Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Широко используя в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста технологию проектной деятельности, мы расширяем их творческую активность через разнообразные формы работы с детьми, открывая новые возможности в формировании собственного жизненного опыта, исходя из детских потребностей и интересов личности ребёнка. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotovyy_na_sayt.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

«МИР ВОКРУГ НАС»

Авторы: Юсупова Лилия Муратовна

воспитатель МБДОУ д\с 6 "Дюймовочка"

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  

 Глава   1      

 Глава

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ  

Введение

Актуальность. В настоящее время отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя каждого человека и всего общества. Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Очевидно, что в становлении экологического сознания детей велика роль дошкольного учреждения, которое может и должно воспитывать у подрастающего поколения чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски. На сегодняшний день перед воспитателями дошкольных учреждений встает задача поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми.

Проблема экологического воспитания детей не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Правильное экологическое воспитание позволит сформировать гармонично развитую личность с чувствами сопричастности к окружающему миру, любви к малой родине и гуманным отношением к природе, что в дальнейшем поможет предотвратить многие экологические проблемы человечества. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Данный проект направлен на формирование единой системы экологического воспитания дошкольников, посредством реализации различных мероприятий.

Объект исследования: Экологическое воспитание дошкольников.

Предмет исследования: Процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении чистоты своего города.

Задачи:

- расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;

- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

- расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;

- повысить уровень экологической культуры родителей с помощью информационных сообщений.

- побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города.

- учить детей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Глава 1

Теоретическая часть включает в себя постановку целей и задач проекта, выбрана и изучена проблема  загрязнения окружающей среды, в частности, нашего города. Работая с детьми в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром нужно уделять большое внимание природоохранной деятельности людей в своём регионе. При ознакомлении с природой родного края прививается бережное отношение к растениям и животным, гордость за красоту и неповторимость природы. Надо показать факты отрицательного воздействия человека на природу и примеры рационального использования природы человеком. И что сами дети могут сделать для сохранения родного края. Для достижения этих целей нужно познакомить детей с отрицательным воздействием человека на природу.

Город Урай - это наша малая Родина, среда обитания, а значит, на человеке сказывается состояние нашей природы. Экологи предлагают много способов защиты природы. Например, одним из мероприятий по улучшению окружающей среды является благоустройство и озеленение населенных мест - создание парков, скверов, садов, бульваров, уличного озеленения. Необходимо и видовое разнообразие насаждений. Город с каждым годом становится краше. Как уберечь труд людей от вандализма? Один из выходов - воспитывать детей красотой. Родители помогают знакомить детей с красивыми местами города. Воспитатели с детьми обсуждают как хорошо отдохнуть на природе и не навредить ей. Никакой полиции, экологических инспекций не хватит охранять эти места. Нужна добрая воля людей, экологическая культура и экологическое мировоззрение. Как мы справились с этой задачей покажет недалекое будущее. Единение с природой дает не только положительный эмоциональный заряд, но и заряд бодрости, энергии, придает сил, здоровья. Наблюдая за поведением детей на природе можно увидеть, сколько удовольствия они получают, эмоции так и захлестывают их, когда увидят красивый цветок, бабочку, жучка – это же восторг, множество впечатлений, которых хватит на целую неделю, чтобы потом делиться ими со своими товарищами. Природа – это источник, который может иссякнуть, если его не оберегать и не заботиться о нем. Именно поэтому экологическое воспитание детей начинается с раннего детства, когда они начинают знакомиться с травкой, цветочками, насекомыми, птицами, животными, с различными природными явлениями. При этом обращаем их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе. Уже тогда мы объясняем детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Конечно, дети в силу своего возраста не всегда понимают, что это значит, и как нужно беречь природу. В этом и заключается наша с вами, задача, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

Одним из направлений работы по экологическому воспитанию в ДОУ является проектная деятельность. Данное направление работы приносит наиболее устойчивые знания в воспитании экологически грамотного человека через практико-ориентированный подход, так как основной упор делается не на теоретические познания, а на решение практических задач. Ребенок воспитывается на наших поступках. Жизненную «программу» в его мозг закладывают поступки взрослых. И если взрослые учат детей тому, что нехорошо разбрасывать игрушки и фантики, а сами, забыв свои нравоучения, кидают бутылки или обертки на газон, то ребенок не только мусорить начнет, подражая родителям, но и еще обманывать научится. Поэтому воспитатели и родители «заражают» своим примером. Экологическое воспитание детей необходимо осуществлять вместе с семьей: проводить индивидуальные консультации, беседы за круглым столом, деловые игры «Что? Где? Когда?», конкурсы знатоков природы; показывать родителям фрагменты занятий, вечеров развлечений, праздников, снятые на видеокассеты.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Взрослые должные понимать о том, что зачастую небрежное, а порой и жесткое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживание и сострадание происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний. Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего в дошкольных учреждениях следует создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Большое внимание уделяется проблемам утилизации мусора. Можно дать вторую жизнь ненужным вещам (баночкам, коробкам), делать подарки своими руками (вазочки, карандашницы, цветочные горшки) с помощью гипсового бинта. В рамках реализации проекта проводятся целевые прогулки, экскурсии, которые помогают расширить кругозор дошкольников, дают возможность соприкоснуться с живой природой и увидеть красоту окружающего мира. Вместе с детьми и родителями осуществляется уборка ДОУ, сортируется мусор, а многим «находкам» дается вторая жизнь. Просматривая документальные фильмы про мусор и его утилизацию, дети активно обсуждают проблемы, которые существуют в нашем городе и пути их решения.

Глава 2

Вид проекта: Групповой.

Проблемная задача: Загрязнение окружающей среды.

Участники, партнеры проекта:  Воспитатели, дети старшей группы, родители.

Сроки реализации проекта:  Долгосрочный.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап:

1. Проведение мероприятий.

2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап:

1. Выставка продуктов детской деятельности.

2. Фотомонтаж.

3. Итоговое мероприятие.

Продукт проектной деятельности:

- Выставка детских работ.

- Презентация проекта.

- Чистая территория ДОУ.

 

Формы работы по реализации проекта:

- наблюдения и экологические экскурсии;

- создание презентации;

- познавательное чтение;

- продуктивная деятельность, НОД.

- экологические, подвижные, дидактические игры.

 Формы и методы работы с родителями:

- родительское собрание;

- проведение совместных экологических экскурсий;

- консультации и сообщения экологической направленности для     родительского уголка;

- участие родителей в субботнике.

Перспективный план проекта

Основные мероприятия по реализации проекта

Участники

1

Проведение родительского собрания с целью привлечения родителей к участию в проекте.

Воспитатель, родители

2

Прогулка-наблюдение с детьми и родителями по городу на тему «Город весной»

Воспитатель, дети, родители

3

Создание презентаций на тему «Наш город» (Приложение 1)

Родители, дети

4

Просмотр и обсуждение презентаций.  Беседа «Красивый город – чистый город»

Воспитатель, дети

5

Чтение  литературных   произведений на тему экологического воспитания. Просмотр документальных фильмов об утилизации мусора.

Воспитатель, дети

6

Проведение субботника на участке, сортировка мусора

Воспитатель, дети, родители

7

Продуктивная деятельность. Изготовление поделок из бросового материала. Создание выставки детских работ.

Воспитатель, дети

8

НОД на тему «Не надо мусорить». (Приложение 2)

Воспитатель, дети

9

Проведение экологических, подвижных, дидактических игр на тему экологического образования.

Воспитатель, дети

10

Итоговое занятие

Воспитатель, дети, родители

Заключение

         Результативность реализации проекта во многом обусловлена взаимодействием всех сторон. Таким образом, широко используя в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста технологию проектной деятельности, мы расширяем их творческую активность через разнообразные формы работы с детьми, открывая новые возможности в формировании собственного жизненного опыта, исходя из детских потребностей и интересов личности ребёнка. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Таким образом, совместными усилиями мы решаем главную задачу – воспитываем экологически грамотное подрастающее поколение. Благодаря этой работе родители стали активными участниками образовательного процесса, взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с детьми. У родителей появилась заинтересованность самостоятельно повышать экологическую культуру своих детей. Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты. Таким образом, нетрадиционные формы организации в экологическом образовании дошкольников позволяют изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

             Если мы поможем ребёнку увидеть красоту и ценность живой и неживой природы, пережить вместе с ним эти прекрасные впечатления, если мы будем внимательными и терпеливыми к сотням детских вопросов – будущее не будет столь безнадёжным.

 Список использованных источников

  • Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.обр./ С. Николаева- 7 изд., испр. и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 272с.
  • Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет/ Т. Бондаренко // Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – 2012. – 91.
  • Детский сад - эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. – 2004. - N 2. - С. 4.
  •  Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 7. - С. 10-14.

Приложения

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2.

Конспект НОД на тему: «Не надо мусорить».

Цель:

Способствовать экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, формированию экологической культуры.

Задачи:

Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения окружающей среды;

Расширять и систематизировать знания детей о природе;

Формировать умение анализировать поступки людей, свои поступки, делать выводы.

Познакомить со знаком «выброси в мусорную корзину»; находить его на упаковках от продуктов.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру – улицегороду, стране, планете.

Материал и оборудование:

Мультимедийное  оборудование, пустые упаковки от соков, воды, батарейки, глобус, видеозапись, лупа, и знак «Выброси в мусорную корзину».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации экологического содержания, просмотр фильмов экологической направленности, беседы с детьми, знакомство с глобусом, чтение стихов и рассказов о природе.

Содержание НОД:

-Я назову цепочку слов, а вы подумайте и скажите, как все это можно назвать одним словом:

- Сатурн, Марс, Земля, Юпитер…. (это планеты)

- Да, все это планеты Солнечной системы. Все они движутся вокруг одной звезды – Солнца.

- А как вы думаете, чем Земля отличается от других планет?

- Да, на земле есть жизнь. Есть воздух, вода, солнечный свет.

Все это – условия, необходимые для жизни. Если не будет этих условий, тогда Земля может стать безжизненной.

Воспитатель демонстрирует глобус, на котором закреплены маленькие фигурки людей.

- Вы знаете, что это? (глобус)

- Правильно, это глобус – модель Земли. Земля – наш общий дом.

Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о белой льдинке» режиссер Е. Синвоконь, сценарии А. Костинского.

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Он называется «Сказка о белой льдинке»

Воспитатель:

Какой была льдинка вначале?

- Какой он стал?

-Какая вам больше нравилась? Почему?

- Как вы считаете, кто виноват в том, что льдинка стала такой грязной?

- В чем их вина? (Ответы детей).

- Вот такая и на Земле в разных населенных пунктах люди оставляют за собой огромное количество мусор, бросают его прямо на Землю (на глобус закрепляет упаковки от сока, конфет и прочие таким образом, чтобы под ними скрылась вся поверхность глобуса и фигурки людей). Если бросать и не убирать мусор, что может произойти?

- Что мы видим? Вся поверхность суши покрыта мусором, вода загрязнена, людям нечем дышать. Сквозь толстый слой мусора солнечные лучи не могут пробиться к Земле и согреть ее. Земля может стать безжизненной.

- Что делать? (дети предлагают варианты решения.)

- если мы очистим Землю, мы спасем ее от гибели. Вы хотите спасти свою планету?

Будем мы беречь планету,

Дом, в котором мы живем.

Если будет грязно где – то

Мы планету приберем!

Дети снимают с макета мусор, садятся за столы, упаковки берут с собой.

Исследовательская деятельность:

- У нас на столах лежат увеличительные стекла. Вот сейчас с их помощью мы сделаем открытие. Дело в том, что все эти упаковки подсказывают нам, как с ними нужно поступить.

- Могут ли они нам голосом подсказать, что с ними делать? (нет)

- Конечно, нет. Но иногда могут сказать с помощью специальных знаков. Например, такого.

Воспитатель демонстрирует знак «Выбросить в мусорную корзинку».

- Обследуйте упаковку с помощью лупы и найдите такой же знак. Кто найдет – поднимите руку.

- Рассмотрите хорошо этот знак.

- Как думаете, что он обозначает? (предположения детей).

- Да этот знак называется «Выбросить в мусорную корзинку».

- Давайте так и сделаем!

Воспитатель приносит мусорную корзинку, дети выбрасывают в нее весь мусор.

Как вы думаете, что обозначает этот знак? (ответы детей). Этот значок обозначает, что батарейки нельзя выбрасывать как обычно мусор. Давайте пока сложим их отдельно (в коробочку).

Ребята, скажите, а где в нашей жизни используются батарейки? (ответы детей) -Пульт, часы, фонарик, игрушки и т. д. Правильно все мы очень часто пользуемся батарейками, но они недолговечны и их часто приходится менять, истратив заряд – выбрасываем, не задумываясь о том, что какой вред причиняем окружающей среде. А вы и ваши родители, что делаете с использованными батарейками?

А вы знаете, что одна маленькая батарейка, выброшенная даже в мусорное ведро загрязняет тяжелымиметаллами около 400 литров воды или 20 квадратных метров земли. Батарейка разлагается в природе около 110лет, а значит, и вред окружающей среде будет наноситься в течение всего этого времени. Если же старая батарейка попадает в огонь, то она начинает выделять очень ядовитый дым, будет загрязнять еще и атмосферный воздух.

Физкультминутка

Мы вдоль речки идем,

И бумажки и стекляшки собирает и кладем.

Раз в ведро и два в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться мигом все преобразится.

- Ребята, что здесь произошло?

Дети видят, что на берегу «озера» разбросана одноразовая посуда.

- Дети, мы можем пройти мимо? Как поступим? (ответы детей)

Дети вместе с воспитателем убирают. Воспитатель предлагает на одноразовой посуде найти знак «выбросить в мусорную корзинку».

- Есть такой знак?

- А если нет знака, то можно бросать на землю или все - таки нельзя? (нельзя)

- У меня случайно оказался специальный пакет для мусора, давайте сюда все соберем, увезем с собой и что сделаем? (выбросим мусор в корзинку).

- Сегодня мы с вами ознакомились со специальным знаком. Как он называется?

- Что он обозначает?

- Где его изображают?

В России этот знак называется «Выбросить мусорную корзинку» (урну, а в Германии он называется «Спасибо» - спасибо за то, что выбросили мусор куда положено. В Англии этот знак обозначает «Содержи свою страну в чистоте».

- Наша беседа подходит к концу. О чем мы с вами сегодня говорили?

- Как вы поступите, если у вас в руках окажется какой - то мусор?

- Что вы сегодня узнали нового, о чем раньше не знали?

- Я говорю вам большое спасибо за такую хорошую работу – и мусор убрали, и на берегу озера порядок навели. Это значит, что вы добрые дети. Ох, а что же с пингвиненком на белой льдинке? Давайте посмотрим.

Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о белой льдинке» (подобран фрагмент, где пингвиненок остался на чистой льдинке).

-Пингвиненок тоже все убрал, и больше никто на его льдинке не мусорил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Проект«Экологическая тропа-часть предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Доклад "метод проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В докладе раскрывается о значении методов проекта ,как самостоятельная,исследовательская,продуктивная деятельность детей,в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает знания в реальные...

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Проект создан с целью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста...