Проект "Метеоплощадка"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Акишина Ольга Юрьевна

Организация метеоплощадки для наблюдений за погодой в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meteo.docx427.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15»

Проект «МЕТЕОПЛОЩАДКА»

Арзамас, 2015

Актуальность.

Что такое погода? Показания температуры воздуха; сила и направление ветра; наличие осадков; состояние неба и солнца; влажность воздуха.

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети обычно не обращают внимание самостоятельно.

        Конечно, порхание птиц, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому перед нами встала задача привлечь детское внимание в этом направлении, зажечь искру познавательной активности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы.

Стандартный  календарь природы, который у нас был в группе показался нам недостаточно информативным: в нем отмечались лишь время года, месяц  и облачность. Чтобы составлять собственные прогнозы погоды,  решено было организовать проект «Метеоплощадка». Ожидаемым результатом которого будет уход от стереотипов в наблюдении на прогулке и погружение детей в мир исследований и открытий.

Тип проекта:

  • по доминирующему методу - информационно-исследовательский;
  • по продолжительности – долгосрочный;
  • по характеру содержания - включают ребенка и природу; 
  • по характеру контактов - осуществляется  внутри ДОУ, в контакте с разными возрастными группами, в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Цель проекта:  развитие познавательной активности ребенка в процессе наблюдений за погодой.

Задачи проекта:

  • создать метеорологическую площадку на территории детского сада;
  • способствовать формированию у детей представлений о температуре, влажности, направлении и  силе ветра, количестве осадков;
  • содействовать развитию у детей умения определять погоду, составлять прогноз погоды,  используя для этого специальные приборы-помощники, растения-синоптики;
  • побуждать к  фиксированию наблюдаемых явлений;
  • содействовать формированию у детей представлений о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира, о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • познакомить с профессией метеоролога.

Принципы работы над проектом:

  • принцип природосообразности – организация педагогического процесса в соответствии с  законами природы, ее ритмами, циклами;
  • принцип последовательности – постепенная подача материала от простого к сложному;
  • принцип доступности – учет возрастных особенностей детей;
  • принцип сотрудничества – единение взрослого и ребенка как равноправных участников, обеспечение возможности саморазвития каждого;
  • принцип индивидуализации     – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка.

Предполагаемый результат:

1. Обогащение пространства ДОУ.

2. Получение воспитанниками элементарных представлений о погоде и её значении  в жизни человека, о профессии метеоролога:

  • дети активно используют специальные приборы для наблюдения за погодой,  снимают показания с приборов;
  • знакомы с растениями-синоптиками;
  • фиксируют результаты наблюдений с помощью условных знаков;
  • используют результаты наблюдений для составления прогноза погоды;
  • используют прогноз погоды в деятельности.

3. Включение родителей в активное сотрудничество, нацеленное на совместное развитие ребенка.

Этапы работы

1 этап. Организационно-подготовительный

  • знакомство с методической, научно-популярной литературой по теме,
  • опрос родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной формой работы с детьми;
  • изучение требований к организации метеоплощадки,
  • составление перспективного плана работы над проектом.

2 этап. Практический

      Деятельность педагогов:

  • оборудование метеоплощадки;
  • изготовление  приборов-помощников, пособий;
  • высадка растений-синоптиков;
  • оформление альбомов;
  • проведение с детьми игр, занятий, экскурсий, бесед, опытов и экспериментов согласно перспективному плану; 
  • консультирование воспитателей ДОУ «Погода и наблюдение за ней»,  «Фиксация результатов наблюдений в дневниках и календарях».

     Деятельность детей:

  •  знакомство с приборами-помощниками;
  •  знакомство с растениями-синоптиками;
  •  наблюдения, опыты и эксперименты на метеоплощадке;
  •  фиксация результатов в календаре погоды и дневнике наблюдений;
  • составление прогноза погоды;
  • игровая деятельность с использованием знаний, приобретенных в результате работы над проектом.

     Деятельность родителей:

  • оказание помощи в оборудовании метеоплощадки;
  • сбор информации для оформления альбомов;
  • помощь в изготовлении в изготовлении приборов, пособий.

3 этап. Презентационный

  • Подготовка презентационных материалов.
  • Презентация проекта.
  • Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).

Содержание проекта

На организационном, начальном этапе мы познакомились с методической, научно-популярной литературой по теме;  педагоги изучили «Методические рекомендации по оборудованию метеоплощадки в ДОУ» (см. Приложение), составили перспективный план работы над проектом (см. Приложение).

На практическом этапе созданы элементы метеоплощадки: метеостанция и метеобудка, где используется оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и их родителями.

Метеостанция представляет собой деревянный шест. В верхней части находится флюгер в форме вращающейся на опорной оси «стрелки» позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному  неподвижно на уровне глаз ребенка указателю сторон света. К флюгеру примыкает ветряной рукав  (текстильный колдун) - прибор для определения направления и силы ветра (без использования шкалы, только в словесной форме: сильный, слабый, нет ветра); IMG_20160121_144405.jpg

Также на шесте прикреплен обычный уличный термометр, Под термометром находится  осадкомер (закрепленный пластиковый стаканчик со шкалой), который  служит для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

Метеостанция вызвала живой интерес у детей еще на этапе создания. Ребята с любопытством наблюдали как удивительный огромный сачок «обрастал» различными приборами. Наблюдения на метеостанции стали одним из любимых занятий малышей.

Дети сразу усвоили работу флюгера и ветряного рукава,  дают относительную оценку скорости и направления ветра (выше или ниже, чем вчера, в другом направлении).

А вот показания термометра были непонятны. Постепенно дети освоили такие понятия как «холодно», очень холодно, «тепло», сравнивая показания столбика с собственными ощущениями.

Количество выпавших осадков тоже определяем в сравнении с прошлым опытом. Например, вчера было столько, а сегодня еще больше (мы имеем возможность снять стаканчик, забрать его в группу и измерить количество растаявшего снега).

Ежедневно наблюдая за погодой, дети могут сообщить данные метеостанции педагогам и детям младших групп (сила и направление ветра)

Значимым элементом метеоплощадки стала метеобудка. Назначение — предохранять находящиеся внутри нее приборы от действия солнечных лучей и осадков. В будке могут находится:

- 3 вида термометров (еще один уличный термометр, который позволяет определять температуру воздуха в тени, а также почвенный и водный термометры):

- гигрометр (прибор для определения влажности воздуха), им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается. 

- компас, лупы, настоящий барометр и т. д.IMG_20160323_134021.jpg

IMG_20160328_112027.jpg

Все эти приборы появлялись постепенно.

Например, начиналось знакомство с метеобудкой с воздушного термометра, находящегося в ней. Важно, что появился он в теплый солнечный день. У детей возникла масса вопросов: для чего этот “дом”? Почему он из дощечек? Зачем дверца? И т.д. На эти вопросы воспитатель не дает готовых ответов, а сама задает вопрос, побуждая детей искать ответ, дает детям право на ошибку и подводит к умозаключению, проводя логические связи. Например, показания термометра в будке и на метеостанции  в солнечный день наталкивают детей на понимание того, что именно наклонные дощечки не дают возможность солнечным лучам попасть на термометр, а ветер, продувающий сквозь решетки, защищает метеобудку от нагрева и показа неверной температуры воздуха. 

       IMG_20160323_133802.jpg  pochva.jpg  IMG_20160323_133824.jpg

Затем в метеобудке мы “обнаружили” дополнительный термометр и задались вопросом для чего он здесь? Что им можно измерить кроме температуры воздуха? Подводим детей к пониманию того, что им можно измерить температуру воды (емкость с водой выносим на улицу).

Появился в будке и гигрометр – простая еловая шишка, подвешенная на ниточке. Если погода сухая, солнечная – чешуйки раскрыты, закрытые чешуйки говорят о повышении влажности воздуха.

IMG_20160328_111158.jpg

 Дети это легко понимают, сравнивая шишку из метеобудки с шишкой, принесенной из теплой сухой группы. Показания гигрометра особенно важны летом.

С наступлением весны в будке появился почвенный термометр.

pochvaent.jpg

Таким образом, постоянно поддерживая интерес детей к знакомству с новым оборудованием, закрепляется уже имеющиеся навыки в определении погодных показаний.

Немаловажное значение для наблюдений и предсказаний погоды имеет показания самодельного барометра. Он был открытием для нас – педагогов. Он представляет собой закрепленный на дощечке и очищенный от коры отрезок ствола елки с веткой. Принцип его работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Закрепленный сучок начинает реагировать на погоду, опуская конец ветки перед дождем и поднимая его вверх перед ясной погодой. При длине ветки 30 см амплитуда качания достигает 10 см. Спустя некоторое время, когда ветка показала свои способности, на шкале сделаны пометки «ясно», «переменно», «дождь», как на обычном барометре. Показания такого барометра особенно пригодятся летом (можно определить необходимость полива на огороде)IMG_20160323_134239.jpg

Наши наблюдения мы фиксируем в специальной папке-календаре, выставляя показания термометра, облачность, силу и направление ветра, количество осадков.

В течение 3-ей недели каждого месяца показания метеостанции заносятся в лист наблюдений. При этом вместе с детьми заранее обговариваются условные обозначения, которые будут использоваться.

      IMG_20160324_161759.jpg

Сначала листы заполнялись педагогом в присутствии детей, потом это стали делать дети по очереди.

Форма календаря и листа наблюдений не постоянна и может меняться по мере знакомства детей с новыми понятиями

Предлагаемая форма листа наблюдений за погодой

Дата

Облачность

Осадки

Ветер

Температура

направление

сила

воздух

вода

                                                         Месяц

Метеопл.JPG

С наступлением тепла на постоянное место установлен шест,  будка, емкость с водой, появились интерактивные солнечные часы,  высажены растения-синоптики:

  • анютины глазки, одуванчики, календула  перед дождем закрывают свои цветки;
  • герань наоборот вытягивается и распрямляет стебли;
  • у клевера и кислицы перед ненастьем листочки меняют свою форму, - складываются;
  • лилии, гиацинты, флоксы - перед дождем усиленно пахнут;
  • если на широких листьях канн утром выступают прозрачные капельки воды, днем обязательно пойдет дождь.

Дополнительным элементом площадки стали интерактивные солнечные часы, которые позволяют детям учиться определять время по солнцу. Солнечные часы состоят из трех деталей: Солнца, гномона (то есть стержня, отбрасывающего тень) и циферблата, на который эта тень падает.

Метеоплощадка вызвала интерес и взрослых и детей. В процессе создания приборов  много нового узнали не только воспитанники, но и педагоги, родители. В теплое время года особенно были особенно ценны показания приборов и растений для практической деятельности и наша площадка стала изюминкой детского сада. Работа на метеоплощадке продолжается.