Наблюдение, как основной метод экологического воспитания дошкольников
статья по окружающему миру на тему
Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. К.Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребёнка может соперничать с влиянием педагогики: «А воля, а простор, природа…а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наблюдение, как основной метод
экологического воспитания дошкольников
При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения. Этот метод находит своё признание с давних времен. Ещё в XVII веке его по достоинству оценил великий чешский педагог Я. А. Каменский. По его мнению, всякое учение надо начинать не со словесного объяснения вещей, а с предметного их наблюдения.
Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. К.Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребёнка может соперничать с влиянием педагогики: «А воля, а простор, природа…а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями.»
Наблюдение как метод обучения играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка. В процессе наблюдения накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребёнка новыми знаниями. Ребёнка с самого рождения окружает объективный мир, созданный людьми. Постепенно ребёнок познаёт этот мир. Всякое познание начинается с живого созерцания, т.е. с непосредственных ощущений и восприятия. Именно оно, это непосредственное восприятие окружающего мира, имеет большое значение в познавательной деятельности дошкольника. Оно создаёт основу и является движущей силой умственного развития ребёнка.
Предметы и явления природы являются самыми удобными для того, чтобы приучить детский ум к логичности, ибо логика природы есть самая полезная логика для детей. Таким образом, по мнению К.Д. Ушинского наблюдения помогают ребёнку усвоить конкретные знания, которые отражаются в ясной мысли и точном слове. В процессе умственного развития детей и подготовки их к обучению в школе большое значение имеет обогащение их системой знаний об окружающей действительности и развитие на этой основе умственных процессов: ощущений, восприятия, представлений, внимания и речи, воображения и мышления.
Знакомство детей с окружающим их миром начинается чаще всего с непосредственного наглядного наблюдения. Сущность наблюдения заключается в умении детей всматриваться в предметы и явления, выделять в них существенное и второстепенное, замечать происходящие в окружающем изменения, устанавливать их причины. Задачей воспитателя является сделать мир красок и звуков, воспринимаемых детьми, по возможности богаче и разнообразнее. Ведь данные непосредственных ощущений и восприятия создают основу для формирования более сложных процессов, таких, как представления, память, воображение и мышление.
Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечивать постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление всё более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.
В процессе наблюдения рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это для него всегда будет необходимым.
Наблюдения предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении с природой способствуют физическому развитию ребёнка.
Наблюдения способствуют выработке в ребёнке самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности.
Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг. В процессе наблюдений ребёнок не только овладевает определёнными знаниями и умениями, но и развивается у него эмоциональная отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Ребёнок усваивает систему знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, о деятельности человека в природе – а это задачи экологического воспитания.
Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы, в лаборатории, зимнем саду.
Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, у ребёнка с раннего детства следует развивать умение наблюдать; не просто смотреть на предмет, а видеть его, так, чтобы затем отчётливо во всех деталях и подробностях представить данный образ. Это умение видеть не проходит само собой. Необходимо руководить процессом наблюдения. Умение видеть формируется в процессе длительной, кропотливой работы. Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Наблюдение требует и от воспитателя, и от ребёнка серьёзной подготовки, выдержки, терпения.
Процесс наблюдений на прогулке иногда бывает не совершенен по своей структуре и методике. Наблюдения превращаются в недостаточно управляемый, почти стихийный процесс, проходит хаотично, вследствие чего выпускаются из вида существенные детали, внимание детей отвлекается на другие объекты. Такое наблюдение не может способствовать образованию полных и чётких представлений, или наоборот, чрезмерным педагогическим воздействием воспитатель подавляет инициативу ребёнка.
Воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, быть не равнодушным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение, как основной метод экологического воспитания
В статье раскрывается значение метода наблюдения в формировании познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрываются общие требования к организации наблюдения и методика проведения наб...

НАБЛЮДЕНИЙ – КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деят...

«НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
информация для воспитателей для реализации наблюдений в детском саду....

Консультация для воспитателей "Наблюдение как основной метод экологического воспитания дошкольников"
консультация для воспитателей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Наблюдение как основной метод экологического воспитания»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников
Презентация-проект на тему "Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Наблюдение как основной метод экологического воспитания»
Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может...