Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Народные промыслы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Этот конспект занятия поможет сформировать знания у детей об особенностях издлелий: городецких, хохломских, гжельских, дымковских мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие "Народные промыслы" | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему «Народные промыслы»
Цель:
Закрепление знания детей об истории возникновения народных промыслов.
Задачи:
- Продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
- Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
- Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»
Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда - хохлома), готовые образцы рисунков, фломастеры для каждого ребёнка.
Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам.
Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор.
Методы и приёмы:
- Организационный момент: «Круг добра»
- Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации
- Рассказ воспитателя о народных промыслах
- Физминутка «Скоморохи»
- Художественное творчество детей: д/и «Закончи узор»
- Итог
В группе организована выставка «Народные промыслы России».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу).
«Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро всем нам -
Добрым, хорошим друзьям».
(дети проходят, садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо)
«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Незнайка. Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».
Ребята, а что такое народные промыслы? (это то, что мастерили русские люди)
Воспитатель: Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.
(Показывает предмет городецкой росписи)
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовут.
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно).
Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор?
Дети: цветов, листочков.
Воспитатель: (Показывает дымковскую игрушку)
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
И село большое Дымково назвали.
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Воспитатель: Как называются эти игрушки?
Дети: Дымковские игрушки.
Воспитатель: Из какого материала они изготовлены?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки?
Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.
Воспитатель: (Показывает хохломскую игрушку)
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И негде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
- Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда?
Дети: из дерева.
– Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор?
Дети: Из травки, листочков, ягод.
Воспитатель: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».
Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка?
Дети: Это место где продают разные товары.
Воспитатель: Ярмарка - это праздник, веселье, торговля, гуляние.
Физминутка
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. (Показывает предмет из гжели)
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
- Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды?
Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.
Воспитатель: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, существуют и другие народные промыслы. Например, каргопольская игрушка. (Показ). О них мы поговорим позже.
Д/игра «Закончи узор»
А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).
Итог
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась).
Образовательная область: «Художественное творчество»
Тема: «Золотая хохлома»
Подготовительная группа
Цель: воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, и уважение к труду народных мастеров.
Задачи:
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи;
- продолжать упражнять в приемах кистевой росписи, совершенствовании свободного владения кончиком кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности;
- формировать умения выделять и передавать цветовую гамму;
- закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома;
- совершенствование координации руки и глаза, мелкой моторики рук;
- развивать фантазию и творческое воображение;
- совершенствовать речь,как средство общения;
- развивать самостоятельность в выборе посуды и цветовой гаммы.
Предварительная работа:
- Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
- Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
- Цикл НОД в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
- Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
- Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!», «Собери картинку из частей».
- Пополнение центра художественного творчества предметами народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, тематические раскраски,детские работы.
Материал для работы.
Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, ложки и др.) жёлтого, красного цвета; кисти беличьи, подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.
Ход совместной деятельности.
Ребята, мы с Вами так много знаем о Хохломе. Мы многому научились, умеем раскрашивать посуду хохломской росписью, и знаем, как правильно это делать. И у меня в связи с этим, возникла идея.
А давайте откроем у нас в группе свою художественную мастерскую. Т.е мы с вами будем раскрашивать посуду узорами и размещать её в нашей мастерской, на выставке.
В мастерскую будут приходить посетители и любоваться нашими работами. И возможно, кому -нибудь захочется приобрести себе сувенир на память. Как вам моя идея?
Но для того, чтобы открыть нашу мастерскую, нам нужны художники-мастера. Вы готовы ими стать? У нас с вами уже есть некоторые экспонаты, но их маловато. И поэтому я предлагаю ещё пополнить нашу выставку - Вы согласны?
На стенде выставлены силуэты различной посуды.
Посмотрите, здесь и миски, и ложки и вазы. У них золотой жёлтый фон. Выберите любой понравившийся силуэт и пройдите в нашу художественную мастерскую.
Дети выбирают силуэт посуды, проходят на свои места, садятся.
Закрепление опорных знаний.
Прежде чем начать украшать посуду хохломскими узорами, давайте вспомним последовательность.
- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).
- Что будете рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку).
Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
- Что будете изображать на завитке сначала (Сначала крупные элементы: ягоды, листья,
Потом – мелкие элементы: (осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).
- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
Молодцы, ребята, всё знаете!
Теперь можете приступать к работе. А потом мы разместим наши посуду на стенде в нашей мастерской и посмотрим, у кого как получилось.
Анализ
Как вы знаете, у каждого мастера своё письмо, свои узоры, своё сочетание цветов. А как вы думаете, нас можно назвать художниками мастерами ?
А как вы считаете, кто у нас настоящий хохломской мастер?
Почему? Посуда раскрашена аккуратно, по всем правилам и с использованием хохломских элементов). Сегодня ваши работы досохнут, а завтра их можно будет поместить на выставку, в нашу мастерскую.
Теперь мы с вами настоящие художники - мастера. И даже можем уже научить чему-то других ребят.
Ну вот, наша художественная мастерская готова к открытию, и в ней есть всё, для того, что бы посетители могли полюбоваться нашим мастерством.
Если есть желающие создать ещё экспонаты, можно продолжить. Но, как и после любой работы, нам нужно навести порядок в своей мастерской. Вы мне поможете? Дети прибирают своё рабочее место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром,тема:"Зоопарк".
Расширять знания детей об обитателях зоопарка.Учить понимать зависимость между внешним видом животного,его повадками и средой обитания,особенностями питания.Познакомить с правилами поведения при наблю...
Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим на тему "Игрушки"
конспект открытого занятия по Ознакомлению с окружающим в дошкольном отделении для детей с нарушенным слухом...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: "Весна"
Занятие-досуг в средней группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром,тема:"Зоопарк".
Посещение детей ,старшего возраста зоопарка на ст.м. Горьковская....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Народные промыслы»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Народные промыслы»...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему:«Народные промыслы»
конспект предназначен для занятия по ознакомлению воспитанников с окружающим...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия: «Зимние забавы»
Закрепление представлений о зиме и её зимних забавах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зимние забавы»: (коньки, лыжи, санки, снежная горка, снеговик, зима, снег, снежин...