Конспект НОД «Русская береза — символ моей Родины»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД в подготовительной группе
«Русская береза — символ моей Родины»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie.docx | 31.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе
«Русская береза — символ моей Родины»
Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.
Задачи:
Образовательные: Расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, пользе. Формировать эстетическое отношение к природе через произведения поэтов, художников, композиторов. Активизировать словарь детей: гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы.
Развивающие: Развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности; творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Беседы; экскурсия по территории детского сада, на городскую площадь, в парк; наблюдение и рассматривание деревьев на участке ДОУ; рисование «Берёза»; рассматривание выставки произведений художников; чтение и заучивание стихов о березе.
Материал: Макет дерева без веток, картины о природе русских художников, дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?», баночки с водой, кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты, листы белой бумаги в форме конуса по количеству детей, бумажные полоски зелёного цвета, клей, салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад принесли письмо от Старичка-лесовичка. Давайте его прочитаем.
«В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёзка стоит совсем голая. Она жалобно дрожит и просит о помощи. А помочь ей сможете только вы, ребята, если выполните задания злой колдуньи»
Воспитатель: Что же делать ребята? Для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке. Лесовичок прислал для нас с вами волшебный клубочек, который будет показывать нам дорогу. Вы готовы, ребята?
Дети: Да.
(Запись звуков леса. Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек (лист бумаги с нарисованным стволом).
Воспитатель: И вот мы с вами в волшебном лесу. Смотрите, клубочек привел, нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите, ребята, вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны правильно выполнить
(Воспитатель снимает конверт с первым заданием)
Воспитатель: Расскажите о красоте русской берёзы. (ответы детей)
Воспитатель: Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка.
Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы).
Воспитатель: У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.
А вы знаете, как называется наша Родина?
Дети: Россия.
Воспитатель: Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы). Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы). Жители других стран, говоря о России, представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете почему?
Воспитатель: Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок.
Ребенок: Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на эти картины художников. С какой любовью на картине изображена красавица – березка. За свою красоту береза стала символом России.
Ребенок: На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокурая березка —
Символ Родины моей.
Воспитатель: Русские люди водили хороводы вокруг березы. Ею можно восхищаться в любое время года.
Ребенок: Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
(Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны)
Воспитатель: Зимой – на веточках лежит белый снег.
Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.
Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.
Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Ребята, а где можно встретить, увидеть березку?
Дети: В лесу, на поляне, около дома и т.д.)
Воспитатель: Как называется лес, где растут одни березы?
Дети: Березовая роща).
Воспитатель: Наши леса — темные. А березовые рощи светлые, солнышко так и играет между стволов берез. Молодые березки — стройные, прямые, как бы на цыпочках, тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами. Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. Всматриваясь в березовый лес, в коряжистые угловатые стволы представляешь трудовые мозолистые руки наших людей. Ствол у березы даже в сильную жару не нагревается, поэтому в жаркий летний день в березовой роще прохладно. Где мы можем встретить березку в нашем городе?
Дети: В парке, на улицах города.
Воспитатель: На территории нашего детского сада тоже посажены березки. Я знаю, что вы очень бережно относитесь к ним. Они радуют нас своей красотой в разное время года.
Береза живет долго - до 250 лет. Её высота может достигать 30 метров. А растет береза быстро: за 25 лет она может вырасти с пятиэтажный дом
Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Тогда мы можем прикрепить веточку для березки.
(Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке. Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. В конверте лежит береста.)
Воспитатель: Ребята, что это? Это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной? Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки (показ изделий).
Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту). Раньше не было электричества и избу освещали лучиной. При лучине женщины пряли шерсть на прялке, шили, а бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки.
Проводится опыт «У кого прочнее»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев. Мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Найди кору березы» (на разносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы)
Проводится игра «Найди кору березы»
Воспитатель: Ребята, давайте вернемся, мы к нашему опыту, рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.
Ребята, как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте. Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
(Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке. Воспитатель снимает конверт с третьим заданием).
Воспитатель: Ребята, вы должны рассказать о пользе березы (Ответы детей).
Воспитатель: Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим лакомится этим вкусным полезным напитком. Во время войны раненым истощенным детям давали по 150-200 г березового сока.
Сережки березы служат кормом для птиц. Летом из молодых веточек берёзы готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ. Люди моют голову отваром березовых листьев. Вы знаете, что раньше из листьев березы делали зеленую краску, из почек – коричневую. Собирали деготь, из которого изготавливали дегтярное мыло
Проводится игра «Найди лист березы»
(На полу рассыпаны листья разных деревьев. Дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о целебных свойствах березы? Тогда прикрепляем веточку для березки.
(Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке. Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием)
Воспитатель: Ребята, теперь надо вырастить дерево и определить сколько лет ему.
Проводится игра «Вырасти дерево»
(Дети должны сложить картинки последовательности прорастания дерева:семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки).
Воспитатель: Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет?
Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца (показывает через увеличительное стекло).
(Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, теплоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах)
Воспитатель: Как вы думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву?
Дети: Количество колец.
Воспитатель: Если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если нет - то кольцо узкое. Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?
Проводится игра «Определи возраст березы»
Воспитатель: Попробуйте самостоятельно определить, сколько лет дереву
(дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием? Да, мы вырастили березку, посчитали, сколько ей лет. Тогда можем прикрепить веточку для березки?
(Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке)
Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку. Но почему-то березка все еще грустит. Как вы думаете, что еще мы можем сделать для неё? Давайте смастерим нашей берёзке подруг и будет у нас не одна березка, а целая берёзовая роща.
Основанием-стволом березки служит конус. Надо свернуть и склеить края конуса. Затем полоски бумаги зелёного цвета – крону нашего дерева — накручиваем на карандаш. Аккуратно выньте карандаш из спирали. Полоски — витые спирали — соединяем со стволом. Ствол березки раскрашиваем черным фломастером.
Березку нужно установить на подставку. Разве не радует глаз такая красавица!
Выполнение работы детьми.
Воспитатель: Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь. Я думаю, мы сегодня убедились в том, что береза красивое целебное дерево. Поэтому мы должны беречь и заботится о ней.
Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете?
Сегодня вы замечательно справились со всеми заданиями. Я приглашаю вас встать в хоровод и спеть песню “Ай да, березка” (муз. Т. Попатенко)
(Дети исполняют песню в хороводе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе "Русская береза - символ родины моей"
Цель данного занятия рассказать о любви к русской березе, о том как беречь природу....
Русская береза - символ Родины моей.
Расширить знания детей о русской березке, о её удивительных особенностях, полезных свойствах, пополнить природоведческий словарь, развивать интерес к исследовательской деятельности, подвести детей к п...
Конспект занятия по нравственно- патриотическому воспитанию с использованием театрализованной деятельности «Русская береза — символ Родины моей» в старшей группе
Цель: Способствовать формированию патриотических чувств, любви к природе родного края посредством расширения знаний о берёзе с использованием театральной деятельности....
Конспект открытого занятия по познавательной деятельности на тему: «Русская береза-символ Родины моей»
Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.Задачи:Обучающие:- расширить и уточн...
Конспект занятия по познавательной деятельности «Русская береза-символ Родины моей»
Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств,любви к родной природе посредством расширение их знаний о березе,как о символе России.Задачи :-расширить и уточнить представления детей ...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Художественное творчество" для детей с ОНР «Русская береза – символ Родины моей!».
Тема: «Русская береза – символ Родины моей!».Цель: использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной непосредственной образовательной деятельности.Задачи:- да...
Конспект занятия в средней группе «Русская береза — символ Родины моей»
Способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе....