Опыты
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 «УЛЫБКА»
Номинация: «Лучшая методическая разработка планирования цикла мероприятий с детьми в летний период».
Выполнила: Кленкова Надежда Викторовна
г.Семенов
2018 г.
Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом, водой, солнечным светом, песком.
Задачи:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Развивать мелкую моторику и тактильно-чувствительность ,учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
4. Научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях
5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух)
6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования
7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой .
8. Продолжать учить любоваться красотой летней природы .
9. Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух).
ИЮНЬ.
Название опыта | Дата | Цель и ход | Материал и оборудование | ||
«Вода – жидкость | 01.06.2018 | Выявить свойство воды – текучесть. | Стаканы,вода. | ||
«Вода прозрачная». | 04.06.2018 | Задача: выявить свойство воды – прозрачность. | Стаканы с водой, мелкие предметы. | ||
«Вода может изменить свой цвет» | 06.06.2018 | Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета. | Стаканы воды, марганцовка, зеленка. | ||
Почувствуй воздух. | 08.06. | Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. | Веера. | ||
«Воздух повсюду». | 13.06. | Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде. | Колба, тазик с водой. | ||
Я вижу воздух. | 15.06. | Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде. | Коктейльные трубочки. Стаканы с водой. | ||
Вертушка. | 18.06. | Задача: изготовление вертушки детьми для определения направления ветра. Научить детей определять направление ветра. | Бумага, клей, ножницы. | ||
«Свет и тень» | 19.06. | Задача: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. | Теневой театр. | ||
«Таинственные стекла» | 21.06 | Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | Цветные стекла. | ||
«Лупа» | 22.06 | Задача: познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением. | Чистый песок, лоток, лупа. | ||
«Солнечные зайчики» | 25.06 | Задача: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами). | Зеркала. | ||
«Волшебное сито» | 27.06 | Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать наблюдательность. | Песок, сито, разные предметы. | ||
| 28.06 | Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка. | Сито, карандаш, ключ, песок, лоток. | ||
«Свойства мокрого песка» | 29.06. | Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить. | Мокрый песок, формочки для песка. |
ИЮЛЬ
Название опыта | Дата | Цель | Материал и оборудование | |
«Вода принимает форму». | 02.07. | Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. | Вода, сосуды разной формы. | |
Набираем воду в спринцовку. | 04.07 | Задача: объяснить принцип набирания воды в резиновую спринцовку. | Емкости с водой, резиновые спринцовки. | |
Тонет-не тонет | 06.07. | Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. | Тазики с водой, пластмассовые рыбки, бумажные кораблики, камешки. | |
Мыльные пузыри. | 09.07. | Задача: обнаружить воздух. Вывод: в каплю воды попадает воздух и она надувается. | Мыльный раствор, трубочки. | |
Ловим воздух. | 11.07 | Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас. | целофановый пакет | |
Загадочные пузырьки. | 13.07 | Задача: обнаружить воздух в других предметах. Вывод: вода вытеснила воздух из предметов. | Ёмкости с водой, кусочки мела, земля. | |
«На каком песке легче рисовать?» | 16.07 | Задача: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается. | Вода, палочки. | |
Волшебные лучи. | 18.07 | Задача: показать, что освещенность предмета зависит от удаленности от источника. Вывод: Чем ближе свет. Тем больше освещен предмет. | Разные предметы, электрические фонарики. | |
«Волшебный рисунок» | 20.07 | Задача: дать детям представление о том, что песком можно рисовать. | Бумага, песок, клей. | |
Теневой театр. | 23.07 | Задача: установить сходство тени и объекта. Вывод: тени разнообразны и соответствуют контуру объектов. Обыгрывание образов. | Теневой театр. | |
"Вода может литься, а может брызгать". | 25.07 | Показать детям специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой. | Пульверизатор. Лейка, вода. | |
«Определяем температуру воды». | 27.07 | Выявить с детьми способы изменения температуры воды. Способствовать расширению представлений о жизни природных объектов в водной стихии. Активизировать словарь детей ( гейзер, пар, температура, водоросли), развивать любознательность и мышление. Поддерживать интерес к миру природы. Вывод. «Вода бывает тёплой, холодной и горячей. При переливании разной воды изменяется её температура». | Мячик, стаканчики пустые, с горячей и холодной водой, кусочки льда, иллюстрации рек, озёр, морей, гейзера. |
АВГУСТ
Название опыта | Цель и ход | Материал и оборудование | ||
«Животворное свойство воды». | 01.08. | Задача: знать кому и зачем нужна вода (растениям, животным, птицам, человеку – всему живому). Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. Один цветок поливаем, другой не поливаем. | Лейки с водой. | |
Морской бой. | 03.08 | Задача: выявить что воздух имеет силу. Дети дуют на бумажные кораблики. Вывод: чтобы ветер был сильнее надо набирать больше воздуха. | Тазики с водой, бумажные кораблики. | |
«Как вытолкнуть воду?» | 06.08 | Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь ( край, поднимается, опускается, выше, ниже ). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей. | Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки. | |
"Какая лужа высохнет быстрее?" | 08.08. | Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день. Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее - большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее). | Вода. | |
"Мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха". | 10.08 | В какой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, нё можно бросать. Что это такое? (Мяч). Посмотрите, какой он большой, упругий, как высоко прыгает. А вот, если в мяче появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из мяча, и он уже не сможет прыгать. Мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха . | Мячи упругие и спущенные. | |
Угадай по запаху | 13.08 | Воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить по запаху какой – либо продукт. | Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д. | |
«Песочные часы» | 15.08 | Познакомить детей с прибором для измерения времени Показать детям песочные часы и рассказать историю возникновения этого прибора. Дать возможность ощутить длительность времени по песочным часам. Предложить что-либо сделать, отмечая время по часам: одеться, спеть песенку и т. п. | Песочные часы. | |
«Какими свойствами обладает глина?» | 17.08 | Дать детям представление о глине; помочь определить её качества и свойства( мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; активизировать словарь детей( глина, твердеет, мнётся, мягкая). Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира. Вывод. « Сухая глина твёрдая, крошится, светлее тёмной». | Глина, дощечки для лепки, слепленные фигурки из глины, шарики из влажной и сухой глины, баночки с водой, кусочки глины, | |
Язычок-помощник. | 20.01 | Поупражняться в определении продуктов на вкус.закрепить знания детей с функциями языка. | Набор разнообразных продуктов. | |
Глиняные игрушки. | 23.08 | Закрепить свойства глины в процессе изготовления глиняных игрушек. Вывод: глина- пластичный, мягкий материал, который при высыхании твердеет. | Глина, вода, салфетки. | |
Игрушки из ниток | 27.08 | Рассматривая клубок ниток, придумывают, что можно сделать из ниток. Закрепить с детьми свойства материалов в процессе продуктивной деятельности. | Нитки для вязания, ножницы. | |
Мебель для куклы | 29.08 | Учить видеть возможности преобразования предметов. Изменять их, используя дополнительные детали. | Спичечные коробки, цветная бумага, клей. |
Литература:
О.В.Дыбина «Неизведанное рядом».ТЦ «Сфера» 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...
Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...