Перспективное планирование работы с детьми 4-5 лет. Тема: «Воспитание у детей патриотических чувств через ознакомление с культурой башкирского народа».
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему
Программное содержание:
- Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.
- Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.
- Воспитывать любовь к родному краю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_bashkirii.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование работы
с детьми 3-4 лет.
Тема:
«Воспитание у детей патриотических чувств через ознакомление с культурой башкирского народа».
Тема, цель, итоговое мероприятие по теме | Вид деятельности | Формы организации совместной взросло-детской партнерской деятельности | Предполагаемая самостоятельная деятельность детей | Материал и оборудование |
Сентябрь «Семья» Итоговое мероприятие: Фотоколлаж «Моя семья» Октябрь «Мой город» Итоговое мероприятие: Экскурсия на транспорте с целью ознакомления с центральными улицами Ноябрь «Дикие животные в родном краю» Итоговое мероприятие: Акция «Птички голодают – поможем им!» Декабрь «Дикие и домашние животные зимой» Итоговое мероприятие: Конкурс «Новогодняя игрушка на ёлку своими руками (из бросового и природного материалов) Январь «Национальная башкирская одежда» Итоговое мероприятие: Конкурс рисунков «Нарядные костюмы для куклы Айгуль» Февраль «Башкирская национальная посуда» Итоговое мероприятие: Выставка старинной посуды (башкирская, русская) Март «Природа нашего края весной» Итоговое мероприятие: Развлечение «Здравствуй, Весна-красна» Апрель «Башкирские национальные праздники» Итоговое мероприятие: Праздник колыбельной песни Май «Мой любимый детский сад» Итоговое мероприятие: План-проект «Моя дорога к детскому саду» | Игровая Коммуникатив-ная Познавательноисследователь-ская деятельность Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально-художественная Продуктивная Игровая Коммуникатив-ная Познавательно-исследователь-ская Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально художественная деятельность Продуктивная Игровая Коммуникатив-ная Познавательно-исследователь-ская Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально-художественная Продуктивная Игровая Коммуникатив-ная Познавательно-исследователь-ская Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально-художественная Продуктивная Игровая Коммуникатив-ная Познавательно-исследователь-ская Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально-художественная Продуктивная Игровая Коммуникатив-ная Познавательно-исследователь-ская Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально-художественная Продуктивная Игровая Коммуникатив-ная Познавательно-исследователь-ская Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально-художественная Продуктивная Игровая Коммуникатив-ная Познавательно-исследовательс-кая Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально-художественная Продуктивная Игровая Коммуникатив-ная Познавательно-исследовательс-кая Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально-художественная Продуктивная
| Сюжетная игра «Семья»» Дидактические игры: «Уложим куклу спать»; «Накормим Айгуль»; «Угостим гостей»; «Угадай чего не стало»; «Овощи и фрукты» (домино); «Продайте то, что назову»; Кукольный театр «Ленивый сын» Беседа «Что нам осень принесла?» Беседы: «Моя семья»; «Мои дедушка и бабушка»; «Дяди, тети, сестры, братья». Рассматривание фотографий членов семьи Составление описательных рассказов «Опиши куклу Айгуль» Отгадывание загадок об овощах и фруктах Ситуативный разговор «Что будет, если мы не будем хорошо одеваться на прогулку» Наблюдения за погодой, солнцем, за ветром, за облаками (тучами), за дождем, за деревьями и кустарниками, за овощами на огороде (сбор овощей), за птицами и насекомыми. Экскурсия «Что на грядках выросло у нас» (на огород). Экскурсия в осенний парк Экспериментирование : «Вода прозрачная»; «Попробуй на вкус и скажи, что не так?» (вкус, запах) Коллекционирование «Мир моих увлечений» (Сбор старинных предметов быта башкирского и русского народов) Совместная деятельность взрослых и детей по созданию мини-музея в группе (предметы быта башкирского и русского народов) Поручения (индивидуальные и подгрупповые) по уходу за комнатными растениями Задание: совместно с родителями сбор природного материала для изготовления забавных игрушек, пособий для занятий Подвижные игры: «Юрта», «Эстафета посадки картофеля», «Медный пень» Ф.Губайдуллина «Красивый двор» Сказки: «Расти, сынок, расти сынок», «Ленивая Аусаф» Разучивание стихотворений: Ф.Рахилиуллова «Дождь идет»; С.Рахматуллин «Колыбельная» Чтение стихотворения: Х.Габитов «Наша семья»; Музыкальные сказки-импровизации «В гостях у сказки» Песни «Моя кукла» Развлечение «Что нам осень принесла?» Аппликация «Украсим платье Айгуль» Лепка «Овощи и фрукты для гостей» Рисование «Радостная осень», «Что ты осень нам в подарок принесла?» Сюжетная игра «Путешествие по городу» Дидактические игры: «Когда это бывает?» (по сюжетным картинкам); «Сложи картинку» (сюжетная); «Что из чего сделано?»; «Хорошо-плохо»; «Что сделали люди?». Фланелеграф: сказка «Лиса и петух» Беседы: «Краски осени»; «Что ты видел по дороге в детский сад?»; «Перелетные птицы улетают на юг»; «Наша улица»; «Улицы города и их названия» Ситуативный разговор и речевая ситуация «Почему в группе должен быть порядок» Загадывание и отгадывание загадок об осени, осенних явлениях Наблюдения за погодой, за птицами (они улетают на юг), за сокращением светового дня, за почвой, за трудовыми действиями взрослых. Экскурсия по участку детского сада «Что растет в нашем краю?». Экспериментирование – опыт с комнатными растениями (подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений) Коллекционирование «Мир моих увлечений» (коллекция предметов башкирского быта для мини-музея) Решение проблемной ситуации «Оторвалась пуговица на платье у куклы Айгуль. Кто может помочь?» Совместная деятельность взрослых и детей по сбору природного материала (сухие листья, веточки, береста). Изготовление панно-украшения для башкирского жилища Поручения: уборка участка от листьев; сбор осенних листьев, семян. Подвижные игры: «Палка-кидалка», «Разноцветные платочки», «Юрта». Чтение сказок: башкирские народные сказки «Заяц хвастун», «Медведь и пчелы», «Лиса сирота». Чтение и разучивание стихотворений: Ю.Гарей «Птицы улетают», С.Муллабаев «Витамины» Песни: «Пестрая корова», «Мотылек». Музыкальные сказки – импровизации: «Кукушка», «В лесу» «Зайка-трусишка» Развлечение « Башкирская ярмарка» Рисование «Листопад» Лепка «В лес за грибами» Аппликация «Поможем белочке заготовить на зиму грибы» Дидактические игры: «Что изменилось?»; «Сложи картинку»; «Собери орнамент»; «Помоги кукле Айгуль»; «Чьи детки?»; «Дикие животные»; «Кто чем питается» Теневой театр «Лиса в медвежьей берлоге» Беседы: «Мое любимое животное»; «У бабушке в деревне, на дворе»; «Что ты видел по дороге в детский сад»; Беседа о пользе домашних животных. Например: лошадь, корова, овца. Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме «Что было бы, если бы …» Составление описательных рассказов о домашних животных. Отгадывание загадок о домашних и диких животных. Экскурсия в парк. Показать красоту природы, воспитывать любовь, бережное отношение к природе. Наблюдения: за дождем; за ветром; за образованием льда; за первым снегом; за первыми заморозками; за инеем; перемены в одежде людей; за отлетом птиц; за домашними животными (кошка, собака). Экспериментирование: необходимость света для роста растений, необходимость влаги для роста растений (луковицы в сухой банке и в банке с водой) Моделирование по схеме разнообразных видов жилища древних башкир: «аласык», тирмэ, бревенчатые жилища. Интерьера комнаты в юрте для куклы Айгуль. Игра-путешествие «Путешествие в деревню к бабушке» Совместная деятельность взрослых и детей по изготовлению кормушек для птиц. Поручения (подгрупповые и индивидуальные) по уходу за комнатными растениями. Задание: изготовить совместно с родителями кормушки для птиц. Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Ак тирек-кук тирек», «Медный пень» Чтение и рассказывание рассказов, сказок, стихотворений о диких животных. Народные сказки: «Лиса-строитель», «Благодарный заяц» Стихотворения: М.Сюндюкле «Заяц», С.Кулибай «Орел» Музыкальная сказка-импровизация «Лиса и козел»» Песня «Наша кисонька мала» Музыкально-дидактическая игра «Медведь и лиса» Рисование «Зайцы на полянке» Лепка «Курица и цыплятки» Аппликация (коллективная) «Дикие животные нашего края» (готовые силуэты животных) Дидактические игры: «Чьи детки» (дикие и домашние животные), «Составь картинку» (предметные и сюжетные), «Хорошо-плохо» Театр на фланелеграфе «Петух-батыр» Беседы: «Подготовка диких животных к зиме», «Птицы нашего края», «Почему мне нравится зима». «Составление описательного рассказа по картине «Зима в нашем городе» Ситуативный разговор на тему «Что было бы, если бы люди перестали выращивать домашних животных» (корову, лошадь, свиней, овец…) Отгадывание загадок о домашних животных Экскурсия «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля» (в парк) Наблюдения: «Улица покрыта белым снегом»; «Снежная дорога»; «Снежинки»; «На улице буран, а я дома сижу»; «К нам пришла зима»; «Птички голодают – поможем им»; «Рассмотреть на снегу следы птиц». Экспериментирование: с водой «Вода нужна всем»; со снегом «Снег – это тоже вода». Поручения (групповые и индивидуальные) - расчистка дорожек; - сгребание снега в кучи; - постройки из снега. В уголке природы: - уход за комнатными растениями (полив, протирание листьев). Задания: - сооружение построек из снега (совместно с родителями); - изготовление совместно с родителями новогодних игрушек. Подвижные игры: «Мы, мы, мы!», «Кто ударил?», «Мишень», «Кто больше соберет?» Сказки: Д.Киекбаев «Почему медведь всю зиму не выходит из берлоги?»; «Лиса и ёж»; Ф.Губайдуллина «Ёлочка» Песни (подготовка к Новогоднему празднику) Хороводная игра «Разноцветные платочки» Музыкально-дидактическая игра «Колокольчик» Конструирование из настольного строителя «Мы строим дом», «Моя улица» Рисование: «Вот зима пришла к нам»; «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла…». Лепка: «Покормим птичек»; «Домик для зайчика» Аппликация: «Снегопад» (обрывание), «Ёлочка нарядная» Дидактические игры: «Найди то, о чем расскажу», «Лото», «Составь узор на платье у куклы Айгуль», «Магазин одежды», «Чего не стало?» Игры-иммитации: «В гости», «Постираем платье кукле» Беседа «Что можно делать зимой» Беседа «Описание куклы» (куклы-мальчика, одетого в национальный костюм) Ситуативный разговор «Хорошо ли быть грязнулей?» «Составление описательного рассказа «День рождение Айгуль» (что ей подарили) Рассматривание картины «Будущий батыр» Загадывание и отгадывание загадок о зиме, зимних явлениях природы Загадки об одежде, национально-башкирских элементах костюмов Экскурсия в музей «Путешествие в прошлое одежды» Наблюдения: за снегом; наблюдения за птицами; познакомить с народными приметами; в уголке природы понаблюдать за движением листьев комнатных растений к свету; наблюдение из окна детского сада за метелью. Экспериментирование – «Морозный узор», «Необходимость света для растений» На участке: уборка участка после снегопада; подкормка птиц; сооружение построек из снега; стряхивание снега с веток деревьев и кустарников. В уголке природы: Уход за комнатными растениями (полив, протирание и опрыскивание листьев); Подвижные игры: «Иголка и нитка», «Кто ударил?», «Снежный городок» Пословицы и поговорки об одежде; Сказки: Ф.Губайдуллина «Красивое платье», « Башкирский орнамент». Чтение стихотворений: Р.Даутова «Башкирский узор». Песни: «Моя кукла»; «Колыбельная» Развлечение «К бабушке в гости» Конструирование «Строительство магазина одежды для кукол» Рисование «Украсим башкирскую одежду» Лепка «Слепим сапожки для куклы» Аппликация «Башкирская матрешка» Дидактические игры: «Третий лишний», «Собери чашку», «Подбери орнамент для коврика», «Что из чего сделано», «Для чего нужен предмет», «Узнай и назови посуду» Беседы: «Беседа о разнообразии башкирской посуды» (береста, дерево, шкуры животных) «Берегите птиц!» Рассматривание изделий с башкирским орнаментом (домотканый палас, передники, полотенца с вышивкой и др.) Наблюдения: продолжать знакомить со свойствами льда, снега, воды; рассматривание сугробов после метели; за погодой; за сосульками; за птицами; за солнцем (оттепель); за трудом дворника. Экспериментирование «Что из чего сделано?» (Стеклянная посуда хрупкая, прозрачная, с ней нужно обращаться осторожно – стекло разбивается. Пластмассовая посуда легкая, удобная…) Уход за комнатными растениями; посадка лука; расчистка дорожек от снега и посыпание песком; подкормка птиц. Подвижные игры: «Сасыр тун», «Аркан тартыш», «Юрта». Сказки: башкирская сказка «Лиса-плотник»; Рассказы: «Снегирь и синичка», Ф.Губайдуллина «Буду моряком», «В деревне у деда» Стихи: Н.Идельбай «Мой папа», Ф.Рахилиулова «Дедушка» Игра-инсценировка «Курочка-рябушка» Слушание музыки: «Журавленок», «Урал» Познакомить с музыкальным инструментом «курай». Отличать звучание курая от других инструментов. Конструирование из бумаги «Чашка» Рисование «Полотенце с вышивкой» Лепка «Красивая чашка» Аппликация «Украсим посуду» Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе к реке» Дидактические игры: «Найди дерево по описанию»; «Когда это бывает?»; «Опиши, я отгадаю»; «Покажи птиц, которые прилетают весной» Беседы о влиянии погоды на жизнь животных и людей; деревья, трава нашего края весной; прилет птиц; жизнь и труд людей весной. Загадывание и отгадывание загадок о весне, весенних явлениях. Ситуативный разговор на тему «Что будет, если не станет леса?» Экскурсия по участку детского сада: цветы, трава, деревья, кустарники весной. Наблюдения: за погодой; за сосульками; за лужами; за небом весенним; за работой дворника; за деревьями; за птицами. Экспериментирование: необходимость света для роста растений; необходимость влаги для роста растений Моделирование – составление символов на ковролине (лес, лиса, нора) Уход за растениями в уголке природы (полив, опрыскивание, рыхление); уборка мусора и веток на участке; очистка дорожек от снега. Подвижные игры: «Паровоз»; «Нет ни медведя, ни волков»; «Кошка и мышка» Стихотворения: Ф.Губайдуллина «Праздничный подарок», «Моя бабушка» (перевод Н.Гракова) Рассказы: «Почему стареют мамы?» (перевод Ф.Губайдуллиной); Ф.Губайдуллина «Подснежник» Песни о весне Слушание исполнителей народных песен Конструирование из крупного строителя «Цветущий сад» (деревья, животные) Рисование «Весна пришла в мой край родной» Аппликация «Красивый цветок в подарок маме» Лепка «Птички зернышки клюют» Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Какое время года?», «К бабушке в гости» Театр на фланелеграфе «У нас сегодня праздник» Беседы: о праздниках весны; О народных праздниках «Первый шаг малыша», «Наречение именем» Пословицы и поговорки о празднике Ситуативный разговор по теме « Почему народ празднует религиозные праздники и трудовые праздники весной?» Составление описательного рассказа о древнем башкирском празднике «Игры в свободном доме» Экскурсия «Яблонька душистая, подружись со мной» (экскурсия по участкам детского сада) Наблюдения: за первоцветами; за таянием снега; за сосульками; за деревьями (развитие почек); за небом (облаками); за погодой; за трудом взрослых; за рассадой садовых цветов. В уголке природы: подкормка комнатных растений; уборка сухих листьев у растений; опрыскивание и рыхление; уход за рассадой садовых цветов; На участке: уборка участка от веток, мусора; вскапывание песка в песочнице; окапывание кустарников (совместно с родителями) Подвижные игры: «Птицы и лиса», «Возьму птичку, не дам птичку», «Кошка и мышка». Стихи: Кадыр Даген «Весенние цветы», Катиба Киньябулатова «Зухра и цыплята» Сказки: перевод Ф.Губайдуллина «Легенда о башкирских праздниках», Ф.Губайдуллина «Большой праздник» Песни о весне, о птицах Развлечение «Мы познакомились с традициями, обычаями башкирского народа» Рисование «Раскрасим юрту» Аппликация (коллективная) «Весна в нашем саду» Лепка «Красивые цветы родного края» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по детскому саду» Дидактические игры: «Угадай, что в руке?»; «Когда это бывает?» - лото; «Нравится – не нравится»; «Что сделали люди?»; «Угадай чего не стало?» Игра-перевоплощение «Трудолюбивая пчелка» Игра-драматизация «Лиса и сирота» Беседы: «Прощание с детским садом (участие детей младших групп в утреннике старших групп); «Наша группа – дружная семья»; «Мы познакомились с традициями, обычаями башкирского народа» Ситуативный разговор по теме «Почему мы соблюдаем режим и порядок в детском саду?» Экскурсия «Моя тропинка к детскому саду» Наблюдения: за первой грозой; осмотр огорода; осмотр цветника; за насекомыми; за гнездами, скворечниками; за цветением кустарников и деревьев; за птицами. Поручения (индивидуальные и групповые) - сбор веток и мусора; - вскапывание песка в песочнице; - сметание песка со скамеек и оборудования. Подвижные игры: «Медведь и зайцы», «Замри», «Прячу платок», «Жмурки с колокольчиками» Стихи: А.Гаас «Мой детский сад», «Моя профессия» (воспитатель). Сказки Г.Зайцев «Пчелиный доктор», Ф.Губайдуллина «Бэнембэ» (одуванчик) Песни: «Есть у солнышка друзья», «Кап-кап» Хоровод «Мы на луг ходили» Игра «Солнышко и дождик» Рисование по замыслу Аппликация (коллективная) «Наш любимый детский сад» Лепка Барельеф «Красивые цветы» Конструирование и ручной труд коллективная работа «Карусель для детского сада» | Разыгрывание сюжета с атрибутами к игре «Семья» Действия с куклами для кукольного театра Действия с муляжами овощей и фруктов Рассматривание фотографий членов семьи Рассматривание картинок, иллюстраций Рассматривание картинок «Чего нельзя делать?» Действия с оборудованием по экспериментированию Рассматривание старинных предметов быта «Традиции Башкортостана» Действия с предметами быта Деятельность в уголке природы Разыгрывание сюжетов с атрибутами к играм «Шофер», «Путешествие» Действия с героями сказки на фланелеграфе Рассматривание иллюстраций и репродукций картин об осени, иллюстраций детского сада, города Действия с оборудованием для экспериментирования Рассматривание, собранной детьми, коллекции предметов быта Действия детей (рассматривание, забота о кукле) Действия с предметами для теневого театра Рассматривание иллюстраций «Домашние животные» Наливание в баночку воды и опускание луковиц в 2 баночки Действия с игрушками из набора «Домашеие животные» Действия с героями сказки на фланелеграфе Рассматривание картины Действия с оборудованием и материалами Трудовая деятельность детей Изготовление игрушек Конструирование из настольного строителя. Рассматривание картин. Рассматривание картины «Зима» Рассматривание иллюстраций «Башкирские национальные костюмы» Рассматривание картины Рассматривание картины Действия с оборудованием и материалами Трудовая деятельность детей Конструирование из настольного строителя Трудовая деятельность детей Разыгрывание сюжета с атрибутами к играм «Шофер», «Путешествие» Составление символов Трудовая деятельность Конструирование Действия с фигурками Трудовая деятельность Разыгрывание сюжета с атрибутами к игре Трудовая деятельность Конструирование и ручной труд | Атрибуты к игре «Семья» Дидактические игры: (Карточки-домино, пластмассовые наборы овощей и фруктов, картинки с изображением фруктов и овощей) Игрушки кукольного театра Муляжи овощей и фруктов, картинки с изображением сада и огорода Иллюстрации, семейные фотографии Куклы в башкирском национальном костюме Набор картинок «Хорошо – плохо» Оборудование по экспериментированию (стаканы с водой, подносы) Коллекция рукотворных предметов быта Оборудование для игрового уголка Оборудование для уголка природы (лейки, тряпочки, тазики…) Маски Материалы для продуктивной деятельности Ролевые атрибуты к сюжетно-ролевым играм Дидактические игры Фланелеграф, герои сказки Иллюстрации с изображением осенних пейзажей, репродукции картин известных художников, фотографии города Материалы для экспериментирования (поддон, горшок с комнатным растением, лейка) Коллекция предметов быта Кукла, платье, пуговица, нитка, иголка Оборудование: грабельки, веники, корзины для листьев Атрибуты к играм Материалы для продуктивной деятельности Дидактические игры Экран для теневого театра. Предметы – фигурки диких животных Иллюстрации «Домашние животные» 2 баночки, 2 луковицы Набор «Домашние животные» Маски Материалы для продуктивной деятельности Дидактические игры Фланелеграф, герои сказки Картины, иллюстрации «Зима» Оборудование для экспериментирования Лопаты Лейки, тряпочки, тазик с водой Бросовый и природный материал Настольный строитель, картины многоэтажных и одноэтажных домов Материалы для продуктивной деятельности Дидактические игры Картина «Зима» Иллюстрации «Башкирские национальные костюмы» Иллюстрации –картины «Что такое хорошо, что такое плохо» Картина «День рождение Айгуль» Картина «Будущий батыр» (художник А.Х.Ситдикова) Оборудование и материалы для экспериментирования Оборудование для труда Маски Настольный строитель Материалы для продуктивной деятельности Дидактические игры Посуда стеклянная, пластмассовая Оборудование для труда Атрибуты к подвижным играм Материалы для продуктивной деятельности Ролевые атрибуты к сюжетно-ролевым играм Дидактические игры Ковролин, геометрические фигуры Оборудование для трудовой деятельности Атрибуты к подвижным играм Крупный строительный набор Материалы для продуктивной деятельности Дидактические игры Фланелеграф
Оборудование для трудовой деятельности Маски Материалы для продуктивной деятельности Атрибуты к игре «Путешествие по детскому саду» Дидактические игры Оборудование для трудовой деятельности Материалы для продуктивной деятельности Листы бумаги, крупный строительный набор |