Проект "Осенняя пора, очей очарованье"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.
Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения, формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник. Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_osennyaya_pora_ochey_ocharovane.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Осенняя пора, очей очарованье"
Вид проекта: познавательно-творческий, исследовательский, групповой
Продолжительность: среднесрочный
Возраст детей: 4-5 лет средняя группа
Участники проекта: воспитанники ДОУ родители, педагоги
Актуальность:
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.
Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения, формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник. Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Цель проекта:
- выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;
- заинтересовать проблемой;
- провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни животных, птиц, растений осенью;
- сформировать исследовательские способности в процессе изучения;
- формировать интерес к красоте окружающего мира
- воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления)
- обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
- учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру детей
- воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями)
- воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности.
Предполагаемый результат:
- закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
- дети будут узнавать приметы осени, выучат названия осенних месяцев;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой, исследовательской);
- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Используемые виды деятельности:
- НОД;
- Игровая;
- Чтение художественной литературы;
- Изобразительная;
- Труд;
- Конструирование из природных материалов;
- Исследовательская.
Продукт проектной деятельности:
- Праздник «Осенний калейдоскоп»;
- Выставка «Разноцветная осень»;
- Подведение итогов проекта.
Проект состоит из трех этапов:
I. Подготовительный этап:
Воспитатели:
- изучение познавательной и методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников;
- подготовить подборку литературы для детей об осени;
- составление плана совместной работы с детьми, педагогами, родителями;
- разработка конспектов НОД, сценария праздника «Осенний калейдоскоп»;
- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, праздника, игр с детьми;
- подбор художественного материала;
- подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», Ягоды, грибы», «Осень»; памятки: «Как собрать гербарий?»;
- оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
- беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Работа с родителями:
- Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Дары осени», создание гербария;
- сбор материала (фотографии, картинки, иллюстрации об осени для создания альбомов и стенгазет «Художественная осень», Дары осени», «Осенние фантазии»);
- оформление выставки семейных работ по темам: «Осенние сюрпризы», интересные по форме плоды, коряги, листья необычной расцветки, поделки из природного материала;
- организация сбора с детьми природного материала;
- привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;
- «Домашняя мастерская слова»
- совместное словотворчество детей и родителей (стихи, рассказы, загадки, сказки о природе и т. д.).
Оснащение предметно-развивающей среды:
- выставка совместных работ детей и родителей
- подготовка выставки детского изобразительного творчества по теме «Художественная осень»
- создание стенда «Календарь осенних событий»
- подготовка коллекции гербариев осенних листьев и семян деревьев
- создание альбома с семейными фотографиями для детей группы «Путешествие в осень».
II. Основной этап:
сентябрь - ноябрь
Мероприятия по работе с детьми:
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
- «Осенний лес. Дары леса»
- «Приметы осени»
- «В гости к осени»
Чтение художественной литературы:
- «Храбрый опенок» Э. Шим, «Грибная аптека А.Лопатина
- «Осень» Т. Скребицкий
- М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки»
- К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
- Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»
- Стихи
- К. Бальмонт «Осень»
- И. А. Бунин «Уж небо осенью дышало…»
- И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»
Конструирование и ручной труд из природного материала:
- «Бабочка» (из листьев)
- «Жар – птица» (из листьев)
- «Лесовичок» (из шишек, желудей)
Беседы:
- «Что мы знаем о лесе»
- «Почему деревья сбрасывают листья»
- «Осень. Что ты о ней знаешь?»
Дидактические игры:
- «Грибная полянка»
- «Найди самый красивый листок»
- «Узнай дерево по листочку»
- «Слово об осени»
- «Да или нет»
- «Овощи»
Аппликация:
- «Листопад»
- Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»
- Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке»,
- Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.
Рисование:
- «Нарядные грибочки»
- «Золотая осень» (пейзаж)
Лепка
- Грибная полянка»
Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»
Самостоятельная художественная деятельность:
- Аппликация «Ветка рябины»
- Рисование «Чем нам осень нравится»
Наблюдения:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
- за красотой и богатством осенних красок
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки:
- «Деревья и кустарники нашего детского сада»
- «Ищем приметы осени»
Взаимодействие с родителями
- сбор природного материала
- экскурсии со своими детьми в лес
- участие в создании гербария
- выставка поделок из природного материала «Дары осени»
- создание гербария «Осенняя сказка»
- совместное рисование с детьми на тему проекта.
- оформление выставки детских работ;
Подвижные игры:
- «Съедобное - несъедобное!»
- «Осенние листочки»
- «Перелёт птиц»
- «Гуси – лебеди»
Игра – соревнование:
«Кто быстрее обежит лужи»
Физкультминутки:
«Клён»
- Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
«Листопад»
- Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
«Грибы»:
- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,
назад)
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
А. Вивальди «Осень»
Музыкальная игра с пением:
«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина
Музыкально – дидактическая игра:
«Узнай песенку»
Самостоятельная музыкальная деятельность:
«Сочини песню об осени»
«Сыграй песенку дождя»
Совместная работа детей и родителей
- выставка совместных работ детей и родителей
- выставка детского изобразительного творчества по теме «Художественная осень»
- стенд «Календарь осенних событий»
- коллекция гербариев осенних листьев и семян деревьев
- альбом с семейными фотографиями для детей группы «Путешествие в осень».
Досуги, развлечения:
«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»)
- «Осенний калейдоскоп»
3-й этап – заключительный.
- Праздник «Осенний калейдоскоп»..
- Выставка - «Разноцветная осень»
- Подведение итогов проекта.
Оценка результатов проекта.
В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:
- у детей создано радостное, настроение;
- сформирован интерес к совместному творчеству, к изготовлению поделок из природного материала;
- установились партнерские отношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности;
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, углубились знания об осени и ее признаках;
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность,
ДЕТИ БУДУТ ЗНАТЬ: название времени года и осенних месяцев, название деревьев и кустарников, осенних цветов, ягод их разнообразие цвета, о природных явлениях осени.
БУДУТ УМЕТЬ: участвовать в наблюдениях, делиться своими познаниями, устанавливать простейшие связи, между явлениями происходящие в природе осенью, бережно относиться к растениям. Участвовать в совместной деятельности с родителями во время оформления гербария, поделок из природного материала и художественного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Осенняя пора, очей очарованье».
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе....
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Осенняя пора очей очарование...Приятна мне твоя прощальная краса..
Фото с прогулки с детьми. Дети собирают яркие осенние листья в букеты,читают стихи о осени...
МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 1 "ОСЕННЯЯ ПОРА ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЯ"
ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к природе родного края.2. Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев.3. Учить детей сравнивать листья по величине: большой, маленький.4. Работать ...
Консультация для родителей "Унылая пора, очей очарованье..."
Консультация для родителей на тему "Унылая пора, очей очарованье..." (Ознакомление с окружающим)...
Унылая пора, очей очарованье.
Сценарий осеннего развлечения. Для детей подготовительных к школе групп....
Литературный вечер "Унылая пора, очей очарование..."
Знакомство с литературными и музыкальными произведениями ,посвященными осени...