Проект "Вода - водичка"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Светлакова Надежда Юрьевна

Тип пропекта: Познавательно - исследовательский,  долгосрочный, групповой.

Цель: Расширение и углубление представлений детей среднего дошкольного возраста о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Сроки проведения: 01.10.2015 г. – 15.05.2016 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всѐ это подчеркивает актуальность данного проекта. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Идея проекта: Развитие познавательной активности детей. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды. Передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности. Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства “островок” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

В нашем дошкольном образовательном учреждении осуществляется организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такая деятельность строиться в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно - образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу “педагог – ребёнок – родитель”, он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Структура проекта

Тема проекта

«Хочу все знать»

Название проекта

«Вода – водичка»

Тип проекта

Познавательно - исследовательский,  долгосрочный, групповой.

Цель

Расширение и углубление представлений детей среднего дошкольного возраста о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи

Образовательные области

Коммуникативно - личностное

Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.

 Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.

Познавательное развитие

Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение схем.

Речевое развитие

Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные),  (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).

Художественно - эстетическое

Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п.,  Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме “Водоёмы”.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Сроки выполнения

01.10.2015 г. – 15.05.2016 г.

План подготовки и реализации проекта

Деятельность педагога

  1. Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах.
  2. Составить план работы по реализации проекта
  3. Разработать перспективное планирование по экспериментально – исследовательской деятельности по теме «Вода» (приложение 1)
  4. Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
  5. Разработать картотеку бесед, наблюдений, схем опытов по теме (приложение 2приложение 3, приложение 4).
  6.  Разработать итоговое занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности (приложение 5).
  7. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации “Как организовать опыты с водой дома”.
  8. Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.

Создать информационный материал:

  • Для родителей: памятки и консультации (приложение 6).
  • Для педагогов и родителей: стендовый доклад по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (приложение 7).
  • Для детей: слайд-шоу по теме,  интерактивные физминутки, слайд-шоу по теме.

Деятельность детей

Рассматривание иллюстраций,  слайд-шоу по теме “Вода в природе”.

Прослушивание  аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.

Наблюдения за явлениями, связанными с водой.

Выполнение детских творческих работ по теме проекта.

Опыты с водой.

Деятельность родителей

Знакомство с содержанием стендовой информации.

Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.

Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”

Практический результат

Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности.

Материал, оборудование

Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи,  слайд-шоу,  презентации Power Point

Экспериментальный.

Технический: интерактивная доска, DVD-проигрыватель.

Форма презентации проекта

Мультимедийная презентация

Планируемый результат реализации проекта

Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение схем моделей, умеют их применять в НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

Перспективный план работы с детьми

Месяц

Содержание

Октябрь

Беседа №1 “Вода вокруг нас”.

Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение).

Наблюдение №1 – за водой.

Опыт №1 «Теплая капелька, или помоги куколке умыться»

Опыт №2 «Вода жидкая, может течь»

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”.

Рисование “Природные водоёмы: родник, ручей, озеро”.

Загадки о роднике, ручейке, озере.

Ноябрь

Беседа №3 “Путешествие капельки”.

Наблюдение №2 – за испарением.

Опыт №3 «Чем пахнет вода, есть ли у воды вкус»?

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Вода буль-буль

Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А.Тараскин), “Ручеёк” (Т. Жиброва).

Лепка “Озеро с камышами”.

Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер), “ Капля дождевая” (Т. Маршалова).

Декабрь

Беседа №4 “Вода нужна всем”.

Беседа №5 “Волшебница вода”.

Наблюдение №3 – за растениями.

Опыт №4 «Играем с красками»

Опыт №5 «В каком стакане лед быстрее растает»

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”.

Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”.

Рисование “Природные водоёмы: море, океан”.

Загадки о море, океане.

Январь

Беседа №6 “Берегите воду”.

Опыт №6 Пар – это тоже вода.

 Наблюдение №4 – за снегом.

Рисование “Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум”.

Аппликация “Рыбки в аквариуме”.

Чтение стихотворений “Речка зимой” (В. Фетисов), “Моряк” (Е. Стеквашова)

Февраль

Беседа №7 “Град и снег”.

Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.

Опыт №7 «Что вода размочит быстрее?»

Опыт №8 «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”.

Март

Беседа №8 “Дождь”.

Беседа №9 “Туман”.

Наблюдение №6 – за сосульками.

Опыт №9 «Освобождение бусинок из ледяного плена»

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки»

Обучающая презентация Power Point “Вода, вода, кругом вода”.

Апрель

Беседа №10 “Роса”.

Беседа №11 “Водоёмы”.

Беседа №12 “Водный транспорт”.

Наблюдение №7 – за облаками.

Опыт №10 “Лёд – легче воды”.

Опыт №11 “В солёной воде предметы не тонут”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”, “Пение птиц и звуки моря

Итоговое занятие по познавательно – исследовательской деятельности.

Май

Подготовка отчета по самообразованию.

Интернет источники

  1. http://www.o-detstve.ru
  2. http://ds11.edumsko.ru
  3. http://www.maam.ru
  4. http://nsportal.ru
  5. http://festival.1september.ru
  6. http://7dourzd.ru
  7. http://www.koipkro.kostroma.ru
  8. http://vospitateljam.ru

(Приложение 1)

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности по теме «Вода» средняя группа.

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

Вода

1

Вода

«Теплая капелька, или помоги куколке умыться»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы; закреплять культурно-гигиенические навыки; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Тазики с горячей, холодной водой; емкости для смешивания воды, ковшик для набирания воды.

2.

Вода

«Вода жидкая, может течь»

Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать познавательную деятельность, образное, творческое мышление; воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность.

Емкости для воды, для сравнения кисель, пипетка.

3.

Вода

«Чем пахнет вода, есть ли у воды вкус»?

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет запаха, вкуса. Объяснить, что вода приобретает вкус того вещества, которое в ней растворено; воспитывать бережное отношение к воде. Учить определять по запаху вещества, которые добавлены в воду.

Емкости с водой, красители.

4.

Вода

«Играем с красками»

Познакомить с растворением краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Две баночки с прозрачной водой; краски; ложечка.

5.

Вода

«В каком стакане лед быстрее растает»

Продолжать знакомить со свойствами воды в разном состоянии; развивать наблюдательность, усидчивость; активизировать словарь

3 стакана с водой (холодной, теплой, горячей), кусочки льда.

6.

Вода

Пар – это тоже вода.

Познакомить детей с одним из состояний воды - паром.

Термос с кипятком, зеркальце.

7.

Вода

«Что вода размочит быстрее?»

Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность; учить определять на ощупь объект, который находится в воде; активизировать словарь; воспитывать аккуратность.

Тарелка с водой, кусочки бумаги различные по плотности.

8.

Вода

«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь.

Два стаканчика с водой, речной песок, сахарный песок, ложка для размешивания.

9.

Вода

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

Продолжать знакомить со свойствами воды в твердом состоянии; развивать мышление при выборе способов действий; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; воспитывать аккуратность в работе.

Замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки на каждого ребенка.

(Приложение 2)

Картотека бесед по теме «Вода»

Беседа №1

«Вода вокруг нас»

Цель: Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Ход беседы: Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём – голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй. Родник – это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.

Беседа №2

«Вода вокруг нас» (продолжение)

 Цель: Обратить внимание детей на значение воды в жизни людей.

Ход беседы: Объяснить детям, что, не смотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку, на самом деле, очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня! Сейчас на Земле осталось мало чистой воды. Значит, воду надо беречь!

Беседа №3

«Путешествие капельки»

Цель: Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

Ход беседы: Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки – море. Но капелька любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик «море». Понаблюдать за испарением воды

Беседа №4

«Вода нужна всем»

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.

Ход беседы: Обратить внимание на то, что все растения (и в уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду даёт и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи людей. Что произойдёт, если человек забудет полить комнатные растения? – Они засохнут без воды, листья завянут, потому что в них становится меньше влаги. Тоже происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.

Беседа №5

«Волшебница вода»

Цель: Познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней, роса, туман и т.п. Показать разнообразие воды в окружающей среде.

Ход беседы: Обсудить вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?» Оказывается, вода бывает очень разной. Может, как волшебница, превращаться в дождь, снег, туман, иней, лёд. Сформировать представления у детей о том, что вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном

Беседа №6

«Берегите воду»

Цель: Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.

 Ход беседы: Объяснить детям, откуда берётся вода в кране: капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Много людей потрудилось для этого. Что случится с рекой, если люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде? (Ответы детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.

Беседа №7

«Дождь»

Цель: Познакомить детей с природным явлением, связанным с водой: дождём.

 Ход беседы: Обсудить вопрос: «Что такое дождь. В каком состоянии здесь находится вода». Рассмотреть это явление природы в аспектах положительного и отрицательного отношения к нему человека: дети могут ответить, что «дождь – это плохо», так как нельзя гулять; необходимо объяснить детям значение и пользу дождя. Можно прочесть стихи о дожде, прослушать аудиозапись из цикла «Звуки природы: шум дождя».

Беседа №8

«Туман»

Цель: Познакомить детей с природным явлением, связанным с водой: туманом.

Ход беседы: Обсудить вопросы: «Что такое град. Что такое снег. В каком состоянии здесь находится вода». Если воздух вокруг облаков очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки. И в виде града или снега падает из туч на землю. Снег почти всегда идёт зимой, а град может выпасть и очень жарким летним днём. Но если снег для всего живого – тёплое одеяло, берегущее от мороза, то град – почти всегда стихийное бедствие: от него страдает урожай, а также крупный град может поранить человека и животных, нанести вред домам и машинам

Беседа №9

«Град и снег»

Цель: Познакомить детей с природными явлениями, связанным с водой: градом и снегом.

Ход беседы: Обсудить вопросы: «Что такое град. Что такое снег. В каком состоянии здесь находится вода». Если воздух вокруг облаков очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки. И в виде града или снега падает из туч на землю. Снег почти всегда идёт зимой, а град может выпасть и очень жарким летним днём. Но если снег для всего живого – теплое одеяло, берегущее от мороза, то град – почти всегда стихийное бедствие: от него страдает урожай, а также крупный град может поранить человека и животных, нанести вред домам и машинам.

Беседа №10

«Роса»

Цель: Познакомить детей с природным явлением, связанным с водой: росой.

Ход беседы: Загадать загадку: «Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём». Объяснить, что осадки на землю не всегда выпадают из облаков. Роса — вид осадков, которые образуются на поверхности земли, растениях, автомобилях и других предметах. Из-за охлаждения воздуха водяной пар превращается в капли воды. Это происходит обычно летней ночью. Особенно много росы утром бывает на траве

(Приложение 3)

Картотека наблюдений по теме «Вода»

№1 Наблюдение за водой

Цель: Формировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно.

Предложить детям запомнить, где и какую воду они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить детям подумать, где – в природе, в быту– ещё можно обнаружить воду. И для чего её используют (для питья, полива, мытья, стирки, приготовления еды, для передвижения по воде).

 Вывод: Человеку необходима вода.

№2 Наблюдение за испарением

Цель: Формировать у детей элементарные представления о круговороте воды в природе.

 Вместе с детьми налить воды в небольшие ёмкости. Отметить первоначальный уровень воды. Одну ёмкость поставить в солнечное место (подоконник), другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно? В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вод (испарилась, превратилась в пар).

 Вывод: Капельки воды постоянно путешествуют

№3 Наблюдение за растениями

Цель: Экспериментальным путём выявить зависимость жизнеспособности растений от воды.

 В течение некоторого времени не поливать комнатное растение и наблюдать за его состоянием. Сравнить его с другими цветами, которые поливали. На прогулке наблюдать за растениями и уточнить представления детей о том, как растения в природе получают воду (поливает дождь).

Вывод: Без воды комнатные растения не могут существовать. Комнатным цветам, в отличие от природных растений, необходима помощь.

 №4 Наблюдение за снегом

Цель: Выявить свойства снега. Определить, как он изменяется в зависимости от погодных условий. Предложить детям определить цвет снега. Какого он цвета в солнечную погоду? В пасмурную? Когда блестит? Когда хорошо лепится? Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. В какую погоду снег хрустит под ногами? Выяснить, в какой снег можно провалиться: в рыхлый или плотный? Рассмотреть снежинки, обратить внимание на красоту снежинок. Что происходит, если снежинка упадёт на ладошку?

Вывод: Снег – это твёрдое состояние воды.

№5 Наблюдение за таянием льда

Цель: Экспериментальным путём выявить, что процесс таяния льда зависит от воздействия тепла. В две миски положить кубики льда. Одну поставить в более тёплое место, например, на столик, возле отопительной батареи. Другую миску, в более холодное, например, на подоконник. И в течение дня наблюдать, как тает лёд: с одинаковой ли скоростью протекает процесс таяния в мисках.

 Вывод: Лёд растаял от тепла и превратился в воду: чем теплее, тем быстрее тает лёд. Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

№6 Наблюдение за сосульками

 Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она – гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет? Объяснить детям, почему сосулька такой формы (образуется в процессе стекания воды – растаявшего снега).

 Вывод: Сосульки – это лёд, то есть вода в твёрдом состоянии. Сосульки образуются в результате воздействия солнечных лучей на снег, лежащий на крыше домов.

№7 Наблюдение за облаками

Цель: Выявить, что облака имеют различную форму и цвет. Развивать фантазию в процессе наблюдения за облаками. Напомнить, что облака состоят из капелек воды, которая испарилась с поверхности земли. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Облака различны по форме, цвету. Тучи – дождевые и снеговые – тоже облака. Понаблюдать за движением облаков и скоростью движения: всегда ли и все ли двигаются одинаково. На что похожи облака?

Вывод: Облака бывают различными по форме, цвету, скорости движения. Тучи – это тоже облака.

№8 Наблюдение  дождём

Цель: Формировать представления о зависимости погоды (небо затянуто облаками, стало пасмурно) с возникновением природных явлений (пошёл  дождь). Напомнить, что тучи, которыми затянуто небо – это капельки воды, которая испарилась с поверхности земли. Дождь – это вода, в своём обычном, жидком состоянии. Дожди бывают разными по силе (мелкий моросящий, сильный проливной дождь), по продолжительности (короткий, затяжной).

 Вывод: Дождь – это обычное, жидкое состояние воды. Дожди бывают разными по силе, продолжительности.

Литература

  1. Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2003.
  2. Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 2007.
  3. И.Э. Куликовская Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.
  4. Г.П. Тугушева А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
  5. Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...