НОД в подготовительной группе "Биоциноз"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Алевтина Алексеевна Иванова

Изучить последствия исчезновения из биоциноза леса одного из экологических звеньев – птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

в подготовительной группе.

Воспитатель Иванова А.А.

ТЕМА: «Биоциноз»

(совокупность растений, животных, населяющих определенный участок суши и характеризующихся определенными отношениями между собойи приспособленностью к условиям окружающей среды. БЭС)

«Что будет, если из леса исчезнут птицы»

(моделирование)

Цели:

  • Изучить последствия исчезновения из биоциноза леса одного из экологических звеньев – птиц.
  • Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, экспериментирование с моделями.

Оборудование: 

фланелеграф, набор деталей (картинок) для моделирования биоциноза леса: деревья с листьями (листья крепятся отдельно), различные виды зверей, птиц, насекомых, кустарники, травы.

План занятия.

  1. Вспомнить, кто живет в лесу и чем питается.
  2. Обсудить с детьми, как сказывается на биоцинозе в целом изменение численности отдельных групп живых организмов.
  3. Собрать модель биоциноза леса.
  4. Рассмотреть последовательность исчезновения из леса птиц.

Ход занятия.

- Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку: зимой веселит, летом холодит, осенью умирает, весной опять оживает.

-Дети – Отгадка – лес.

- Воспитатель – Верно. Это лес. А вы были в лесу?

- Ответы детей.

-Воспитатель – Что там растет? Кто там живет?

- Ответы детей.

- Воспитатель – Ребята, из каких частей состоит дерево?

- Дети - Корень, ствол, ветки, листья.

- Воспитатель – А могут деревья развиваться без листьев? Для чего они нужны?

- Дети – Нет. Листьями деревья «дышат».

- Воспитатель – А кто в лесу представляет опасность для листьев и растений вообще?

- Дети – Насекомые. Они питаются листьями.

- Воспитатель – А насекомыми кто-нибудь питается?

- Дети – Да. Птицы.

- Воспитатель – а что еще едят птицы?

- Дети – Птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды, мышей…

- Воспитатель – А кто еще представляет опасность для деревьев, кустарников?

- Дети – Зайцы, кроты, лоси, насекомые…

- Воспитатель – А зайцев, лосей, птиц кто-нибудь ест?

- Дети – Лисы, волки, медведи.

- Воспитатель – А их кто-нибудь ест?

- Дети – ответы (Может быть – «нет»).

- Воспитатель – А если они заболели и погибли?

Если это случилось, то их съедят насекомые, бактерии…

Итак! Какой вывод мы можем сделать?

- Дети – В лесу все кого-то едят.

- Воспитатель – Да. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше не становится, если не вмешивается человек. Но об этом поговорим в следующий раз.

Давайте поиграем: игра малой подвижности «Кто живет в лесу» или «Бегает, плавает, летает».

-Воспитатель – Ребята, мы продолжаем наши рассуждения. Представьте себе, что в лесу стало много мышей. Кому от этого хорошо?

- Дети – Совам, лисам…

- Воспитатель – Почему?

- Дети – Потому что у них много еды, ведь совы, лисы … питаются мышами.

- Воспитатель – А кому от этого плохо?

- Дети – Растениям, они гибнут, потому что их уничтожают мыши и поэтому становится плохо тем животным, которые едят растения.

- Воспитатель – Если гибнут растения, то кто еще может пострадать?

- Дети – Птицы.

- Воспитатель – А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц. Кому от этого плохо?

- Дети – Зайцам, мышам, оленям и др. травоядным животным.

- Воспитатель – А кому хорошо?

- Дети – Растениям, т.к. их не будут поедать грызуны и другие травоядные животные.

- Воспитатель – Какой вывод мы можем сделать?

- Дети – Если каких-то животных становится много, кому-то становится хорошо, а кому-то плохо.

- Воспитатель – Ребята, давайте поиграем пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Цветок на поляне».

-Воспитатель – А теперь давайте выложим на фланелеграфе лес.

Дети последовательно прикрепляют деревья, кусты, травы. Насекомых, птиц, зверей. Они должны понимать, куда лучше разместить отдельные детали. Итоги работы каждого ребенка обсуждаются всеми, при необходимости вносятся коррективы. Каждый ребенок должен объяснить свой выбор и доказать его правильность. Таким образом биоциноз создается с остановками, во время которых дети успевают визуально проанализировать возникающие картины.

- Воспитатель – Посмотрите, как хорош и красив наш лес.

-Воспитатель – А теперь представьте себе, что из леса исчезли все птицы. То ли кто напугал их, то ли что-то случилось, но птиц в лесу не осталось.

Ребенок снимает всех птиц.

- Воспитатель – Кому от этого станет хорошо?

 - Дети – Насекомым.

- Воспитатель – Их станет больше или меньше?

- Дети – Больше. (Добавляют насекомых)

- Воспитатель – Кому от этого станет плохо?

- Дети – Деревьям, траве. Насекомые съедят их.

- Воспитатель – Что бы увидеть, что может случиться на самом деле, давайте уберем траву и снимем листики с деревьев.

Вызванный ребенок проводит замену.

-Воспитатель – Насекомые съели всю растительность. Кто остался без пищи?

- Дети – Сами насекомые, зайцы, белки, ежи (все травоядные).

- Воспитатель – Что с ними может случиться?

- Дети – Они либо погибнут, либо уйдут в другие места.

- Воспитатель – Раз их не станет, давайте их уберем.

Ребенок убирает обозначенных животных.

- Воспитатель – Как же будут чувствовать себя хищники?

- Дети – Они будут голодать, могут тоже погибнуть.

- Воспитатель – Давайте уберем их.

Ребенок убирает хищных животных.

- Воспитатель – Что же осталось от красивого леса?

- Дети – ответы.

- Воспитатель – А по какой причине это произошло? С чего это началось?

- Дети – Из-за того, что из леса исчезли птицы.

- Воспитатель – Давайте восстановим наш лес, когда в нем пели птицы, стрекотали кузнечики, цвели цветы.

Дети восстанавливают первозданную картину леса.

Занятие построено на основе эвристической беседы, в итоге которой дети должны сделать самостоятельные выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Праздник для двух подготовительных групп, основан на мини-сценках. Все роли исполняют дети. Взрослая роль одна - Фрекен Бок....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...