу…

И охотник, и хитрец,

Кто скажите мне?...

Ответ: Песец

(на слайде по щелчку появляется песец)

Песец  похож на лису, но чуть меньше ее. У песцов очень красивая, густая шерсть белого цвета с голубым отливом, а питаются они мелкими грызунами.

Вот мы и побывали на родине мишутки. А теперь летим на родину пингвинёнка.

Дети под музыку «Пингвины»  (слова А.Горохова, музыка В. Купревич) имитируют полет на самолете.

Слайд №8

Вот мы подлетели  к Южному полюсу.

Что вы видите? (снег, лёд)

А что это за ледяная гора плывёт по воде?

Слайд №9

- Правильно, это айсберг.

От ледяных берегов Антарктики откалываются огромные ледяные глыбы. Течением их уносит в моря или океаны.  Айсберги имеют разные формы и размеры, это зависит от трещины ледников.  Лед  легче чем вода, поэтому айсберги не тонут в воде, а свободно плавают. Айсберги несут в себе огромную опасность для кораблей. Как вы думаете почему? (Большая часть айсберга находиться под водой)

.        Слайд №10

Айсберги также можно увидеть и в водах Арктики.

В Антарктиде проживают животные, которые смогли приспособиться к холодным климатическим условиям, в основном это пингвины и тюлени.

Слайд № 11, 12.

Рассказ о пингвине: Пингвины - это птицы. Но они не летают, зато очень хорошо плавают и ныряют. Все пингвины разные. Самые большие пингвины – это императорские пингвины. Их рост 120 – 110 см., а вес -  46 кг.  Тело у пингвинов такое, что отлично подходит для плавания в очень холодной  воде и под водой. Голова и ноги маленькие. Пингвины должны быть толстенькими, чтобы жир защитил их от холода. 

Плавая под водой,  пингвины молчат, а когда находятся на земле, разговаривают между собой, издавая звуки, похожие на звуки трубы. 

Едят пингвины рыбу, а пьют морскую воду. 

 Живут пингвины большими семьями – стаями. 

Самые многочисленные и любопытные - пингвины Адели. Они часто приходят "в гости" к полярникам на научные станции.


Вот мы и рассказали друзьям об их родине. Но малышам непонятно, как же в такой мороз животные не замерзают? Давайте вернёмся в группу и покажем, почему так происходит.

        Физминутка «Самолёт»

Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.

(Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево)

Ну вот мы и в нашей группе.

Исследовательская деятельность.

Опыт

  1. В емкость с водой дети опускают руку и вынимают ее.

Воспитатель: -Что вы заметили?

Дети: Рука покрыта слоем воды

  1. Вытрем руку, смажем ее жиром и опустим ее снова в воду

Воспитатель: - Что вы заметили?

Дети: Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками.

Воспитатель: Почему так получилось?

Выводы детей: Жир не пропускает воду

( Предложить тряхнуть рукой). Капельки легко отлетели.

Воспитатель: Что же спасает животных холодных стран ?

Они замерзают в сильный мороз или нет?

Выводы детей.

Пинвинёнок и медвежонок благодарят ребят и говорят, что им пора возвращаться в зоопарк, где их ждут мамы.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательной работы на группе № 5 Тема : «Путешествие по Арктики и Антарктики» Тип : Познавательно-исследовательский

Планирование воспитательно-образовательной работы  на группе № 5 Тема :   «Путешествие по Арктики и Антарктики» Тип :   Познавательно-исследовательский...

Путешествие в Арктику и Антарктику

Занятие - путешествие. Интегрированное занятие. Развитие речи и познание....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие с севера на юг. Животные Арктики и Антарктики»

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром«Путешествие с севера на юг. Животные Арктики и Антарктики» Цель: расширять и углублять знания детей об особенностях природных...

Конспект "Путешествие в Арктику и Антарктику"

Конспект  в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Арктику  и Антарктику» Цель: Создание условий для развития экологического мышления и творческого воображения в пр...

Мастер – класс «Утренний сбор «Путешествие в Арктику и Антарктику».

Мастер – класс «Утренний сбор «Путешествие в Арктику и Антарктику»....

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие в Арктику и Антарктику"

Цель: Создать условия экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром прирды Арктики и Антарктики.Дать детям представления об особенностях географического полож...

Вечер открытий: "Животные Арктики и Антарктики"(путешествие с элементами ручного труда).

Есть на нашей планете такие места, где почти круглый год лежат снега, очень холодно и лето наступает всего на 2-3 недели. Интересно, кто может жить в условиях вечной мерзлоты, если растут в холодных к...