НОД "Аквариум"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Фролова Анна Александровна

Описание красоты аквариумного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akvarium_konspekt.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Аквариум в детском саду»

ОО: «Познание»

Цель: Вспомнить названия всех обитателей аквариума

Задачи: описать общую красоту и привлекательность аквариума

развивать умение отвечать на вопросы

воспитывать интерес к водному миру аквариума

Программное содержание:

Закрепить знания об аквариуме как основного места проживания его обитателей.

Постоянно напоминать о бережном к ним отношении.

Создавать положительные эмоции от результата своего труда (воспитание добрых чувств и отношений).

Словарная работа:

Аквариум, грунт, водные растения (водоросли, улитки – санитары,

Аквариум, лампа, рыбки.

 

Ход занятия:

В. Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в прекрасный подводный мир, который есть в наших домах.

Но вначале отгадайте загадки:

- На свете нет ее сильнее

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать. (Вода)

1. Течет, течет, не вытечет,

        Бежит, бежит не выбежит (река)

В. Как называется домик где живут наши рыбки?

Д. Аквариум.

        3. На окошке пруд, в нем рыбки живут (аквариум)

На окошке - пруд.
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.

Аквариум

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.

Аквариум

Ребята, как вы думаете, кто живет в аквариуме?

попробуйте отгадать загадку

Детям предлагается отгадать загадки:

        

- Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком,

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (Рыба)

        2. Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба)

Плещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

Кто это?

(Рыба)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

(Чешуя)

Рассматривание иллюстраций речных рыб

Рассказ воспитателя о строении и питании рыб:

Воспитатель: чешуйки у рыб круглые, блестящие, плотно прилегают друг к другу. Рыба плавает в воде быстро и проворно, потому что тело у нее похоже на веретено, сжатое с боков. Есть ли у рыб шея?

Дети: нет.

Воспитатель: голова рыбы сразу переходит в туловище. Что еще помогает рыбе плавать?

Дети: хвост и плавники.

В. Для чего заводят рыбок в доме?

Д. Чтобы в доме было уютно, красиво.

- Подойдёшь к аквариуму, посмотришь на рыбок – и становится радостно, спокойно на душе.

В. А какие же это рыбки живут в аквариуме?

Блещет в банке чистой
Спинкой золотистой.

Аквариумная рыбка

Д. Это аквариумные рыбки.

- Декоративные.

В. Правильно, дети!

- У кого есть дома аквариум?

- Могут ли рыбки в нём жить без заботы о них человека?

Д. Не могут!

В. Нравится вам эта рыбка?

Д. Да!

В. А чем?

Д. У неё красивый хвостик, цвет.

В. А эту рыбку как зовут?

В. Да, ребята, эта рыбка является одной из разновидностей золотой рыбки. Да и внешне она напоминает золотую рыбку.

В. Чем эта рыбка красива?

Д. Своим золотистым цветом.

- Строением хвостика.

Физминутка "Пять маленьких рыбок" 

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

(убегают).

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

        (развитие мелкой моторики и координации речи с движением)

        Рыбка плавает в водице,

        Рыбке весело играть,

        Рыбка, рыбка озорница,

        Мы хотим тебя поймать.

        Рыбка спинку изогнула,

        Крошку хлебную взяла,

        Рыбка хвостиком вильнула,

        Рыбка быстро уплыла.

А как вы думаете кто еще может жить в аквариуме…

отгадайте загадку:

Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»

(Лягушка)

Снизу камень, сверху камень, четыре ноги да одна голова. (Черепаха)

В домике всегда своем,
Даже в гости ходит в нем...
Рожки есть, а не бодает,
Кто к ладошке прилипает?
(улитка)

В. Что случится, если мы уберём из аквариума улиток?

Д. Некому будет очищать стенки аквариума.

- Некому будет доедать корм после рыбок.

- Некому будет чистить дно аквариума.

В. Правильно, ребята!

Так как же можно назвать улиток?

Д. Улитки – санитары аквариума.

-Они уборщики и дворники.

Ребята, а как вы думаете

В. Что мы должны сделать прежде, чем поселить рыбок, лягушек, улиток в аквариуме?

Д. Надо на дно аквариума положить песок, а на песок камешки.

В. Зачем нужны песок и камешки?

Д. На дне, среди камешков, рыбки прячутся, отдыхают.

- В неё растут растения.

В. Как дальше обустраивают аквариум?

Д. Сажаем растения.

В: А как эти растения называются, попробуйте отгадать

Растут они, дети, понятно же, где?
Не на земле, а, конечно, в воде.
Морские бывают, речные...
Не знаю, еще какие...
На дне аквариума и у нас они росли.
Они зовутся просто — ...

Ответ: Водоросли

В. Зачем в аквариуме нужны растения?

Д. Растения выделяют кислород, которым дышат рыбки.

- Для красоты.

- Растения очищают воду.

- Среди растений рыбки прячутся, играют.

- Растениями рыбки питаются.

В. Что является главным условием жизни рыб в аквариуме?

Д. Главным условием является вода.

В. Какую воду заливаем в аквариум?

Д. Отстоявшуюся несколько дней.

В. Почему?

Д. Чтобы осели вредные для рыбок частички.

- Чтобы улетучился хлорный запах.

В. Ребята, для чего включают в аквариуме лампу?

Д. Чтобы в аквариуме было светло.

В. Да, если аквариум стоит в тёмном месте, а ещё для чего?

Д. Лампу включают для подогрева воды.

В. Ребята, а в одинаковой ли по температуре воде могут жить рыбки?

Д. Разные рыбки любят жить в разной по температуре воде:

- Одним нужна вода прохладная,

- Другим тёплая,

- Некоторые рыбки хорошо себя чувствуют и в тёплой и в прохладной воде.

В. Правильно, ребята!

Поэтому нужна определённая температура воды.

«На реке»

Предлагаю немного отдохнуть и поплавать.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1, 2, 3, 4 –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой, это – кроль.

Все, как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег пустой

И отправились домой.

Значит что нужно для аквариума?

Д. Песок, камни, растения, вода, воздух.

МОЛОДЦЫ.

Воспитатель:

А теперь я хочу с вами поиграть

Я буду показывать по 3 картинки, а вы смотрите внимательно и выберите ту картинку, которая к аквариуму не имеет значения

ИГРА!

Воспитатель:

Ребята, какие вы все молодцы! Все сделали уточек, ребята, скажите, вам понравилось занятие? Что нового вы узнали из занятия?

А теперь давайте оценим себя, если вы считаете, что у вас все получилось, то со стола возьмите красный кружочек, а если что-то не получилось, то желтый кружочек!

Спасибо Вам за занятие!