НОД "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Совместная образовательная экспериментальная деятельность с детьми средней группы. Цель: формировать представления детей о воздухе через опытно-экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vozduh_nevidimka.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТОР ОРГАНИЗАЦИИ
совместной образовательной экспериментальной деятельности
Тема: «ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА»
Воспитатель МДОУ «Д/с №20» - Филиппова Ольга Федоровна
Возрастная группа: средняя
Цель: формировать представления детей о воздухе через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные: создать условия для выявления свойств воздуха (прозрачный, без цвета, без запаха). Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха вокруг и внутри себя. Формировать умение пользоваться приборами-помощниками; делать простейшие выводы.
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, творческое воображение, умение отвечать на вопросы воспитателя. Обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению неживой природы.
Форма организации: групповая
Материалы и оборудование: мольберт; карточки - схемы (воздух невидимый, без цвета, без запаха, ветер - движение воздуха); мяч; таз с водой, стакан; 2 баночки с ломтиками апельсина и чеснока; по количеству детей: целлофановые пакеты; прозрачные стаканчики с водой, длинные соломинки; листы бумаги, гуашь, короткая соломинка; бабочки на ниточках; воздушные шары; эмблемы.
Предварительная работа: беседа «Что такое воздух?», игры с мячами, мыльными пузырями, воздушными шарами.
Словарная работа: воздух, лаборатория, ученый, прозрачный, невидимый.
№ | Этапы деятельности (алгоритм) | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. | Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества, целевые ориентиры) |
1. | Предварительный этап психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта. Педагог задает вопросы, стимулирующие процесс мышления | Внести в группу мяч, обратить внимание детей на него действиями (подбрасывать вверх, отбивать об пол) или словами: «Ребята, посмотрите, какой я принесла вам мяч». - Какого цвета мяч? - Какого размера? - Почему мяч так высоко прыгает? - Что у него внутри? - А какой мяч был бы без воздуха? - Можно играть таким мячом? - Мячу нужен воздух. А кому еще нужен воздух? - Ребята, хотите узнать побольше о воздухе? | Обращают внимание на мяч. Отвечают на вопросы воспитателя. | Обеспечение интереса и эмоциональности детей на предстоящую деятельность. |
2. | Мотивационно – побудительный - Мотивация детей к деятельности. - Педагог инициирует поиск ответов на вопросы самих детей; поощряет детей к высказыванию, с опорой на имеющийся опыт и знания. | Я хочу пригласить вас в лабораторию. На чем мы туда отправимся? Отгадайте мою загадку: «Птица по небу летит, Да, мы полетим на самолете. Самолет летает по воздуху, самолет – это воздушный транспорт. Строимся друг за другом, заводим мотор, руки в стороны – как крылья. «Мы садимся в самолет, Отправляемся в полет. Мы летим над облаками, Машем папе, машем маме. Видим, как течет река, Видим в лодке рыбака. Осторожнее – гора! Приземляться нам пора!» - Ребята, вот и наша лаборатория. А вы знаете, что такое лаборатория? - Кто здесь работает? - Что изучают ученые? - Сегодня мы тоже будем учеными, будем изучать воздух. Одевайте эмблемы нашей лаборатории. Но, прежде чем зайти в лабораторию, запомните правила: - нельзя шуметь, - громко разговаривать, - быть аккуратными. | Принимают приглашение воспитателя. Отгадывают загадку. Отправляются в лабораторию на «самолете». Отвечают на вопросы. Одевают эмблемы ученых. Повторяют правила поведения в лаборатории. | Формирование интереса к содержанию ОД, направление внимания детей на предстоящую деятельность. |
3. | Содержательно – операционный. - Педагог знакомит с новым материалом. - Педагог способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. | Опыт 1. - Ребята, что вы видите вокруг? - А еще вокруг нас много воздуха, но его не видно. Почему? - Воздух невидимый, прозрачный. Поэтому мы хорошо видим предметы. - А хотите поймать воздух? - Возьмите в руки пакеты. Что там? - Сложите пакет, посмотрите, какой он тоненький. А теперь наберите воздух в пакет, закрутите его. Каким стал пакет? - Наш пакет стал большим, похожим на подушку. Теперь выпустите воздух. Пакет стал опять тонким. Почему? - Опять наберем в пакет воздух и снова выпустим. (2-3 раза) - Ребята, что можно сказать о воздухе? Он какой? Вывод: воздух прозрачный, невидимый. Давайте обозначим это свойство воздуха схемой. Опыт 2. - Посмотрите на стакан. Как вы думаете, есть ли там воздух? - Давайте проверим. Я опускаю стакан в таз с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Опыт 3. Чтобы вода попала в стакан, нужно выпустить из него воздух. Я немного наклоняю стакан. Что появляется в воде? Откуда появились пузырьки? Вывод: если воздух выпустить из стакана, то его место займет вода. А сейчас немножко отдохнем. Вставайте в кружок. Физкультминутка: «Мы ногами – топ-топ, Мы руками – хлоп-хлоп, Мы глазами – миг-миг, Мы плечами – чик-чик. Раз – сюда, два – сюда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли». - А сейчас приглашаю всех за столы. Опыт 4. - Ребята, как вы думаете, в человеке есть воздух? - Давайте это проверим. Возьмите стаканчики с водой, опустите туда соломинку и подуйте в нее. Что вы видите? Мы выдохнули воздух в воду и появились пузырьки. Вывод: в человеке есть воздух. Опыт 5. - Ребята, а как вы думаете, есть ли у воздуха запах? Понюхайте его. Что вы чувствуете? - Воздух не имеет запаха. Но он может переносить запахи. У меня есть две баночки. Там находится секрет. У мальчиков секрет в синей баночке, у девочек – в белой. Мальчики закрывайте глазки, я открою баночку, а вы должны угадать, что же находится в баночке. Угадали? А теперь – девочки закроют глазки. Что находится у девочек в баночке? Вывод: воздух не имеет запаха, но он может переносить запах, например, продуктов. - Обозначим это свойство воздуха схемой. - А теперь предлагаю вам поиграть. Посмотрите, какие красивые бабочки к нам прилетели. Давайте на них подуем. Вот как они летают. Почему они летают? - Мы подули на бабочек, сделали ветерок. А теперь подуем сильнее, а теперь тише. - Подуйте на свою руку, что вы чувствуете? - А что такое ветер? Вывод: ветер – это движение воздуха. Обозначим это свойство воздуха схемой. | Совместно с воспитателем проводят опыты. В диалоге с воспитателем обсуждают полученные результаты, делают выводы. Рассматривают схемы свойств воздуха. Участвуют в физкультминутке, сопровождая слова действиями. | Стимулирование проявления активности в поисково-исследовательской деятельности. Обеспечение возможности проявиться в способности анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Активизация словарь. |
4. | Ценностно – волевой Педагог предоставляет возможность для сотрудничества детей, вовлекает детей в совместное планирование. - Закрепление новых знаний, проживание темы. | - Ребята, а вы знаете, что ветерком можно рисовать. Хотите попробовать? - Садитесь за столы. «Настроение прекрасно, И не хочется скучать. Я забавные картинки Предлагаю рисовать». - Возьмите листочки, выберите краску и соломинку. Я поставлю вам кляксу, а вы дуйте на нее через соломинку. Что у вас получится, потом расскажете. - Придумайте название вашему рисунку. Какие вы молодцы! | Садятся за столы. Выбирают цвет краски, соломинки. Делают кляксы, раздувают их через соломинку. Рассматривают свои рисунки, придумывают названия. | Создание условий для проявления активности, самостоятельности при выполнении задания. Формирование умения оценивать результат своей работы. |
5. | Рефлексирующий Педагог предоставляет возможность обсудить, найти конструктивное решение, выражает признательность детям. | - Ну что ж, пришло время возвращаться нам в детский сад. Строимся друг за другом, заводим мотор, руки в стороны – как крылья. «Мы садимся в самолет, Отправляемся в полет. Мы летим над облаками, Машем папе, машем маме. Видим, как течет река, Видим в лодке рыбака. Осторожнее – гора! Приземляться нам пора!» - Ребята, где мы сегодня были? Кем мы были? О чем говорили, что изучали? - Посмотрите, на схемы. Вспомните, о каких свойствах воздуха мы узнали? - Вам понравилось в лаборатории? Придете сюда еще? | Возвращаются на «самолете» в группу. Отвечают на вопросы воспитателя. | Закрепление полученных знаний. Развитие умения высказывать свое мнение, настроение. |
6. | Подведение итогов. Педагог поддерживает детей. | - Молодцы, ребята! А я приготовила вам подарки. Это – воздушные шары. Предлагаю вам поиграть. | Эмоционально реагируют на подарок воспитателя. Получают воздушные шары. Игры с воздушными шарами. | Создание условий для игр с воздушными шарами. |