Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе на тему «Народные промыслы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Карелина Светлана Вячеславовна

Данный материал направлен на развитие познавательных способностей детей средствами фольклора и предметами наролного прикладного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ftskm_v_sredney_gruppe.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе

на тему «Народные промыслы»

Цель: развитие познавательных способностей средствами фольклора и предметами народного прикладного промысла.

Задачи:

Образовательные:

Повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов,

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.

Учить различать материал из которого делают   игрушку.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров.

Воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.

Развивающие:

Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей

Развивать внимание, познавательную активность.

Развивать логическое мышление, память

Оборудование: хохломские ложки, матрешки, дымковские барыни, тряпичные куклы, игрушка – забава.

Ход занятия.

1.Вводная часть (организационный момент)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй матушка – Земля

Здравствуйте мои друзья!

(встаем полукругом, возьмемся за руки, почувствуем тепло рук своих товарищей)

Вводная часть (мотивационный момент)

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия

Воспитатель: Россия – это наша с вами Родина, наша земля, самая красивая, самая великая и прекрасная. И живут в ней талантливые люди- мастера, которые делают замечательные изделия своими руками. Весь товар мастера везут продавать на ярмарку.

Кто из вас знает, что такое ярмарка? (показ картинки «Ярмарка»)

Дети: место, где можно что- то купить.

Воспитатель: Ярмарка- это место, где можно купить разнообразный товар, изготовленный   своими руками.  Люди ходят по ярмарке, рассматривают и любуются, а товара там так много, что глаза разбегаются. Там же устраивают потехи, играет музыка, слышаться шутки, прибаутки, загадки. Дети катаются на каруселях, лошадках.

Хотите отправится на веселую ярмарку?

Дети: да

 Воспитатель: Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары,

всякие- разные товары…

Подходите, подходите посмотрите, посмотрите

(открываю платок под котором спрятаны игрушки)

2.Основная часть

Воспитатель: Вам нравятся эти предметы?

Назовите, что вы видите.

Дети: ложки, матрешка, куклы, барыни, куколки

Посмотрите, эти вещи нынче в гости к нам пришли

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России чудо- люди мастера.

Воспитатель: Я сейчас загадаю загадку об одном из этих предметов, попробуйте догадаться по описанию.

Этот предмет сделан из дерева, покрыт черной краской. На нем изображены ягоды, зеленые листочки, тонкая травка с завитьком.Этим предметом можно есть пищу.

Дети: это ложки.

Воспитатель: Это ложки не простые, это ложки –хохломские.

Ветка плавно изогнулась

 И колечком завернулась

 Рядом с листиком трехпалым

 Земляника цветом алым

 Засияла, поднялась

 Сладким соком налилась

 А трава, как бахрома

  Золотая…  (Хохлома)

Всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью!

Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь   затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! Одно удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках.  

Эй ребята молодцы

Заливные бубенцы

Ложки выбирайте

Играть начинайте!

(раздаем детям деревянные ложки)

Музыкальная игра: оркестр для малышей «Игра на ложках»

Воспитатель: Послушайте вторую загадку.

Эти яркие сестрички

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной

Только старшую открой

В ней сидит сестра другая

В той еще сестра меньшая

Доберешься ты до крошки

Эти девицы – …!

Дети: матрешки

Воспитатель: Дети, что же это за игрушки? Дети отвечают (матрёшки)

Достаёт две матрёшки.

Матрёшки то разные, почему?

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: по росписи

Воспитатель: Эти матрешки приехали из разных мест и внешне отличаются: загорская матрешка – толстобокая в разноцветном передничке, в красном платочке; семеновская – в цветном фартуке, в желто – красном полушалке;

Давайте, разберём и посчитаем, сколько их внутри, только сначала

разделимся на две команды.

Игра по группам: собери матрешку.

Воспитатель:

Мы матрешки, мы сестрички,

 Мы толстушки, невелички.

  Как пойдем плясать и петь,

  Вам за нами не успеть.

Матрешки вас приглашают поплясать с собой.

Физкультурная минутка «Матрешки».

Хлопают в ладошки (Хлопки перед собой.)

Дружные матрешки.

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно то правую ногу)

Топают матрешки. (Выставить вперед на пятку, то левую.)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево – вправо.)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо.)

Девчонок озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Повороты туловища направо – налево, руки к плечам.)

Вы похожи, словно сестры. (Хлопки в ладоши перед собой.)

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.

Воспитатель: Давайте еще посмотрим товары мастеров (дымковская барыня)

Я – барыня сударыня!

 Я в гости к вам пришла.

Загадаю вам загадку, отгадайте её, друзья!

- Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки… а ну, назовите меня.

Дети: дымковские игрушки

Это дымковские игрушки. Сделаны они все из глины. Называются дымковские, потому что их изготовили в селе Дымково.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие хорошие подружки наша Матрёшка и Барыня.

Чем они похожи?

 А чем отличаются?

 А как вы думаете, почему у них есть эти различия?

Дети отвечают, исследуя, трогая игрушки; отмечают роспись, форму, цвета, материалы, из которых сделаны игрушки.

Воспитатель:

 У этих игрушек,

 У этих зверюшек,

Веселая, яркая гамма цветов

 А сколько полосок, штрихов

 Завитушек, колечек и точек

  И разных кружков.

Воспитатель: А еще на ярмарке продавали игрушки – забавы. (показываю игрушку котик и мышонок, даю детям поиграть, сопровождая словами)

Молоточки стучат- нам грустить не велят.

А для девочек - много разных тряпичных куколок, которых делали из лоскутков ткани.

Русская тряпичная

Куколка простая.

Славила Россию,

Игрушка удалая.

Бодрая, веселая

Немного озорная.

И по нраву русская,

Значит нам родная.

Куколка красивая

Дивная и милая.

Пусть она оберегает

И злых духов отгоняет.

Чтоб малыш спокойно спал,

Зайчик духов отгонял. (кукла зайчик)

 А желанница была девушка – подружка. (кукла – желанница)

С длинным волосом из пряж – тоже не игрушка.

Чтоб желание сбылось – в косу ей вплетали

Ленту алую, потом исполнения ждали.

 Крупеничка – оберег сытости, достатка.( кукла – крупеничка)

От кормилицы Земли силы приходили, (кукла – кормилица)

Под иконами в углу бережно хранили.

Травница – её травой наполняли разной. (кукла – травница)

Хвоя, мята, зверобой – служит безотказно.

По избе душистый дух лета разносился,

В этой куколке секрет – способ излечиться.

А традиции храня многовековые,

Пусть прошло уж много лет,

Но по – прежнему мастерим

Мы куколки обережные.

Неразлучники – этим все сказано (кукла – неразлучники)

Две судьбы в одну крепко связаны.

Чтоб семья была крепка –

На двоих одна рука.

Дарите людям доброту,

Дарите ангела, на счастье. (куколка – ангел)

Через тепло души своей

Оберегайте от напасти!

Воспитатель:

 Самовар подарок главный

Он красивый, расписной.

Ароматный чай отведать

Не откажется любой.

Танец «Самоварчики»

Воспитатель:

 Тары – бары, растабары

Раскупили все товары.

Вот и солнышко садиться,

Пора, ребята, расходится.

Нашей ярмарке конец,

А кто слушал молодец

3 Итог НОД.

Понравилось вам на ярмарке?

Какие игрушки вам больше всего понравились, почему?

С какими игрушками мы познакомились?

Приглашаем всех на чай,

С караваем, сушками,

Пышными ватрушками.

Под веселую музыку устраиваем чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе на тему «Народные промыслы»

Конспект  по окружающему миру в средней группе...

Информационно-творческий проект для детей средней групп на тему: «Народные промыслы"

Информационно-творческий проект для детей средней групп «Народные промыслы России»Тип проекта: информационно-творческийПродолжительность: среднесрочный (02.09 &nda...

Конспект НОД в средней группе на тему «Народные промыслы»

Вашему вниманию предоставляется открытое мероприятие "Народные промыслы"...

Презентация проектной деятельности в средней группе на тему: "Народные промыслы"

Презентация проектной деятельности в средней группе на тему: "Народные промыслы"...

Презентация и игра-раскраска для средней группы по теме "Народные промыслы"

Презентация и интерактивная игра-раскраска для средней группы по теме "Народные промыслы"...

Проект в средней группе на тему «Народные промыслы».

Изучить особенности народных промыслов России....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Народные промыслы»

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Народные промыслы»...