Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей 3–5 лет
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Сагитова Гульназ Фаннуровна

Дидактические игры по экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_ekologii3.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей 3–5 лет

Экологическая игра «Где спрятался зайчик!»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры:

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из  группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

Экологические игра «Где растет?»

Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать  овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет  все предметы по местам.

Ход игры:

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

Экологическая игра «Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал:  карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.    

Ход игры:

 Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.

Экологическая игра «Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.

Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.

Ход игры:

Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте.  Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.

Экологическая игра «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет,  бросает мяч одному из участников, если предмет относится к  заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

Экологическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем  ребятам.

Экологическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

Экологическая игра «Собери грибы в лукошко»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.

Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с  грибами (съедобными, не съедобными).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

Экологическая игра «С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться  желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

Экологическая игра «Овощехранилище»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.

Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.  

Ход игры:

У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды.

Экологическая игра «Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры:

В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

Экологическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры:

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

 Экологическая игра «Рассели животных по домам»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.

Ход игры:

На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.

Экологическая игра «Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.

Ход игры:

Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.

Экологическая игра «Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры:

Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

Экологическая игра «Зоопарк»

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Ход игры:

Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей 3–5 лет

 Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей 3–5 лет

1 – 2 младшая группа

«Что изменилось?»

Цель: упражнять детей в правильном названии времени года, замечать и различать изменения в природе, воспитывать зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность и речь.

Оборудование: Четыре картинки времени года, например, дерево весной – в цветах, летом – во фруктах, осенью – в желтых листьях, зимой – в снегу.

«Чудесный мешочек» - фрукты, овощи.

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам, классифицировать на фрукты и овощи.

«Узнай на вкус»

Цель: упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов, активизировать речь детей, развивать память и сосредоточенность.

«Такой листок, лети ко мне»

Цель: упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (название деревьев, воспитывать слуховое внимание.

«Парные картинки»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинках в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений. Воспитывать внимание сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

«Сложи картинку» - овощи, фрукты, растения.

Цель: Упражнять детей в составлении целого предмета из частей, воспитывать усидчивость и целеустремленность.

«Что где растет?»

Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания, закреплять знания детей об овощах, фруктах, цветах.

«Чьи детки?»

Цель: закреплять знания о домашних животных и их детёнышах, упражнять в правильном звукопроизношении, вырабатывать умение соотносить изображение детёнышей с изображением большого животного.

Средняя группа

«Из чего сделано?»

Цель: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, дерево, пластмасса);активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

«Кто что слышит?»

Цель: воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.

«Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

«Горячо – холодно»

Цель: закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате; воспитывать любознательность, находчивость; развивать связную речь (поставить игрушку возле цветка и убирать когда правильно назовут цветок, под которым она спряталась).

«К дереву беги!»

Цель: закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.

«Парные картинки»

Цель: воспитывать у детей наблюдательность, умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие, активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

«Кто что делает?»

Цель: уточнять, закреплять знания детей о сельскохозяйственном труде, развивать мышление, смекалку, сосредоточенность (собрать из отдельных частей картинку по видам сельскохозяйственного труда - тракторист пашет).

«Охотник и пастух»

Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных, учить правильно, пользоваться обобщающими словами: дикие звери, домашние животные, воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.

«Вершки - корешки»

Цель: закреплять знания детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды - вершки, в некоторых овощах съедобны и вершки и корешки, упражнять детей в составлении целого растения из его частей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделька (дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего возраста) (авторская разработка) выполнила Кузьмина Анна Семеновна

·        Игра способствует развитию познавательного интереса;·        Расширяет кругозор детей;·...

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшей группы

У наших малышей – деятельное, активное, интересное будущее, а чтобы оно было именно таким, от человека потребуются умения и способности, позволяющие легко и быстро воспринимать информацию, анализирова...

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостно...

Дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Чистый город»

2017 год по указу Президента РФ В.В.Путина объявлен годом экологии в России.В современных условиях, когда человек всё активнее вмешивается в природные процессы, охрана окружающей среды является одной ...

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста.

         В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные пр...

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста...

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста...