ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА «Воздух расширяется»
Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр). Ход: Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью взрослого. Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку. Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в руках, капля воды поднимется вверх. Вывод: Воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда
| Алгоритм экспериментальной деятельности
1.Постановка исследовательской задачи. 2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 3. Уточнение плана исследования. 4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования. 5. Анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования.
Авторские программы:
- С.Н.Николаева “Юный эколог”
- Н.Рыжова “Наш дом – природа”
- “Тропинка в природу” В.В.Смирнова,
Н.И.Балуева, Г.М.Парфенова, - Ж.Л.Васякина – Новикова “Паутинка”
- А. Вересова “Мы земляне”
|
Опыты и эксперименты для дошкольников
Суркова С.В.
|
2 младшая группа «Что в пакете?»
Цель; обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Материал: полиэтиленовые пакеты. Описание опыта: дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в пакет воздух и закручивает пакет так, чтобы он стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нём ничего нет. Педагог обращает внимание детей на то, что когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в нём был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий.
|
|
|
СРЕДНЯЯ ГРУППА Опыт «ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ»
Цель: расширить знания детей об окружающем мире. Задачи:1) Дать понятие о возникновении света и тени; 2) Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. 3).Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него 4) Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами. 5) Воспитывать самостоятельность, активность. Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Спрашивает, почему плохо видно? - Что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот) . Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой). - Что видите на листе бумаги? (тень от расчески) - На что она похожа? (на палочки, деревья, забор и др) Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с тенями на листе бумаги? Вывод:Свет "бежит" от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.
| СТАРШАЯ ГРУППА «СЕКРЕТ СОСНОВОЙ ШИШКИ» Цель: познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. Материал: две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани. Ход: Белка шишку сорвала – а орешки не нашла. Лежит шишка под сосной, очень скучно ей одной. Возьми её и потрогай. Какая она? С какого дерева? почему чешуйки раскрылись?(созрела шишка). Хотите увидеть, какой она была раньше? - Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешую. Почему они не сгибаются?(они высохли и стали твёрдыми).
- Опустить шишку в тёплую воду. Что происходит? (она плавает на поверхности, потому что лёгкая). Оставить шишку в воде на сутки.
- Дети снова рассматривают шишку. Она изменила форму. Почему? (пропиталась водой). А ещё она опустилась на дно. Почему?(стала тяжёлой)воды в ванночке стало меньше.
Вывод: сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде; шишка, погружённая в воду поглощает её, становится тяжёлой – опускается на дно.
|