Кружок "Эко-умники"
рабочая программа по окружающему миру по теме
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_eko_umniki.docx | 49.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа «Эко-умники»
Направленность: научно-техническая
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
педагог высшей категории
Л.К. Бояркина
Содержание
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка - 3
1.2. Цель и задачи программы - 4
1.3. Учебно-тематический план - 5
1.4. Особенности методики обучения - 10
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Условия реализации программы - 12
- Формы аттестации - 13
- Календарный учебный график - 14
- Список литературы -14
- Пояснительная записка
Введение
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эко-умники» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) от 01.01.2014г.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, но дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от29 мая2015г.N996-р)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
Программа имеет научно-техническую направленность и направлена на создание условий для самостоятельного экспериментирования и развитие поисковой активности детей. Позволяет развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами жизни в обществе.
Актуальность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эко-умники» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует воспитанию человека творческого, самостоятельного, инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи, реализовывать их и отвечать за свои действия.
Отличительная особенность данной программы в том, что в работе с дошкольниками используется цифровая лаборатория, позволяющая в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести простейшие понятия, описывающие эти явления.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемый в программе комплекс занятий, включает в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближенные к реальной обстановке.
Новизна программы состоит в применении метода экспериментирования для познания закономерностей и явлений окружающего мира и поэтапного развития умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний.
Данная программа является образовательной, развивающей.
Уровень освоения программы — базовый.
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет.
Вид группы - профильный.
Состав группы - постоянный.
Наполняемость группы: 10-12 человек. Набор детей в группу осуществляется на основании медицинской справки о состоянии здоровья.
Форма обучения- очная.
Форма занятий - групповая.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество учебных часов в год - 28 часов.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю.
Продолжительность занятия – 25 минут
Место проведения занятий – кабинет.
1.2. Цель программы развитие познавательной активности и любознательности, социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать формированию начальных представлений из области живой природы, естествознания, математики;
- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Развивающие:
- способствовать развитию детской познавательной инициативы;
- развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при решении проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- развивать мыслительные операции, связную речь, память; создать условия для становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей старшего дошкольного возраста.
Воспитательные:
- создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Планируемые результаты
К концу обучения учащиеся будет знать:
- иметь первоначальные представления о природных явлениях об их изменчивости и влиянии на живые объекты.
Будут уметь:
- определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно;
- сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями;
- придумывать способы, как повлиять на окружающую среду, чтобы сделать ее комфортнее.
Учащиеся должны приобрести навыки:
- проведения опытов и экспериментов с различными материалами;
- фиксирования полученных результатов проведенных исследований.
Должны быть сформированы и выражены следующие метапредметные качества:
- умение планировать свою деятельность;
- умение находить нужную информацию для решения поставленной цели;
- использование полученных знаний в жизни.
1.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | В том числе | Формы аттестации | |
Теория | Практика | ||||
Раздел №1 Пульс – 2 часа | |||||
1. | Вводное занятие. Стук сердца. | 1 | 0,5 | 0,5 | Входной контроль. Наблюдение. |
2. | Пульс и упражнения. | 1 | 1 | ||
Раздел №2 Температура – 5 часов | |||||
3. | Температура. Градус. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Температура воздуха в комнате. | 1 | 1 | ||
5. | Лед и пламя | 1 | 1 | ||
6. | Как можно влиять на температуру | 1 | 1 | ||
7. | Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта. | 1 | 1 | ||
Раздел №3 Звук – 4 часа | |||||
8. | Что такое звук? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9. | Звук по воздуху. | 1 | 1 | ||
10. | Звук и расстояние. | 1 | 1 | ||
11. | Задания на измерения звуков. | 1 | 1 | Промежуточный контроль. Наблюдение за самостоятельным выполнением заданий. | |
Раздел №4 Свет – 4 часа | |||||
12. | Что такое свет. Измерение силы света. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13. | Яркий и комфортный свет. | 1 | 1 | ||
14. | Прохождение света через объекты. | 1 | 1 | ||
15. | Создать темноту, яркий и комфортный свет. | 1 | 1 | ||
Раздел №5 Электричество – 3 часа | |||||
16. | Что такое электричество. Химические источники тока. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17. | Источники тока. | 1 | 1 | ||
18. | Как создать и убрать напряжение. | 1 | 1 | ||
Раздел № 6 Кислотность -3 часа | |||||
19. | Что такое кислотность. Измерение кислотности продуктов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20. | Сравнительные измерения кислотности. | 1 | 1 | ||
21. | Создай разный вкус. | 1 | 1 | ||
Раздел №7 Магнитное поле - 4 часа | |||||
22. | Магнитное поле. Полюсы магнита. Исследование кольцевого и плоского магнита. Измерение полей на разных полюсах магнита. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23. | Земля – это магнит. Магнитные и немагнитные материалы. Сравнительные измерения силы полей магнитов. | 1 | 1 | ||
24. | Остаточный магнетизм. Слабое и сильное магнитное поле. | 1 | 1 | ||
25. | Создание разных магнитных полей. | 1 | 1 | ||
Раздел №8 Сила – 3 часа | |||||
26. | Что такое сила. Что такое вес. Измерение силы, веса, силы удара, силы пальцев. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27. | Давление под колесами. Сравнительные измерения силы. | 1 | 1 | ||
28. | Задания на закрепление изученного материала. | 1 | 1 | Итоговый контроль. Самостоятельные игровые измерения. Выполнение заданий. | |
Итого | 28 | 4 | 24 |
№п/п | Тема и задачи | Название | Дата проведения | По факту | Материалы |
1 | Познакомить с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии» Пульс Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Знакомить с органами кровообращения. Учить измерять пульс человека. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Вводное занятие. Стук сердца. | 11.10.18г | Состав комплекта. | |
Пульс и упражнения. | 15.10.18г. | ||||
2 | Температура Познакомить детей с понятиями «температура», «градус», «ноль градусов», «температура тела человека», «Комфортная температура», «кипение и замерзание воды». Обучать детей измерять температуру различных объектов. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Температура. Градус. | 25.10.18г. | Состав комплекта. Дополнительные материалы: кубики льда, по 2 одноразовых пластиковых стакана, емкости с горячей и холодной водой, мороженое или снег, по листу бумаги, ватные диски или салфетки. Для дополнительных измерений: свеча, настольная лампа с лампой накаливания. | |
Температура воздуха в комнате. | 29.10.18г. | ||||
Лед и пламя | 08.11.18г. | ||||
Как можно влиять на температуру | 12.11.18г. | ||||
Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта. | 22.11.18г. | ||||
3 | Звук Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Знакомить детей с органом слуха. Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении. Познакомить с понятиями: «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки». Объяснить детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Что такое звук? | 26.11.18г. | Состав комплекта. Дополнительные материалы: различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки; фрагменты записи голосов живой природы; схема строения органов слуха. | |
Звук по воздуху. | 06.12.18г. | ||||
Звук и расстояние. | 10.12.18г. | ||||
Задания на измерения звуков. | 20.12.18г. | ||||
4 | Свет Познакомить детей с понятиями «свет», «фотоны», «скорость света», «освещенность». Учить сравнивать освещенность различных объектов. Объяснить, как освещенность влияет на жизнь живых организмов. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Что такое свет. Измерение силы света. | 24.12.18г. | Состав комплекта. | |
Яркий и комфортный свет. | 10.01.19г. | ||||
Прохождение света через объекты. | 14.01.19г. | ||||
Создать темноту, яркий и комфортный свет. | 24.01.19г. | ||||
5 | Электричество Дать детям общее понятие об электричестве. Познакомить с понятиями: «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды». Учить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Что такое электричество. Химические источники тока. | 28.01.19г. | Состав комплекта. Дополнительные материалы: яблоко, лимон, клубень картофеля, емкость с соленой водой (половина чайной ложки на стакан), емкость с водой для промыва электродов, по 1 батарейке. | |
Источники тока. | 07.02.19г. | ||||
Как создать и убрать напряжение. | 11.02.19г. | ||||
6 | Кислотность Познакомить с понятие «кислотность». Научить измерять кислотность разных продуктов. Познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Что такое кислотность. Измерение кислотности продуктов. | 21.02.19г. | Состав комплекта. Дополнительные материалы: плоская емкость до 1 литра для промывки датчика, соки (апельсиновый, яблочный, лимонный или раствор лимонной кислоты), вода, сладкая газированная вода. | |
Сравнительные измерения кислотности. | 25.02.19г. | ||||
Создай разный вкус. | 07.03.19г. | ||||
7 | Магнитное поле Познакомить детей с понятиями: «магнитное поле», «кольцевой и плоский магниты», «магнитные полюсы», «магнитное поле Земли», «магнитные и немагнитные материалы». Учить измерять поле различных магнитов. Показать на примерах взаимодействие магнитов. Способствовать развитию интереса детей к экспериментам и исследованиям. | Магнитное поле. Полюсы магнита. Исследование кольцевого и плоского магнита. Измерение полей на разных полюсах магнита. | 11.03.19г. | Состав комплекта. Дополнительные предметы: пластмассовая или мягкая игрушка, различные бытовые магнитные предметы (магнит на холодильник, магнитные буквы и т.п.), глобус. | |
Земля – это магнит. Магнитные и немагнитные материалы. Сравнительные измерения силы полей магнитов. | 21.03.19г. | ||||
Остаточный магнетизм. Слабое и сильное магнитное поле. | 25.03.19г. | ||||
Создание разных магнитных полей. | 04.04.19г. | ||||
8 | Сила Познакомить детей с понятием силы как физической величины. Познакомить с понятием «вес предмета». Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Что такое сила. Что такое вес. Измерение силы, веса, силы удара, силы пальцев. | 08.04.19г. | Состав комплекта. Дополнительно подготовить небольшой игрушечный автомобиль. | |
Давление под колесами. Сравнительные измерения силы. | 18.04.19г. | ||||
Задания на закрепление изученного материала. | 22.04.19г. | ||||
28 |
1.4. Особенности методики обучения.
Занятие проводятся с использованием очной формы обучения в старшей группе.
Процесс обучения построен на реализации следующих дидактических принципов:
- принцип научности, обеспечивающий объективность предлагаемой вниманию детей информации;
- принцип комплексности, предполагающий наличие компонентов содержания, обеспечивающих становление субъективного отношения к исследовательской деятельности;
- принцип адекватности возрастным особенностям (уровень восприятия, самостоятельности, направленность интересов и т.д.) на каждом этапе развития детей;
- субъект-субъектный характер взаимодействия всех участников образовательных отношений, выбор приемов, методов и форм организации детских видов деятельности, обеспечивающих интеллектуальную, эмоциональную, личностную активность детей, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников;
- обеспечение индивидуальной комфортности для всех субъектов образовательных отношений.
В процессе реализации программы используются следующие методы обучения:
- информационно-рецептивный – (наблюдение, обследование предметов, рассматривание иллюстраций и слайдов, показ способов действий, объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшее качество личности, характеризующее её познавательную сферу – наблюдательность;
- репродуктивный – беседа, вопросы, поощрение, совет, художественное слово, напоминание;
- исследовательский – исследовательский и эвристический методы -направлены на поиск детьми самостоятельного решения поставленной задачи, поиск возможных вариантов, развитие мышления, воображения;
- метод проблемного изложения, включаем дошкольника в поиск решения не целостной задачи, а отдельных её элементов.
- игровые методы: мотивация (игровая, личная), использование цифровых датчиков.
В основу обучения положена игровая технология. Которая дает возможность ребенку - исследователю очутиться в детской цифровой лаборатории и провести ряд увлекательных экспериментов с датчиками, обладающими способностью чувствовать окружающую среду.
Основной формой организации образовательной деятельности является проведение групповых занятий по экспериментированию.
Программой предусмотрены теоретические и практические формы проведения занятий.
Теоретическая часть занятия включает в себя объяснение нового материала (информация познавательного характера, беседы, просмотр иллюстраций, презентаций и видео).
Практическая часть занятий включает задания:
- на измерения;
- на сравнительные измерения;
- игровые измерения;
- измерения в свободном режиме.
Структура проведения занятий:
Первая часть занятия – мотивация к деятельности, постановка проблемы (длительность – 2-4 минуты).
Цель: мотивировать ребенка на выполнение заданий.
Задачи:
- способствовать развитию интереса детей к исследовательской деятельности;
- создать условия для проявления креативности и инициативности детей.
Вторая часть занятия - планирование деятельности и выполнение плана (измерительные действия, проведение опытов с использованием измерительных приборов цифровой лаборатории (15-20 минут).
Цель: развитие способностей к экспериментально-исследовательской деятельности. Задачи:
- способствовать развитию самостоятельности и саморегуляции, принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- содействовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора;
- способствовать освоению общепринятых норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности;
- освоение правил безопасного поведения в лаборатории.
Третья часть занятия – рефлексия (длительность 2-4 минуты).
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение выразить свои мысли, выслушать мнение сверстников.
Задачи:
- развитие речи и коммуникативных способностей;
- развитие умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других участников образовательных отношений.
2.1. Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимы:
- рабочий кабинет на 12 посадочных мест;
- необходимое количество часов.
Материально-техническое оснащение:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- научная цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».
Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме:
- температура;
- свет;
- звук;
- сила;
- электричество;
- кислотность;
- пульс;
- магнитное поле.
Инструменты, приспособления и оборудование.
В составе комплектов по всем темам имеются:
- датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
- набор вспомогательных предметов для измерений;
- сопутствующая компьютерная программа.
Возможности настроек предусматривают:
- последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми сцен;
- переключение между сценами;
- ручную настройку выбора заданий;
- свободный режим;
- повторение заданий.
Кроме того, материально-технические условия реализации программы предполагают соблюдение норм противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических требований.
Материалы:
- для выполнения работ учащийся должен иметь набор необходимых материалов в соответствии с темой занятия.
Методическое обеспечение:
- брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен для каждого набора.
- наглядно-иллюстративные материалы: презентации, иллюстрации, видеоматериалы;
- методическое руководство для педагогов по работе с цифровой лабораторией.
Кадровое обеспечение:
- Реализовать программу может педагог дошкольного образования вне зависимости от стажа работы и квалификации.
- Педагогам, реализующим парциальную программу «Наураша» не требуется проходить специальную курсовую переподготовку. Достаточно ознакомиться с методическими рекомендациями «Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов» (автор Е.А.Шутяева), и пройти инструктаж по технике безопасности при работе с цифровой лабораторией.
2.2. Формы аттестации
Целью аттестации является установление соответствия образовательного уровня обучающихся требованиям данной дополнительной общеразвивающей программы, установления фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся, их учебных компетенций.
Для достижения цели и задач аттестации обучающихся, в рамках реализации данной программы, осуществляются вводная, промежуточная и итоговая аттестация.
Аттестации подлежат все обучающиеся творческого коллектива.
Формы аттестации: практическая работа, беседы.
Форма фиксации образовательных результатов по данной программе: карта успешности.
Отслеживание развития ребенка и результативности его деятельности осуществляется методами: наблюдения, заданий практического и теоретического характера.
В содержании программы «Наураша» планируемые результаты освоения программы представлены в виде базисных качеств личности.
Базисные качества личности | Дифференцированные показатели | |
Что нас радует | Вызывает озабоченность | |
Познавательная компетентность | -проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; -склонен наблюдать, экспериментировать, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; | -снижена познавательная активность, познавательный интерес не проявляется; -кругозор ограничен, представления бедны и примитивны |
Социальная компетентность | -ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, -способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, -сопереживать неудачам и радоваться успехам других, -адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя | -в поведении ребенка часто повторяются негативные действия по отношению к объектам ближайшего окружения. -ребенок не проявляет интереса к людям и к их действиям |
Коммуникативная компетентность | -ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями | -ребенок имеет скудный объем представлений о себе, своих близких, с неохотой отвечает на вопросы о них |
Самостоятельность | -организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с замыслом | -пассивен в организации познавательно-исследовательской деятельности |
Креативность | -способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, способен к вариативности, гибкости, импровизации | -у ребенка отсутствует интерес к исследованию новых, незнакомых предметов |
Инициативность | -проявляет инициативу в решении проблемных ситуаций | -не проявляет инициативу в решении проблемных ситуаций |
Карта индивидуального развития
№ п/п | Ф.И. ребенка | Базисные качества личности | |||||
Познавательная компетентность | Социальная компетентность | Коммуникативная компетентность | Самостоятельность | Креативность | Индивидуальность | ||
2.3. Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
11 октября | 22 апреля | 28 | 28 | 1 раз в неделю по 1 часу |
2.4. Литература:
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
- Е.А. Шутяева «Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов»-М.: издательство «Ювента», 2016.
- Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
- Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы составители: З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – Спб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2015. 9
- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
- С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011. - С.224
- З.М. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина «Развитие познавательных умений у старших дошкольников»
Электронные образовательные ресурсы:
- Научная цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»