НОД «Путешествие в Арктику и Антарктику».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данный конспект разработан в рамках проектной деятельности. Он позволит детям узнать побольше информации о животных холодных стран, образе их жизни и приспособлении к проживанию в суровых климатических условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_puteshestvie_v_arktiku_i_antarktiku.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Путешествие в Арктику и Антарктику».
(игровые технологии, ИКТ, технология исследовательской деятельности)
Цель: обобщать знания детей о животных холодных стран. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.
Задачи:
1. Уточнить с детьми названия животных, их внешние признаки, строение, чем питаются. Учить понимать образный смысл загадок.
2. Развивать связную речь и умение правильно строить предложение,
3. Формировать представления о взаимосвязи жизни животных со средой обитания.
Ребята, сегодня к нам в гости пришли белый медвежонок и пингвинёнок. Они родились в зоопарке и ничего не знают о своей настоящей родине. Но им очень хочется узнать, где в природе живут белые медведи и пингвины. Поможем нашим маленьким друзьям?
Но для этого нам надо совершить путешествие. Вы к нему готовы? Ребята, а вы знаете, где живут белые медведи и пингвины? (белые медведи на севере, в Арктике, а пингвины на юге, в Антарктике).
Чтобы нам в нашем путешествии не заблудиться, нам надо отыскать эти места на глобусе. Давайте вспомним, что такое глобус (модель Земли).
Рассматриваем глобус.
На самом крайнем севере России расположена природная зона – Арктика. Арктика –это зона островов, лежащая около северного полюса.
Антарктика включает в себя материк Антарктиду и прилегающие к Южному полюсу острова.
А как вы думаете, можем ли мы в таком виде отправиться на родину наших друзей? (нет, потому что и пингвины, и медведи живут там, где очень холодно).
Правильно. И на глобусе Арктика и Антарктика обозначены белым цветом. Это царства снега и льда. Поэтому нам надо утеплиться.
Игра-имитация «Одеваемся теплее»
Мы на север собираемся,
Потеплее одеваемся.
Надеваем мы штанишки,
Не замёрзли чтоб детишки.
Тёплые носки на ноги,
Не замёрзнуть чтоб в дороге.
Обуваем мы сапожки,
Не замёрзнут наши ножки.
Надеваем свитерок,
Чтоб от холода берёг.
Сверху - тёплое пальто –
Не замёрзнем ни за что!
Рукавички надеваем,
Шапочку не забываем.
Мягкий шарф в мороз согреет
Подбородок, грудь и шею.
Молодцы, к путешествию готовы. Сначала мы отправимся на север, в Арктику. На чём быстрее всего мы можем туда добраться? (на самолёте)
Дети под музыку «Песенка медведей» имитируют полет на самолете.
Вот мы с вами и приземлились в Арктике.
Слайд №2
Здесь всегда лежит снег, дуют холодные ветры и море покрыто толстым слоем льда. В Арктике долгая холодная зима и короткое холодное лето.
Слайд №3
Кажется, что никого живого здесь не встретишь. Но на самом деле Арктика заселена различными животными и мы попробуем сейчас их найти. А для этого надо отгадать загадки.
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.
(на слайде по щелчку появляется белый медведь)
Правильно, это родственник нашего мишутки. Сейчас ребята расскажут о нём.
Рассказ ребёнка: Это белый медведь - дикое животное холодных стран, самый крупный зверь на Северном полюсе. Не замерзать ему помогают длинная шерсть и толстый слой подкожного жира. А белый цвет меха помогает в охоте быть незамеченным среди снегов. Но нос у него черный. Белый мишка отлично плавает, охотится на тюленей и рыбу.
-В переводе с древнегреческого языка слово «Арктика» переводится как «медведь». Теперь вы можете сказать, почему?
- Давайте мы с вами поиграем.
Игра « Медведи-рыболовы»
Воспитатель делит детей на белых медведей и детей-рыбок. Дети-медведи крепко схватившись за руки изображают «ворота». Дети- рыбки, сгруппировавшись, стараются прорваться через них. Воспитатель произносит стишок: «Много рыбок в океане, они плавают в воде, ну а мишки эту рыбку караулят в полынье». Как только стих заканчивается, можно подсчитывать улов мишек, то есть детей, которые не смогли пробиться через ворота.
Дети садятся.
Слайд №4
- А кто же может появиться на этой льдине?
У него большие бивни,
Ходит ластами во льдах,
Этот зверь довольно сильный,
В северных живёт морях.
(на слайде по щелчку появляется морж)
Рассказ ребёнка: Моржи - это крупные животные с усами и мощными клыками и туловищем, с ластами вместо лап. У них тоже есть подкожный жир, не позволяющий им замерзнуть, а туловище покрыто редкими рыжеватыми волосками. Моржи любят плавать и нырять, ласты им в этом очень помогают, с их помощью эти звери также передвигаются по суше. Корм для них – это разнообразные морские моллюски и рачки, которых они добывают со дна.
На льдине можно увидеть и других животных.
Неповоротлив он на суше,
Зато в воде спортсмен милуша.
Нырять он может целый день...
Как все зовут его? ...
Слайд №5
Рассказ ребёнка: тюлени обитают и на суше, и в ледяных водах. Их туловище покрыто жестким подшерстком, а питаются они рыбой и рачками. У них очень выразительные глаза. Детеныша тюленя называют белек, так как они рождаются маскировочного белого цвета.
Слайд №6
А в этой снежной пустыне тоже кто-то спрятался.
Слайд №7
Что за хищник в Заполярье,
С шелковистым ценным мехом,
Летом плавает отлично,
Не боится человека?
А зимою осторожный,
И ведет ночную жизнь,
В грудах снега норы строя,
Лабиринтами кружит.
Он, похожий на Лисицу,
Лает издали на птицу…
И охотник, и хитрец,
Кто скажите мне?...
Ответ: Песец
(на слайде по щелчку появляется песец)
Песец похож на лису, но чуть меньше ее. У песцов очень красивая, густая шерсть белого цвета с голубым отливом, а питаются они мелкими грызунами.
Вот мы и побывали на родине мишутки. А теперь летим на родину пингвинёнка.
Дети под музыку «Пингвины» (слова А.Горохова, музыка В. Купревич) имитируют полет на самолете.
Слайд №8
Вот мы подлетели к Южному полюсу.
Что вы видите? (снег, лёд)
А что это за ледяная гора плывёт по воде?
Слайд №9
- Правильно, это айсберг.
От ледяных берегов Антарктики откалываются огромные ледяные глыбы. Течением их уносит в моря или океаны. Айсберги имеют разные формы и размеры, это зависит от трещины ледников. Лед легче чем вода, поэтому айсберги не тонут в воде, а свободно плавают. Айсберги несут в себе огромную опасность для кораблей. Как вы думаете почему? (Большая часть айсберга находиться под водой)
. Слайд №10
Айсберги также можно увидеть и в водах Арктики.
В Антарктиде проживают животные, которые смогли приспособиться к холодным климатическим условиям, в основном это пингвины и тюлени.
Слайд № 11, 12.
Рассказ о пингвине: Пингвины - это птицы. Но они не летают, зато очень хорошо плавают и ныряют. Все пингвины разные. Самые большие пингвины – это императорские пингвины. Их рост 120 – 110 см., а вес - 46 кг. Тело у пингвинов такое, что отлично подходит для плавания в очень холодной воде и под водой. Голова и ноги маленькие. Пингвины должны быть толстенькими, чтобы жир защитил их от холода.
Плавая под водой, пингвины молчат, а когда находятся на земле, разговаривают между собой, издавая звуки, похожие на звуки трубы.
Едят пингвины рыбу, а пьют морскую воду.
Живут пингвины большими семьями – стаями.
Самые многочисленные и любопытные - пингвины Адели. Они часто приходят "в гости" к полярникам на научные станции.
Вот мы и рассказали друзьям об их родине. Но малышам непонятно, как же в такой мороз животные не замерзают? Давайте вернёмся в группу и покажем, почему так происходит.
Физминутка «Самолёт»
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.
(Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево)
Ну вот мы и в нашей группе.
Исследовательская деятельность.
Опыт
- В емкость с водой дети опускают руку и вынимают ее.
Воспитатель: -Что вы заметили?
Дети: Рука покрыта слоем воды
- Вытрем руку, смажем ее жиром и опустим ее снова в воду
Воспитатель: - Что вы заметили?
Дети: Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками.
Воспитатель: Почему так получилось?
Выводы детей: Жир не пропускает воду
( Предложить тряхнуть рукой). Капельки легко отлетели.
Воспитатель: Что же спасает животных холодных стран ?
Они замерзают в сильный мороз или нет?
Выводы детей.
Пинвинёнок и медвежонок благодарят ребят и говорят, что им пора возвращаться в зоопарк, где их ждут мамы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование воспитательно-образовательной работы на группе № 5 Тема : «Путешествие по Арктики и Антарктики» Тип : Познавательно-исследовательский
Планирование воспитательно-образовательной работы на группе № 5 Тема : «Путешествие по Арктики и Антарктики» Тип : Познавательно-исследовательский...
Путешествие в Арктику и Антарктику
Занятие - путешествие. Интегрированное занятие. Развитие речи и познание....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие с севера на юг. Животные Арктики и Антарктики»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром«Путешествие с севера на юг. Животные Арктики и Антарктики» Цель: расширять и углублять знания детей об особенностях природных...
Конспект "Путешествие в Арктику и Антарктику"
Конспект в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Арктику и Антарктику» Цель: Создание условий для развития экологического мышления и творческого воображения в пр...
Мастер – класс «Утренний сбор «Путешествие в Арктику и Антарктику».
Мастер – класс «Утренний сбор «Путешествие в Арктику и Антарктику»....
Конспект НОД в старшей группе "Путешествие в Арктику и Антарктику"
Цель: Создать условия экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром прирды Арктики и Антарктики.Дать детям представления об особенностях географического полож...
Вечер открытий: "Животные Арктики и Антарктики"(путешествие с элементами ручного труда).
Есть на нашей планете такие места, где почти круглый год лежат снега, очень холодно и лето наступает всего на 2-3 недели. Интересно, кто может жить в условиях вечной мерзлоты, если растут в холодных к...