Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Народные промыслы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Этот конспект занятия поможет сформировать знания у детей об особенностях издлелий: городецких, хохломских, гжельских, дымковских мастеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие "Народные промыслы"25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему «Народные промыслы»

Цель: 

          Закрепление знания детей об истории возникновения народных промыслов.

Задачи:

  1. Продолжить формировать знания об особенностях  изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
  2.  Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
  3. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного. 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»

Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда - хохлома),  готовые образцы рисунков, фломастеры для каждого ребёнка.

Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам.

Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор.

Методы и приёмы: 

  • Организационный момент: «Круг добра»
  • Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации
  • Рассказ воспитателя о народных промыслах
  • Физминутка «Скоморохи»
  • Художественное творчество детей: д/и «Закончи узор»
  • Итог

В группе  организована  выставка   «Народные  промыслы  России».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу).

«Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Доброе утро всем нам -

Добрым, хорошим друзьям».

(дети проходят, садятся на стулья)

Воспитатель: Ребята, я сегодня  получила  сказочное  письмо,  давайте  посмотрим,  что  в  письме. (Воспитатель  открывает   конверт  и читает письмо)

 «Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Незнайка. Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах. А я ничего не знаю об этом.  Помогите мне, пожалуйста».

Ребята, а что такое  народные промыслы? (это то, что мастерили  русские  люди)

 Воспитатель: Да,  русские люди – удивительный  народ. Они  всегда стремились  к  красоте,  замечали  ее  вокруг  себя:  восход солнца,  снегопад, хоровод  осенних  листьев. Своими  руками  русские  люди     творили  чудеса:  делали  посуду,  игрушки  и  много  других  предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

Воспитатель:  Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.

(Показывает предмет городецкой росписи)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовут.

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно).

Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети:  цветов, листочков.

Воспитатель: (Показывает дымковскую игрушку)

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Воспитатель:   Как называются эти игрушки?

Дети: Дымковские игрушки.

Воспитатель:  Из какого материала они изготовлены?

Дети:  Из глины.

Воспитатель:  Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

 Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки?

Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.

Воспитатель: (Показывает хохломскую игрушку)

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И негде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

-  Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда?

Дети: из дерева.

– Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети: Из травки, листочков, ягод.

Воспитатель: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».

Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду,  расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке:  «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка?

Дети: Это место где продают разные товары.

Воспитатель: Ярмарка - это праздник, веселье, торговля, гуляние.

Физминутка  

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам.    (Показывает предмет из гжели)

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

  - Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды?

Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.

Воспитатель: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, существуют и другие народные промыслы. Например, каргопольская игрушка. (Показ). О них мы поговорим позже.

Д/игра «Закончи узор»

А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками  и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры.  Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).

 Итог

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая  понравилась. Чем понравилась).

  Образовательная область: «Художественное творчество»

Тема: «Золотая хохлома»

Подготовительная группа

Цель: воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, и уважение к труду народных мастеров.

Задачи:

  • Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи;
  • продолжать упражнять в приемах кистевой росписи, совершенствовании свободного владения кончиком кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности;
  • формировать умения выделять и передавать цветовую гамму;
  • закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома;
  • совершенствование координации руки и глаза, мелкой моторики рук;
  • развивать фантазию и творческое воображение;
  • совершенствовать речь,как средство общения;
  • развивать самостоятельность в выборе посуды и цветовой гаммы.

Предварительная работа:

  1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.  
  2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных      образцов.
  3. Цикл НОД в  области   «Художественное творчество» (декоративное рисование).
  4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись    силуэтов  в совместной деятельности воспитателя с детьми и  самостоятельной  художественной деятельности детей.
  5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику»,  «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!», «Собери картинку из частей».
  6. Пополнение центра художественного творчества предметами  народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, тематические раскраски,детские работы.

Материал для работы.

Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, ложки и др.) жёлтого, красного  цвета; кисти беличьи, подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.

    Ход совместной деятельности.

        Ребята, мы с Вами так много знаем о Хохломе. Мы  многому научились,  умеем раскрашивать посуду хохломской росписью, и знаем, как правильно это делать. И у меня в связи с этим, возникла идея.

А давайте откроем у нас в группе свою художественную мастерскую. Т.е мы с вами будем раскрашивать посуду узорами и размещать её в нашей мастерской, на выставке.

В мастерскую будут приходить посетители и любоваться нашими работами. И возможно, кому -нибудь   захочется  приобрести  себе сувенир на память. Как вам моя идея?    

 Но для того, чтобы  открыть  нашу  мастерскую, нам нужны художники-мастера. Вы готовы ими стать? У нас с вами  уже есть некоторые экспонаты, но их маловато. И поэтому  я предлагаю ещё пополнить нашу выставку   - Вы согласны?

    На стенде выставлены силуэты различной посуды.

     Посмотрите, здесь и миски, и ложки и вазы. У них золотой жёлтый фон.      Выберите любой понравившийся силуэт и пройдите в нашу художественную мастерскую.

   Дети выбирают силуэт посуды,  проходят на свои места, садятся.

   Закрепление опорных знаний.

 Прежде чем начать украшать посуду хохломскими узорами, давайте вспомним     последовательность.

  1. С чего начнёте?  (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).
  2. Что будете рисовать после(Завиток, изогнутую веточку). 

     Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

  1. Что будете изображать на завитке сначала  (Сначала крупные элементы: ягоды, листья,

         Потом – мелкие элементы: (осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).

  • Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
  • Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
  • Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

      Молодцы, ребята, всё знаете!

Теперь можете приступать к работе. А потом мы разместим наши посуду на стенде  в нашей мастерской  и посмотрим, у кого как получилось.

Анализ

Как вы знаете, у каждого мастера  своё письмо, свои узоры, своё сочетание цветов.  А как вы думаете, нас  можно назвать художниками  мастерами ?

А как вы считаете, кто у нас настоящий хохломской мастер?

Почему? Посуда раскрашена аккуратно, по всем правилам и с использованием хохломских элементов). Сегодня ваши работы досохнут, а завтра их можно будет поместить на выставку, в нашу мастерскую.

Теперь мы с вами настоящие художники - мастера. И даже можем уже научить чему-то других ребят.

Ну вот, наша художественная мастерская готова к открытию, и в ней есть всё, для того, что бы посетители могли полюбоваться нашим мастерством.

Если есть желающие создать ещё экспонаты, можно продолжить. Но, как и после любой работы, нам нужно навести порядок в своей мастерской. Вы мне поможете? Дети прибирают своё рабочее место.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром,тема:"Зоопарк".

Расширять знания детей об обитателях зоопарка.Учить понимать зависимость между внешним видом животного,его повадками и средой обитания,особенностями питания.Познакомить с правилами поведения при наблю...

Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим на тему "Игрушки"

конспект открытого занятия по Ознакомлению с окружающим в дошкольном отделении для детей с нарушенным слухом...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром,тема:"Зоопарк".

Посещение детей ,старшего возраста зоопарка на ст.м. Горьковская....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Народные промыслы»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Народные промыслы»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему:«Народные промыслы»

конспект предназначен для занятия по ознакомлению воспитанников с окружающим...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия: «Зимние забавы»

Закрепление представлений о зиме и её зимних забавах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зимние забавы»: (коньки, лыжи, санки, снежная горка, снеговик, зима, снег, снежин...