Экологический проект. "Наш дом - природа"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
"Наш дом - природа".Творческая работа с детьми подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_nash_dom_priroda.docx_1.docx | 395.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект для старшей группы детского сада
Проект "Наш дом - природа"
направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Продукт проекта - карта "Зеленый наряд детского сада", созданная совместно с детьми, презентация «Зимние птицы Москвы».
Проект «Наш дом – Природа» характеризуется особой полнотой и разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех участников педагогического процесса (Детей, родителей, педагогов).
ПРОБЛЕМА:
Чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный, а также подражательный характер, поэтому необходимо, учитывая возрастные особенности дошкольников, развивать их эмоциональную сферу.
Выбор темы: большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общается с природой. Тоже касается и детей-воспитанников детских домов. По предварительно проведенной диагностике был сделан вывод о том, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день
ГИПОТЕЗА:
Если в ГБОУ будут обеспечены максимально – благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном развитии детей.
Актуальность
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Мы начали эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные дошкольному восприятию игровые формы работы. Продуктом проекта является «Карта зеленых насаждений детского сада», презентация «Зимние птицы Москвы».
.
Карта проекта «Зеленый мир детского сада»
Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Расширение представлений детей о пользе деревьев для укрепления здоровья человека, о зимних птицах Москвы. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта: сентябрь-май
Тип проекта: информационно-творческий
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: долгосрочный
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- знакомы с деревьями, растущими на территории детского сада и их функциями;
- знакомы с некоторыми целебными свойствами деревьев для здоровья человека;
- имеют первоначальные навыки "чтения" карты;
- имеют представление о природе родного города;
- имеют представление о зимних птицах Москвы.
Родители:
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность;
- знают и применяют целебные свойства деревьев для оздоровления детей;
-знают зимних птиц Москвы.
Педагоги:
- осуществляют инновационную деятельность;
- повышают профессиональный уровень;
- расширяют свой экологический кругозор
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека;
- дать первоначальные сведения о карте местности
Развивающие:
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
- развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, птицам;
- воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный
2.Аналитический
3.Практический
4.Презентационный
Подготовительный этап
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о деревья, птицах.
Мероприятия:
1. Целевые экскурсии к деревьям на территории детского сада.
2. Знакомство с паспортом деревьев детского сада.
3. Просмотр слайдов фотоматериалов о родном городе "Город, вид с неба" , "Пейзажи" , презентации "Этот город самый лучший город на Земле"
4. Наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влияние на состояние деревьев.
5. Беседы с родителями "Деревья вокруг нас" .
6. Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев.
7. Беседы с детьми:
1. В чем отличие деревьев от других растений?
2. Какие деревья растут на территории детского сада?
3. Как на территории детского сада появились деревья?
4. Кто сажает деревья в лесу?
5. Какую пользу приносят деревья?
6. Как люди заботятся о деревьях? Приведите примеры.
7. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
8. Наблюдение за птицами на территории детского сада.
9. Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме исследования.
Аналитический
1.Совместно с детьми продумать продукт проекта.
2.Составить план мероприятий по реализации проекта.
3.Подготовка материала: подборка изображений деревьев,
растущих на территории, птиц; детской литературы о деревьях, о птицах художественного слова, физминуток и т.д.
Практический
1.Целевые экскурсии по территории детского сада.
2. Беседа: "Для чего нужны деревья".
3. Составление гербария "Листочки наших деревьев".
4. Наблюдение за ростом сирени.
5. Беседа: «Зимние птицы Москвы».
6. Художественное творчество. Зарисовки деревьев.
7. Коллективная разработка карты "Зеленый наряд детского сада"
8. Цикл дидактических игр по карте:
-"Найди свое дерево". Цель: найти на карте места, где растет данное дерево.
-"Прогулка в ельник". Цель: помочь дойти игровому персонажу по карте до ельника и рассказать о целебных свойствах ели.
-"Белоствольная красавица". Цель: выбрать самый короткий маршрут до березовой рощицы. Рассказать о пользе березки для человека.
-"Защитим наши деревья". Цель: придумать знаки охраны деревьев.
-"Вкусные деревья". Цель: найти на карте посадки вишни, яблони, черемухи.
-"Столовая для птиц". Цель: найти на карте деревья, которые кормят птиц .
-"Расставим знаки". Цель : определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева.
-"Ароматное дерево". Цель: найти на карте черемуху, сирень, распространяющие во время цветения особые запахи.
На территории детского сада произрастают следующие деревья:
береза, клен, ясень широколистны, рябина, сирень, смородина, черная рябина, ель, туя.
Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". А составление карты настолько увлекло детей, что игры с картой стали придумывать сами дошкольники. Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки. Наблюдение за птицами в зимний период времени очень понравился детям. Дети узнали много нового о поведение птиц зимой. |
Конспект занятия «Путешествие в Природу» в старшей группе
)
Этапы и содержание деятельности ГБОУ по работе над проектом
«Наш дом – Природа».
Управленческая деятельность администрации ГБОУ по реализации проекта | Содержание деятельности педагогического коллектива по реализации проекта. | Взаимодействие между субъектами социума по реализации проекта. |
1 – вый этап – информационно – аналитический 2016-2017г.г. |
|
|
Изучение и создание нормативно-правовой базы для осуществления экспериментальной деятельности
Создание материально-технической базы.
Разработка плана реализации экспериментальной деятельности.
Мотивация родителей (законных представителей) на сотрудничество по реализации проекта | Обогащение раздела методической литературы по экологическим вопросам охраны природы Создать в здании детского сада необходимого пространства для активного привлечения детей в целях реализации проекта (уголки природы, мини-лаборатории). Оформление опытно -экспериментальной площадки Работа на огороде Организация «Парка Радости», «Птичьей столовой». Составить конспект и провести экологический праздник «День Земли», совместно с родителями. Оформление клумб. Подготовка материалов для проведения содержательно-практического этапа эксперимента (планирование). Консультации. Проведение родительского собрания. Анкетирование, опрос родителей. | Изучение субъектов социума.
|
2016 -2017 г.г. |
| |
Обеспечение ресурсной базы для осуществления деятельности субъектов по реализации проекта |
Составить подборку материала для формирования основ экологической культуры с помощью народных традиций . Книги, стихи, потешки, загадки, народные приметы Создать и оформить информационно-иллюстрированный материал в тематические папки. «Кому нужна вода?»; « Вода в природных явлениях»; «Как человек использует воду»; « Как вода работает на человека». Создать иллюстративный материал и оформить в тематические папки: -«Экологический паспорт «Правила поведения в природе»; - « Кто в море живет?»; -« Кто на болоте живет?»; - «Где воды мало и кто может подолгу обходиться без воды».; - «Пособия . используемые при диагностике экологических знаний дошкольников». Выставка, организованная совместно с родителями , детьми и педагогами: «Выставка поделок и природного материала». Экологические праздники и развлечения. Составление информационных листов и памяток. Наблюдение за ростом сирени. Проведение консультаций (для родителей) по вопросам социально – нравственного развития. Составление информационных листов и памяток для родителей. |
Творческие отчеты. Участие в фестивалях, олимпиадах, конкурсах.
Экскурсия в детский эколого-биологический центр
|
3-ий этап – контрольно-оценочный 2016 -2017 г.г. |
|
|
Тематический контроль: «Социально –нравственное развитие детей посредством экологического воспитания» Планирование работы по обобщению и распространению опыта. | Формулирование выводов, обобщение опыта работы, создание экологических проектов. Презентации. | Создание единого – образовательного пространства с новыми формами взаимодействия и открытости, необходимого для полноценного разностороннего развития каждого ребенка. Отслеживание результативности совместной работы. |
Проанализировав усвоение детьми ГБОУ в конце года разделов «Ребенок и окружающий мир» и «Социализация» можно сказать о том, что работа над проектом «Наш дом – Земля» дала свои результаты.
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы
№ п/п | Интеллектуальные качества | Процентное соотношение | |||
Требуется Корректирующая работа педагога | Средний уровень развития | Развитие выше среднего | Высокий уровень развития | ||
1 | Физическое развитие, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | 0% | 0% | 2% | 98% |
2 | Любознательный, активный0% | 0% | 8% | 10% | 82% |
3 | Эмоционально отзывчивый | 0% | 4% | 22% | 74% |
4 | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | 0% | 3% | 31% | 66% |
5 | Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающей элементарные общепринятые нормы и правила повеления | 0% | 5% | 20% | 75% |
6 | Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту | 0% | 2% | 31% | 67% |
7 | Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | 0% | 1% | 14% | 85% |
8 | Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | 0% | 5% | 11% | 84% |
9 | Овладевший необходимыми умениями и навыками | 0% | 4% | 14% | 82% |
Данные исследования показывают, что уровень усвоения программного материала детьми достаточно высок, таким образом можно судить о качестве образовательных услуг, предоставляемых ГБОУ.
Выводы:
1. Опытно-экспериментальная работа не оказывает отрицательного воздействия на здоровье детей, о чем свидетельствует динамика снижения общего количества заболеваний и повышение посещаемости.
2.Использование инновационных технологий и создание условий для обеспечения максимально благоприятного развития социально – нравственного потенциала воспитанников ГБОУ через экологическое воспитание подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
3. На территорию детского сада приходит много гостей, чтобы посмотреть на групповые участки, цветники. Дети с большой гордостью показывают и рассказывают о проделанной работе и дают советы: не рвать цветы, ветки на деревьях, не обижать животных, будь это самый маленький муравей.
4. На групповых участках созданы все условия для социализации дошкольников через сюжетно – ролевые игры.
5. Дети с удовольствием ухаживают за цветами в группе и на территории детского сада.
6 .Работа с родителями также дала свои результаты. Уже зимой они беспокоятся о том, какие сорта растений будут посажены на участках и цветниках их групп.
7. Ежегодно на уровне ГБОУ организовываются конкурсы на лучшие цветники, участки. За каждой группой закреплены грядки и экспериментальные участки в соответствии с возрастом детей. Все это рождает дух соревнования, желание экспериментировать и творить.
8. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей ГБОУ к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональные запреты на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации проекта «Наш дом – Земля» подтверждают поставленную гипотезу.
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому девизом нашей работы с детьми стали следующие слова: «Ты пришёл в гости в природу - не делай ничего, что бы счёл неприличным сделать в гостях» (Д. Л. Арманд)
Используемая литература
1.Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого
проявления сознания до школьного возраста. СПб., 1913. Гл. Умственное развитие детей.
2.Тихеева Е. И. Детский сад по методу Е. И. Тихеевой. План-программа. Л., 1930.
3.Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Под ред. Ф. А. Сохина. М., 1981.
4.Ушинский К. Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии. Предисловие к первому изданию «Детского мира». Оглавление к «Детскому миру». Оглавление первого и второго тома «Родного слова». О наглядном обучении // Собр. соч.: В 6 т. М., 1988.
5.Саморукова П. Г. Ознакомление детей с природой по методу Е. И. 6.Тихеевой // Дошкольное воспитание. 1970. № 6.
7.Саморукова П. Г. К. Д. Ушинский о природе в первоначальном обучении // Дошкольное воспитание. 1968. № 12.
8.Фролова О. А. Е. Н. Водовозова о воспитании детей дошкольного возраста. М., 1949. Гл. О воспитании ума детей.
9.Николаева С.Н. «Типовая модель экологического воспитания» //Дошкольное воспитание. -2004 № 4.
10.Николаева С.Н. « Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания» // Дошкольное воспитание. -2002 № 7.
Круг радости
Встанем в круг радости, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга добрыми улыбками и рукопожатиями.
Здравствуй, солнце золотое, | Поднимаем руки вверх, |
Здравствуй, небо голубое, | Руки разводим в стороны. |
Здравствуй, вольный ветерок, | Машем руками. |
Здравствуй, маленький дубок! | Показываем, что он мал, |
Мы живём в родном краю. | Разводим руки на уровне груди. |
Всех я здесь приветствую. | Прижимаем ладони к груди |
Наедине с собой
— Вы любите свой родной край? А за что?
— Часто ли вы бываете на природе?
— Я приглашаю вас на прогулку в лес.
— Представьте перед собой летнюю поляну, усеянную прекрасными цветами. Сделайте глубокий вдох и вдохните их чудесный аромат. Ступайте босиком по мягкой и нежной траве, почувствуйте, как она ласкает ваши ножки, щекочет их. А сейчас перед вами стоит лес, полный чудес и загадок. Войдите в него. Подойдите к мудрому дубу, обнимите его, почувствуйте своё единство с ним. Вы слышите шёпот листьев, журчание родника и звон серебряных колокольчиков. Вы чувствуете, как силы природы вливаются в вас, делают вас здоровыми, крепкими и умными.
— Какие чувства вы испытывали, совершая прогулку?
«Природа — сад, а люди в нём — цветы,
не сбережёшь её — не будешь счастлив ты»
— Как вы понимаете смысл этих слов?
— Что значит «беречь природу»?
Чтение стихотворения Н. В. Хаткина «Экскурсия». Беседа
Заметался в панике
Весь лесной народ.
«Экскурсия! Экскурсия!
Экскурсия идет!
В лес приводят школьников —
Целый второй класс —
И начнут охотиться
Школьники на нас!»
«Ша —ша», шипят друг другу
Змеи и ужи —
Нынче на дорогу носа не кажи.
Не хотим мы детям
Никаких обид.
Все равно ударят,
Скажут: «Ядовит».
Умные сороки скачут и кричат:
«Прячьте, мамы-белки,
Маленьких бельчат!
Убирайте, ящерки,
Длинные хвосты.
Закрывайте чашечки,
Яркие цветы!»
Приезжают школьники
В лес из разных стран
Стаей невоспитанных диких обезьян.
— Почему поэт сравнивает школьников со «стаей диких обезьян»?
— Поэт заканчивает свое стихотворение советом. Как вы думаете, чем вызвано его беспокойство за обитателей леса?
Будь не слишком прытким —
Тихо, осторожно
Дождись, пока улитка
Переползет дорожку.
Разминка «В лесу»
Дети делятся на две группы. Одна группа стоит неподвижно, изображая «лес» (деревья, кусты, цветы). Другая группа изображает «людей» — взрослых и детей. Они, негромко переговариваясь, ходят между «деревьями»: кто-то любуется их красотой, кто-то собирает букет, а кто-то собирается разжечь костер. Затем группы меняются ролями.
— Что вы почувствовали, когда представляли образ дерева, цветка?
— Что вы хотели бы сказать людям? (Дети рассказывают о правилах поведения в лесу).
Рассказ о мальчике и птенчике (по мотивам рассказа Н.Сладкова «Жалейкин и птенчик».
Шел мальчик летом по лесу и слушал пение птиц. До чего же хорошо поют! Вдруг видит — сидит птенчик на пеньке. Беспомощный, маленький, одинокий. «Наверное, он, бедняга, из гнезда выпал, и родители его потеряли!» — подумал мальчик. И чуть не заплакал.
«Я возьму бездомного сиротку домой, — всхлипнул он, — и горькую жизнь его сделаю сладкой!» «Для тебя, пернатый друг, мне не жалко даже конфет! Ешь досыта ириски, подушечки, леденцы. Пей на здоровье лимонад, какао и кофе. Помни мою доброту и пой веселые песни!»
Но птенчик от таких «забот» петь не стал. Не знал мальчик, что птенчик не был сиротой, просто пришла пора из гнезда вылетать. Не знал, что не едят птенцы леденцы и ириски, не пьют кофе и лимонад.
Творческая деятельность
Выполните задание № 1 в тетради: преобразите необычные «кляксы» в животных или растения.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете вы останетесь одни.
Природа любит тех, кто любит её. Нужно жить в согласии с природой, беречь её. И тогда каждый из вас будет чувствовать себя здоровым, сильным и счастливым человеком.
Круг «От сердца к сердцу»
Детям предлагается встать в круг и повторить следующие слова:
Речку, лес, в ромашках луг
Получи в наследство.
Охраняй их, юный друг,
Береги их с детства!
—Так чудесно на Земле, когда человек и природа живут в согласии друг с другом.
Чудесно-расчудесно
Что зреет колосок,
Что слон такой огромный,
А зайчик невысок.
Что петухи клюются,
И что краснеет мак,
Что бабочки летают, летают, летают,
А я скачу вот так!
Чудесно, что так славно
Вращается Земля.
И что не расплескались
Ни реки, ни моря.
Чудесно то, что где-то
Журчит, шумит родник.
И чистые озёра, озёра, озёра
Меня поманят вмиг!
4
1. Методика "Ранжирование" позволила выявить представления детей о компонентах экологической культуры человека. Был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа".
2. Проводилась беседа о деревьях, цель которой - выяснить представление детей о растениях, об отношении к ним. Для этого использовались такие вопросы:
– Какие вы знаете деревья?
– Какие деревья растут на участке детского дома?
– Для чего сажают деревья?
– Зачем пилят деревья?
– Кому нужны деревья в лесу?
– Что будет, если исчезнут деревья?
– Как продлить жизнь дереву?
По окончании беседы дети сделали вывод о том, что дерево - главный источник жизни человека и животных, и дерево очень нуждается в помощи людей.
3. Групповой опрос «Какое дерево тебе больше нравится?» с целью определения наиболее любимого дерева у каждого ребенка. Здесь были прослушаны устные суждения детей о наиболее привлекательных деревьях на участке детского дома. Большинство детей рассказывали о сирени, о ее красоте и несравненном аромате. Например, Дима Ш.: «Мне нравится, когда цветет сирень. У нее очень приятный запах. И цветет очень красиво». В ходе беседы все дети начали соглашаться с тем, что действительно, сирень - самое красивое дерево на участке. В итоге опроса все дети выбрали наиболее интересным и привлекательным - сирень.
В марте на деревьях только начали появляться почки. И естественно, что сирень в это время не цвела, и по этой причине для детей не была так привлекательна. Поэтому весной на начальных этапах мы вели наблюдение за всеми деревьями: закрепляли знания о времени года - весне; учились устанавливать взаимосвязи в природе; знакомились с весенними явлениями. В дальнейшем, выбрав нашим растением сирень - дети уже знали о том, какие изменения происходят с ней ранней весной.
Так как на территории детского сада посажено много кустарников сирени, то детям необходимо было выбрать свое дерево. С этой целью была проведена экскурсия по участку. В ходе проведения экскурсии дети активно участвовали в определении наиболее привлекательного кустарника, и, наконец, сделали свой выбор.
После того, как мы выбрали объект нашего исследования, нам необходимо придумать имя сирени. Посовещавшись, дети решили, что ее будем называть Света. Аргументировали это тем, что наша сирень «светлая, красивая, поэтому такое имя ей очень подходит».
Знакомство со Светой. Даем детям задание: во время прогулки познакомиться со Светой поближе - подойти к ней, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свою сирень? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у нашего кустарника? Для чего они ей нужны?
У детей есть знакомые: друзья, одноклассники, а у сирени? Кто бегает рядом с ней? Растет рядом с ней? Прилетает к ней? Предложить детям понаблюдать за окружением нашего кустарника, порассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?
Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Кора для кустарников как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут сирень. Посмотрят, что держит дерево в земле? Видны ли корни? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны?
Сколько звездочек в цветке? Какой формы эти цветы и их листья? А на чем крепятся листья и цветы?
В ходе знакомства с сиренью, у детей сформируются представления о кустарниках. Благодаря этому знакомству дети узнали всю уникальность и неповторимость нашей сирени по имени Света.
С детьми проводим наблюдение, целью которого является определить, какие насекомые «дружат» с нашей сиренью и бывают у нее в гостях. В процессе наблюдения дети заметили, что всех друзей мы не сможем сразу увидеть, так как они могут гостить у нашего кустарника в совершенно разное время. Решили с детьми систематически наблюдать за сиренью и отмечать их приход.
В итоге за все время наблюдения дети могли видеть прилетающих к сирени бабочек, жуков, паука и даже ящерицу, ну а самыми частыми гостями, как заметили дети - были муравьи. Некоторых из насекомых удалось сфотографировать.
Дети делали вывод о том, что сирень манит своим ароматом не только людей, но и насекомых и животных.
Следующий шаг- рассматривание известных картин, с изображением сирени. Провели беседу «Сирень в живописи». Здесь дети видят, что на протяжении всех веков сирень привлекала к себе внимание, что известные художники восторгались ее красотой.
Благодаря данному занятию дети упражнялись в составлении короткого описательного рассказа с использованием опорных схем, формировали пространственно-временные представления и воспитывали интерес к пейзажной живописи. Так же дети научились выделять средства выразительности, используемые художниками.
9. После обсуждения известных картин художников разных эпох, дети создают свои шедевры - рисуют картины на ту же тему.
Целью данного занятия было: научить детей понимать жанровые особенности натюрморта и пейзажа, учить передавать характерные особенности цветов сирени, развивать цветовосприятие и чувство композиции. Цели были достигнуты. В конце занятия обсуждаем рисунки, создаем галерею, делаем выводы о том, что в каждом из детей «живет художник».
Дети так же должны знать, что не только художники восторгались красотой сирени, а так же известные поэты посвящали свои стихотворения.
После знакомства с литературными произведениями, детям предлагается самим придумать сказку о сирени. Цель: учится придумывать сказку на предложенную тему. Задачами являются: учить давать описание внешнего вида персонажей, их действий, переживаний; развивать монологическую речь; ну и, конечно же, воспитывать чуткое, внимательное отношение к природе. Некоторые дети прекрасно справились с этим заданием.
Дети узнали о том, что сирень поливают часто только во время цветения и роста побегов, а летом - только в жару. Каждую прогулку мы с детьми наблюдали, нуждается ли Света в поливе. Дети очень заботились о ней, в поливе участвовали все.
Знакомство детей с легендой о происхождении сирени, после чего у детей сформируется представление о легенде, о жизни и традициях различных народов на протяжении веков.
Во время наблюдений мы с детьми разучили игру, которая служила нам физкультминуткой на занятиях в группе и игрой на свежем воздухе на прогулке. Игра «Если бы я был деревом...» [Рыжова, 2005].
Предложили участникам проекта изобразить своего нового друга- сирень (эту игру мы всегда видоизменяли- показывали не только сирень, но и другие кустарники и деревья).
У ребенка есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки. Пусть дети вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы, идет дождь (или светит солнце), пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися наблюдениями. Главная задача детей — так или иначе, отразить особенности дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.
В начале игры дети с трудом могли изобразить указанные растения, но со временем игра становилась все интереснее - дети без стеснения начали показывать деревья, кустарники, иногда играли самостоятельно, без воспитателя.
В конце осуществления проекта, мы с детьми решили создать коллаж на тему: «8 месяцев из жизни Сирени». Наш коллаж показывает жизнь нашего дерева с начала знакомства с группой-семьей № 1. Как говорилось выше, наблюдение мы начали с февраля, последний же месяц нашей проектной работы - сентябрь. Цель данной работы: исследовать, как меняется сирень в зависимости от времени года.
Рекомендации:
- Привить желание участвовать в проекте - заботиться о дереве, трудиться, искать необходимую информацию- необходимо с помощью одобрения и психологической поддержки, что особенно важно на начальных этапах работы.
- Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок заинтересовался проектом. Зная интересы и увлечения каждого ребенка, продумать задания так, чтобы каждому нашлось «дело по душе».
- Необходимо предоставить детям свободу выбора. Выполняя задания проекта, ребенок вправе отказаться, если ему не интересно. Ведь из всей группы найдется именно тот ребенок, который с удовольствием выполнит поручение за товарища.
- К любым наблюдениям, выводам и размышлениям детей необходимо относится серьезно! При неправильном понимании, осторожно поправить, навести на нужные мысли. Ребенок не должен бояться ошибаться.
- Необходимо помогать детям видеть красоту в природе. В процессе работы над проектом, на прогулках, по дороге в школу, показывать детям птиц, насекомых, замечать изменения в погоде, одним словом, воспитывать любознательность и внимательное отношение к природе.
Рекомендации детей по уходу за сиренью
- Сирень необходимо поливать.
- Нельзя обрывать ветки и листья.
- Часто поливать сирень нельзя.
- Нужно гладить ей листья.
Нельзя играть рядом с ней в мяч, чтобы не поранить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "В мир природы с добротой"
Природа щедро отдает людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность?Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: "Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у приро...
Экологический проект "Наш дом - природа"
Пояснительная записка Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши д...
Экологический проект "Мы - друзья природы"
В течение 3 лет я работала по теме «Экологическое воспитание дошкольников». Проект «Мы – друзья природы» является обобщением опыта работы по данной теме.Цель: формировать у детей и родителей чувства с...
Экологический проект "Тропинка в природу"
Проект направлен на создание экологической развивающей среды на участках детского сада....
Экологический проект «Юные защитники природы Башкортостана»
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....
Экологический проект "Дети и природа"
Экологический проект«Дети и природа»Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1р. п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»Воспитатель: Вь...