Конспект НОД для детей подготовительной группы "Как живут растения?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель занятия - обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; показать зависимость всего живого от растительного мира; учить понимать происходящие процессы в природе и быть заботливыми по отношению к растениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhivut_rasteniya.docx62.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к занятию по поисково-познавательной деятельности

 «Как живут растения?»

Занятие для детей подготовительной к школе  группы, составлено в соответствии с программой «Экологическая этика» Рославлевой Д. А. Занятие направлено на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников, протекающей в форме экспериментальных действий. Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

•    Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий)

•    Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

•    Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

•    Принцип психологической комфортности

Программное содержание: обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; показать зависимость всего живого от растительного мира; учить понимать происходящие процессы в природе и быть заботливыми по отношению к растениям.

На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.  Поэтапно происходит смена видов деятельности. Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

  Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия.

Особенностью данного занятия является применение метода шести шляп мышления ( З. де Боно ).

 Материал: изображение «мамы», кленового листочка, мальчика, капли воды, углекислого газа, солнца (для инсценировки сказки); фотография с изображением космонавтов на луне, сотовый телефон; плакат «Растения»; стаканы с водой, трубочки для сока, губки; земля,; вырезанные из цветной бумаги цветы.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

- Давайте поздороваемся и согреем друг друга своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

          Солнышко, солнышко!

Мы – твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

 - Сядьте на стульчики и наденьте белые шляпы    .

 - Ребята, к нам пришло письмо. А в конверте лежит фотография (показ фотографии, на которой изображены космонавты на луне).

Дети рассматривают фотографию.

- Что здесь изображено? (луна и космонавты)

- А как вы догадались? (ответы детей)

- Что на них надето? (скафандры)

- А почему космонавты находятся в космосе только в специальных скафандрах? Зачем они им нужны? (чтобы дышать)

- А разве в космосе нет воздуха, нет кислорода? (нет)

- А почему в космосе нет кислорода? Кто знает? (ответы детей)

- Да, одна из причин того, что в космосе нет кислорода в том, что в космосе не растут растения.

2. Приходит СМС-ка (раздается соответствующий сигнал телефона и воспитатель читает):

«Здравствуйте, ребята! Это я прислал вам фотографию. Я хотел бы узнать, что такое растения и как они живут? Помогите, пожалуйста!

Лунтик!»

- Ребята, поможем Лунтику; объясним,  что такое растение и как они живут? (да)

- Тогда, давайте вспомним, какие государства есть в царстве растений (травы, деревья и кустарники) и как отличить растения разных государств? (у трав стебель, у деревьев один ствол, у кустарников два и более стволов)

- Ребята, а растения живые или неживые? (ответы детей)

- А почему вы говорите, что они живые? (питаются, дышат, размножаются, растут)

- Растут, т. е. увеличиваются в размерах: это понятно. А вот как растения едят: неужели они едят суп и кашу? (нет)

- Ребята, я расскажу вам сейчас сказку «Еда для растений», прослушав которую вы поймете как питаются растения. Оденьте синюю шляпу    и послушайте:

«Еда для растений»

Мальчик: Мама, после тренировки я голоден как волк. Что у нас сегодня на обед?

Мама: На первое суп, а на второе - котлеты с картофельным пюре.

Мальчик: Опять картошка? Ведь вчера на ужин была картошка!

Мама: Вчера была жареная картошка, а сегодня - вареная.

Мальчик: Жареная или вареная - картошка есть картошка. Она мне уже так надоела!

Мама: Знаешь что, перестань капризничать и иди мыть руки.

Мальчик: Мама, а что будет, если я совсем перестану есть? Ну, объявлю голодовку?

Мама: Дорогой мой, ты не можешь ничего не есть - все живые существа нуждаются в энергии.

Мальчик: Мне кажется, что сейчас, после двух часов футбола на поляне, я не совсем живое существо. Если бы ты видела, как я стоял на воротах!

Мама: Где это ты на поляне нашел ворота?

Мальчик: Да это два больших дуба. Вот уж их-то никто не заставляет есть картошку. Деревьям и другим растениям, наверное, вообще не нужна еда.

Мама: Ошибаешься, дорогой. Ты забыл, что растения - живые. Им обязательно нужна еда, только не такая, как наша. Ну, я пошла на кухню разогревать обед. (Уходит.)

Мальчик: Что же это за необыкновенная еда? Ой, кто это там стукнул в окно?

Кленовый лист: Это я, кленовый лист! Привет!

Мальчик: Привет, листик! У меня к тебе куча вопросов. Как ты поживаешь?

Кленовый лист: Прекрасно! Наслаждаюсь солнышком. Хотя немного жаль, что нет мелкого дождичка. Стало очень сухо, а мне влага необходима так же, как и солнечный свет.

Мальчик: А зачем они тебе?

Кленовый лист: Как зачем? Чтобы питаться, то есть, чтобы приготовить себе еду.

Мальчик: Как раз об этом я и хотел тебя спросить! Вода и солнечный свет - и это все, что тебе нужно для приготовления еды?

Кленовый лист: Не совсем. Еще я не могу обойтись без воздуха и хлорофилла, который есть во мне.

Мальчик: Что в тебе есть?

Кленовый лист: Хлорофилл. Это самая важная часть зеленых растений. Хлорофилл не только окрашивает нас в зеленый цвет, но и помогает приготовить еду.

Мальчик: Все так сложно и непонятно…

Кленовый лист: Это только так кажется. На самом деле все очень просто! Хлорофилл, ты готов?

Хлорофилл:
Я - Хлорофильчик, Хлорофилл!
Еду я листикам сварил:
Налил я воду - это раз,
Потом взял углекислый раз,
Смешал я с солнышком все это -
Нельзя без солнечного света -
И получилась - да, да, да! -
Великолепная еда!
Растенье сыто и здорово -
И с вами вместе петь готово!

Мальчик: Замечательно! Это действительно просто! И я запомню это трудное слово - ХЛОРОФИЛЛ.

Хлорофилл: Я могу еще много раз пропеть! Присоединяйтесь! (Еще раз поет.)

Кленовый лист: Хлорофилл, тебе пора вернуться в меня. Спасибо за представление.

Мальчик: Теперь я знаю, кто готовит еду растениям. И я понял еще кое-что.

Кленовый лист: И что же ты понял?

Мальчик: У меня нет хлорофилла, значит я никогда не смогу приготовить себе еду так, как это делают растения. Пойду-ка я лучше поем картошечки.

- Ребята, посмотрите: у меня лист бегонии. Как вы думаете, в нем есть питание? (нет). Давайте проверим, так ли это? А поможет нам в этом красная шляпа .

Проводится демонстрационный опыт 1:

Цель: установить наличие в листьях питания для растений.

Материал: кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость для воды.

Ход опыта: лист бегонии залить кипятком и оставить на 5-7 минут.

- Ребята, а где растения берут воду? Ведь мы с вами уже знаем, что процесс питания не возможен без воды (из земли, из почвы)

- Посмотрите, у меня два комнатных растения: одно растет лучше другого. Как вы думаете почему? (ответы детей)

- Обратите внимание на землю в горшке, одинаковая ли она? (нет: в одном горшке почва плотная, а в другом – рыхлая)

- Какое растение растет хуже? (которое в горшке с плотной почвой)

- Давайте проведем опыт и посмотрим, почему плотная почва хуже рыхлой.

Опыт 2:

Цель: доказать необходимость в рыхлении.

Материал: на каждого ребенка два стакана с водой; уплотненная и рыхлая почва.

Ход опыта: в один стакан опустить кусочек плотной почвы, в другой стакан – рыхлую землю. Из плотной земли выделяется меньше пузырьков воздуха, чем из рыхлой.

Вывод: плотная почва хуже проводит воду и воздух, поэтому растениям в ней плохо. Значит почву надо рыхлить, чтобы к корешкам был доступ воды и воздуха.

- Хлорофилл – еда растений – образуется в листьях, а для этого нужна вода. А как вода из корней поступает в листья? Тот, у кого появится предположение, наденет зеленую шляпу    (ответы детей).

- Вода поднимается по стеблю. Давайте на опыте покажем как происходит этот процесс.

Опыт 3:

Цель: показать процесс прохождения воды по стеблям.

Материалы: стаканы с питьевой водой на каждого ребенка, трубочки для сока или коктейля (выполняют роль стебля).

Ход опыта: опустить трубочку в воду и втянуть воздух с нижнего конца; наблюдать за движением воды вверх.

Вывод: стебель тоже имеет отверстия, по которым точно также поднимается вода до листьев и цветков; только действуют другие «силы».

- Посмотрим, что произошло с листом бегонии: он стал зеленый, а вода окрасилась в бордовый цвет. Значит во всех листьях «еда зеленая»!

- А если в растении много воды, куда денется лишняя влага? (ответы детей)

- Она испаряется и мы с вами сейчас выясним, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

Опыт 4 (этот опыт заменяет физминутку):

Цель: выявить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

Материал: губка, смоченная водой.

Ход опыта: воспитатель предлагает детям попрыгать. Выясняет, что они чувствуют (жарко). Что происходит, когда жарко (пот выступает, потом исчезает, испаряется. Предлагает представить, что рука – листочек; смочить губку и провести ею по внутренней стороне предплечья. Что чувствуете? (прохладу).

Вывод: при испарении влаги с листьев растение охлаждается.

- Ребята, а что произойдет, если вода поднимется по стеблю до цветка? Сейчас, тот из вас, кто выскажет свое суждение, оденет черную шляпу   (ответы детей).

- Давайте на опыте покажем, что происходит с цветами.

Опыт 5:

Цель: доказать, что вода способствует распусканию цветов.

Материал: цветы, вырезанные из цветной бумаги, на каждого ребенка; емкость с водой на каждого ребенка.

Ход опыта: лепестки у цветка загнуть к центру и в таком виде цветок опустить в воду лепестками вверх, сердцевиной на воду. Цветы начнут «распускаться».Что происходит? (вода по капиллярам бумаги поднимается вверх и цветок «распускается»)

Вывод: вода способствует распусканию цветов.

3. - Ребята, как вы думаете: теперь Лунтик знает, что такое растения и как они живут? (да)

- Конечно, мы можем много еще рассказать Лунтику о растениях: как размножаются, как они нас лечат, где растения любят жить и многое другое. Но к сожалению у нас нет сейчас времени. Поэтому все сейчас наденут желтые шляпы     и  давайте скажем, для чего нужны растения? (кислород для дыхания, очищают воздух, питание для травоядных, звено в цепочке питания, красота, сырье для промышленности, среда обитания, лекарстваи многое-многое другое)

 Вы все сегодня замечательно поработали и помогли Лунтику. Я вам за это говорю большое спасибо и на этом мы с вами прощаемся до следующего занятия! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы

Структура занятия Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст     6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»

Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....

Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знакомство детей с древними жилищами и предметами быта казаков»

История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Казаки верно служили Отечеству, сначала по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе вооруженных сил, как ...

Конспект ООд для детей подготовительной группы с использованием ТРИЗ технологий "Почему белые медведи не живут в лесу?"

Данный конспект разработан для детей и формирует навык вариативного мышления, умения выделять противоречия в предметах, развивает умения классифицировать предметы....