Педагогический проект "ЗЕМЛЯ ОГНЕННОГО СОЛНЦА"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ экологической культуры, включающих в себя совокупность экологически развитых компонентов: сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pustynya.doc | 605 КБ |
prilozhenie_1.docx | 428.78 КБ |
prilozhenie_2.docx | 208.98 КБ |
prilozhenie_3.docx | 85.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
Д О корпус 6
ПЕДАГОГИЧЕСКИИ ПРОЕКТ
«ЗЕМЛЯ ОГНЕННОГО СОЛНЦА»
«Природа – это увлекательнейшая книга.
Только начни читать, не оторвешься».
Н.Сладков
Авторы:
Толмачева Нина Ивановна
Лошина Ираида Валентиновна
воспитатели высшей
квалификационной категории
ГБОУ Школа № 1161 ДО корпус 6
т.:8(495) 427- 64-39
Москва, 2017 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3 – 6
Этапы проекта ……………………………………………………………7 – 8
Паутинка проекта ……………………………………………………….9 – 13
Выводы ………………………………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………….15
Список литературы …………………………………………………….16 – 17
Приложения
Приложение 1. «Образовательная деятельность на тему: «А есть ли жизнь в пустыне?»
Приложение 2. Интегрированная образовательная деятельность на тему:
«Баба-Яга в царстве песков»
Приложение 3. Образовательная деятельность по экспериментированию на тему: «Этот удивительный песок»
Фотоотчет
Введение
Актуальность проекта.
Каждый уголок нашей планеты отличается своей неповторимостью, разнообразным климатом, рельефом, растительным и животным миром, поэтому так необходимо сохранить окружающую среду для будущих поколений.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И первые основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру закладываются в дошкольном возрасте.
Поэтому акцент должен быть сделан на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, так как экология – это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой. Дети должны научиться понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания – для детей эти связи называются «невидимыми ниточками природы». Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать эко сознание, которое формируется в процессе деятельности.
В раннем возрасте еще трудно выделить компоненты экологического сознания. Однако важно создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Примерно на 4–5 году жизни более отчетливо проявляются элементы экологического сознания ребенка: интерес к природе, к определенным видам деятельности, эмоциональные реакции, более осознанные оценки поведения людей в природе.
Надо отметить, что одно из условий воспитания экологической культуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.
Правильно организованное экологическое воспитание предоставляет широкие возможности развития познавательной и духовной сферы ребенка. Всем хорошо известно: ребенок – это активное, деятельное существо, которое следует направить в нужное русло, которому нужно показать, как действовать в созданных условиях.
Эффективным способом построения образовательного процесса, позволяющим реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка, является метод проектов. А педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности.
Тип проекта: познавательно-творческий
Возрастная группа: средняя группа № 9 «Знайки» (4 – 5 лет)
Продолжительность проекта: краткосрочный (27.03 – 28.04.2017г.)
Вид проекта: групповой
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители
Цель проекта:
Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ экологической культуры, включающих в себя совокупность экологически развитых компонентов: сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.
Задачи:
- познакомить детей с природной зоной - пустыней;
- расширять представления детей о пустыне, ее растительном и животном мире;
- формировать элементарные представления о взаимосвязях и
о взаимодействиях живых организмов со средой обитания;
- развивать способность к созданию выразительного художественного образа посредством продуктивной деятельности;
- способствовать развитию связной речи через художественную литературу и театрализованную деятельность;
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- развивать интерес к совместной работе, учить определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, затем самостоятельно;
- формировать предпосылки поисковой деятельности у дошкольников;
- расширять кругозор детей, воспитывать любознательность;
- воспитывать эмоционально положительное отношение к окружающему миру, разнообразию его красок и форм, понимание его неповторимости и красоты; чувства ответственности за состояние окружающей среды, желание и умение сохранять окружающий мир природы;
- способствовать приобщению родителей к реализации совместных проектов, как активных участников образовательного процесса.
Планируемые результаты:
- знать и называть характерные особенности пустыни (жарко, кругом песок, редко идёт дождь, встречаются оазисы, песчаные бури);
- уметь различать и называть представителей животного мира пустыни: верблюд, варан, тушканчик, черепаха, ящерица, длинноухая лисица скорпион, джейран;
- уметь различать и называть растения: верблюжья колючка (перекати поле), кактус, саксаул;
- знать и называть особенности приспособления к среде обитания некоторых животных и растений;
- знать и называть свойства песка;
- уметь играть с песком, соблюдая необходимые правила безопасности.
Продукт проекта:
- макет пустыни с ее обитателями;
- самодельная книга-сказка из рисунков детей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | ||
Деятельность педагога | Взаимодействие с родителями | Сроки реализации |
| Познакомить родителей с задачами проекта, обозначить их роль в реализации проекта | 27.03. – 02.04. 2017г. |
Формирующий этап | ||
Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с родителями | Сроки реализации |
|
| 03.04. – 28.04. 2017г. |
Итоговый этап | ||
Продукт проекта:
| 28.04.2017г. |
Паутинка проекта
Образовательные области | Виды совместной деятельности | |||
РЕЧЕВОЕ | Коммуникация | Чтение художественной литературы | ||
Тематические занятия: составление рассказа: описательного рассказа: «Корабль пустыни» по картине, созданной ребенком с использованием дидактического материала: «Кто живет среди песков?» Дидактические игры: «Что перепутал художник?» Словесные игры: «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Подбери пару», «Четвертый лишний». Пальчиковые игры | Стихи: С. Маршак «Жёлтая страница» Е. Евсеева «Пустыня» В. Безладнов «Скажите, будьте так добры…», «Оазис в пустыне» Виталий Бианки: «Горы и пустыни» С. Баруздин «Верблюд» В.Степанов «Атлас животного мира» Рассказы: Н. И. Сладков «С севера на юг» (В песках.) Г. Снегирев «Верблюжья варежка» Р. Киплинг «Страус и черепаха», «Отчего у верблюда горб» В. Флинт «В пустыне» Рассказы из пособия «Природные зоны»: «Перекати-поле – шаровая сеялка», «Растения и животные пустынь» Сказки: японская сказка в обработке Н. Фельдман «Врун» тувинская сказка «Как верблюд стал некрасивым» экологическая сказка «Как Тучка была в пустыне» | |||
ПОЗНАВА ТЕЛЬНОЕ | Познание | |||
Тематические занятия: «Баба-Яга в царстве песков» (Приложение 2) «А есть ли жизнь в пустыне?» (Приложение 1) «Этот волшебный песок» (экспериментирование) Беседы: «Что такое пустыня?» «Растения пустыни» «Животные пустыни» «Этот волшебный цвет пустыни!» Поисково-исследовательская деятельность: Просмотр презентации: «Пустыня и ее обитатели» «Клад» — советский мультипликационный фильм по сказкам Александра Костинского. Наблюдения: за черепахой, кактусом, суккулентными растениями. Экспериментирование: «Опыты с песком» Ситуативная беседа: «Почему у кактуса не листочки, а иголки?» «Что такое «оазис?» Моделирование ситуаций: «Путешествие верблюжонка» «Прогулка по пустыне» Дидактические игры: Лото «Животный мир», «Какого растения не стало?», «Собери картинку» (пазлы), «Где я живу?», «У кого кто?» Конструирование: «Зоопарк» (лего, деревянный конструктор) Пальчиковые игры | ||||
СОЦИАЛЬ НО КОММУНИ КАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Социализация | Труд | Безопасность | |
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк» «Путешествие в пустыню» |
| Беседы, обсуждения: «Как играть с песком?» «Почему могут быть опасны змеи?» Игры по безопасности: «Хорошо — плохо», «Можно — нельзя» | ||
ХУДОЖЕСТ ВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Театр и музыка | Художественное творчество | ||
Слушание звуков пустыни: журчащей воды, дождя, ветра. Театрализованные игры: «Новые друзья верблюжонка», «Лягушонок и Тучка» Драматизация сказки: Р.Киплинг «Страус и черепаха», | ООД Лепка: «Он на ежика похож!» «Змейка» «Черепаха» Аппликация: «Я ползу не торопливо, в толстом панцире с отливом» Рисование: «Караван в пустыне» «Природа пустыни» Конструирование и ручной труд:
| |||
ФИЗИЧЕС КОЕ | Здоровье | Физкультура | ||
Беседы: «Вода в пустыне» | Подвижные игры: «Черепашьи гонки», «Найди и промолчи», «Самолеты» | |||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей Свободная деятельность детей | ||||
Книжный уголок:
книги: В.Флинт «В пустыне» С. Маршак «Жёлтая страница» Е. Евсеева «Пустыня» В. Безладнов «Скажите, будьте так добры…», «Оазис в пустыне» Виталий Бианки: «Горы и пустыни» С.Баруздин «Верблюд» В.Степанов «Атлас животного мира» Р. Киплинг, «Страус и черепаха» Загадки о пустыне, животном и растительном мире. Центр игры:
Центр дидактических и развивающих игр: «Составь картинку» (пазлы), тематические лото, домино. Центр творчества:
Центр театра:
Центр конструирования: конструкторы разного размера, напольные, настольные, конструктор «лего». Центр двигательной активности:
| ||||
Взаимодействие с семьей Мероприятия по работе с родителями:
|
Вывод
Любой проект – это плод раздумий и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей, способ реализации личностно-ориентированного подхода, это отражение мировоззрения участников проекта, в том числе творческого и экологического.
Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Для реализации проекта необходимо создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Знакомство ребёнка – дошкольника с природными зонами в процессе реализации проекта даёт ему возможность самому сделать вывод, что все в природе взаимосвязано: и на образ жизни и внешний вид животных и растений влияет среда их обитания.
Заключение
Планомерная работа по формированию и углублению знаний о природе пустыни, как об увлекательнейшей книге, от которой не оторвешься, привела к качественным изменениям:
- в результате данного проекта у детей пополнились, знания и представления о природной зоне земли - пустыне, условиях жизни ее обитателей (животных, растений);
- в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками о мире пустыни, у детей расширился и активизировался речевой запас;
- реализация проекта способствовала развитию у детей предпосылок поисковой деятельности, умению самостоятельно принимать решения и проявлять свои способности;
- продуманная организация тематических бесед, наблюдений способствовали формированию гуманного отношения к природе, осознанного понимания того, что забота об окружающей среде есть забота о самом человеке, его будущем, будущем планеты и всех живых организмов, которые ее населяют, желание созидать, а не разрушать;
- большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
2. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
3. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с.
4. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М. «ВАКО», 2006г.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 208с.
6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн.: «Асар», 1996. – 128с.
7. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под.ред. Дыбина О.В. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
8. Николаева С.И. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995г.
9. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с
10. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. (пилотный вариант). Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. 352 с.
12. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа» М.: «Карапуз – дидактика», 2005. – 192 с.: 192 с.: ил.
13. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников. М.: Издательство АСТ, 2007. - 48 с.
14. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животный мир жарких стран». М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 112 с.
15. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. М., Просвещение, 1986г
16. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. - СП Изд. «Детство – Пресс», 2010г.
17. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир. Изд-во: ГНОМ и Д, 2007. - 94 с.
18.
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161 корпус № 6
Образовательная деятельность
в средней группе № 9 «Знайки» на тему:
«А ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНИ В ПУСТЫНЕ?»
Подготовили и провели
воспитатели высшей
квалификационной категории
Толмачева Н.И.
Лошина И.В.
Москва, 2017г.
Цель:
Формирование первичных представлений у детей среднего дошкольного возраста о пустыне, как объекте окружающего мира и его природных особенностях.
Задачи:
- дать детям первоначальное представление о природных зонах земли (пустыня);
- познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его некоторыми свойствами;
- расширять представление детей о животном мире пустыни,
- учить детей поддерживать беседу об обитателях пустыни, рассуждать, высказывать свою точку зрения;
- продолжать учить детей отгадывать загадки;
- развивать познавательную активность и любознательность детей в процессе экспериментирования и умение делать выводы;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, интерес и стремление ее изучать.
Интеграция областей: «Познавательная», «Речевая».
Оборудование:
книга Д.Теплова «Моя первая книга о природе»;
картинки животных пустыни: верблюд, черепаха, змея, варан, скорпион; стаканчики с песком и трубочки для проведения опыта,
Ход образовательной деятельности
Однажды Нелли, девочка нашей группы, принесла в группу игрушку – верблюжонка. Дети с интересом рассматривали игрушку, и Нелли с гордостью сказала, что это верблюжонок. А Саша спросила:
- А где живет это животное?
- В пустыне – ответил Тема.
- А что такое пустыня? – спросила Катя.
Дети притихли.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда произошло название «пустыня»?
Дети: Потому что там пусто!
Воспитатель: Значит, там нет жизни? Так ли это?
Дети: Нет! Там верблюд, змеи, колючки.
Воспитатель: Вы знаете, многие думают, что пустыня – это такое место, где пусто, где ничего не растет, и никто не живет, где только песок и горячее солнце. Интересно а, где и как, нам узнать о жизни в пустыне? (ответы детей)
Воспитатель: Вы правы, можно спросить у родителей или у старшего брата, попросить их найти книги о пустыне. А еще?
Дети: По телевизору посмотреть! В зоопарке!
Воспитатель: Молодцы! Мы можем посмотреть фильмы, посетить музеи, зоопарк. Кстати, у нас в группе есть одна книга! (Воспитатель достает и показывает детям картинку пустыни в книге Д. Теплова «Моя первая книга о природе», и читает стихотворение)
На север ли, восток,
На запад или юг
Идёшь, и всё – песок,
Один песок вокруг.
Там не видать зверей
И не цветут цветы,
Лишь ящериц и змей
Увидеть можешь ты.
Воспитатель: (Воспитатель, показывая на барханы, спрашивает детей.)
Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие необычные горки? (Ответы детей выслушиваются, но не комментируются.)
Опыт «Барханы»
Воспитатель: Ребята, перед каждым из вас пластиковая баночка с сухим песком и трубочкой для коктейля. Представьте, что каждый из нас — ветер: несильно, но достаточно долго подуйте на песок. (Дети выполняют задание.)
Что с ним происходит? (Ответы детей)
Верно! Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок с одного места переместится на другое и у некоторых появился песчаный холмик. Вот такие песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Иногда над пустыней дуют сильные ветры. Они поднимают тучи песка — так возникают пустынные бури.
В пустынную бурю, мы с вами превратиться не сможем, а вот стать маленькой пустынной песчинкой получится. Повторяйте все со мной!
Физкультминутка «Пустынная страна» (Дети выполняют движения в соответствии с текстом под музыку ветра.)
Пустынная страна.
Песок по ней кружится,
Несётся, как волна.
Неведомо откуда,
Неведомо куда.
Бредут по ней верблюды-
Степные поезда.
А ветер носит тучи
Горячего песка.
Воспитатель: Песок, ребята, такой раскалённый, что нельзя ходить по нему босиком, иногда он такой горячий, что в нём можно сварить яйцо. В пустыне нет свежего ветра, он такой же горячий, как и песок.
Животный мир пустыни тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище и воде. Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности – жёлто-серая. Они приспособились к сильной жаре. Многие из них прячутся в густых, тенистых местах во время жаркой части дня, в норках, появляясь в сумерках или ночью, чтобы поохотиться или попастись.
А какие животные здесь обитают, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.
Слушайте первую загадку.
- Целый день в жаре идёт,
Ест колючки и не пьёт.
Чай, ковры, шелка и дыни
Пронесёт через пустыню,
После – выпьет влаги пруд
Друг кочевника — … (верблюд)
Кто покажет на картине верблюда? (Ребенок находит и показывает животное. Аналогично отгадывают другие загадки и показывают животных.)
- Вот идёт на ножках дом,
Кто живёт – не знаю – в нём!
Что за зверь? – Я видел лапу!!
Успокоил меня папа –
Места нет для страха!
Это – ... (черепаха)
- По пригорочку бежит,
Хвостиком-рулём рулит.
Схватишь хвостик, только — ах!
Убежала! ... Хвост в руках… (ящерица)
- Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я – … (змея).
Молодцы! Все загадки отгадали. А теперь поиграем в игру!
«Какого животного не стало?»
На мольберте выставляется пять картинок животных. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и вспоминают, какое животное стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз.
Физкультминутка (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
В пустыне нет деревьев,
В пустыне нет травы.
Вокруг одни барханы-
Песчаные холмы.
Там бабочек не видно,
И птицы не поют,
Верблюдов караваны
Там в мареве бредут.
Воспитатель: Ну вот, ребята, вы теперь знаете, что пустыня только кажется необитаемой. Хоть и жарко, но растения и животные приспособились к таким условиям жизни.
Ребята, а давайте сделаем самодельную книгу – сказку о животных, которые живут в пустыне, и подарим детям старшей группы! А родителей попросим изготовить макет пустыни с животными и растениями.
Литература:
- Теплов Д. Моя первая книга о природе: Словарь в картинках. – М.: АСТ – ПРЕСС 2000. – 64 с., ил.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животный мир жарких стран». М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 112 с.
.
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161 корпус № 6
Интегрированная образовательная деятельность
в средней группе № 9 «Знайки» на тему
«БАБА-ЯГА В ЦАРСТВЕ ПЕСКОВ»
Подготовили и провели
воспитатели высшей
квалификационной категории
Толмачева Н.И.
Лошина И.В.
Москва, 2017г
Цель:
Углубить знания детей о пустыне и ее обитателях, воспитывать желание беречь и охранять природу.
Задачи:
- расширять представления дошкольников о пустыне (особенности климата);
- познакомить с растениями пустыни, научиться определять связь строения растения с естественной средой обитания; дать знания о значении растений для людей и животных, живущих в пустыне;
- систематизировать знания детей о представителях животного мира пустыни (уникальность, особенности внешнего вида, повадки);
- развивать диалогическую и монологическую речь, обогащать и активизировать словарный запас: пустыня, барханы;
- развивать познавательный интерес, любознательность, воображение;
- вызвать интерес к природе разных климатических зон, раскрыть величие и красоту пустыни, способность видеть, чувствовать эту красоту, воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое», «художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Оборудование:
мультимедийная презентация «Царство песков»;
5 лепестков разного цвета: голубой, зеленый, коричневый, белый, желтый;
картинки животных и растений для раскрашивания, цветные карандаши, восковые мелки.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно!
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Ребята, я предлагаю вам продолжить наше знакомство с пустыней и приглашаю вас в наш кинозал. Но прежде ответьте на вопрос:
Что означают в природе эти цвета? (воспитатель показывает поочередно 5 лепестков разного цвета – голубой, зеленый, коричневый, белый и желтый)
Дети: Голубой цвет – вода. Зелёный – цвет травы, леса. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег. Жёлтый цвет – солнце.
Воспитатель: Молодцы ребята! Но желтый цвет еще и цвет пустыни. Как вы думаете почему?
Дети: Там жарко.
Воспитатель: Давайте совершим небольшую видео прогулку по пустыне. Рассаживайтесь, начинаем!
(Слайд 1)
Вот желтая страница –
Пустынная страна,
Песок по ней кружится,
Несется, как волна.
Вы поняли, почему желтый цвет – цвет пустыни? (ответы детей)
Верно, цвет пустыни – это цвет песка, а песок желтый. (На слайде появляется Баба – Яга в ступе.)
Баба – Яга: Ой-ей-ей! Совершаю вынужденную посадку, моя ступа сбилась с курса! Как тут красиво! Все такое желтенькое, все такое ровненькое, тепленькое!
Куда это я попала? (На слайде появляется верблюжонок)
Верблюжонок: Это пустыня, бабушка! Солнышко облюбовало это место на земле, ветер часто наведывается сюда, воды очень мало, потому что дожди идут очень редко. Зато жаркое солнце здесь круглый год.
Баба – Яга: Да я, касатик это заметила. Видать поэтому, тут нет ни кустика, ни одной травинки.
Верблюжонок: Нет, здесь есть растения, которые приспособились к жаре и к тому, что мало воды. Вот одно из них (Слайд 2) – верблюжья колючка. Посмотрите, вместо листьев у нее колючки.
Баба – Яга: А почему у него колючки, а не листья?
Верблюжонок: Потому что листья отдают влагу (испаряют влагу) раскаленному воздуху пустыни, а растение должно как можно больше влаги сохранить в себе. А еще у нее очень длинные корни, чтобы доставать воду, которая находится глубоко под землей. (На слайде появляется кактус)
Баба – Яга: Ой, а это ж кактус! Я видела его у Василисы Премудрой на подоконнике! Ох, и колючий! Правда, у нее был маленький.
Верблюжонок: Бабушка, кактусы бывают разные. Вот посмотрите. (Слайд 3)
Есть кактусы – гиганты, они высокие, как дерево. Есть кактусы самых неожиданных форм и размеров. Такими их сделала пустыня, жить в которой не так-то просто. У него тоже вместо листьев колючки.
Воспитатель: Ребята, вы поняли, почему у кактуса колючки? (ответы детей)
Молодцы, запомнили! А я знаю интересную физкультминутку про кактус, повторяйте все за мной!
Физкультминутка «Кактус» (Имитация движений в соответствии с текстом.)
Он на ёжика похож,
Только корнем в землю врос.
Нет ушей, ни ног, ни глаз,
Но, зато колючки класс!
У него цветочек красный,
Как красив цветущий … (кактус)
Здорово! Но нам пора продолжить нашу прогулку. Занимайте места в кинозале.
Баба – Яга: И откуда ты, голубчик, все знаешь? Ты кто такой?
Верблюжонок: Я – верблюжонок, я здесь живу.
Баба – Яга: Как же ты здесь один?
Верблюжонок: Я не один. К жизни в пустыне приспособились и животные. (Слайд 4)
Здесь есть насекомые – различные жуки, которые живут в основном в земле. Ну, а если есть насекомые, то есть и мелкие животные, которые ими питаются, например (Слайд 5) мыши, зайцы пустынные, тушканчики, ящерицы. А значит, охотники за мышами и ящерицами тоже найдутся, например пустынная лисица феннек. (На слайде появляется лисица)
А еще здесь живут (Слайд 6) черепахи, вараны, верблюды.
Смотрите вон там, вдалеке идет караван верблюдов. Они перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Но мне пора, меня будет искать мама. До свидания, бабушка! (На слайде исчезает верблюжонок)
Баба – Яга: Счастливо, касатик! Как интересно! В царстве песков, оказывается, тоже живут и жары не боятся! Но я в такой жаре долго не проживу, и вода у меня заканчивается. И домой мне пора. Домой, домой! В лесу у меня – благодать! (Слайд 7)
Воспитатель: Ну вот, ребята, наша видео прогулка подошла к концу. А давайте представим, что мы, в самом деле, гуляем по пустыне. Идемте за мной.
Физкультминутка «Пустыня» (Имитация движений в соответствии с текстом.)
По пустыне мы гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели.
И нас всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ножками топаем,
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Воспитатель: Ребята, а кого мы могли встретить сейчас во время прогулки? (Ответы детей) Молодцы! Теперь вы знаете, какие животные живут в царстве песков. Вы помните, мы хотели сделать книгу – сказку для малышей? Я приготовила для вас картинки животных для раскрашивания, подойдите, выберете животное, которое вам понравится, и садитесь за столы. Карандаши, восковые мелки вас уже ждут.
Дети раскрашивают животных. Воспитатель помогает, если необходимо кому-то, обращая внимание детей на слайд, на котором подобраны животные пустыни. В конце занятия рисунки вывешиваются на стенд, дети рассматривают их, делятся впечатлениями.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Рисунки получились яркие, аккуратные! Нам осталось с вами придумать сказку! Но это мы сделаем с вами в следующий раз, когда продолжим разговор о пустыне.
Литература:
- Мальт Виктория Море дьявола. М.: «Детская литература»,1974. – 69 с. ил.
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161 корпус № 6
Образовательная деятельность по экспериментированию
в средней группе № 9 «Знайки»
«ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»
Подготовили и провели
воспитатели высшей
квалификационной категории
Лошина И.В.
Толмачева Н.И.
Москва, 2017г.
Цель:
познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.
Задачи:
- уточнить из чего состоит песок;
- закрепить и расширить знания о свойствах сухого и мокрого песка;
- показать и доказать детям, что песок – природный фильтр;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, экспериментировать, делать выводы;
- развивать речь, умение вести диалог;
- вызвать интерес к играм с песком.
Интеграция областей: «Познавательная», «Речевая».
Оборудование:
разные виды песка, стаканчики с сухим песком, стаканчики с песком в воронках, вода чистая и грязная (вода, смешанная с почвой), подносы, салфетки.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой и не чтеньем,
Ждёт нас опыт и игра.
Для начала отгадайте загадку:
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе, насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть. Что это? (Ответы детей)
Молодцы! Отгадали! Это песок! Беремся за руки и повторяем со мной. (Дети идут вместе с воспитателем вокруг круглого стола.)
«Здесь не море, не лесок.
Здесь таинственный песок.
Станем мы широким кругом,
Держим за руки друг друга».
Воспитатель: Ребята, кто такие исследователи? (Исследуют, делают опыты).
Молодцы! Знаете. Я предлагаю вам сегодня стать исследователями, а это наша лаборатория. Посмотрите внимательно на стол и скажите, что мы будем исследовать? (Ответы детей: песок.) Абсолютно верно, песок.
Песок – это то, что осталось от гор, скал, обычных камней, после того как их разрушили, ветер, дождь и солнце.
А какого цвета бывает песок? (Ответы детей: желтый, серый.)
Верно, желтый, серый, а еще, посмотрите сюда (воспитатель обращает внимание детей на контейнеры, стоящие на круглом столе) песок может быть белым, бежевым, коричневым….
Рассмотрите внимательно песок и скажите, из чего он состоит? (Ответы детей: из камешков, песчинок). Смотрите, здесь и кристаллы и крупинки.
Ра-два-три-четыре-пять,
Предлагаю поиграть!
Превращаю всех в «песчаные крупинки». Ветер подул – и крупинки разлетаются в разные стороны. Ветер подул – и крупинки возвращаются к столу.
Вывод: крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.
Опыт 1.
А теперь наберите в кулачок горсть песка и выпустите его тоненькой струйкой.
Легко ли он сыпется? (Ответы детей: легко.)
Почему песок легко сыпется? (Ответы детей: он сухой, рассыпчатый, сыпучий.)
Вывод: Верно! Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
Опыт 2.
А теперь подойдите к своим столам, возьмите два стаканчика с песком. В один стаканчик налейте воды из маленького стаканчика. Какой стал песок? (мокрый)
Как вы считаете, мокрый песок может сыпаться? (Ответы детей: нет, он упадет весь сразу, он лепится.)
Вывод: Вы правы! Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Мокрый песок принимает любую форму. Ну, например: форму пирожков.
Физминутка
«Муку в тесто замесили, а из теста мы слепили, пирожки и плюшки, сдобные ватрушки».
Я пеку, пеку, пеку (Имитируют ладошками лепку пирожков.)
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки (Ладошки прижимают к груди.)
Испеку два пряничка. (Обе ладошки перед собой, внешней стороной к себе.)
Кушай, кушай, мамочка, (Повернуть ладошки, внутренней стороной вверх.)
Вкусные два пряничка. (Обе ладошки перед собой, внешней стороной к себе.)
А ребяток позову, (Ладошками зовем к себе.)
Пирожками угощу. (Лепим пирожки.)
Опыт 3.
Ребята, как вы думаете, хорошо ли песок пропускает воду? (Ответы детей: хорошо.) Ну что ж, давайте проверим. Возьмите стаканчик с водой и налейте воду в воронку с песком. (Дети наливают воду в воронку с песком и наблюдают. Из воронки начинает капать вода в стакан.)
Что вы видите? (Ответы детей.)
Вывод: значит, песок хорошо пропускает воду.
Опыт 4.
А если мы с вами, пропустим через песок грязную воду (вода, смешанная с почвой), что произойдет? (Ответы детей: она пройдет через песок.)
Хотите посмотреть, что произойдет? Тогда смотрите! (Воспитатель наливает грязную воду в новую воронку с песком. Дети наблюдают и видят, что в стакан капает не грязная вода, а чистая.)
Какая вода в стакане? (Ответы детей: вода чистая.)
Ребята, почему вода становится чистой? (Ответы детей: песок не пропускает.)
Вы догадались! Молодцы! У песка есть полезное свойство очищать воду. Вывод: Песок является природным фильтром.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что же было объектом нашего исследования? (песок).
Давайте еще раз вспомним, с какими свойствами песка мы сегодня познакомились. (Ответы детей.)
Вывод: Сухой песок – сыпучий, легкий, а мокрый – липкий, тяжелый;
Вода быстро впитывается в песок. Песок хорошо пропускает воду, он природный фильтр.
В песок можно играть, но соблюдая правила.
Литература:
- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
- Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа» М.: «Карапуз – дидактика», 2005. – 192 с.: 192 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
благодарность за конкурс рисунка "Огненная сказка"
благодарность...
"Сокровища огненного льва!
Игра-путешествие "Сокровища огненного льва" подразумевает реализацию таких программных задач как: развитие активного диалога, умение отгадывать загадки, развитие конструктивных способностей, расширени...
Огненный цветок
Основными целями НОД являются: 1. Продолжать укреплять знания детей о пользе и вреде огня. 2. Познакомить детей со свойствами огня.3. Помочь рассмотреть красоту «огненного цветка».4...
сказка-быль Волшебник огненного королевства
Эту сказку можно использовать, как отдельное произведение при изучении правил поведения с огнем,так и для занятий по ОБЖ для детей младшего школьного и дошкольного возраста....
Профориентационный краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люди огненной профессии»
Любой человек мечтает приобрести в жизни любимое дело, приносящее радость ему самому и доставляющее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь доставляла удовлетворение? Профессия челов...
2017 год - Год огненного петуха
http://[URL=http://depositfiles.com/files/pq6mumo10]http://depositfiles.com/files/pq6mumo10[/URL]...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗЕМЛЯ ОГНЕННОГО СОЛНЦА»
Представленный проект дает возможность расширить знания и представления детей о пустыне, не только как о земле золотого песка, над которой нестерпимо много неба и солнца, но и как об удивительно...