Знакомство с русским бытом и творчеством
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Губарева Юлия Владимировна

Конспект занятия развлечения для детей средней группы в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия развлечения для детей средней группы в детском саду. 

Знакомство с русским бытом и творчеством

Знакомство с русским бытом и творчеством

Автор: Губарева Юлия Владимировна.

Назначение работы:

Занятие-развлечение предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предварительная работа на кружке "Народного творчества".

Цель:

         Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа

 Программные задачи: 


1. Образовательные: Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.

2. Развивающие : Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).

3. Воспитательные: Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно - прикладном искусстве.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Предварительная работа: 

Знакомство с деревянными и глиняными изделиями в русской избе, игра на ложках, лепка и роспись   Дымковской  игрушки, изготовление и роспись матрешки, заучивание пословиц, загадок, русских народных игр.

Оборудование: 

Макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундучок, ухват, чугунок, деревянное корыто, самовар), глиняные игрушки сделанные детьми, каравай, баранки.

Ход:

Все дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы.
           Заходят в зал и выстраиваются полукругом.

Воспитатель:


Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…


Дети хором: Сказка, в гости приходи!

(Дети образовывают круг и исполняют хороводную песню)

(Вбегает девочка, разнимает руки и попадает в круг, громка плачет)


Девочка: 

Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)
Воспитатель: Здравствуй девочка ( девочка кивает головой)


Ребенок:

Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка - коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.


Девочка: Ой! Вы кто?


Воспитатель: Я мама, а это все мои дети

.
Девочка: Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.


Воспитатель: А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.


Девочка: А это что ваш дом?


Воспитатель: Как дети у нас дом называю?
Ответы детей: (избой)
А самую большую комнату?
Ответы детей:  горницей?


Девочка: А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.


Воспитатель: Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя), поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.
Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.
Горница у нас небольшая
Да красивая какая!
На убранство погляди.
Иди Вера про печь нам расскажи!


Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!


Воспитатель: А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.


Физминутка:
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!

(Дети садятся на лавки)


Воспитатель:

Печь – это символ добродетели и тепла.

Дети зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)

Все в избе сделано из дерево или глины. Рядом с лавками стоит сундук, украшенный разными узорами. В сундуке храним одежду, которую сами сшили и вышили. Сейчас мы и гостью нашу нарядим. (надевают девочке сарафан). На лавках и сундуках мы спим, ведь не всем хватает места на печи. Ну, ребята выходите всё в избе нам покажите.

Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь: 
У печи стоят важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
(воспитатель достает ухватом чугунок из печки и ставит на стол)

Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варим в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в кувшине.

Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Греется он на углях,
И живет во всех дворах.

Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.

Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.

Деревянные ложки —

Постучи-ка немножко.

Хочешь — вальс играй,

А хочешь — суп хлебай!

Варенька, а ты знаешь, что ложками не только ели, а еще и  весело шумели.
Мы сейчас покажем наш «Шумовой оркестр»

(дети садятся за стол)


Девочка: А зачем вам такой длинный стол?

Воспитатель: Стол – это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств является застолье: семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.

Ребенок:
У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.

Воспитатель:

Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом?

 Ответы детей:  (бить, влезать на него детям, садиться.)

Воспитатель:

Дети, вспомним, какие вы знаете пословицы про семью.

Когда семья вместе, и душа на месте.

В дружной семье и в холод тепло.

 В хорошей семье хорошие дети растут.

 Дружная семья не знает печали.

Семья в куче, не страшна и туча.

 Везде хорошо, но дома лучше.

Воспитатель:

А ещё за столом зимними вечерами изготавливаем глиняную посуды (ставят на стол кувшины), игрушки из глины лепим, а потом ставим их на окно, чтобы они нас всю зиму от злого глаза оберегали, а весной с игрушками на праздник свистуньи пойдем – свистеть и продавать их будем.
Девочки идите, поставьте игрушки на подоконник.

Девочка: Для работы вечером нужен свет. А электричества у вас нет?


Воспитатель: Принеси Максим  покажи, чем мы освещалась горницу вечером?

 (Ребенок приносит и ставит подсвечник со свечкой на стол, зажигаем.)

Воспитатель: Дети, а еще чем?

Ответы детей: Лучиной

Воспитатель:
 пока она горит она освещает горницу, как только она прогорит зажигали новую.
Воспитатель: Что такое лучина?

Ответы детей: Это палочка, деревянная палочка,

Девочка: Грустно у вас, телевизора нет, музыки нет.


Воспитатель: Коли народ невесел
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Золотые ворота»


«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
(играем 3-4 раза)

Воспитатель: Любим мы чаёвничать !!!

 Воспитатель: А из чего мы чаек попьем?

Ответы детей: Из самовара.

Воспитатель: Нука Вера расскажи нам про самовар?

Ребенок:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

Воспитатель: (держит в руках каравай)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Воспитатель: Ой, а что такое рушник?

Ответы детей: Полотенце!


Воспитатель: Дети что такое рушник? (полотенце)

Ребенок:
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары – бары – растабары
Выпьем чай из самовара.

Воспитатель:
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней погляжу.

Загадки:
1.Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

2.Чугунок очень рад,
Что его схватил …(ухват)

3.Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок).

4.Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Название открыто,
Но эта посудина
Просто …(корыто)

5.Воду он носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

6.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

7.На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).

Воспитатель: Варенька, а у нас есть для тебя подарок.
( вручает связку баранок)
Девочка: Спасибо за подарок, я маму угощу и папу (плачет)

Воспитатель: не плачь, я вспомнила волшебную игру, которая поможет  тебе Варенька вернуться  домой, становитесь в круг, а Варя в середину.


Игра "Карусели"
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ребята мы большие молодцы помогли

Вареньке вернуться домой к маме и папе.

Воспитатель:
 Ребята, а что вам понравилось на нашем делать сегодня?
( ответы детей)
А мне тоже понравилось с вами заниматься , вы много знаете и умеете, и я приглашаю вас к самовару попить чаю…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство с русским бытом".

Данная презентация предназначена для детей 4-5 лет. Она дает представление о жилище, предметах быта, национальных костюмах, национальных блюдах и музыкальных инструментах русских людей....

Презентация "Знакомство с русским бытом".

Данная презентация предназначена для детей 4-5 лет. Она дает представление о жилище, предметах быта, национальных костюмах, национальных блюдах и музыкальных инструментах русских людей....

Открытое занятие "Знакомство с русским бытом"

На занятии дошкольники познакомились с жизнью, бытом и творчеством русского народа, народным традициям и обычаям. В группе создан мини-музей "Русская изба", неа примере которого дети получил...

Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию « Знакомство с русским бытом».

Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа....

Презентация к проекту "Знакомство с русским бытом 19 века (по творчеству А.С.Пушкина)"

Презентация по творчеству А.С.Пушкина и знакомство с русским бытом 19 века с экскурсией в музей "Домик Арины Родионовны " в Выре....

Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе "Знакомство с русским бытом"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Солнышко» в р.п. Сурское      Конспект занятия по познавательному развитию во II мла...

«Знакомство с русским бытом. Русская народная сказка «Жихарка»

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе....