Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе на тему «Народные промыслы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Данный материал направлен на развитие познавательных способностей детей средствами фольклора и предметами наролного прикладного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_ftskm_v_sredney_gruppe.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе
на тему «Народные промыслы»
Цель: развитие познавательных способностей средствами фольклора и предметами народного прикладного промысла.
Задачи:
Образовательные:
Повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов,
Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
Учить различать материал из которого делают игрушку.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров.
Воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.
Развивающие:
Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей
Развивать внимание, познавательную активность.
Развивать логическое мышление, память
Оборудование: хохломские ложки, матрешки, дымковские барыни, тряпичные куклы, игрушка – забава.
Ход занятия.
1.Вводная часть (организационный момент)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй матушка – Земля
Здравствуйте мои друзья!
(встаем полукругом, возьмемся за руки, почувствуем тепло рук своих товарищей)
Вводная часть (мотивационный момент)
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Россия – это наша с вами Родина, наша земля, самая красивая, самая великая и прекрасная. И живут в ней талантливые люди- мастера, которые делают замечательные изделия своими руками. Весь товар мастера везут продавать на ярмарку.
Кто из вас знает, что такое ярмарка? (показ картинки «Ярмарка»)
Дети: место, где можно что- то купить.
Воспитатель: Ярмарка- это место, где можно купить разнообразный товар, изготовленный своими руками. Люди ходят по ярмарке, рассматривают и любуются, а товара там так много, что глаза разбегаются. Там же устраивают потехи, играет музыка, слышаться шутки, прибаутки, загадки. Дети катаются на каруселях, лошадках.
Хотите отправится на веселую ярмарку?
Дети: да
Воспитатель: Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
всякие- разные товары…
Подходите, подходите посмотрите, посмотрите
(открываю платок под котором спрятаны игрушки)
2.Основная часть
Воспитатель: Вам нравятся эти предметы?
Назовите, что вы видите.
Дети: ложки, матрешка, куклы, барыни, куколки
Посмотрите, эти вещи нынче в гости к нам пришли
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России чудо- люди мастера.
Воспитатель: Я сейчас загадаю загадку об одном из этих предметов, попробуйте догадаться по описанию.
Этот предмет сделан из дерева, покрыт черной краской. На нем изображены ягоды, зеленые листочки, тонкая травка с завитьком.Этим предметом можно есть пищу.
Дети: это ложки.
Воспитатель: Это ложки не простые, это ложки –хохломские.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая… (Хохлома)
Всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью!
Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! Одно удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках.
Эй ребята молодцы
Заливные бубенцы
Ложки выбирайте
Играть начинайте!
(раздаем детям деревянные ложки)
Музыкальная игра: оркестр для малышей «Игра на ложках»
Воспитатель: Послушайте вторую загадку.
Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной
Только старшую открой
В ней сидит сестра другая
В той еще сестра меньшая
Доберешься ты до крошки
Эти девицы – …!
Дети: матрешки
Воспитатель: Дети, что же это за игрушки? Дети отвечают (матрёшки)
Достаёт две матрёшки.
Матрёшки то разные, почему?
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: по росписи
Воспитатель: Эти матрешки приехали из разных мест и внешне отличаются: загорская матрешка – толстобокая в разноцветном передничке, в красном платочке; семеновская – в цветном фартуке, в желто – красном полушалке;
Давайте, разберём и посчитаем, сколько их внутри, только сначала
разделимся на две команды.
Игра по группам: собери матрешку.
Воспитатель:
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки, невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Матрешки вас приглашают поплясать с собой.
Физкультурная минутка «Матрешки».
Хлопают в ладошки (Хлопки перед собой.)
Дружные матрешки.
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно то правую ногу)
Топают матрешки. (Выставить вперед на пятку, то левую.)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево – вправо.)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо.)
Девчонок озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Повороты туловища направо – налево, руки к плечам.)
Вы похожи, словно сестры. (Хлопки в ладоши перед собой.)
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
Воспитатель: Давайте еще посмотрим товары мастеров (дымковская барыня)
Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку, отгадайте её, друзья!
- Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки… а ну, назовите меня.
Дети: дымковские игрушки
Это дымковские игрушки. Сделаны они все из глины. Называются дымковские, потому что их изготовили в селе Дымково.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие хорошие подружки наша Матрёшка и Барыня.
Чем они похожи?
А чем отличаются?
А как вы думаете, почему у них есть эти различия?
Дети отвечают, исследуя, трогая игрушки; отмечают роспись, форму, цвета, материалы, из которых сделаны игрушки.
Воспитатель:
У этих игрушек,
У этих зверюшек,
Веселая, яркая гамма цветов
А сколько полосок, штрихов
Завитушек, колечек и точек
И разных кружков.
Воспитатель: А еще на ярмарке продавали игрушки – забавы. (показываю игрушку котик и мышонок, даю детям поиграть, сопровождая словами)
Молоточки стучат- нам грустить не велят.
А для девочек - много разных тряпичных куколок, которых делали из лоскутков ткани.
Русская тряпичная
Куколка простая.
Славила Россию,
Игрушка удалая.
Бодрая, веселая
Немного озорная.
И по нраву русская,
Значит нам родная.
Куколка красивая
Дивная и милая.
Пусть она оберегает
И злых духов отгоняет.
Чтоб малыш спокойно спал,
Зайчик духов отгонял. (кукла зайчик)
А желанница была девушка – подружка. (кукла – желанница)
С длинным волосом из пряж – тоже не игрушка.
Чтоб желание сбылось – в косу ей вплетали
Ленту алую, потом исполнения ждали.
Крупеничка – оберег сытости, достатка.( кукла – крупеничка)
От кормилицы Земли силы приходили, (кукла – кормилица)
Под иконами в углу бережно хранили.
Травница – её травой наполняли разной. (кукла – травница)
Хвоя, мята, зверобой – служит безотказно.
По избе душистый дух лета разносился,
В этой куколке секрет – способ излечиться.
А традиции храня многовековые,
Пусть прошло уж много лет,
Но по – прежнему мастерим
Мы куколки обережные.
Неразлучники – этим все сказано (кукла – неразлучники)
Две судьбы в одну крепко связаны.
Чтоб семья была крепка –
На двоих одна рука.
Дарите людям доброту,
Дарите ангела, на счастье. (куколка – ангел)
Через тепло души своей
Оберегайте от напасти!
Воспитатель:
Самовар подарок главный
Он красивый, расписной.
Ароматный чай отведать
Не откажется любой.
Танец «Самоварчики»
Воспитатель:
Тары – бары, растабары
Раскупили все товары.
Вот и солнышко садиться,
Пора, ребята, расходится.
Нашей ярмарке конец,
А кто слушал молодец
3 Итог НОД.
Понравилось вам на ярмарке?
Какие игрушки вам больше всего понравились, почему?
С какими игрушками мы познакомились?
Приглашаем всех на чай,
С караваем, сушками,
Пышными ватрушками.
Под веселую музыку устраиваем чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе на тему «Народные промыслы»
Конспект по окружающему миру в средней группе...
Информационно-творческий проект для детей средней групп на тему: «Народные промыслы"
Информационно-творческий проект для детей средней групп «Народные промыслы России»Тип проекта: информационно-творческийПродолжительность: среднесрочный (02.09 &nda...
Конспект НОД в средней группе на тему «Народные промыслы»
Вашему вниманию предоставляется открытое мероприятие "Народные промыслы"...
Презентация проектной деятельности в средней группе на тему: "Народные промыслы"
Презентация проектной деятельности в средней группе на тему: "Народные промыслы"...
Презентация и игра-раскраска для средней группы по теме "Народные промыслы"
Презентация и интерактивная игра-раскраска для средней группы по теме "Народные промыслы"...
Проект в средней группе на тему «Народные промыслы».
Изучить особенности народных промыслов России....
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Народные промыслы»
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Народные промыслы»...
- Мне нравится (1)