Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Извержение вулкана »
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Развитие познавательного интереса и основ экологического мышления и образования дошкольников по ознакомлению с явлениями неживой природы в процессе использования наглядно-действенной модели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod-izverzhenie_vulkana.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №366 г. Челябинска
Конспект НОД в старшей группе
Тема: «Извержение вулкана»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Выполнила: Мухаметшина Карима Ильясовна
Воспитатель МБДОУ ДС№366
г. Челябинск 2017г
Цель:
Развитие познавательного интереса и основ экологического мышления и образования дошкольников по ознакомлению с явлениями неживой природы в процессе использования наглядно-действенной модели.
Задачи:
- Способствовать закреплению представлений о природных катаклизмах (извержение вулкана), о его признаках, условиях протекания, последствиях.
- Поощрять выдвижение детьми гипотез, развивать умение сравнивать, рассуждать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы и умозаключения.
- Воспитывать самостоятельность в индивидуальном выполнении задания, развивать коммуникативные.
Предварительная работа:
1.Рассматривание энциклопедий, чтение познавательной литературы 2.Исследование камней, проведение опытов с песком ,глиной ,мелом. 3.Знакомство с минералами.
4.Изготовление макетов гор (демонстрационный и индивидуальные макеты на каждого ребенка)
Материалы: минералы, макеты вулканов, сода, моющее средство, сухая красная краска ,лимонная кислота, чайная ложка.
Ход.
В группу раздается стук в дверь и входит пират, одетый в тельняшку жилетку, с повязкой на глазу и шляпой-треуголкой.
Пират: Здравствуйте ребята. Я думаю, вы меня узнали кто я (ответ детей ) Я много плаваю по морям, сколько приключений я видел на своем веку и вот однажды в море я выловил вот эту бутылку а на ней надпись «Группе Колобок», а внутри письмо. Ну, вот я его Вам и доставил.
Педагог: Большое спасибо, пират. Если там находится письмо, то мы с ребятами должны на него ответить. Правда, ребята?
Пират: У меня много дел, но я вернусь к вам за ответом. До встречи!
Педагог: Ребята, ну что ж прочитаем письмо, от кого же оно? (читает «Робинзон Крузо») А вы ребята знаете кто такой Робинзон Крузо?(ответы детей , воспитатель дополняет и читает письмо) «Здравствуйте , дорогие ребята. Меня зовут Робинзон Крузо, и я живу на острове. Так вот, иногда до моего острова доносятся разные звуки: грохоты ,взрывы, а иногда далеко ,далеко на другой суше видны искры ,дым и пепел .Я слышал что вы ребята очень любознательные ,так что жду ваших открытий . С уважением к Вам Робинзон Крузо»
Педагог: Я надеюсь ребята что мы с вами не разочаруем Робинзона и сможем выяснить что же он мог видеть и слышать.
Дети высказывают свои мнения ,предположения.
Педагог: А еще, Робинзон прислал нам небольшую подсказку это те самые звуки, которые он слышал и записал, а затем прислал нам.
Дети послушав, рассуждают и приходят к выводу, что это вулкан.
Педагог предлагает детям посмотреть на экране. Детям демонстрируются изображения обычных гор, спящего, действующего и потухшего вулканов. Рассматривают и сравнивают два вулкан: спящий под№2 и действующий под №3 .
Педагог: Почему этот вулкан называют спящим? (уточняет ответы детей: спящий вулкан в любую минуту может проснуться и начать действовать , а действующий извергает лаву)Что вы можете сказать про вулкан №4 ?Это потухший вулкан затем дети рассматривают изображения подводного вулкана. Воспитатель : Извержение вулкана происходит и на дне морей. Об этом узнают мореплаватели когда столб пара , дыма и пепла взмывается на верх. Затем появляется верхушка подводного вулкана и таким образом появляются разные острова. Педагог: Мы с вами посмотрели разные вулканы Скажите, ребята , а что же извергают вулканы? Какой бывает лава, когда вытекает из жерла вулкана? Дети: густое и горячее. Педагог: Затем лава затвердевает. Вулкан выбрасывает еще пепел и шлак. Как вы думаете, где люди используют вулканические камни и щебень?
Ответы детей: Их используют при строительстве домов, дорог( слайды: показ изображений строительства домов и дорог)
Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Нади и назови»
Проблемно-поисковая ситуация/ Педагог приглашает детей на ковер ,где в коробке лежат различные камни. Предлагает им рассмотреть и рассказать какие камни, где используют люди. Педагог по мере необходимости дополняет ответы детей и обращает внимание детей на пемзу.
Предлагает сравнить пемзу и гранит : чем отличаются гранит и пемза (гранит гладкий и тяжелый, а пемза легкая)
Педагог: Как вы думаете ребята , если гранит и пемзу опустить в воду ,что мы увидим?
Ответы детей :гранит утонет , а пемза нет. Проводят опыт и выясняют, что пемза держится на поверхности воды из-за пузырьков, которые есть в пемзе. Педагог: Мы с вами узнали, какую пользу людям вулканические камни, а сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию. Но прежде поиграем в игру «Горы»
Физкультминутка “Гора”
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)
Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны) “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте)
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место). В лаборатории педагог с детьми вспоминают правила поведения в лаборатории, рассматривают схемы. Педагог предлагает рассмотреть макеты вулканов и задает вопросы:
Какую форму имеют вулканы? (ответ детей – форму конуса);
Как называется воронка у вулкана? (ответ детей – жерло вулкана)
Жидкость, вытекающая из вулкана? (ответ детей – лава) Педагог предлагает вспомнить, какие бывают вулканы.
Ответы детей: спящие ,действующие и потухшие.
Педагог: А какой у нас вулкан? (ответ детей – спящий) А сейчас м ы приступим к нашему опыту.
В жерло вулкана насыпаем соду, добавляем каплю моющего средства, подкрашенную в красный цвет воду и лимонную кислоту. (Звучит музыка).
-Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение вулкана)
Воспитатель: Ребята, наше исследование подошло к концу. Но нам предстоит еще написать ответ Робинзону Крузо. Ребята предлагайте, как мы можем ответить(Дети предлагают нарисовать рисунок , схему и отправить Робинзону)Дети выполняют задание опускают лист в бутылку. В время возвращается пират .Дети вручают пирату ответ Робинзону .Пират обещает ребятам доставить ответ. Прощается и уходит .
Педагог: Молодцы ребята. Вы были внимательными, работали аккуратно и вас все получилось. Теперь знаете не только вы, что такое вулкан, но будет знать и Робинзон Крузо на далеком острове. Когда вы вырастите большими , наверное станете учеными и будете беречь нашу землю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности (старшая группа), тема: "Дерево доброты".
Материалы на епархиальный конкурс методических разработок для детей дошкольного возраста, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского "Когда сердцем правит любовь"....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии проектной деятельности старшая группа Тема «Ожившие предметы»
Закрепление с детьми знаний о посуде и её характерных особенностях....
Экспериментальная деятельность детей старшей группы. Тема:«Извержение вулкана».
Экспериментальная деятельность детей старшей группы.Тема:«Извержение вулкана».Цель: -познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения; -развивать познавательную ак...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности, старшая группа. Тема: «Семья»
Тема НОД: СемьяВозраст: старший дошкольный возраст.Цель: развитие первичных представлении о семье.Задачи: · воспитывать любовь и уважение к родителям, ж...
Непосредственно образовательная деятельность, старшая группа. Тема: «Подснежник»
Непосредственно образовательная деятельность, старшая группа. Тема: «Подснежник»...
Конспект НОД по изобразительной деятельности. Старшая группа. Тема: «Сказочная рыбка»
Уточнение представления детей о рыбах. Закреплять умение работать с бросовым материалом. Закреплять умение оформлять свою работу дополнительным материалом. Закрепл...
Конспект занятия по окружающему миру с использованием элементов экспериментирования в подготовительной группе Тема: «Извержение вулкана»
экспериментирование и опыты в детсом саду, открытое занятие в детском саду...