Эксперементирование "Что такое воздух?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
опытно- экспериментальной деятельности
«Свойства воздуха»
Группа: 1 подготовительная
Воспитатель: Пантина О. А.
Санкт-Петербург
2017 год
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Методы:
- Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
- Наблюдения за объектом
- Беседа с элементами дискуссии
- Познавательный рассказ воспитателя
- Проведение опыта, эксперимента.
Предметная среда:
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, графин, стаканы разной формы, чайник, пластиковые контейнеры.
- Природный материал: апельсины.
- Бросовый материал: целлофановые пакеты, отрезки бумаги (калька), 2 листа бумаги, шар с водой.
- Неструктурный материал: песок, вода.
- Макет молекулы воздуха.
Воспитатель: На прошлых занятиях я вам рассказывала о воде, ее свойствах. А как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Ответы детей.
Воспитатель: Я дам вам подсказку
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Ответы детей - воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух. Сегодня я с вами хотела поговорить о воздухе. Но для начала, скажите, у кого из вас есть старшие братья или сестры, которые уже ходят в школу?
Ответы детей.
Воспитатель: А они вам случайно не рассказывали о таком предмете – физика?
Ответы детей.
Воспитатель: А кто знает, что изучает физика?
Ответы детей – (опыты).
Воспитатель: А вы хотите, чтобы мы с вами тоже провели опыты прямо здесь?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в секретную лабораторию, а сама превращаюсь в лаборанта. Закройте все глаза и скажите волшебные слова (Одеваю белый халат, шапочку, перчатка):
Ковер самолет, отправляйся в полет. Раз, два, три, четыре, пять в секретную лабораторию хотим опять!
Воспитатель: Рассаживайте поудобнее, я как лаборант хочу вас предупредить, чтобы опыты были безопасными, смотреть и слушать нужно очень внимательно, а во время опытов нужно всем сидеть на своих местах, вставать можно лишь тогда, когда я приглашу кого- то из вас мне помочь. Ну что готовы?
И так, начнем. Физика – одна из наук изучающих природу. Свое название физика получила от греческого слова «фюзис», что в переводе означает природа.
А кто мне скажет, что такое природа?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, можно сказать, что природа – это все что нас окружает, все что не создано человеком.
Природа бывает живая и неживая, мы с вами уже об этом говорили не раз. Кто скажет, что такое живая природа? А неживая?
Ответы детей.
Воспитатель: Живая природа – это все что рождается, развивается, питается, живет и умирает (растения, грибы, животные, люди, насекомые и т.д.) А неживая природа – это воздух, ветер, облака, солнце, луна, горы, радуга, вода, камни и т.д.)
Назовите мне объекты неживой природы, которые нас окружают.
Ответы детей.
Воспитатель: А чем отличается вода от песка? (даю отгадать с закрытыми глазами на ощупь песок и воду в контейнерах)
А почему вода и песок такие разные? Потому что вся живая и неживая природа состоит из молекул (молекулы из атомов), маленьких частиц. У воды свое молекулярное строение, а у песка свое, так же у камней, деревьев, у нас с вами, поэтому мы все такие разные.
Свойства воды вы уже знаете. Кто мне напомнит?
Ответы детей – вода без цвета, без вкуса, без запаха; может быть жидкостью, людом и паром.
Воспитатель: А сейчас давайте поговорим о воздухе. Что такое воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, воздух виден? Какого он цвета? Чем он пахнет? У него есть запах? Какого он вкуса?
Ответы детей - прозрачный, бесцветный, без запаха, без вкуса.
Воспитатель: Давайте проведем небольшой опыт и посмотрим что же легче воздух или вода?
Опыт 1: Два пакета, один с водой, в другой набираем воздух. Даю сравнит детям вес пакетов. Какой пакет легче? Еще раз убеждаемся, что воздух бесцветный и прозрачный.
Воспитатель: А нужен ли нам воздух? Смогли бы мы с вами жить без воздуха?
Ответы детей.
Воспитатель: Воздух нам необходим. На самом деле воздух состоит из нескольких газов (азот, кислород, водород, углекислый газ). Мы с вами вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ, растения, деревья, поглощают углекислый газ и выделяют кислород – это все составные воздуха. Воздух необходим растениям, животным, людям, обитателям водной среды.
А еще благодаря воздуху летают самолеты. Как вы думаете, как такой большой и тяжелый самолет может летать?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте с вами проведем теперь такой опыт.
Опыт 2: Раздаю детям бумагу-кальку и прошу их приставить бумагу под нижней губой и подуть на нее, потом, наоборот, над верхней губой и подуть на нее.
Воспитатель: Благодаря обтеканию воздухом поверхности крыльев создается как бы воздушная подушка, которая держит самолет, а когда самолет садиться он открывает закрылки, воздух распределяется под другим углом и самолет начинает снижаться.
Как мы с вами уже говорили воздух очень лёгкий. Один кубический метр его у земной поверхности весит всего 1 кг 300 г. Однако он оказывает значительное давление на земную поверхность. На каждый квадратный сантиметр земной поверхности воздух давит с силой в один килограмм. И если в среднем поверхность человеческого тела составляет около полутора квадратных метров, то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 тонн. Как вы думаете это много?
Ответы детей.
Воспитатель: Представляете как на нас с вами давит воздух? Но такое давление способно раздавить всё живое. Почему же мы его не ощущаем? Объясняется это тем, что давление внутри нашего организма равно атмосферному. Атмосферное давление — это сила, с которой воздух давит на все тела. Внутреннее и внешнее давление как бы уравновешиваются.
Чтобы убедиться, что воздух на все предметы давит со значительной силой, давайте проведем такой опыт:
Опыт 3: наливаю полный стакан воды и прикрываю его листком бумаги. Прижимаю ладонью бумагу к краям стакана и быстро переворачиваю его. Затем убираю ладонь от листа, и показываю детям, что вода из стакана не выливается, хотя я держу его вверх дном. Это давление воздуха прижимает лист к краям стакана и удерживает в нём воду.
Воспитатель: Скажите летом у нас какой воздух холодный или теплый? А зимой?
Ответы детей.
Тёплый воздух легче, а холодный - тяжелее, в силу своей высокой плотности. Именно поэтому батареи отопления проходят вдоль пола (чтоб согревать холодный воздух), а форточки делаются в верхней части окна.
Теплый воздух поднимается вверх, а холодный вниз. Воздух нагревается, но в воздухе есть молекулы, которые при нагревании начинают ускорять свое движение. Вот воздух и поднимается вверх, кажется, что он легче.
Показываю пример с молекулой воздуха
Воспитатель: Давайте с вами проведем следующий опыт
Опыт 4: «Шарик в банке». Трехлитровую банку обдаю кипятком, затем выливаю его, беру шарик наполненный холодной водой, ставлю его на горлышко банки. Шарик сам постепенно проходит через горлышко банки внутрь.
Объяснение опыта: Когда я налила горячую воду в банку как вы думаете банка нагрелась? А после того как я вылила эту воду, банка осталась теплой или сразу остыла? А воздух в ней?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, банка от горячей воды нагрелась, а когда я вылила воду, банка еще оставалась какое-то время теплой. А от того что банка была теплой, воздух в ней тоже прогрелся, но со временем банка остывает и воздух в ней тоже. А при охлаждении воздух уменьшается, таким образом, втягивает шарик в банку.
Воспитатель: В начале нашего занятия мы с вами сравнивали два пакета один с водой, другой с воздухом, что оказалось легче вода или воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проведем следующий опыт.
Как вы думаете, апельсин утонет в воде или нет?
Ответы детей.
Опыт 5: Беру 3 апельсина, опускаю в воду неочищенный апельсин, апельсин на половину очищенный и полностью очищенный от кожуры апельсин.
Воспитатель: Почему же апельсин в кожуре не тонет, даже если очень постараться его утопить? Вроде бы два одинаковых апельсина, один утонул, а другой нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Дело все в том, что кожура апельсина пористая, там много воздушных капсул, а как мы с вами знаем воздух намного легче воды, поэтому он не тонет. По принципу апельсиновой кожуры устроены и спасательные жилеты, благодаря воздушным капсулам жилет не тонет, а выталкивает людей на поверхность воды.
Воспитатель: Ну что ж время нашего пребывания в секретной лаборатории подошло к концу. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Ковер самолет отправляйся в полет, ждет любимый детский сад дорогих своих ребят.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
Ответы детей.
А что мы нового узнали?
Ответы детей.
Давайте вспомним свойства воздуха? Какой он?
Ответы детей - (без цвета, без вкуса, без запаха, легче воды)
Ребята, вам было интересно? А наше путешествие вам понравилось, хотели бы в следующий раз еще попасть в секретную лабораторию и узнать что-то новое?
Ответы детей.
Литература:
1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, 4.
4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...