Экологическое воспитание в детском саду
статья по окружающему миру на тему
Задача педагога не только знакомить ребят с животными, растениям, но и научить относиться к ним бережно и внимательно. Побуждать у детей с младшего возраста интерес и любовь к объектам природы. Это необходимо для формирования правильного отношения к природе, для развития высших нравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в детском саду
Степанова Ирина Алексеевна
Воспитатель
МБДОУ Детский сад № 133 «Одуванчик»
г. Дзержинск
Я буду, так вводить малышей
в окружающий мир, чтобы они
каждый день открывали в нём
что – то новое, чтобы каждый
шаг был путешествием к истокам
мышления и речи, чтобы каждый
шаг познания облагораживал
сердце и закалял волю.
В. А. Сухомлинский.
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.
Самые маленькие жители Земли – дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей – нового направления дошкольной педагогики.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», – писал профессор М.М. Камшилов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внес изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний в формах, специфических для конкретного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности
Формирование личности в процессе самостоятельной деятельности, развитие собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности – это цель современного дошкольного образования.
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является обесценивание таких нравственных качеств, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.
Причина этого – серьёзные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведшие к социальному расслоению, снижению качества жизни достаточно большой части населения, что и повлияло на учащение вспышек негативизма, агрессии, жестокости. Негативные тенденции, характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребёнка, в результате чего у него формируется прагматичное и антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т. е. происходят явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения. Я считаю, что формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.
Психолого – педагогическими исследованиями доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого являются природа.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это роль их в биосфере огромна. «Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других лекарственных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно – просветительных и эстетических целях». От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественно – научных знаний.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта реализуется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой – одна из составных частей этого процесса – предлагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой.
Задача педагога не только знакомить ребят с животными, растениям, но и научить относиться к ним бережно и внимательно. Побуждать у детей с младшего возраста интерес и любовь к объектам природы. Это необходимо для формирования правильного отношения к природе, для развития высших нравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду № 11
Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....
Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.
В этом докладе изложен мой опыт работы по экологическому воспитанию , представлены формы и методы работы с детьми и их родителями....
Экологическое воспитание в детском саду
Доклад для родительского собрания...
Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду
Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....