НОД "Аквариум"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Аквариум в детском саду»
ОО: «Познание»
Цель: Вспомнить названия всех обитателей аквариума
Задачи: описать общую красоту и привлекательность аквариума
развивать умение отвечать на вопросы
воспитывать интерес к водному миру аквариума
Программное содержание:
Закрепить знания об аквариуме как основного места проживания его обитателей.
Постоянно напоминать о бережном к ним отношении.
Создавать положительные эмоции от результата своего труда (воспитание добрых чувств и отношений).
Словарная работа:
Аквариум, грунт, водные растения (водоросли, улитки – санитары,
Аквариум, лампа, рыбки.
Ход занятия:
В. Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в прекрасный подводный мир, который есть в наших домах.
Но вначале отгадайте загадки:
- На свете нет ее сильнее
На свете нет ее буйнее,
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать. (Вода)
1. Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит не выбежит (река)
В. Как называется домик где живут наши рыбки?
Д. Аквариум.
3. На окошке пруд, в нем рыбки живут (аквариум)
На окошке - пруд. | |
Аквариум | |
Стеклянный домик на окне | |
Аквариум |
Ребята, как вы думаете, кто живет в аквариуме?
попробуйте отгадать загадку
Детям предлагается отгадать загадки:
- Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком,
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (Рыба)
2. Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба)
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Кто это?
(Рыба)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Чешуя)
Рассматривание иллюстраций речных рыб
Рассказ воспитателя о строении и питании рыб:
Воспитатель: чешуйки у рыб круглые, блестящие, плотно прилегают друг к другу. Рыба плавает в воде быстро и проворно, потому что тело у нее похоже на веретено, сжатое с боков. Есть ли у рыб шея?
Дети: нет.
Воспитатель: голова рыбы сразу переходит в туловище. Что еще помогает рыбе плавать?
Дети: хвост и плавники.
В. Для чего заводят рыбок в доме?
Д. Чтобы в доме было уютно, красиво.
- Подойдёшь к аквариуму, посмотришь на рыбок – и становится радостно, спокойно на душе.
В. А какие же это рыбки живут в аквариуме?
Блещет в банке чистой |
Аквариумная рыбка |
Д. Это аквариумные рыбки.
- Декоративные.
В. Правильно, дети!
- У кого есть дома аквариум?
- Могут ли рыбки в нём жить без заботы о них человека?
Д. Не могут!
В. Нравится вам эта рыбка?
Д. Да!
В. А чем?
Д. У неё красивый хвостик, цвет.
В. А эту рыбку как зовут?
В. Да, ребята, эта рыбка является одной из разновидностей золотой рыбки. Да и внешне она напоминает золотую рыбку.
В. Чем эта рыбка красива?
Д. Своим золотистым цветом.
- Строением хвостика.
Физминутка "Пять маленьких рыбок"
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
(убегают).
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
(развитие мелкой моторики и координации речи с движением)
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком вильнула,
Рыбка быстро уплыла.
А как вы думаете кто еще может жить в аквариуме…
отгадайте загадку:
Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»
(Лягушка)
Снизу камень, сверху камень, четыре ноги да одна голова. (Черепаха)
В домике всегда своем,
Даже в гости ходит в нем...
Рожки есть, а не бодает,
Кто к ладошке прилипает?
(улитка)
В. Что случится, если мы уберём из аквариума улиток?
Д. Некому будет очищать стенки аквариума.
- Некому будет доедать корм после рыбок.
- Некому будет чистить дно аквариума.
В. Правильно, ребята!
Так как же можно назвать улиток?
Д. Улитки – санитары аквариума.
-Они уборщики и дворники.
Ребята, а как вы думаете
В. Что мы должны сделать прежде, чем поселить рыбок, лягушек, улиток в аквариуме?
Д. Надо на дно аквариума положить песок, а на песок камешки.
В. Зачем нужны песок и камешки?
Д. На дне, среди камешков, рыбки прячутся, отдыхают.
- В неё растут растения.
В. Как дальше обустраивают аквариум?
Д. Сажаем растения.
В: А как эти растения называются, попробуйте отгадать
Растут они, дети, понятно же, где?
Не на земле, а, конечно, в воде.
Морские бывают, речные...
Не знаю, еще какие...
На дне аквариума и у нас они росли.
Они зовутся просто — ...
Ответ: Водоросли
В. Зачем в аквариуме нужны растения?
Д. Растения выделяют кислород, которым дышат рыбки.
- Для красоты.
- Растения очищают воду.
- Среди растений рыбки прячутся, играют.
- Растениями рыбки питаются.
В. Что является главным условием жизни рыб в аквариуме?
Д. Главным условием является вода.
В. Какую воду заливаем в аквариум?
Д. Отстоявшуюся несколько дней.
В. Почему?
Д. Чтобы осели вредные для рыбок частички.
- Чтобы улетучился хлорный запах.
В. Ребята, для чего включают в аквариуме лампу?
Д. Чтобы в аквариуме было светло.
В. Да, если аквариум стоит в тёмном месте, а ещё для чего?
Д. Лампу включают для подогрева воды.
В. Ребята, а в одинаковой ли по температуре воде могут жить рыбки?
Д. Разные рыбки любят жить в разной по температуре воде:
- Одним нужна вода прохладная,
- Другим тёплая,
- Некоторые рыбки хорошо себя чувствуют и в тёплой и в прохладной воде.
В. Правильно, ребята!
Поэтому нужна определённая температура воды.
«На реке»
Предлагаю немного отдохнуть и поплавать.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1, 2, 3, 4 –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой, это – кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег пустой
И отправились домой.
Значит что нужно для аквариума?
Д. Песок, камни, растения, вода, воздух.
МОЛОДЦЫ.
Воспитатель:
А теперь я хочу с вами поиграть
Я буду показывать по 3 картинки, а вы смотрите внимательно и выберите ту картинку, которая к аквариуму не имеет значения
ИГРА!
Воспитатель:
Ребята, какие вы все молодцы! Все сделали уточек, ребята, скажите, вам понравилось занятие? Что нового вы узнали из занятия?
А теперь давайте оценим себя, если вы считаете, что у вас все получилось, то со стола возьмите красный кружочек, а если что-то не получилось, то желтый кружочек!
Спасибо Вам за занятие!