Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель:
Якубова Зелиха Фетулаховна
Покачи
2018
Тема: «Шахматные фигуры»
Цель: Закрепление знаний детей о шахматной игре
Задачи:
Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.
Воспитывать партнерские отношения между детьми и взрослыми.
Материал: магнитная шахматная доска. демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; наборы шахмат на каждого ребёнка.
Ход занятия:
- Ребята, друг на друга посмотрите, и друг другу улыбнитесь. Сегодня на адрес нашего детского сада пришла посылка (Воспитатель показывает детям посылку), для детей нашей группы.
- Давайте посмотрим, что в ней, но к посылке ещё есть открытка. Сейчас я её прочитаю (читает открытку).
Чтобы открыть посылку нужно выполнить ряд заданий. И так вы готовы, к выполнению заданий (ответы детей).
- И, так начнем!!!
Задание 1. «Волшебный мешочек»
(Дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру)
Задание 2. «Отгадайка» (дети отгадывают загадки)
Видимо, она упряма, Он в шахматах, можно сказать, чемпион,
Если ходит только прямо, И шаг у него широк.
Не петляет: прыг да скок, Умеет ходить как ладья, и как слон -
Не шагнет наискосок И прямо, и наискосок.
(Пешка) (Ферзь)
Стою на самом краю, Прыгнет он. Подковы звяк!
Путь откроют – пойду. Необычен каждый шаг:
Только прямо хожу, Буква «Г» и так, и сяк.
Как зовут - не скажу. Получается зигзаг!
(Ладья) (Конь)
Гладкий люблю я, расчищенный путь:
На шаг в любую сторону могу я шагнуть.
(Король)
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом не водит.
(Слон)
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять!
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Задание 3. Игра "Собери доску":16 лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.
Задание 4. "Блиц - вопрос":
- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
- Без какой фигуры не бывает игры? (король)
- Где возникли шахматы? (Индия)
- Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)
- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
Физкультминутка “Буратино”
Буратино потянулся (Все поднимают руки вверх.)
Раз нагнулся, два нагнулся (Наклоняются вперёд.)
Руки в стороны развёл, (Руки в стороны развести.)
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
На носочки надо встать. (Поднимаются на носочки и руки тянут вверх.)
Задание 5. Практическое упражнение "Расставь фигуры" - правильная расстановка фигур в первоначальное положение.
Задание 6. Игра «Доскажи словечко»
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают …
Рядом с ладьями … видны.
Рядом с конями встали ...
Кто ж в середине - …
Самые главные в войске своем.
Задание 7. Игра "Что изменилось": на доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.
- Молодцы, задание все выполнены, и посылка открылась. Что же там. (воспитатель показывает шахматный учебник- сказка).
Подведение итога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре....
Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста
Цель: познакомить детей с историей шахмат...
ПРОГРАММА «Умники и умницы» по обучению детей игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная программа «Умники и умницы" по обучению детей игре в шахматы разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данна...
ПРОГРАММА дополнительной платной услуги «Белая ладья» "Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы" для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Рабочая программа «Белая ладья» составлена для детей старших групп на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы» рекомендованную Министерством образования Российской Феде...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами обучения детей игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста на тему: « Шахматная фигура - Ладья»
Конспект « Шахматная фигура - Ладья»...
Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Шахматные фигуры»
Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Шахматные фигуры»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению игре в шахматы для детей среднего дошкольного возраста
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрас...