ООД "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Агула Татьяна Ивановна

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nasekomye.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие: «Насекомые»

  Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

 Задачи:

Образовательные: - уточнить и расширить представления о насекомых (майский жук, божья коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела) и их характерных признаках;

- формировать представления о зависимости их окраски от места обитания;

- познакомить со строением тела насекомых;

- объяснить значение насекомых в природе и жизни человека;

Развивающие:

- развивать зрительное, тактильное восприятие;

- развивать познавательную активность через экспериментальную деятельность;

- развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, диалогическую и связную речь;

- активизация и обогащение словаря;

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к окружающей природе;

- воспитывать бережное отношение к родной природе;

- воспитывать желание помогать друг другу;

Оборудование: письмо от лесовичка, картинки с насекомыми (майский жук, божья коровка, муравей, кузнечик, пчела), разрезные картинки (муравей, кузнечик), рукавички (вязаная, кожаная), мед, лепестки.

Ход занятия.

1.​ Организационный момент

- Ребята, какие вы сегодня красивые. Подойдите ко мне, возьмитесь за руки и встаньте в круг. Опустите руки.

- Скажите, какое время года за окном? Почему?

- Да, все вокруг радуется, цветет, пробуждается. Давайте потянемся к солнышку, вдохнем весенний аромат воздуха вместе с веселым настроением и выдохнем зимнюю прохладу.

- Вот теперь мы стали бодрыми и энергичными. Так и в природе все просыпается и оживает. И сегодня мы отправимся в гости к маленьким жителям полянки, которые тоже уже проснулись. А что это за жители мы узнаем потом.

Мы к зеленой полянке вышли,                Через ветви и пенечки

 Поднимая ноги выше,                              Кто так ловко шагал,

 Через кустики и кочки,                            Не споткнулся, не упал?

 Подходим к полянке. Там никого нет, только письмо от лесовичка.

«Ребята, здравствуйте! Как хорошо, что вы пришли к нам. У нас на полянке беда: злая Стужа заколдовала маленьких жителей полянки. Чтобы их спасти, нужно прогнать стужу и расколдовать - выполнить несколько заданий»

- Давайте поможем маленьким жителям полянки? Чего боится стужа? (солнца, тепла, весны)

- Встанем в круг и прогоним злую стужу.

Солнышко, солнышко, золотое донышко! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

 (Идут по кругу.)

 Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

 Прилетели сто грачей, (Машут руками.)

 А сугробы тают, тают, (Приседают.)

 А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)

 - Стужу мы прогнали. А сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки. Отправляемся в путь искать задания.

 1 задание. Отгадайте загадку.

 Жу – жу – жу, жу – жу – жу

 Я на ветке сижу И звук «ж» все твержу. (Майский жук)

 - Это майский жук. Давайте посчитаем, сколько у него лапок? (6)

 - Что еще есть у майского жука (головка, брюшко, лапки, крылья)

 - Как он передвигается? (ползает, летает)

 - Где он живет? (на дереве) - Есть у него враги? (птицы)

 - Как он спасается? Прячется: коричневый цвет – под цвет дерева.

 2 задание. Расскажите стихотворение.

 Платье в горошек у божьей коровки,

 Божьей коровке плохо в коробке.

 Божью коровку пальцем не трогай.

 Пусть уползает зелёной дорогой,

 Пусть улетает синей дорогой.

 Пожалуйста, божью коровку не трогай!

 - Вот еще один маленький житель полянки!

 - Кто это? (божья коровка)

 - Сколько лапок? – Как передвигается (ползает и летает)

 - Где мы можем встретить б. к. (на лугу, деревьях, траве)

 - Какого цвета б. к.? Посмотрите, какая она яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре деревьев. Ее любая птица заметит. Как же ей спрятаться (предположения детей).

 - Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как большая корова, даёт молочко, её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!

 - Божья Коровка ест тлю – которая поедает листья деревьев.

 3 задание. «Собери целое из частей»

 - В этой волшебной коробочке собраны части целой картинки. Возьмите каждый по детале, те у кого деталь красного цвета, подойдёт к этому столу, те у кого деталь синего цвета, подойдёт к этому столу. Соедините детали между собой на столе.

 - Дети, подойдём к этому столу. Кто это? У муравья 6 ног и пара коротких усиков. Насечки на теле делят его на несколько частей: Голова, грудка,брюшко. Вот так выглядит муравей.

 - Как он передвигается? (ползает) - Где он живет? (в лесу, в муравейнике)

 - Ребята, муравьи – санитары леса: они поедают мелких жучков, которые поедают деревья, т. е. муравьи спасают деревья.

 -А теперь пойдём к другому столу.

 - А здесь кто?

 - В отличие от муравья у кузнечика очень длинные усики и мощные ноги, при помощи которых он ловко и умело передвигается, его даже называют «Чемпион по прыжкам». Как и у всех насекомых у кузнечика 6 ног. Ребята, а кто из вас знает, где у кузнечика уши?

 - Нет, представьте себе – на ногах.

 - Вот какое удивительное насекомое, кузнечик.

 - Есть у него враги? - Как он от них спасается? (где живет, какого цвета). К. зеленого цвета – под цвет травы.

 ФИЗМИНУТКА.

 Поднимайте плечики!

 Прыгайте, кузнечики!

 Прыг-скок, прыг-скок!

 Сели, травушку покушали,

 Тишину послушали.

 Опять прыгай высоко,

 Прыгай ловко и легко!

 4 задание. – Нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит весной.

 Сказка о бабочке. Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично. Попросила Весна красное Солнышко:

 - Согрей получше Землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую Зиму. Пригрело Солнышко Землю. Вылезли разные насекомые и все поползли, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими подарками. Первыми явились бабочки и сказали:

 - Весна, дай нам яркие, нарядные одёжки.

 - Хорошо, - ответила Весна и начала их наряжать. Бабочке-белянке дала ярко-белое платье. Лимоннице – нежно-жёлтое, как осенний листок. Бабочку-траурницу убрала в наряд из чёрного бархата с белой кружевной каймой. А вот весёлая бабочка-крапивница выбрала себе пёстренькое платье, красновато-рыжее с тёмными и голубыми крапинками. Сама Весна залюбовалась их новыми яркими нарядами. Все были довольны весенними подарками и поспешили на луга и поля по своим делам.

 - Вот такая сказка. Интересная?

 - И действительно, бабочкой нельзя не любоваться: узор – правое крылышко такое же как левое,. Ноги и тело бабочки, как и многих насекомых покрыто волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы.

 - А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить пыльцу? - Я предлагаю провести эксперимент и убедиться…?

 Эксперимент

 - У меня есть волшебные рукавички, надев которые можно превратиться в бабочек. - У меня 2 рукавички: одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсинистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых.

 - У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.

 - Сейчас мы с вами увидим на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички. - Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?

 - Почему именно к синей рукавичке прилипла манка? - Вот для чего насекомые покрыты ворсинками.

 5 задание.

 - Ребята, посмотрите, что здесь есть. Давайте попробуем. Что это? (мед)

 А кто его здесь оставил? Кто делает мед? Правильно, пчелы. А вот и сама пчелка. Посмотрите, как она ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит «Не подходи, ужалю!)

 - Пчела добывает пыльцу и нектар из цветов, перерабатывают нектар в мед. И получается такой вкусный и очень полезный мед.

 ИТОГ  - Вот и закончилось наше путешествие – мы спасли, расколдовали маленьких жителей полянки и вернули их на полянку

 - Кого же мы сегодня встретили в нашем путешествии? (майский жук, божья коровка, бабочка, муравей, кузнечик, пчела)

 - Как можно назвать их одним словом? (насекомые)

 - Они все такие разные, но что у них одинаково? (6 лап)

 - Каких еще насекомых вы знаете? (комар, муха, стрекоза, таракан)

 Игра «Волшебный цветок»

 - У меня есть необычный цветок, но от него осталась только серединка, а лепестки улетели – нужно собрать те лепесточки, на которых сидят насекомые.

 Презентация

 - Посмотрите на экран – выполните задания, чтобы стужа не вернулась.

 - Вам понравилось наше путешествие. А что было интересно? Что вы делали и запомнили?

Поделиться