Экологический КВН для детей старшего дошкольного возраста и родителей "Знатоки природы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Героева Татьяна Викторовна

Вашему вниманию предлагается методическая разработка экологического КВНа для смешанных команд детей старшего дошокльного возраста и их родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Экологический КВН «Знатоки природы»

 для детей старшей группы и родителей

Цель: Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.


Задачи: 
- Формировать представление о взаимосвязи растений и животных друг с другом и с их средой обитания.

- Расширить и обобщить знания детей о разнообразии окружающего мира в совместной деятельности с родителями. 

- Закрепить знания экологических знаков, правила поведения в природе, приметы, пословицы, умение составлять цепи питания.- Развивать сообразительность, логическое мышление, эрудицию, внимание, наблюдательность, смекалку, творческие способности.

- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, проводить опыты, работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера и отстаивать свое мнение.

- Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к природе, бережное отношения к ней.


Материал:

  • Эмблемы для команд,
  • грамоты для награждения,
  • проектор, ноутбук, презентация,
  • картинки растений и животных для составления цепи питания,
  • рыбья чешуя,
  • пинцеты, увеличительные стекла


Участники: 

дети старшей группы, воспитатели, родители.


Предварительная работа:
Выбор названий команд, девизов, изготовление эмблем,

елки из втулок от туалетной бумаги, подбор грамот,

заучивание пословиц, примет, разучивание девиза, загадывание загадок о природе.

Проведение занятий, бесед на экологические темы об исчезающих животных и растениях, которые занесены в красную книгу.

Проведение опытов, наблюдений за изменениями в природе, следами животных. Настольные и дидактические игры: «Съедобное и несъедобное», «Часть и целое», «Кто что ест?», пазлы, разрезные картинки, лото «Домашние и дикие животные». Рассматривание энциклопедий, экологических знаков.
Рассматривание иллюстраций о природе: «Деревья», «Растения», «Грибы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Пауки», «Рыбы», «Земноводные», «Птицы». 
Чтение познавательной литературы для детей. Чтение художественной литературы: И. Винокуров «Кто как зимует»; М. Пришвин «Этажи леса»; Н.Сладков «Птичьи столовые»; И. Бунин «Метель»; Е. Благинина «Рябина»; С.Михалков «Прогулка»; В. Бианки «Лесные домишки»; Э. Успенский «Проказы старухи зимы»; В. Чарушин «Что за зверь»; пословиц, поговорок. 


Ход КВН:
Команды  под музыку заходят в зал


Ведущий: 
Добрый день, дорогие ребята, родители и все гости! Мы приветствуем всех вас в нашем клубе веселых и находчивых! Сегодня состоится КВН "Знатоки природы" между командами родителей и детей. Вам предстоит продемонстрировать знания, умения и доказать, что вы являетесь настоящими знатоками природы. 
-А что такое КВН? (Ответы ребят).
Экологический КВН – это не только увлекательная игра, конкурсы, вопросы, с помощью которых я проверю ваши знания, умения и находчивость, но и новые знания.
Итак, сегодня будут соревноваться команда «Радуга» и команда «Солнышко». А судить их будет жюри. Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри.
За каждый конкурс жюри будет присуждать баллы, 1 балл равен 1 фишке.
Начинаем игру! По традиции начнем с приветствия команд. 
(Команды по очереди представляют названия своих команд и девизов, представляют капитана команды.) 


«Приветствие команд». 
Команда «Радуга»

Девиз: 

Пусть будет на планете

Красиво и светло!

Пускай смеются дети!

Мы дарим всем добро!


Команда «Солнышко»
Девиз:

Светит солнце с высоты -

Рады солнышку цветы.

Постарайся больше знать,

Чтоб природе помогать.

Уважаемые знатоки, первый конкурс называется

Конкурс «Занимательные вопросы».
За две минуты вы должны дать как можно больше правильных ответов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал. Итак, команды готовы?

Вопросы для команды «Радуга»:
1. Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)
2. Чем в основном питаются птицы? (Насекомыми.)
3. Сколько лет живут дубы? (300-400лет, до 1000лет)
4. Зачем улитке рога? (На верхних щупальцах находятся глаза и орган, 
заменяющий нос, а на нижних орган, отвечающий за чувство вкуса.)
5. Сколько ног у паука? (Восемь.)
6. Какой самый страшный враг лeca? (Лесной пожар.)
7. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
8. Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
9. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.)
10. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота.)
11. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)
12. Как назвать детеныша овцы? (Ягненок.)
13. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)
14. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.) 
15. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
16. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб.)
17. Кто кукует в семье кукушки? (Самец.)
18. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит).
19. Кто трижды поменяет свое обличье? (Насекомое: из яиц - гусеница, куколка, 
бабочка).
20. Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору: у него задние ноги 
длиннее).


Вопросы для команды «Солнышко»
1. Пингвин птица или животное? (Птица.)
2. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)
3. Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью.)
4. Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)
5. Что делает ёж зимой? (Спит.)
6. Для чего рыбе жабры? (Дышать.)
7. Какие животные носят своих детенышей в сумке? (Кенгуру, коала.)
8. Почему крапива жжется? (Благодаря содержанию муравьиной кислоты в 
«сосудиках» с острым концом.При соприкосновении с кожей острое горлышко 
отламывается и под кожу попадает кислота.)
9. Как называется дом у муравья? (Муравейник.)
10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (Лесник.)
11. Сколько глаз у стрекозы? (Тысячи.)
12. У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
13. У кого язык длиннее тела? (Хамелеон.)
14. Кит — это рыба? (Нет, млекопитающее.)
15. Чем питается бабочка? (Нектаром.)
16. Сколько ног у жука? (Шесть.)
17. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
18. Кого называют шатуном? (Медведь.)
19. Как называется лес, где растут одни дубы? (Дубрава.)
20. Какое дерево является символом России? (Береза.)
Подведение итогов конкурса.


Ведущий: Уважаемые знатоки, внимание на экран.
-Знаете ли вы, что на свете важнее всего?
На экране показываются поочередно слайды (СОЛНЦЕ, ВОДА, ВОЗДУХ, ПОЧВА, РАСТЕНИЕ, НАСЕКОМОЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК, МИКРОБ). 
-Я - солнышко, я самое главное. Всем нужно тепло. 
-Я - вода, я главнее. Без меня вы погибнете от жажды. 
-Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я- самый важный.
-Я - почва, я самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня 
ничего не вырастет.
-Я – растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту. 
-Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян! 
-Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее. 
-Я - хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя. 
-Я - человек. Могу управлять водой и ветром, распахивать землю, посадить 
растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.
-Я - микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я 
главный! 

В природе все важны, все взаимосвязано и чтобы в этом убедиться следующий конкурс.

Дидактическая игра «Составь цепи питания».
Каждой команде выдаются картинки, с помощью которых необходимо составить цепи питания. Время на обдумывание 3 минуты.


«Радуга»
1. растения - гусеница – птица

2. злаковые травы - грызуны – змеи

3. комар - лягушка – цапля

4. лесные орехи – белка – лесная куница - сова

 «Солнышко»
1.трава - кузнечик - луговые птицы

2. злаковые травы - мышь - хищные птицы

3. червячок - рыбка – чайка

4. листья – гусеница – жук – еж - лиса


Подведение итогов конкурса.


Следующий конкурс покажет, как хорошо вы знакомы с правилами поведения в природе и экологическими знаками. 

Конкурс «Экологические знаки».
Каждая команда получает экологические знаки. По очереди объясняет значение каждого знака. Та команда, которая выполнит задание быстро и правильно, получает 3 балла.

Команда «Радуга»
1) - Не рви цветы. 
2) - Не бросайте горящие спички.
3) - Не лови бабочек. 
4)- Не трогай птичьих гнёзд. 
5) - Бережно относись к воде. 
6) - Не ломай ветки. 
7) - Не разоряй муравейники. 


8) Команда «Солнышко»
1) - Не уничтожай грибы, даже ядовитые. 
2) –- Нельзя шуметь в лесу. 

3) - Не оставляйте стеклянные предметы.
4) –Не разводи костер.

5) – Не паркуйте транспортные средства вне отведенных мест.
6) - Не причиняй вред деревьям.

7) – Не сорите в лесу.


–А какие добрые дела можете сделать вы, ребята, чтобы наша Земля стала чуточку краше и чище? (Развесить кормушки, убрать свой двор, посадить деревья, разбить клумбу около подъезда, побелить деревья, рассказать младшим о правилах поведения в природе и т.д.)


Подведение итогов конкурса.


Практически каждый день мы с вами в речи употребляем пословицы или поговорки, так как они тесно переплетаются с действительностью. Эту народную мудрость люди копили столетиями, и она дошла до нас. Пословица воспитывает, наставляет на правильные поступки. Давайте вспомним некоторые из них. За правильный ответ команда получает 1балл.

Конкурс «Договори пословицу».


Без труда не вынешь… (рыбку из пруда.)
Кто умеет добрым быть – тот природу… (не будет губить.)
Слово не воробей, вылетит ... (не поймаешь.)
Лето припасиха, а зима ... (подбериха.)
За двумя зайцами погонишься,… (ни одного не поймаешь.)
Люби лес, люби природу, будешь ...(вечно мил народу.)
По лесу ходи –… (под ноги гляди.)
Враг природы тот, …(кто ее не бережет.)
Много леса – не губи, мало леса – береги, а…( нет леса – посади.)
Лес – богатство и краса, …(береги свои леса.)
Дереву цена – по плодам, а…( человеку – по трудам.)
Деревья – …(украшения земли.)


Подведение итогов конкурса.

Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды.

Предлагаем вам небольшой 
Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Напоминаем вам начало приметы будущей погоды, а вы заканчиваете строчку. За правильный ответ команда получает 1балл.
1. Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (будет дождь).
2. Комары и мошки вьются столбом (будет хорошая погода).
3 . Синичка с утра начинает пищать (жди мороза).
4. Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода).
5. Лошадь храпит – (к ненастью), фыркает – (к теплу).
6. Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь).
7. Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде).
8. Стрижи, ласточки низко летают (дождь предвещают).
9. Если утром трава сухая (к вечеру ожидай дождя).
10. Цветы перед дождем (пахнут сильнее).
11. Вороны садятся на нижние ветки деревьев (к ветру).
12. Куры раскудахтались (будет снег).
13. Лягушки вечером громко квакают (будет теплая погода).
14. Много шелухи на луковицах (быть зиме холодной).

Подведение итогов конкурса.


А сейчас нам предстоит заглянуть в лабораторию и провести занимательный опыт.
Опыт «Определи возраст рыбы».
Через увеличительное стекло рассмотрите колечки на чешуйках. Сосчитайте светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках рыб образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.


Мечта современного человека – мир без свалок, чистые улицы и чистый воздух. Экологи уже не первый год задумываются над тем, как этого достичь и одним из лучших способов много лет подряд называли утилизацию. Творчество и воображение способно привнести революцию в мир старых вещей. Множество интересных идей позволят реализовать эту мечту. Творческий человек хоть из чего сделает яркие вещи. Мы сейчас убедимся в этом. (Показ слайдов из Музея мусора.)

А теперь мы с вами проявим находчивость и сделаем что-то интересное и полезное из бумажных втулок.

Конкурс «Сделай сам».

Подведение итогов конкурса.

Любите родную природу
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Вот и подошел к концу наш экологический КВН. Вы очень старались. Четко выполняли все задания, работали дружно, сплочённо в своих командах. Продемонстрировали свои знания о природе и доказали, что являетесь настоящими знатоками природы.
Подведение итогов. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Природа- наш дом родной"

Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облак...

Экологическое путешествие для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"

Все необходимые материалы готовы ( презентация, контурные рисунки, экологические знаки, и.т.д. ) кому нужно будет сброшу на электронку обращайтесь!...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Социально-значимый проект экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Сохраним красоту природы"

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок реализации проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатели группы....

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Давайте сохраним природу!»

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Давайте сохраним природу!»...

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Давайте сохраним природу!»

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста....