« Волшебная кладовая »
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность
Занятие в старшей группе
« Волшебная кладовая »
Воспитатель : Баркова Л.А
Цель: создание условий для экспериментальной деятельности.
Программное содержание:
- Дать детям первоначальное представление о почве, ее составе ( песок, глина, перегной) в почве есть вода, воздух.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Активизировать мыслительную деятельность детей.
- Развивать умения анализировать, делать выводы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо, а вот от кого оно, вы узнаете, отгадав загадку.
Нору день и ночь копаю
Вовсе солнышка не знаю
Кто найдет мой длинный ход
Сразу скажет – это ….. КРОТ
Молодцы ребята сразу отгадали загадку. Письмо пришло от крота, а вот и его фотография ,послушайте , что он нам пишет:
- Я живу всегда под землей, у меня здесь дом. Есть у меня и кладовка, где я храню свои запасы, она тоже под землей. А земля и почва одно и тоже ? и что такое почва я не знаю, помогите мне разобраться.
Воспитатель : ребята поможем кроту ? Хорошо.
-Что же это за вещество - Почва? из чего состоит? Какими свойствами обладает? Попробуем сегодня разобраться.
-Отправляемся в нашу научную лабораторию и проведем разные опыты, чтобы все узнать о почве.
-У вас на столах есть небольшие емкости с почвой, можете посмотреть, потрогать, понюхать.
- для чего нужна почва ? на что она похожа? Ответы детей.
Воспитатель: почва бывает разная, она питает и кормит растения, а из чего она состоит, мы узнаем, проведя следующие опыты.
1 опыт.
- Ребята возьмите немного почвы, положите на лист бумаги и посмотрите через лупу.
-Что вы увидели?
- Как вы думаете, на что это похоже? , с чем можно сравнить? что может быть в почве?
Воспитатель : через лупу хорошо видны, как ниточки корешки, обломки травинок, листьев, разные песчинки, мелкие соринки.
- А что же еще есть в почве , мы узнаем если опустим небольшой комочек почвы в стакан с водой.
- что вы видите ?
- что стало с почвой?
- что появилось на комочке ? на комочке появились пузырьки, побежали вверх.
- как вы думаете что это?
- правильно это воздух ,
Делаем вывод: значит, в почве есть что? (воздух).
2 опыт.
А теперь размешайте почву в воде палочкой и посмотрим, что произойдет.
- Какая стала вода в стакане? ( мутная, грязная ) А почему?
Воспитатель: мелкие соринки, травинки поднялись на верх, часть земли осела и вода стала мутной.
Ребята мы немного подождем, пока вода посветлеет, а пока посмотрим, что произойдет с почвой если ее нагреть.
В небольшую емкость ( можно использовать жестяную или стеклянную банку) положим немного почвы и нагреем на спиртовке. ( Опыт проводит воспитатель)
Сверху закроем чистым, сухим стеклом.
-Что появилось на стеклышке? ( небольшие капельки) оно запотело.
- как вы думаете, что это? Ответы детей.
Воспитатель: конечно вода (небольшие капельки)
- а откуда она взялась? ( из почвы)
Вывод: под действием нагревания вода в почве превратилась в пар, а наше стеклышко преградило пару дорогу, пар осел на стекле и мы увидели капельки воды. Значит, в почве есть вода.
Уберем наше стекло, и будем смотреть дальше, что произойдет.
- Что происходит? ( идет сероватый дым)
- Чем пахнет почва ? ( костром, дымом)
- Почему?
- В почве перегорают, те травинки, остатки листьев, что мы видели через лупу и в стакане воды.
Как можно назвать это одним словом- перегной.
Делаем вывод: значит, в почве есть перегной.
Перегной черного цвета, в одной почве его больше, в другой меньше, поэтому и почвы бывают разного цвета. А если в почве, будет больше песка- то какая это будет почва?- песчаная.
Теперь мы с вами знаем, что в почве есть воздух, вода, перегной
-А что еще есть в почве ? мы узнаем проведя следующий опыт.
Ребята посмотрите, что стало с водой и почвой в наших стаканах?
- какая стала вода? Ответы детей
- что стало с почвой?
Воспитатель: вода стала светлее, а почва осела на дно.
Осторожно сольем воду из наших стаканов.
Палочкой возьмите немного вещества, который осел на дне.
- Помните его пальцами, на что он похож ?
-как вы думаете?
- правильно, это глина.
- А под глиной, на самом дне внизу, вещество другого цвета, давайте и его посмотрим.
-Как вы думаете, что это за вещество ? на что оно похоже?
- это песок, который осел на дно.
Вывод: значит, в почве есть еще песок и глина.
Воспитатель: ребята, что нового вы узнали о почве?
-Теперь мы можем написать кроту письмо и все рассказать о почве.
А еще мы с вами зарисуем схему.
Дети самостоятельно зарисовывают схемы.
- Ребята, какой опыт вам понравился больше всего?
-Молодцы, все сегодня хорошо потрудились.
Наведем порядок в нашей научной лаборатории.
До новых открытий .