Конспект НОД " Народные посиделки".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в разновозрастной группе по теме: «Русские народные посиделки». Приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях – посиделками, закрепить знания детей о народных промыслах. Развивать экспериментальную деятельность, наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение; обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; развивать логическое мышление, умение решать проблемные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_otkrytogo_zanyatiya.pdf | 2.22 МБ |
narodnye_posidelki._otkrytoe_zanyatie.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в Разновозрастной группе
по теме: «Русские народные посиделки»
Автор конспекта непосредственнообразовательной деятельности (далее – НОД):
Яковлева Наталья Николаевна, воспитатель 1 категории, МКДОУ д/с № 405 г. Новосибирск
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие
Развивающаяпредметно-пространственная среда темы НОД: место проведения –музыкальный зал, где сымитирована обстановка русской избы, с изделиями народных промыслов (дымковские игрушки, изделия с хохломской росписью, разделочная доска с городецкой росписью, гжельские изделия); небольшая выставка ремёсел – вещи вязанные, украшенные вышивкой, плетение и др., клубки, куклы в народных костюмах, подбор русских народных мелодий в аудиозаписи, сушки, чай, самовар. Все необходимое для проведения опытной деятельности на каждого ребенка.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемый результат |
Приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях – посиделками, закрепить знания детей о народных промыслах. | Воспитатель: Эй, люди добрые! Всех сейчас я приглашаю на праздник старинный, который посиделками называется. Садитесь дети (сидят полукругом). В старину На завалинках, в светёлках Иль на брёвнышках каких Собирали посиделки Пожилых и молодых. При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод, Говорили, песни пели И водили хоровод. А играли как! В «Смешинку», «Ручеёк», «Горелки. Словом эти посиделки Были праздником души! А теперь – Поменялся старый мир. Нынче все по «сусекам» Личных дач или квартир. Скучно жить без посиделок Их бы надо возродить! Принесла я вам, ребята, забавушек на всякий вкус: кому – считалку, кому – скороговорку, кому – игру, а кому – ремесло. В старину зимой на посиделках, когда не было работы в поле, люди собирались в чьей-нибудь избе. Пожилые и молодые плели корзины, лапти, вязали, ткали, пряли, вышивали. Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Подтверждение тому - пословицы и поговорки. Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки об этом? «Без дела жить - только небо коптить». «С ремеслом - не пропадёшь». «Не игла шьёт, а рука». «Дело - мастера боится». «Землю красит солнце, а человека труд». «Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда». «Скучен день до вечера , коли делать нечего». «Делу время - потехе – час». « Труд кормит, а лень портит». «Хочешь есть калачи, не сиди на печи». «Любишь кататься, люби и саночки возить». Ой, мне ведь надо печку затопить. Печь – душа русского дома. Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница. Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах. - Вспомните сказки, в которых говорится про чудесные печки. (ответы детей) А вот и горшок горячий, в нем варили щи, кашу, тушили и парили. Что это? ( За горшком находим коробку, а в ней -записку , читаем ее ). «Дорогие ребята, пишут вам народные умельцы! Приглашаем вас к нам в гости. Но чтобы попасть к нам, вы должны будете выполнить несколько заданий. Народные умельцы ». | Социально-коммуникативное, Познавательное развитие, речевое развитие. Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы | Проблемная ситуация | Мультимедиа , ноутбук, слово педагога , макет русской печки, декорации обихода русской избы, коробочка с запиской . | Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено общение и взаимодействие ребёнка со взрослым. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве (пословицах, поговорках, частушках, плясках); развивать речь, память, воспитывать интерес к старине, к русским народным промыслам и желанием их изучать, вызывать патриотические чувства, учить показывать своё умение и творческие способности; развивать эксперименталь-ную деятельность, наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение; обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; развивать логическое мышление, умение решать проблемные задачи; закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор, посиделки, завалинка, талант, предки. | Ребята, а кто такие народные умельцы? ( ответы детей). Правильно, ребята. Народные умельцы – это мастера из народа. Своими руками мастера творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так и появились народные промыслы. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни. Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся на поиски народных умельцев? А вот и первое задание. Игра « Сложи картинки « Народные промыслы»». ( Дети собирают разрезные картинки и объясняют к какому народному промыслу они относятся.) Молодцы ребята! Все справились с заданием. Теперь двигаемся дальше. Это второе задание. Необходимо выяснить какой материал нужен для изготовления посуды. Сравним мелкий порошок глины и песка. (Дети рассматривают через лупу)Чем отличаются? (Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок. Песчинки не связаны друг с другом. Глина состоит из мелких частичек, чешуек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу, скреплены между собой. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются). Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в глину воды? -А что произойдет с водой, когда мы её нальем в песок? - Мастер, который работает с глиной, называется гончар. Молодцы! А теперь у нас следующее задание. Необходимо узнать про еще один материал, используемого народными умельцами. Это дерево. «Как можно узнать сколько дереву лет? Какое строение имеет дерево?». Воспитатель рассказывает: дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают части дерева (корневая система, ствол, ветви, листья). Ствол становится толще, дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, теплоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах). -Как вы, думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец, если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если нет - то кольцо узкое) - Итак, число колец на стволе показывает, сколько лет дереву. По ширине колец можно определить благоприятные и неблагоприятные для дерева годы. А давайте расскажем, что хорошего и плохого в дереве? Хорошее: Дерево-дом, для многих птиц и животных, дает тень в жаркие дни, из дерева, делают различные предметы, деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим. Плохое: об дерево можно пораниться, бывает аллергия (тополиный пух). - Молодцы! Ребята, что такое ярмарка?(Это место где продают разные товары.) -Ярмарка - это праздник, веселье, торговля, гуляние. Физминутка Мы ребята удалые, Скоморохи озорные. Всех на ярмарку зовём, Всем игрушки продаём! Раз, два, три, четыре, Круг по уже, круг пошире! На носочек и на пятку, А потом пляши вприсядку! Влево, вправо повернись, Веселее улыбнись! Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. -Ребята, я предлагаю вам поэкспериментировать. Проходите за столы, перед вами лежат полоски бумаги и ткани. Возьмем бумагу и сомнем ее в руках. Что с ней произошло? (она помялась и не выпрямляется). -Проделаем то же самое с тканью. Что произошло с тканью. ( помялась совсем немного, но ее можно выпрямить). А если ткань прогладить утюгом, она станет прежней. -Попробуем порвать бумагу. Рвется легко? А если порвать ткань? (дети рвут и убеждаются, что порвать ткань почти невозможно). Так что же прочнее ткань или бумага? -Давайте посмотрим, что произойдет с бумагой, если мы опустим полоску бумаги в воду и хлопнем 5 раз в ладоши? ( бумага намокла и расползается в руках). То же самое проделаем с тканью. Что произошло с ней? (она только намокла, но осталась прежней). -Какие выводы мы с вами можем сделать? (ткань прочная, почти не мнется, намокает, но не раскисает в воде). Д/игра «Закончи узор» -А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и расписать платки . У вас на столе лежат незаконченные образцы. Нам надо закончить их. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей). --- Молодцы! А теперь приглашаю вас поиграть в русскую народную игру “Золотые ворота”. Золотые ворота, | Познавательное развитие социально – коммуникативное развитие, речевое развитие физическое развитие художественно-эстетическое развитие Виды деятельности: Игровая, двигательная Коммуникативная, познавательно-исследовательская Самообслуживание и элементарный бытовой труд Музыкальная Изобразительная Восприятие художественной литературы. | Рассматривание, Наблюдение, игра-экспериментирова-ние, развивающая игра, беседа, физминутка, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, исследовательская деятельность игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактическая, подвижная.) | Мультимедиа , ноутбук, музыкальное сопровождение, слово педагога , макет русской печки, декорации обихода русской избы, изделия народных промыслов (дымковские игрушки, изделия с хохломской росписью, разделочная доска с городецкой росписью, гжельские изделия); небольшая выставка ремёсел – вещи вязанные, украшенные вышивкой, плетение и др., клубки, куклы в народных костюмах, подбор русских народных мелодий в аудиозаписи, сушки, чай, самовар. Все необходимое для проведения опытной деятельности на каждого ребенка. Пример: Слово педагога, ИКТ, дидактический материал, демонстрационный материал Речь детей, конверт с загадками, картинки, карточки, карандаши, игрушки, материал для исследования | Принятие детьми живого участия в НОД; владение конструктивными способами взаимодействия; могут применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач, поставленных взрослым; способны сосредоточенно действовать в течении 15-20 минут; в дидактических играх противостоят трудностям, подчиняются правилам игры. Владение связной речью, как средством общения. |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым; Саморегуляция собственной деятельности. | Вот и закончилось наше путешествие в стародавние времена. Мы узнали, как жили и умели веселиться наши предки. Что вам запомнилось в нашем путешествии? Что вы узнали? Зачем вы все это делали? Что трудного было для вас? -Мы плясали, мы играли, но уж очень мы устали! Приглашаем всех гостей на праздничное русское чаепитие! Пряник вкусный, ароматный, (Воспитатель демонстрирует сушки и баранки на связке и пряники). Мы приглашаем вас всех принять участие в нашем чаепитии. | Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие. | Специальное моделирование ситуаций общения Рассуждение диалог | Слово педагога, речь детей, мультимедиа, ноутбук, самовар, пряники, сушки, чай. | Общение, взаимодействие ребёнка со взрослым и со сверстниками; самооценка собственной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе
В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...
Сценарий открытого занятия по развитию речи и окружающему миру "Русские народные посиделки"
Русские народные посиделки...
Конспект открытого занятия "Русские народные посиделки"
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры«Посиделки – наш старинный русский праздник »с детьми подготовительной группы Дата проведения: 10 февраля 2015 ...
«Народные посиделки»
Цель: Приобщать детей к русскому народному фольклору, организовать «Сладкий стол» с решением познавательных задач по теме русского народного промысла, одежды, традиций русского народа....
«Народные посиделки»
Тетрализованное занятиет....
Конспект праздника-развлечения, посвященного Дню Матери « Русские народные посиделки» .
Цель праздника-развлечения « Русские народные посиделки» в создании условий для полноценного развития личности и творческих спосо...
Русские народные посиделки "Праздник русской народной игры"
Народные игры – это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к национ...