Конспект занятия по экологическому воспитанию «Полезные ископаемые Якутии»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
интегрированного занятия по экологическому воспитанию
«Полезные ископаемые Якутии»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цели:
Расширять знания о природных богатствах недр земли нашего края – Якутии и их ролью в жизни человека, способами их добычи, познакомить с профессией геолога и шахтера; формировать исследовательские навыки через ознакомление детей с различными свойствами материалов: хрупкий, растворимый, пластичный, прозрачный, развивать творческое воображение.
Задачи:
Обобщить знания о полезных ископаемых; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа: рассматривание глобуса, карты мира и обозначение, какие города Якутии являются промышленными, беседа о полезных ископаемых Якутии, просмотр видео-записи «Откуда берется алмаз?», наблюдение на прогулке за неживой природой: песком и глиной.
Целевые ориентиры: имеет представление о полезных ископаемых, активно использует в словаре новые слова: геолог, шахта, шахтер, карьер, хрупкий, растворимый, пластичный, прозрачный, оценивает результат своей работы.
Материалы и оборудование:
Посылка, слайд-презентация «Кто добывает полезные ископаемые», образцы и картинки полезных ископаемых, халаты, деревянный молоточек, картон темного цвета, стакан с водой, две прозрачные емкости со вставленными в них воронками с песком и глиной, ориентиры С, В, Ю, З, аудиозапись «Шум моря», 2 ленты разного цвета, гуашь, кисточки.
Содержание организованной деятельности детей
I. Вводное слово воспитателя
Воспитатель:
- Здравствуйте, дети! Когда я сегодня утром зашла в группу, обнаружила вот эту посылку. Мне стало очень интересно, но я решила дождаться вас, чтобы вместе с вами открыть ее. Вам интересно?
Записка:
«Здравствуйте, дорогие ребята группы «Красная шапочка». Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка». На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки и картинки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже большие дети и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста. С уважением, Крот».
Воспитатель:
- Что же находится в коробке? (открывает её, с детьми начинает рассматривать образцы полезных ископаемых).
Воспитатель:
- Что это за камень, кто знает?
1. Гранит.
Воспитатель:
- Для чего нужен гранит?
- Он используется в строительстве.
2. Нефть.
Воспитатель:
- Что изготавливают из нефти?
- Бензин.
3. Уголь.
Воспитатель:
- Какую пользу он приносит людям?
- Это топливо.
4. Глина.
Воспитатель:
- Для чего она используется?
- Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина).
5. Торф.
Воспитатель:
- Какую пользу он приносит?
- Это топливо и удобрение.
6. Известняк.
Воспитатель:
- Где используется известняк?
- Используется в строительстве. Из него делают мел.
7. Природный газ.
Воспитатель:
- Чем он полезен?
- Это топливо.
8. Руда.
Воспитатель:
- Что делают из железной руды?
- Ножницы, гвозди, рельсы, магнит.
9. Соль.
- Она помогает нам готовить еду.
Воспитатель:
10. Золото
- Из него делают украшения: браслеты, колечки и многое другое.
11. Алмаз
- Драгоценный камень, которым украшают изделия.
Воспитатель:
- Как мы все это называем одним словом?
- Полезные ископаемые.
Воспитатель: Ребята, так что же такое полезные ископаемые?
- Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.
Воспитатель:
- Вы хотите узнать, кто это все добывает? Я предлагаю вам посмотреть презентацию, в которой мы с вами все узнаем.
II. Cлайд-презентации «Кто добывает полезные ископаемые»
Слайд 1. Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.
Слайд 2. Отыскивают месторождения геологи.
Слайд 3. Довольно часто профессия геолога ассоциируется с дальними романтическими путешествиями.
Слайд 4. Это действительно так, только путешествуют геологи не на мировые курорты, а чаще всего куда-нибудь в глухую тайгу или тундру, на разведку месторождений.
Слайд 5. Чтобы стать хорошим геологом, требуются такие качества, как наблюдательность, физическая выносливость, готовность преодолевать сложности.
Слайд 6. Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины.
Слайд 7. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ.
Слайд 8. Там работают шахтеры.
Слайд 9. Профессия шахтёра считается одной из самых опасных, её выбирают самые мужественные и смелые люди. Работа шахтёра заключается в добыче различных руд в подземных шахтах.
Слайд 10. Это очень тяжёлый труд, рабочим приходится спускаться на большую глубину, где и происходит добыча.
Слайд 11. Например, угля или золота, которые впоследствии подаются наверх с помощью специальных транспортных средств.
III. Экспериментальная часть
Воспитатель:
- А теперь давайте мы с вами оденем свои исследовательские халаты и получше познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми.
1. Дети рассматривают и ощупывают уголек, определяют его свойства: черный, твердый, хрупкий (разбивают уголек, завернутый в ткань деревянным молоточком).
2. Далее дети рассматривают мел. Закрашивают кусок цветного картона, и убеждаются в том, что с помощью мела можно закрасить темную поверхность. Называют свойства мела (белый, твердый, хрупкий).
Воспитатель:
- Приведите примеры использования мела (для записи на школьной доске, рисования на асфальте, побелки стен).
3.Затем проводится эксперимент с солью, который позволяет сделать вывод, что соль растворяется в воде. Дети определяют свойства соли: кристаллы соли прозрачные, твердые, растворяются в воде.
- А если бы соль не растворялась, была бы еда соленой? (Нет, соль осела бы на дно, и не придала бы вкус еде).
4. Дети рассматривают глину и песок, сравнивают. Проводится опыт. Цель опыта: выяснить, как эти вещества пропускают воду. Наливается в воронки вода. Дети наблюдают, как в емкость через песок быстро просачивается вода. А в емкость, где воронка с глиной – медленно. На поверхности глины долго остается вода. Делают вывод, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.
Вывод: глина состоит из мелких частичек, во влажном состоянии не рассыпается, пластична, плохо пропускает воду. Песок рассыпается, состоит из полупрозрачных крупинок, хорошо пропускает воду.
Воспитатель:
- Как много мы узнали сегодня, правда ребята? А теперь я предлагаю немножко отдохнуть и побывать на необитаемом острове (дети садятся на ковер) .
IV. Релаксация.
Воспитатель.
- Посмотрите на север, на восток, на юг, на запад (ориентиры С, В, Ю, З размещены на соответствующих этим направлениям стенах). Кругом море. Вдруг поднялся сильный ветер, и начался шторм (слышатся звуки моря). Волны вздымаются вверх и с грохотом падают вниз (дети имитируют движения волн). Потом ветер стих, море успокоилось, выглянуло солнышко. И нам пора возвращаться.
Воспитатель раскатывает две ленты разного цвета.
Воспитатель.
- Мы можем вернуться по двум тропинкам: по глинистой или по песчаной. По какой пойдем? (дети решают идти по песчаной, объясняя это тем, что на ней нет луж, т. к. песок пропустил воду сквозь себя).
V. Изобразительная деятельность
Воспитатель:
- Дети, на память о сегодняшних новых знаниях о полезных ископаемых, давайте разукрасим фигурки из глины, которые потом подарим нашим родителям.
VI. Рефлексия
- Что мы с вами исследовали сегодня?
- Кто добывает полезные ископаемые?
- Какие свойства пески и глины мы обнаружили?
- Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
НОД по экологическому воспитанию "Полезные ископаемые"
НОД по экологическому воспитанию "Полезные ископаемые"...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО
Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Кто живёт на ферме? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Программное содержание: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). Развивать умственную о...
Конспект занятия в старшей группе "Полезные ископаемые Уральских гор".
В ходе занятия дети знакомятся с различными полезными ископаемыми, узнают область их применения, проводят ряд экспериментов, знакомятся с новой техникой рисования....
Конспект занятия в подготовительной группе «Полезные ископаемые Кузбасса»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Основная общеобразовательная школа п. Школьный»Конспект занятия в подготовительной группе«Полезные ископаемые Кузбасса&r...