Конспект НОД " Народные посиделки".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Яковлева Наталья Николаевна

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в разновозрастной группе по теме: «Русские народные посиделки». Приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях – посиделками, закрепить знания детей о народных промыслах. Развивать экспериментальную деятельность, наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение; обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; развивать логическое мышление, умение решать проблемные задачи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в Разновозрастной группе

по теме: «Русские народные посиделки»

Автор конспекта непосредственнообразовательной деятельности (далее – НОД):

Яковлева Наталья Николаевна, воспитатель 1 категории, МКДОУ д/с № 405 г. Новосибирск

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие

Развивающаяпредметно-пространственная среда темы НОД:  место проведения –музыкальный зал, где сымитирована обстановка русской избы, с изделиями народных промыслов (дымковские игрушки, изделия с хохломской росписью, разделочная доска с городецкой росписью, гжельские изделия);  небольшая выставка ремёсел – вещи вязанные, украшенные вышивкой, плетение и др., клубки, куклы в народных костюмах, подбор русских народных мелодий в аудиозаписи, сушки, чай, самовар. Все необходимое для проведения опытной деятельности на каждого ребенка.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные

задачи

 Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемый результат

Приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях – посиделками, закрепить знания детей о народных промыслах.

Воспитатель: Эй, люди добрые! Всех сейчас я  приглашаю на праздник старинный, который посиделками называется. Садитесь дети (сидят полукругом).

В старину

На завалинках, в светёлках

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как!

В «Смешинку»,

«Ручеёк», «Горелки.

Словом эти посиделки

Были праздником души!

А теперь –

Поменялся старый мир.

Нынче все по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить!

Принесла я вам, ребята, забавушек на всякий вкус:

кому – считалку, кому – скороговорку, кому – игру, а кому – ремесло.

В старину зимой на посиделках, когда не было работы в поле, люди собирались в чьей-нибудь избе. Пожилые и молодые плели корзины, лапти, вязали, ткали, пряли, вышивали. Издавна русский народ славился своим трудолюбием.

Подтверждение тому - пословицы и поговорки.  Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки об этом?

 «Без дела жить - только небо коптить».

 «С ремеслом - не пропадёшь».

 «Не игла шьёт, а рука».

 «Дело -  мастера боится».

 «Землю красит солнце, а человека труд».

 «Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда».

 «Скучен день до вечера , коли делать нечего».

 «Делу время - потехе – час». 

 « Труд кормит, а лень портит».

 «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

 «Любишь кататься, люби и саночки возить».

Ой, мне ведь надо печку затопить. Печь – душа русского дома. Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница. Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах.

- Вспомните сказки, в которых говорится про чудесные печки.

(ответы детей)

 А вот и горшок горячий, в нем варили щи, кашу, тушили и парили.

Что это? ( За горшком находим коробку, а в ней -записку , читаем ее ).

«Дорогие ребята, пишут вам народные умельцы! Приглашаем вас к нам в гости. Но чтобы попасть к нам, вы должны будете выполнить несколько заданий.                                                                   Народные умельцы ».

Социально-коммуникативное, Познавательное развитие, речевое развитие.

Виды деятельности:

игровая, познавательная,

коммуникативная,

восприятие художественной литературы

Проблемная ситуация

Мультимедиа , ноутбук, слово педагога , макет русской печки, декорации обихода русской избы, коробочка с запиской .

Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено общение и  взаимодействие ребёнка со взрослым.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные

задачи

Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве (пословицах, поговорках, частушках, плясках); развивать речь, память, воспитывать интерес к старине, к русским народным промыслам и желанием их изучать, вызывать патриотические чувства, учить показывать своё умение и творческие способности;

развивать эксперименталь-ную деятельность, наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение; обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; развивать логическое мышление, умение решать проблемные задачи;

закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор,

посиделки, завалинка, талант, предки.

Ребята, а кто такие  народные умельцы?  ( ответы детей).

Правильно, ребята. Народные умельцы – это мастера из народа. Своими  руками  мастера  творили  чудеса:  делали  посуду,  игрушки  и  много  других  предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так  и появились народные промыслы. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся на поиски народных умельцев?

  А вот и первое задание.

Игра « Сложи картинки « Народные промыслы»».  ( Дети собирают разрезные картинки и объясняют к какому народному промыслу они относятся.)

   Молодцы ребята! Все справились с заданием. Теперь двигаемся дальше. Это второе задание. Необходимо выяснить какой  материал нужен для изготовления посуды.

Сравним мелкий порошок глины и песка. (Дети рассматривают через лупу)Чем отличаются? (Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок. Песчинки не связаны друг с другом. Глина состоит из мелких частичек, чешуек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу, скреплены между собой. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются). Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в глину воды? 
(Предположения детей) 
- Давайте наберём пипеткой воды и капнем на глину. Что происходит? 
(Глина впитала воду и стала тёмной) 

-А что произойдет с водой, когда мы её нальем  в песок? 
(Она быстро просачивалась через песок) 
- Какой вывод можно сделать? 
(Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.) 
-Возьмите в руки сырую глину. Попробуйте помять ее в руках. Что можно сказать о глине? (Сырая глина вязкая, липкая, пластичная - из нее можно лепить/)

- Мастер, который работает с глиной, называется гончар. 
Физкультминутка «Гончары»
Руки хорошо потрём, 
до тепла их разотрём. 
Чисто вымоем сначала, 
чтобы глина не серчала. 
Нежно их погладим, 
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите, 
нам поделочку слепите».
- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок. 
(стоят рядом друг с другом) 
- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину. 
(Встали плотно друг к другу взявшись за руки) 
- А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня. 
(Плотно прижались друг к другу) 

Молодцы! А теперь у нас следующее задание. Необходимо узнать про еще один  материал, используемого  народными умельцами. Это дерево. «Как можно узнать сколько дереву лет? Какое строение имеет дерево?».

Воспитатель рассказывает: дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают  части дерева (корневая система, ствол, ветви, листья). Ствол становится толще, дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, теплоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах).

-Как вы, думаете, что  может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец, если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если нет - то кольцо узкое)

- Итак, число колец на стволе показывает, сколько лет дереву. По ширине колец можно определить благоприятные и неблагоприятные для дерева годы. А давайте расскажем, что хорошего и плохого в дереве?

Хорошее: Дерево-дом, для многих птиц и животных, дает тень в жаркие дни, из дерева, делают различные предметы, деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим. Плохое: об дерево можно пораниться, бывает аллергия (тополиный пух).

- Молодцы! Ребята, что такое ярмарка?(Это место где продают разные товары.)

    -Ярмарка - это праздник, веселье, торговля, гуляние. 

Физминутка  

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам.  

 -Ребята, я предлагаю вам поэкспериментировать. Проходите за столы, перед вами лежат полоски бумаги и ткани. Возьмем бумагу и сомнем ее в руках. Что с ней произошло? (она помялась и не выпрямляется).

-Проделаем то же самое с тканью. Что произошло с тканью. ( помялась совсем немного, но ее можно выпрямить). А если ткань прогладить утюгом, она станет прежней.

-Попробуем порвать бумагу. Рвется легко? А если порвать ткань? (дети рвут и убеждаются, что порвать ткань почти невозможно). Так что же прочнее ткань или бумага?

-Давайте посмотрим, что произойдет с бумагой, если мы опустим полоску бумаги в воду и хлопнем 5 раз в ладоши? ( бумага намокла и расползается в руках). То же самое проделаем с тканью. Что произошло с ней? (она только намокла, но осталась прежней).

-Какие выводы мы с вами можем сделать? (ткань прочная, почти не мнется, намокает, но не раскисает в воде).

Д/игра «Закончи узор»

-А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками  и расписать платки . У вас на столе лежат незаконченные образцы. Нам надо закончить их.  Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей). 

--- Молодцы!

А теперь приглашаю вас поиграть в русскую народную игру “Золотые ворота”.

Золотые ворота,
Проходите, господа!
Первой мать прошла,
Всех детей провела.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас!

Познавательное развитие

социально – коммуникативное развитие,

речевое развитие

физическое развитие

художественно-эстетическое развитие

Виды деятельности:

Игровая, двигательная

Коммуникативная,  познавательно-исследовательская

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Музыкальная

Изобразительная

Восприятие художественной литературы.

Рассматривание,

Наблюдение,

игра-экспериментирова-ние, развивающая игра, беседа, физминутка, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, исследовательская деятельность

игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактическая,  подвижная.)

Мультимедиа , ноутбук, музыкальное сопровождение, слово педагога , макет русской печки, декорации обихода русской избы, изделия народных промыслов (дымковские игрушки, изделия с хохломской росписью, разделочная доска с городецкой росписью, гжельские изделия);  небольшая выставка ремёсел – вещи вязанные, украшенные вышивкой, плетение и др., клубки, куклы в народных костюмах, подбор русских народных мелодий в аудиозаписи, сушки, чай, самовар. Все необходимое для проведения опытной деятельности на каждого ребенка.

Пример:

Слово педагога,

ИКТ,

дидактический материал,

демонстрационный материал

Речь детей,

конверт с загадками,

картинки,

карточки,

карандаши, игрушки, материал для исследования

Принятие детьми живого участия в НОД; владение конструктивными способами взаимодействия;  могут применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач, поставленных взрослым; способны сосредоточенно действовать в течении 15-20 минут; в дидактических играх противостоят трудностям, подчиняются правилам игры.

Владение связной речью, как средством общения.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательные

задачи

Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым;

Саморегуляция собственной деятельности.

Вот и закончилось наше путешествие в стародавние времена. Мы узнали, как жили и умели веселиться наши предки. Что вам запомнилось в нашем путешествии? Что вы узнали? Зачем вы все это делали? Что трудного было для вас?

 -Мы плясали, мы играли, но уж очень мы устали! Приглашаем всех гостей на праздничное русское чаепитие!

Пряник вкусный, ароматный,
Удивительно приятный!
Сама не ем – гостей привечаю,
И чаем угощаю.
 

(Воспитатель демонстрирует сушки и баранки на связке и пряники).

Мы приглашаем вас всех принять участие в нашем чаепитии.

Социально – коммуникативное развитие,

речевое развитие.

Специальное моделирование ситуаций общения Рассуждение

диалог

Слово педагога,

речь детей, мультимедиа, ноутбук, самовар, пряники, сушки, чай.

Общение, взаимодействие ребёнка со взрослым и со сверстниками; самооценка собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

Конспект открытого занятия "Русские народные посиделки"

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры«Посиделки – наш старинный русский праздник »с детьми подготовительной  группы  Дата проведения: 10 февраля 2015 ...

«Народные посиделки»

Цель: Приобщать детей к русскому народному фольклору, организовать «Сладкий стол» с решением познавательных задач по теме русского народного промысла, одежды, традиций русского народа....

«Народные посиделки»

Тетрализованное занятиет....

Конспект праздника-развлечения, посвященного Дню Матери « Русские народные посиделки» .

          Цель  праздника-развлечения « Русские  народные посиделки» в создании условий для полноценного развития личности и творческих спосо...

Русские народные посиделки "Праздник русской народной игры"

Народные игры – это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к национ...