Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нечаева Светлана Юрьевна

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы»

 

Программное содержание: закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новой (клёст), изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей внимание, воспитывать желание помогать птицам в зимний период года, обогащать словарь детей (зимующие птицы, кормушка и др.), воспитывать чувство коллективизма, выдержки.

Виды деятельности: Познавательная, речевая, двигательная, трудовая.

Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок.

Материалы к занятию: мячик из мишуры («снежок»), фонограмма с голосами птиц, магнитофон, макеты деревьев, картинки птиц, мешочек с семенами подсолнуха, тыквы, зёрнами пшеницы, ягодами рябины, круги из картона, различные зёрна, верёвочки для «пряников», клейстер.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

А сейчас поиграем в игру «Снежок». (Дети становятся в круг и передавая «снежок», называют признаки зимы, а если кто-то не назвал признак или повторил тот же самый, заходит в круг и ждёт, когда другие назовут нужный признак зимы.)

Затем звучит фонограмма с голосами птиц.

Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.)

Правильно, это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные.)

А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом и др.)

А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие птицы.)

А вот необычное дерево, на котором поселилась целая стайка, и птицы в этой стайке разные. Но на одном дереве они не смогут прокормиться прокормиться. Давайте поможем птицам и расселим их по тем местам где им легче будет зимовать. А сейчас отгадайте загадку какую птицу мы будем переселять

Игра «Угадай птицу»

1. Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

Дятел сидит на стволе дерева, уцепившись за него лапами с острыми коготками. И опирается ещё и на жёсткие перья хвоста.Насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча дятла. У дятла очень длинный язык. Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса»).

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Осенью снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание.

3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)

Сороки могут поселиться в лесу, а могут и присмотреть себе удобное местечко по близости от людей. Свои гнезда сороки устраивают на высоких деревьях. Корм сорок разнообразен. Сорока пожирает насекомых, гусениц и разных других мелких животных, иногда разоряет гнёзда других птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, злаки.

4. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.)

Воробьи встречаются повсюду. Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет. Никогда так не бывает, чтобы нашел воробей крошки и все эти крошки сам съел, друзьям не оставил. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.

Воспитатель  На ветке осталась одна птица. Может быть кто-то знает как она называетя?

Сейчас мы с ней познакомимся  (Презентация)

Это птица клёст. Клест имеет довольно крупную голову, мощный клюв и сильные лапки с цепкими когтями. Эта птица, зимующая. Птица эта уникальна. Дело в том, что клест выводит птенцов зимой. Это факт удивительный, однако и такому факту есть объяснение. И объяснение состоит в том, что клесты питаются семенами шишек, чаще еловых, но годятся для них также сосновые и пихтовые. Птенцов своих клесты кормят «еловой кашей» – семенами еловых шишек, которые взрослые птицы в своем клюве измельчают и смачивают слюной. И птенцы в течение дня съедают такой «каши» немало! В хвойных лесах шишки созревают как раз в самые холода, вот почему клесты выводят птенцов зимой. В другое время года, когда нет такого количества созревших семян, деток просто нечем будет кормить!

Воспитатель  А про какую птицу мы забыли? (Синица.)

Желтенькое брюшко -

воробья подружка.

(Синица)

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),

Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (дети показывают движение),

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень (прыжки).

Воспитатель  Ребята,а как мы можем помочь птицам в зимнее, голодное время года?

Ответы детей

Воспитатель: У кого дома есть кормушки? Какие птицы прилетают к ним? Из чего можно сделать кормушки?

- Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного.

- Мы тоже с вами можем помочь зимующим птицам, сделать для них угощение – пряники из различных семян.

Но сначала подготовим наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

Птичка прилетела (машем кистями рук),

Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта),

Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).

Дети готовят «пряники для птиц», наклеивая на круг из картона, к которому приделаны верёвочки, различные зёрнышки.

Воспитатель: а теперь мы эти пряники возьмём с собой на прогулку и развесим их на деревьях.

Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.

Воспитатель Каких птиц мы пойдём угощать?

А какие птицы ещё остались зимовать?

О какой птице вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы».

Формирование экологических знаний и бережного отношения к зимующим птицам....

Конспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы".

конспект НОД по окружающему миру...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Конспект  занятия «Зимующие птицы»...

Конспект занятия в старшей группе" Зимующие птицы"

Конспект занятия  в старшей группе" Зимующие птицы"...

конспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы"

конспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы"...

Конспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы"

Цель: Закреплять представления детей о признаках весны и перелетных птицах. Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять знания и представления детей о перелетных птицах, их голосах, частях ...

Конспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы"

Конспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы"...