НОД "Грибы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной к школе группе.
«В лес по грибы».
Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Речевое».
Задачи:
1. Дать представления о съедобных и несъедобных грибах.
2. Учить отгадывать загадки о грибах, делать умозаключения.
3. Обогащать словарь детей за счет слов: съедобный, несъедобный, ядовитый, грибница, грибник, лукошко.
4. Развивать речь, память, логическое мышление, воображение.
5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к обитателям леса, ценностное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций о лесе, его обитателях, растениях.
2. Чтение рассказов о природе.
Оборудование:
Макеты пеньков, деревьев (береза, ель, осина), муляжи грибов (Подосиновик, подберезовик, боровик, сыроежка, опята, мухомор, бледная поганка), игрушка ёжик, разрезные картинки с изображением грибов для проведения дидактической игры «Грибная путаница».
Ход:
-Ребята, скажите мне какое сейчас время года?
- А какие осенние месяцы вы знаете?
- Какие приметы осени вы можете назвать?
- Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. Почему?
- А почему называют осень золотой?
- Есть такая пословица: «Весна красна цветами, а осень — грибами». Как вы ее понимаете?
- Почему же грибов много именно осенью? Какую погоду они любят? Сырую, дождливую, но теплую погоду. Именно такая погода бывает в начале и середине осени. Если дождик и тепло, гриб считает — повезло!
- Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
- Посмотрите ребята, к нам пришёл из леса гость! Он вам уже знаком, кто это? (ответы детей).
Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я к вам пришёл из леса и хочу пригласить вас в интересное путешествие с загадками и заданиями, которые я для вас подготовил. Вы готовы отправиться в путь? По лесной тропинке? Тогда у меня есть первая загадка для вас:
Кто сидит на крепкой ножке,
В бурых листьях у дорожки,
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы? (гриб)
Дети: Это - гриб.
-Молодцы ребята! Как вы уже догадались, в сегодняшнем путешествии по лесу, мы будем собирать грибы. Давайте возьмём лукошко и отправимся за ёжиком – он покажет нам дорогу.
- А вот и первый гриб! Посмотрите-ка, на нём лежит листочек, а на листке есть загадка для нас. Это наш друг ёжик подготовил первое задание:
- Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый гриб)
-Молодцы! Этот гриб съедобный, мы его положим в лукошко и отправимся дальше, на поиски грибов. А вот и ещё один! Читаем ещё одну загадку и отгадываем название гриба:
- Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я…..(Подосиновик)
- Этот гриб съедобный? (Да! Берем его с собой).
- Идём дальше, Ой что это? Пенёк… А на нём тоже какие-то грибочки, их целая семейка. Тут тоже наш друг ёжик оставил загадку. Слушайте внимательно:
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята).
- Молодцы, ребята! Посмотрите, какая красивая стоит берёзка! Листва жёлтая, а ствол белый – настоящая красавица! А под ней тоже гриб вырос:
- Притаился незаметно
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик).
- Ой, посмотрите какой красивый гриб! Давайте прочитаем загадку про него:
-Гриб есть очень ядовитый,
Его в руки не бери ты.
Мух он морит с давних пор,
Красный в точку… (мухомор).
- Почему его нельзя есть? (Ответы детей).
- Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, лось лечится мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной шляпке.
- Давайте пойдём дальше. Смотрите какие необычные и красивые грибочки выросли вдоль тропинки! Давайте отгадаем загадку, которую нам приготовил ёжик об этих грибах:
-Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай,
Это… (сыроежки).
Отлично! Молодцы, ребята! А это что за грибы?
- Эти желтые сестрички
спрятались в траве густой.
Вижу я их всех отлично,
заберу скорей домой.
- Кто узнал грибы? (Лисички).
- Почему они так называются? (Ответы детей).
- Они такого же цвета, как лиса.
- Людям можно есть грибы в сыром виде? (Нет). Правильно ребята, есть грибы в сыром виде категорически нельзя – это опасно для здоровья! Ведь вы знаете, что не все грибы съедобные. Идёмте дальше. Смотрите, какой необычный гриб перед нами. Давайте разберемся, что это за гриб:
- Скромный, тоненький и бледный.
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадет грибочек в суп-
Вас в больницу увезут!
- Это тоже ядовитый гриб – бледная поганка. Её собирать нельзя! Она опасна для человека.
- Посмотрите-ка, наше лукошко уже полное и мы можем отправляться назад. (Дети возвращаются из леса).
- Мы с вами много ходили по лесу и устали. Я предлагаю вам немножко отдохнуть и потанцевать. Представьте, что вы грибочки и повторяйте движения, которые звучат в песенке.
Музыкальная физкультминутка «Мы весёлые грибочки!»
-Отлично, ребята! Из вас получились замечательные, весёлые грибочки!
-А пока мы с вами отдыхали, наш друг ёжик приготовил ещё одно интересное задание. Это игра «Грибная путаница». (На фланелеграфе размещены изображения грибов). Посмотрите на доску – здесь есть картинки с грибами. Но с ними что-то не так… Как вы думаете, что здесь не правильно? Что за путаница произошла? (Дети: У грибов перепутаны ножки и шляпки.)
-Давайте поможем разобраться в этой путанице. Кто хочет попробовать?
Один из детей выполняет задание, остальные проверяют (задание на время).
- Всё правильно? Или есть ошибки? Давайте смотреть, проверять. (Игра проводится ещё 2-3 раза).
- Молодцы, ребята! Теперь вы настоящие грибники!
- Ну а теперь наше необычное занятие – путешествие подошло к концу. Скажите мне, ребята, какое из сегодняшних заданий было для вас совсем несложным? А какое из заданий ёжика было самым трудным? Почему? (Ответы детей).