Опыты
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Структура и содержание опыта в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура и содержание опыта в работе с детьми дошкольного возраста.
Чтобы детское экспериментирование стало эффективным путем самостоятельного познания взаимосвязей в природе, воспитателю очень важно придерживаться общей структуры опыта, то есть ставить перед детьми познавательные задачи (лучше всего в форме проблемного вопроса), выслушать детские гипотезы, четко определить условия опыта и обсудить его результаты.
Структура опытов имеет много общего с наблюдениями.
Первый этап - подготовка детей к опыту. Воспитатель проводит с детьми беседу, чтобы заинтересовать их опытом, проявлял знания. Например: «Как вы думаете, дети, деревья зимой живы? А почему они не замерзают от сильного мороза? »
Второй этап - начало опыта: обсуждение условий и выдвижения предположений: «Я читала, дети, деревья не замерзают том, что в их соке много сахара. Давайте поставим на мороз два стаканчика: в одной будет простая вода, а во второй - с сахаром. Как вы думаете, в которой стакане вода быстрее замерзнет? »
Третий этап - ход опыта. Наблюдение детей за ходом опыта, обмен мнениями.
Четвертый этап - заключительный: обсуждение последствий опыта.
Очень важным является этап проверки гипотезы. Чтобы избавиться от неправильных средств и способов, воспитатель должен логически правильно продумать свою деятельность и деятельность детей, методично ее обеспечить, определить последовательность этапов работы, способы поэтапной фиксации результатов, основные и вспомогательные средства и материалы, то есть планирование работы воспитателя должно полностью подчиняться единой цели обоснованному перехода теоретических представлений на уровень обобщенных и систематизированных знаний.
Для усвоения объема знаний необходима активная организация познавательной и практической деятельности детей. Формируя систему знаний о природе, воспитатель выбирает из программы то содержание знаний, который может усвоить методом поисковой деятельности. Он организует жизненные ситуации направляя детей на определение познавательных задач. В процессе анализа предложенных ситуаций у детей возникает необходимость соотнести полученные знания с тем, что они непосредственно воспринимают. Поисковая деятельность начинается с того, что известно, а что нет. Осознание проблемной ситуации заканчивается постановкой познавательной задачи - "Что происходит и почему так происходит?"
В результате анализа проблемной жизненной ситуации и осознание познавательной задачи под руководством воспитателя, дети выдвигают предположение о возможных причинах наблюдающих явлений. Ни одно из высказываний не должно остаться без обсуждения.
К примеру:
- зимой дети выносят окрашенную воду на мороз, чтобы получился цветной лед.
Воспитатель спрашивает: «Почему на улице зимой вода превращается в лед? Можно ли изготовить цветной лед в помещении?"
- дети делают различные предположения, одни более точные и конкретные: "вода на улице замерзнет - будет лед", вторые ложные: "вода может замерзнуть и на улице, и в комнате", другие недостаточно точны: "на улице будет лед". Предположение, высказанные детьми, часто бывают противоречивы. Воспитатель предлагает проверить - какое правильное. Если дети не высказывают предположение, воспитатель сам побуждает к этому, или сам выражает необходимые предположения.
Кратковременные наблюдения используются для установки качества различных объектов природы, для их распознавания.
К примеру:
- при определении необходимости поливки растений и доказательств своих суждений, дети ищут признаки состояния растений позволяя сделать вывод о сухости и влажности почвы, их цвет, об изменениях состояния листьев.
Долговременные наблюдения, опыты, моделирование и демонстрации готовых моделей (поведение насекомых) могут быть использованы для решения обучающих задач на установление причин природных явлений, связей и отношений. Так для выявления связи между способом передвижения животных (кролик, лягушка) и составом конечностей, воспитатель предлагает детям понаблюдать за животными; сравнивая их способы передвижения и состав конечностей.
Демонстрация моделей может быть использование для установления механизмов маскировки животных. Наблюдая за гусеницами бабочки - капустницы, дети замечают, что их трудно различить на листьях капусты. Воспитатель предлагает подумать, почему так получается, потом объясняет это явление.
При наличии у детей опыта, сформулированного через наглядно - практические метод и ознакомления с природой, воспитатель может использовать для проверки предположения и решения познавательных задач эвристической беседы.
Эвристическая беседа предполагает установление причин различных природных явлений с помощью суждений. Воспитатель руководит процессом суждений и направлением мысли детей.
К примеру:
- во время прогулки при оттепели (в январе) воспитатель обращает внимание на то, что ветви кустов, украшении гирляндами из капелек воды. Он предлагает детям догадаться, что произошло и почему, куда делся снег, который дети в ранце видели ветвях.
- Я думаю, что снег растаял - говорит один ребенок, - видите, фонари светят, от них идет тепло, поэтому он растаял.
- А я думаю, что растаял том, что солнце светит сегодня. Вот и вышли капельки - говорит другой.
Воспитатель не отказывается от ответов, но предлагает вспомнить: "вчера вечером фонари тоже светили, а разве снег таял?"
"Нет, вечером не таял" - вспомнили дети.
Воспитатель говорит, что сегодня не было солнца, день был пасмурный.
Дети догадались, что причиной таяния снега оказалось общее потепление. Воспитатель предлагает посмотреть на термометр. И они убеждаются, что на улице значительно потеплело.
Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов на основе анализа уже имеющихся результатов наблюдений, опытов, моделирование. К самостоятельному формулированию выводов детей стимулирует воспитатель. Он не должен спешить делать выводы сам. Необходимо выслушивать все высказывания детей, задавать дополнительные вопросы, которые могут дать направление мысли.
Ознакомление детей с природой с помощью элементарной поисковой деятельности имеет более развивающее значение. Систематическое использование приемов в поисковой деятельности приводит к тому, что она является способом самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Под влиянием поисковой деятельности у детей развиваются элементы самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий развивает и закрепляет интерес к природе.
Учитывая значение поисковой деятельности для развития детей, необходимо постоянно создавать условия для ее организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...
Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...