Экология для детей 5-7 лет
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Морозова Наталья Владимировна

Материал программы «Экология для детей» ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы.  Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Охранять природу -  значит охранять                      

 Родину.

                                                                                                                                М.Пришвин.

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.

     Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.

      Материал программы «Природа – наш дом» ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы.  Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.

Цель программы: формировать бережное отношение к природе; формировать навыки культуры поведения в природе( не загрязнять окружающую природу, бережное относиться к растениям  и животным и т.д).Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей).

Занятия проводятся 2 раза в месяц по 25 минут, во второй половине дня в соответствии с тематическим планированием разработанным на учебный год.

Задачи:

  • обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;
  • формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
  • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Программа предполагает проведение двух занятий в месяц в старшей и подготовительной группах во второй половине дня. Продолжительность занятия 25 – 30 минут.

Для обеспечения органичного единства обучения детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

1. Организованные:

– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная), 
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– труд в уголке природы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– работа с моделями,
– беседы  с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– опыты и эксперименты,
– экологические тропы,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Диагностический инструментарий

        для детей 5 -7 лет

по экологическому развитию.

ПЕРВИЧНАЯ  ДИАГНОСТИКА (начало учебного года)

1.Представления о природе.

         Задание №1.

Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.

Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолёт.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что всё это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?

- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание №2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»

Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»

Задание №3.

Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.

Материал.  Рабочий лист с диагностическим заданием 1.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.

Материал.  Рабочий лист с диагностическим заданием 2.

Методика.  Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.

Задание №5.

Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы,  насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.

Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание №6.

Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №7.

Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?

Задание №8.

Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:

- Любишь ли ты животных и растения?

- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?

- Зачем нужны животные и растения?

- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?

Задание №9.

Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

2.Отношение к природе.

Задание №1.

Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.

Задание №2.

Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи  (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами  

 (труд в природе).                  

Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

КОНТРОЛЬНАЯ  ДИАГНОСТИКА  (конец учебного года)

1.Представления о природе.

Задание №1.

Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.

Материал. 6 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек),  2 – с изображениями объектов неживой природы (солнце, дождь), 2 – с изображениями предметов, созданных человеком (машина, самолёт).

Методика. Из представленных картинок ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:

- Как ты узнал, что всё это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется растение, животное) живой?

- Расскажи, что есть у… (называется животное, растение, человек)?

- Зачем нужны (называются части и органы)?

- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?

Задание №2.

Цель. Выявить характер представлений ребёнка о среде обитания конкретных растений и животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 4.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать пояснения к нему.

Задание №3.

Цель. Выяснить понимание ребёнка связи между средой обитания живых существ и особенностями их строения.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 5.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №4.

Цель. Выявить знания ребёнка об основных группах растений и животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 6.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №5.

Цель.  Выявить представления ребёнка о составе экосистем.

Материал.  Рабочий лист с диагностическим заданием 7.

Методика.  Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор. 

Задание №6.

Цель. Выявить представления ребёнка о стадиях роста хорошо знакомых растений и животных, о цикличности роста и развития на каждой стадии.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 8.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.  

Задание №7.

Цель. Определить представления ребёнка о сезонных изменениях в жизни живых существ.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком.

- Какое время изображено?

- Как приспособились растения и животные? Почему ты так думаешь?

- Чем занимаются люди в это время года?

Задание №8.

Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком:

- Любишь ли ты животных и растения?

- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, а с какими нет? Почему?

- Зачем нужны животные и растения?

- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?

Задание №9.

Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.  

Материал. Дидактическая игра «Береги живое» (набор картинок с изображениями примеров грамотного и неграмотного поведения дете в природе).  

Методика. Проводится индивидуальная беседа по картинкам:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

2.Отношение к природе.

         Задание №1.

Цель. Выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.

Задание №2.

Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи  (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами  

 (труд в природе).                  

Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

Авторы программы «Детство» Н. Н. Кондратьева и Л. М. Маневцова предлагают определять уровень освоения программного содержания у детей старшей и подготовительной групп на основе единой качественной характеристики уровней для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому представляется нецелесообразным вычленять разные качественные характеристики уровней для детей 5 – 6 и 6 – 7 лет.

В первичной и контрольной педагогической диагностике встречаются одинаковые задания – в связи с тем, что в начале года определяются представления и умения детей, на основе которых выстраивается содержание деятельности педагога на год.

        Каждое задание оценивается по бальной системе от 1 до 3. Высчитывается средний балл, по которому определяется уровень освоения детьми программного содержания:

Высокий уровень – от 2,4 до 3 баллов;

Средний – от 1,7 до 2,3 баллов;

Низкий – от 1 до 1,6 баллов.

Высокий уровень.

Ребёнок знает основные признаки живого,  устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.

Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

 Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

 Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Средний уровень.

Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и  - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира  и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Низкий уровень

Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам.  В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.

Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.

Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Тематическое планирование занятий

Старшая группа

Тема

Количество часов

1.Что такое природа?

1

2.Что такое живая природа?

1

3.Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер).

1

4.Человек – частица природы. Природа – наш дом.

1

5.В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку?

1

6.Осенняя сказка «Почему осенью желтеют листья?»

1

7.Собираем осенью урожай плодов.

1

8.Какие бывают птицы: знакомство с перелетными  и зимующими птицами

1

9.Домашние животные.

1

10.Дикие животные.

1

11.Уход за комнатными растениями.

1

12.Хвойное дерево – ель; кто дружит с ней?

1

13.Жизнь растений зимой.

1

14.Кто как зимует. Жизнь животных зимой.

1

15.Вода – источник жизни.

1

16.Жизнь воды. Основные свойства воды.

1

17.Что мы знаем о воде?

1

18.Круговорот воды в природе.

1

19.Что в морской глубине на самом дне?

1

20.Воздух вокруг нас. Свойства воздуха.

1

21.Экскурсия на участок (весенние изменения в природе).

1

22.Что за чудо – кладовая есть у матушки – земли: знакомство с почвой.

1

23.Взаимосвязи в природе.

1

Тематическое планирование занятий

Подготовительная группа

Тема

Количество часов

1.«Цветущие растения»

1

2.«Поможем дождевому червю найти дом»

1

3.«Наш дом - природа»

1

4.«Осенние изменения в неживой природе»

1

5.«Лес – многоэтажный дом»

1

6.«Овощи и фрукты на нашем столе»

1

7.«Хлеб всему голова»

1

8.«Знакомим детей с почвой»

1

9.«Я и природа»

1

10.«Почему бывают разные времена года»

1

11. «Как растения приспособились зимовать»

1

12.«Животные  холодных стран»

1

13.Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов»

1

14.«Через добрые дела можно стать юным экологом»

1

15.«Приборы – помощники»

1

16.«Как рождается ветер»

1

17.«Камни, песок, глина»

1

18.«Почему белые медведи не живут в лесу?»

1

19.«Животные жарких  стран»

1

20.Комплексное занятие  «Пройдет зима холодная…»

1

21.«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»

1

22.«Особенности жизни зверей весной»

1

23.«О животных, которых не любят»

1

24.«Когда животных в природе становится много или мало»

1

25.«Растения  весной»

1

26.«Берегите первоцветы»

1

Содержание программы

(для детей 5 – 6 лет)

месяц

ТЕМА

Содержание программы

Материал, оборудование

Сентябрь

Что такое

природа?

Сформировать понятие «природа» и «не природа» (природа-это то, что существует вне зависимости от человека; не природа –это то, что создано руками человека). Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Д.и. «Природа – не природа».

Комплект карточек «Природа –не природа»; игрушки; природный материал; мяч.

Что такое живая природа?

Закрепить понятия «природа» и «не природа».Животные и растения как живые существа: они могут дышать, питаться, размножаться, двигаться.

Комплект карточек «Живая и неживая природа», «Курочка Ряба», комнатное растение «Фикус эластика»; губка с водой.

Октябрь

Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер).

Закрепить понятия «живая»- «неживая» природа. Живая и неживая природа, как общий дом для всех живых существ. Д.и. «Кто в домике живет?»

Игрушка ежик; лист ватмана; рисунки с изображением людей; животных и растений; краски; клей.

Человек – частица природы. Природа – наш дом.

Раскрыть понятия:

- человек, как представитель живой природы: двигается, питается, дышит, размножается;

- связь человека с природой, ее компонентами;

- человек – частица природы;

- природа – единственный дом человека.

Два рисунка – природы и обычного дома; таблица с рисунками.

Ноябрь

В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку?

Солнце, как великий труженик: оно – источник тепла и света, оно помогает нам дышать, благодаря ему образуется ветер (перемещение теплого и холодного воздуха).

Игрушка Карлсон; рисунок солнца.

Осенняя сказка  «Почему осенью желтеют листья?»

Раскрыть осенние явления в неживой природе: температура воздуха, сокращение светового дня; состояние растений; зависимость существования растений от условий внешней среды (короткий световой день).

Умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.

Аудиозаписи «времена года»; шума ветра; репродукции картин; рисунки осеннего и летнего листа; волшебное дерево; засушенные листья; бумага и краски.

Собираем осенью урожай плодов.

Сформировать представление об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение, описание плодов (название, где растет, цвет, форма, величина, какой на вкус, как используется человеком).

Муляжи овощей и фруктов; рисунок «Сад», «Огород»; мяч.

Декабрь

Какие бывают птицы (перелетные, зимующие птицы).

Рассказать о перелетных и зимующих птицах:

- причины отлета птиц;

- классификация птиц на зимующих(синица, дятел, воробей, голубь) и перелетных (ласточка, цапля, утка, гусь…) в зависимости от характера корма и  возможностей его добывания;

Как помочь птицам в зимних условиях.

Д.и. «Кто что ест».

Комплект карточек «Птицы»; таблица – модель; иллюстрации лета и осени.

Домашние животные.

Сформировать понятие «домашние животные»:

- рассказать об их жизни и существенных признаках;

- живут рядом с человеком, человек о них заботится.

Д.и. «Найди детеныша».

Иллюстрации диких и домашних животных

Дикие животные.

Сформировать понятие «дикие» животные:

- рассказать об их жизни и признаках;

- дикие и домашние животные – родственники;

- классификация диких и домашних животных.

Д.и. «Дикие и домашние животные», «Кто где живет».

Телеграмма; клубок; два обруча ;рисунки диких и домашних животных.

Уход за комнатными растениями.

Развивать интерес к комнатным растениям; учить детей описывать растения

(стебель, листья, светолюбиво или нет, как поливать).

Комнатные растения в группе; карты – схемы ухода за цветами.

Хвойное дерево – ель. Кто дружит с ней?

Рассказать:

- о строении ели(ствол, ветки; иголки зеленые, короткие, колючие, расположены по одной на ветке; корень; шишки продолговатые с семенами);

- отличие лиственных деревьев от ели (по сезонам);

- роли ели в жизни животных        ( для дятла, белочки, мышки – столовая; для зайца, медведя, ежа –дом; для клеста и дом, и столовая).

Рисунок мешка треугольной формы, три геометрические фигуры( треугольники); игрушка зайка; шишки и еловая веточка; рисунки голых деревьев и ели.

Январь

Жизнь растений зимой.

Рассказать:

- о состоянии растений поздней осенью и зимой;

- способах приспособления растений к изменившимся условиям существования ( не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя);

- как можно помочь им зимовать ( не ломать, укрыть снегом, чтобы не замерзли).

Репродукции осенних и зимних пейзажей; рисунки осеннего и зимнего деревьев.

Кто как зимует. Жизнь животных зимой.

Рассказать о зимовке животных в лесу, кто и как готовится к зиме. Сформировать навыки установления причинно – следственных связей. Как помочь животным зимой.

Комплект карточек «Животные»; пособие«Зимний лес».

Вода – источник жизни.

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Глобус; звуки воды (аудиозапись), банка с водой, два стакана( один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской(соленой) водой.

Февраль

Жизнь воды. Основные свойства воды.

Выявить:

-  свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы);

- где встречается вода.

Прозрачные сосуды разной формы и величины; глоьус; таблица; соль, сахар, песок( два стакана), ложка, стакан с молоком, салфетки; конверт с загадками.

Что мы знаем о воде?

Сформировать бережное отношение к воде. Рассказать о состояниях воды( жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед.

Д.и. « Какой бывает вода».

Комплект карточек « Волшебница – вода», рисунок на логику ребенка, по два стаканчика, салфетка, блюдце со льдом; банка с водой; чайник с кипящей водой; стекло, лед.

Март

Круговорот воды в природе.

Рассказать о круговороте воды в природе, важности этого явления для всех живых существ на планете. Закрепить знания о различном состоянии воды в природе.

Таблица «Круговорот воды в природе»; рисунки с заданиями.

Что в морской глубине, на самом дне?

Рассказать:

- о  море, как среде обитания животных и растений;

- разнице между морскими и речными обитателями.

Рисунки морских животных; иллюстрации корабля и подводной лодки.

Апрель

Воздух вокруг нас. Свойства воздуха.

Раскрыть понятие «воздух»:

- свойства воздуха;

- роль воздуха в жизни человека.

Сформировать бережное отношение к «легким» планеты Земля – растениям.

Мяч; воздушный шар;емкость с водой; пустая бутылка.

Экскурсия на участок. Весенние изменения в природе.

Понаблюдать за весенними изменениями в природе: ярко светит солнце, у деревьев начинается сокодвижение. Научить наблюдать, замечать, сравнивать.

Май

Что за чудо – кладовая есть у матушки- земли: знакомство с почвой.

Рассказать об образовании почвы; о роли животных и растений в этих процессах; составе почвы: вода, воздух, останки умерших животных и растений (питательные вещества), глина, песок; о значении почвы в жизни животных, растений, человека.

Колба с почвой; вода; лупа; муляжи овощей и фруктов.

Взаимосвязи в природе.

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.

Д.и. «Кто чем питается».

Карточки «Цепи питания»; схемы к игре.

Содержание программы

(для детей 6 -7 лет)

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

Сентябрь

«Цветущие растения»

«Поможем дождевому червю найти дом»

Закрепить названия 4-5 цветущих растений. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений  и их функции. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы.. Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы.

Д./и. «Путаница», коробочки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями».

Д./и. «Экологические цепочки», видеофильм.

«Наш дом - природа»

«Осенние изменения в неживой природе»

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями (день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры). Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе.

Глобус, мяч, природный материал.

Календарь природы, д./и. «Когда это бывает?», иллюстрации осени, Незнайка.

Октябрь

«Лес – многоэтажный дом»

Закрепить правила поведения в природе. Учить находить связь растений с насекомыми. Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту родного края, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. Уточнить: лес как пример сообщества. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края. 

Модель этажей леса, д./и. «Пищевые цепочки», «Чей дом?».

«Овощи и фрукты на нашем столе»

Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне. Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах забайкальского края.

д./и. «Что в лесу растёт?», «Кто в лесу живёт?», мяч. Волшебная палочка, муляжи овощей и фруктов, овощи.

Ноябрь

«Хлеб всему голова»

Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.

Колосья пшеницы и ржи, иллюстрации труда хлеборобов

 «Знакомим детей с почвой»

 «Я и природа»

Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы.

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.  Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях и животных.

Игрушка-крот, обучающий фильм «География для самых маленьких».

Дидактическая игра

«Природа –не природа»,

«Угадай, что в мешочке», мешки для мусора.

 «Почему бывают разные времена года»

Формировать представление солнце – источник света и тепла. Доступно объяснить как происходит смена времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Показать детям роль Солнца в жизни человека.

 обучающий фильм «География для самых маленьких»,

иллюстрации, мультимедийная презентация.

 «Как растения приспособились зимовать»

Учить замечать деревья и кустарники без листьев. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

Иллюстрации зимы, игрушка-Буратино.  «Когда это бывает?», Календарь природы, модель «Времена года».

Демонстрационный материал «Деревья», снег, чашки, дид.игра «Путаница».

Декабрь

 

«Животные  холодных стран»

Способствовать формированию знаний детей о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях, особенности погодных условий Крайнего Севера. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

кукла-Зима, модель «Дикие животные», мяч, д./и.«Угадай, где я живу», «Чей детёныш?», Дем.  материал «Животные Севера», «Животные Крайнего Севера»,  «Экология в картинках».

Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов»

Расширять и закреплять знания детей о сосне и её полезных свойствах. Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.

Д./и «Узнай дерево по коре», дед Мороз, ватман, карандаши, восковые мелки, краски, губки, вода.

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

«Приборы – помощники»

Дать детям новое понятие – экология, эколог. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. Доступно объяснить о положительной и отрицательной температуре. Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, телескопом. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками. Воспитывать аккуратность при работе с приборами.

Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно-охранительной работе. Модель «Сухоедерево». Стенд «Панорама добрых дел»

Комнатный, водный, медицинский термометры, модели термометра, вода холодная и горячая, лёд, лупы, бинокль, микроскоп, иллюстрации.

Январь

«Как рождается ветер»

Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность

Вертушки, надувные игрушки, шарики, иллюстрации, свечи, вода в стаканчиках, коктейльные трубочки, камни, полиэтиленовые мешки. Видеофильмы «что такое воздух?», «Как рождается ветер?»

«Камни, песок, глина»

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Уточнить знания детей: песок  –сыпучесть, рыхлость.Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней. Развивать умение выстраивать гипотезу и сравнивать ее с результатом; познавательные способности. Воспитывать бережное отношение к природе.

Приспособление животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены

Емкости для пересыпания, с песком и глиной, лупы, сита, доски для лепки, вода, модель обследования предмета, песочные часы, деревянные палочки. Дем. матер. «Животные Севера», видеофильм «Животные Севера»

Февраль

 «Животные жарких  стран»

Приспособление животных к жизни в природных условиях. Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Демонстрационный материал, модель «Животные жарких стран», картинки с изображением животных жарких стран. Игра «Зоопарк». 

Комплексное занятие  «Пройдет зима холодная…»

Воспитывать любовь и заботу. Обобщение знаний детей о зиме. Показать зависимость всего живого от условий окр. среды. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.

Модель «Времена года», видеофильм «Как лето зиму сменяет», д./и. «Как солнце обогревает планеты». Иллюстрации зимы и зимних явлений.

Март

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»

«Особенности жизни зверей весной»

Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Показать зависимость роста растений от условий окружающей среды,  болезни и вредители растений Учить детей определению хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявлению недостающих условий, способам ухода, которые могут их восполнить.

Учить замечать особенности жизни зверей весной. Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных.

«Огород на окне». Семена, ящики с землёй, лопатки, палочки для рыхления, лейки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за раст».

Видеофильм «Дикая природа», «Весна в лесу», модель «Дикие животные».

 «О животных, которых не любят»

«Когда животных в природе становится много или мало»

Способствовать формированию знаний детей о пауках, жабах, змеях; понимания целостности окружающего мира, зависимости одного вида животных от другого. Формировать правила поведения с этими животными. Раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых нелюбимых животных. Воспитывать у детей гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным.

Учить замечать нарушение равновесия в природе. Способствовать формированию понимания взаимосвязи обитателей леса, цепочек питания. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.

Иллюстрации животных, модели «Дикие животные», «Паук в паутине». Игрушки-животные. Мяч, волшебная палочка.

Дидактическая игра «Невидимые нити», «Пищевые цепочки». 

Май

«Растения  весной»

«Берегите первоцветы»

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Продолжать формировать знания о растительном мире Забайкалья. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Учить распознавать и называть первые весенние цветы Забайкальского края по листьям и цветам. Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом. Закрепить особенности строения и назначения всех органов растений. Закрепить представления что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, для продолжения жизни.

«Растения весной», картины и иллюстрации с изображением весны и растений. Волшебная палочка.

 Методическое обеспечение.

1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.:ТЦ Сфера,2008.

2.Виноградова Н.Р., Куликова Т.Ф. дети, взрослые и мир вокруг. М.,1993.

3.Громова О.Е. Стихи и рассказы о животном мире. М., 2005.

4.Громова О.Е. Стихи и рассказы о растительном мире. М., 2007.

5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет.сада.-М.: Просвещение, 1981.

6.Иванова А.И.Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., 2007.

7.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.

8. Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

9.Рыжова Н.А. наш дом – природа: Почва – живая земля (блок занятий «Почва»). М.,1996.

10.Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.- метод. Комплект по экологическому образованию дошкольников. М., 1996.

11.Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

12.Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

13.Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет "Юный эколог"

Актуальность данного кружка заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...

Букет Якутии Дидактическая игра Номинация- Лучшее дидактическое пособие по экологии «Дружим с экологией» для детей дошкольного возраста

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста 4-5 лет.Количество участников игры 11 детей.АннотацияДидактическая игра «Букет Якутии» позволяет привлечь к участию всех детей группы. Это...

Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет "Юный эколог"

Актуальность данного кружка заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «Юный эколог» для детей среднего возраста

Воспитывать интерес и любовь к природе; Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы; Воспитывать уважительное отношение друг к другу, формировать навыки коллективной работы. Обоб...

Проект "Экология и дети. Изучаем экологию вместе с Эколятами"

Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В...

Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»

Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....