Экологическая викторина "Знатоки природы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Матвеева Светлана Игоревна

Методическая разработка экологической викторины "Знатоки природы" для детей подготовительной к школе группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Западный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Москвы «Школа № 1015» 

        ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

        Авторы работы:

Шнякина Екатерина Владимировна, воспитатель

Матвеева Светлана Игоревна, воспитатель

ГБОУ «Школа № 1015»

smatveeva80@gmail.com

katya2179@mail.ru

89166650318

89651068486

        Москва, 2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ведение……………………………………………………………………………….3

Содержание методической разработки…………………………………………….4

Выводы……………………………………………………………………………...12

Заключение………………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………………14

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность методического материала: Взаимодействие человека с природой  чрезвычайно актуальная проблема современности. Для того чтобы человек проявлял заботу, охранял и изучал животный мир нашей планеты, работу по экологическому воспитанию необходимо начинать с раннего детства. Разнообразие методических приёмов работы с детьми по экологическому воспитанию, интеграция областей развития, позволяет осуществлять работу для всестороннего развития детей, формированию у них  таких ценных личностных качеств,  как бережливость, любознательность и креативность.

Цель проведения мероприятия: С целью поддержания детской инициативы создание педагогической ситуации, в которой старшие дошкольники на основе усвоенного ранее материала,  учатся при участии взрослого обсуждать проблемные ситуации со сверстниками, совершать выбор и обосновывать его, предъявлять свои замыслы и предположения, оценивать свои результаты в команде.

Задачи:

  • закреплять знания детей о природе; 
  • формировать у детей элементы экологического сознания и культуры;
  • обобщать знания детей о природных сообществах; 
  • формировать умение называть природные сообщества (поле, луг, лес и др.) по составляющим их растениям и обитающим в них животным;
  • опираясь на опыт детей, формировать умение высказывать предположения, делать простейшие выводы, излагать свои суждения;
  • развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, эрудицию;
  • воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.

Содержание методической разработки

Вступительная беседа.

Ведущий: Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

- Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Экология – это наука о доме, о природе. А природа – это и есть наш большой дом, и мы все сообща должны поддерживать в нём порядок.

Подготовка к игре.

Ведущий раздает всем присутствующим элементы разрезных картинок. По команде игроки начинают собирать, целую картинку. В команду объединяются дети, имеющие части одной и той же картинки (названия команды по получившимся картинкам). Детям предлагается выбрать капитана команды.

Ведущий: Итак, сегодня в игре будут участвовать две команды. А судить их будет жюри. Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри.

Представление членов жюри.

- Жюри, как видите, у нас достойно уважения.

Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!

За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке.

(ведущий кладет фишки на стол)

Команды прошу занять свои места. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Начинаем игру. Итак – вперед к победе!

«Разминка» (вопрос-ответ)

Ведущий: Каждая игра начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы.

За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал.

Вопросы для 1-ой команды:

  • Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
  • Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
  • У какого дерева белый ствол? (у березы)
  • Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
  • Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
  • Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
  • Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
  • Что делает ёж зимой? (спит)
  • Кто носит свой дом на спине? (улитка)
  • Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

Вопросы для 2-ой команды:

  • Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
  • На каком дереве растут желуди? (на дубе)
  • Когда вода на речках замерзает? (зимой)
  • У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
  • У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)
  • Как называется дом муравьев? (муравейник)
  • У какого зверя есть иголки? (у ежа)
  • Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
  • Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
  • Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет.

Звучит фонограмма «Голоса леса»

1 Конкурс «Угадай, чей голосок?»

Представители команд по очереди называют голоса птиц и животных, звучащих на экране.

Голоса птиц: соловья, сороки, кукушки, дятла, ворона, совы.

Голоса животных: волка, медведя, лисы, кабана.

Жюри оценивают результаты.

2 конкурс Эстафета «Живая неживая природа»

Ведущий: Ребята, кто из вас знает, что такое живая и неживая природа?

Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

Неживая природа – это воздух, ветер, вода, почва, камни, облака, находящиеся в земле полезные ископаемые и так далее.

Ваша задача: правильно разложить картинки. 1-ая команда - собирает картинки ЖИВОЙ ПРИРОДЫ, а 2-ая команда - собирает картинки НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ.

Жюри оценивают результаты.

3 конкурс капитанов

Приглашаются капитаны обеих команд. Участники приветствуют капитанов.

Ведущий: К нам забрело необычное животное, никто его не видел, никто не знает, как оно называется.

Вот такие животные (показывается картинка с изображением, состоящим из разных частей животных и птиц). Вам, капитаны, необходимо рассказать из частей каких животных и птиц состоит это животное. Капитаны выкладывают на мольберте картинки животных и объясняют.

Жюри оценивает конкурс.

Релаксация.

А теперь немного отдохнем. Закрывайте глаза.

Звучит музыка Ф. Шуберта «Ave Maria». Проводится аутотренинг «Деревья» (под музыку).

«Наши ноги – это корни. Крепко держат нас на земле, они ищут нам воду, чтобы пить. Они растут все глубже и глубже (сидят на стуле, твердо поставив ноги). Наша кожа – это кора. Она твердая и жесткая, вся в буграх и бороздах. Она защищает нас от ран. И все поймут, что нельзя вырезать надписи и знаки на этой коже, которая называется кора (гладят себя руками). Наши руки – это ветки. Они тянутся, тянутся к солнцу. На них могут отдохнуть птицы и даже свить гнездо (поднимают руки вверх). Наши кулачки – это почки. Каждую весну наши почки раскрываются и появляются листочки.

Как чудесно быть деревом! В летний зной давать прохладу и тень. А дунет легкий ветерок, и мы закачаемся влево вправо, чуть слышно переговариваясь между собой (раскачаются с поднятыми вверх руками).

А теперь деревья выросли (встают).

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо (раскачиваются).

Ветерок все тише, тише

Деревце все выше, выше (выпрямляются).

4 конкурс Загадки-описания природных сообществ

1. Догадайтесь, куда мы пришли?

- Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели (луг).

2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев (лес).

3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки (хвойный лес).

4. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди? Не конь, а бежит. Не лес, а шумит, журчит (ручей).

5. Речка все медленнее, течение все мельче. Пахнет тиной, квакают лягушки. Комары летают целыми стаями (болото).

По окончании конкурса слово предоставляется жюри.

4 конкурс «Эксперименты»

Появляется кикимора

Кикимора: Здравствуйте друзья! Я кикимора болотная!

Ребята на моем болоте случилась беда, появляется то красная, то черная вода. Сразу всем на болоте дышится тяжело. Подскажите мне, как быть? Что делать?

Опыт «Очистка грязной воды»

Цель: Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов. Воспитывать желание беречь воду и охранять окружающую природу.

Ход опыта:

У вас на столах есть стаканы с грязной водой. Эту воду мы набрали из болота. В такой воде жить тяжело. Поэтому эту воду мы будем фильтровать (очищать). Также у вас есть пустые стаканы, фильтры, воронки, бумажные салфетки, чтобы вытирать руки. Все это вам понадобиться в работе.

Ребята, все готовы. А теперь внимание!

Сначала мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный.

- Ребята, что у вас получилось? (фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи)

- А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значить слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь.

- А теперь профильтруем воду через вату. Также в воронку вставим вату, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки).

- Посмотрите, вода стала чище? (да) Почему?

- Конечно, ватный фильтр состоит из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.

А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас писчая бумага. Сомните ее в комок, положите в воронку. Профильтруем воду через бумагу. Все ребята профильтровали?

- Посмотрите на фильтры. Они стали грязными? (да)

В каком стакане самая чистая вода? Какой фильтр вы использовали для получения самой чистой воды?

Вывод: Самая чистая вода во 2 стакане. Где использовали фильтр из ваты. Он лучше всего очистил воду. Фильтр из ваты не пропустил мелкий мусор.

Кикимора: Ох, как вы меня порадовали! Теперь в моем болоте полный порядок!

Даже захотелось танцевать.

Физкультминутка «Зайцы встали на зарядку»

Кикимора: Ребята мой друг леший рассказал мне такую историю.

Ситуация для 1-ой команды

Ранним утром гуляли в лесу девочки.

И нашли гнездышко! А в нем птенчик.

- Может, возьмем его домой.

- Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли птенчика с собой.

Кикимора: Как вы думаете, правильно ли девочки поступили?

Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

Ситуация для 2-ой команды

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Кикимора: Правильно поступил мальчик?

Дети: Неправильно. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

5 конкурс «Экологические знаки»

Кикимора: Ребята скажите, а вы знаете как надо вести себя в лесу?

- Каждая команда получает по 5 знаков. Ребята должны определить название каждого из них.

1-ая команда:

1) - Нельзя портить кору деревьев.

2) - Не оставляй мусор.

3) - Не уничтожай грибы, даже ядовитые.

4) - Нельзя вырубать деревья.

5) - Нельзя шуметь в лесу.

2-ая команда:

1) - Не лови бабочек.

2) - Не ломай ветки.

3)- Не трогай птичьих гнёзд.

4) - Бережно относись к воде.

5) - Не рви цветы.

Подведение итогов конкурса «Экологические знаки».

Ведущий: Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор; сделаете венок из цветов, которые растут на поляне? (Ответы детей)

- Да природе будет хуже! Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Ведущий: А пока жюри подводит итоги нашей игры, поиграем с болельщиками.

« Если я приду в лесок».

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если хорошо, то говорим «да», если плохо, то вместе кричим «нет».

-Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет) почему?

-Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

-Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

-Если разведу костер и тушить не буду? (нет)

-Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

-Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

-Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да).

Жюри:

В нашем Клубе Весёлых и Находчивых победила команда… она награждается… Поощрительные призы получает команда…

Мы проверяли вас на славу,

И победители по праву

Похвал достойны. И награды,

Сейчас вручить мы очень рады.

Проводится награждение

Ведущий: Благодарим вас за участье,

Вот сувениры вам на счастье!

Гляди, любуйся, принимай,

Любой по вкусу выбирай!

Всем хочу я сказать на прощанье:

Нас так много живет на Земле

И о природе – одной – позаботиться можем вполне!

Выводы: Эколого – социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях.

С этой целью разработанная нами викторина помогает занять не только свободное время детей, но и несет огромную пользу в процесс речевого развития, способствует не только интересному времяпрепровождению, но и расширяет кругозор, развивает смекалку. Данная методическая разработка способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Воспитанники в итоге начинают узнавать:

- элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе;

- основы безопасности жизнедеятельности в природном окружении.

Воспитанники различают объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;  вести наблюдения в природе под руководством воспитателя; проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога; анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; оформлять результаты своей   поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, электронных презентаций, дневников наблюдений, макетов.

Воспитают в себе: любознательность; готовность к сотрудничеству;  любовь к природе, ответственность человека перед ней.

Методическая разработка может быть рекомендована к использованию педагогами дошкольных образовательных организаций и родителями в индивидуальной работе с детьми.        

Заключение

Экологическое воспитание дошкольников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Воспитание ребенка через общение с природой - одна из главных задач экологического воспитания. Именно во время прогулок и экскурсий, через прикосновение к живому окружающему нас миру наши дети учатся наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

В связи с этим приоритетными направлениями воспитания дошкольников являются:

- формирование у детей основ экологически грамотного, гуманного, нравственного поведения;

- организация природоохранной деятельности детей;

- воспитание у дошкольников потребности к здоровому образу жизни;

- повышение экологической культуры родителей.

Список литературы

  1. Букина В.О. и др. Пространство детского сада: познание, экология/ Под ред. А.Русакова, Т.Лапкиной. – М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. – 128с. (Библиотечка воспитателя).
  2. Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет/  – Волгоград: Учитель, 2014. – 87с.
  3. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для 6-7 лет. Программа для детского сада и не только. – СПб.: Речь, 2011. – 256с.
  4. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 144с., ил.
  5. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности/ А.В.Миронов. – Волгоград: Учитель. – 260с.
  6. Молодова Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач.шк./ Л.П.Молодова. – Мн.: ООО «Современная школа», 2005 – 512с: ил.
  7. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002г. – 192с.
  8. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-104 с.
  9. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы»,  утренники, викторины, игры/ авт.-сос. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007.-286с.
  10. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «Детство- пресс», 2010. – 128с.
  11. Экологические походы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДОО. Сценарий походов, образовательная деятельность детей 6-7 лет в походах/ авт.-сост. И. А. Холодова, Г.С. Александровна, А.В. Корнеева. – Волгоград. – Волгоград: Учитель, 2016. – 180с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое экологическое занятие «Природа и человек»

объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте, природы ради блага всего живого на Земле. ...

Экологический Журнал "Природа и Мы"

Экологический журнал «Природа  и мы»В процессе экологического воспитания помогут разнообразные виды деятельности:•        Сюжетно-ролевая игра, отражающая разли...

экологическое занятие "Природа, климат и вода в информационную эру"

этот материал поможет вам в работе с детьми старшего  дошкольного возраста по экологическому воспитанию...

Экологический проект "Природа- наш дом"

Эколого-просветительский проект “Природа - наш дом”.  Давайте сохраним Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, лететь в одном полёте.Давайте сохраним ро...

Авторская разработка по экологическому воспитанию"Экологический куб"Природа мой дом"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план , им уделяют все ребольше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе .Кажды...