Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Жизнь древних людей»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формировать у детей представление о внешнем облике, жилище, особенностях деятельности и отдыхе древних людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_drevnie_lyudi.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию целостной картины мира
в подготовительной группе
«Жизнь древних людей»
Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 102»
Воронова Ольга Николаевна.
г. Дзержинск
2018 г.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: Формировать у детей представление о внешнем облике, жилище, особенностях деятельности и отдыхе древних людей. Научить детей сравнению и анализу. Уточнить знания детей о человеке в истории и культуре, учить понимать простейшие причинно-следственные связи. Обогащать словарь детей. Способствовать развитию памяти, воображения, логического мышления, зрительной и моторной координации, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук. Воспитывать познавательный интерес, коммуникативные навыки, умение взаимодействовать с партнером, в микрогруппе.
Средства: презентация «Первобытный человек», мультимедийная установка, аудиозапись песни М. Боярского «Песенка о первобытном человеке», магнитофон, листы бумаги, угольные (восковые) мелки.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Словарная работа: древние люди, хижина, острога, копье, археолог, племя, путешественник, раскопки, ученые, лук, стрелы, ловушки,
Предварительная работа: беседа « Кто такой первобытный человек», рассматривание иллюстраций в энциклопедиях «Динозавры», «История Мира». картинки с изображением наскальных рисунков.
Рефлексия: итог занятия.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем и поговорим о том, как жили древние люди.(Слайд 1)
Это было так давно, когда люди еще не умели писать, не было книг, телевидения, транспорта и многого другого, чем вы привыкли пользоваться. Откуда же ученые узнали, как все происходило?
Во-первых, археологи – то есть люди, занимающиеся раскопками. Они определили по найденным предметам, остаткам поселений, оружию, орудиям труда, украшениям, как жили люди раньше.
Во-вторых, путешественники – которые специально забираются в места где живут дикие племена, во многом похожие на племена древних людей, потому что живут они в таких-же условиях, что и древние люди.
Давайте познакомимся, как жили древние люди в самом начале своего сосуществования.
- Кто это? (Древний человек.) (Слайд 2)
- Чем он отличается от нас? (У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.)
- Где он спал и укрывался от непогоды? (В пещере, в хижине.)(Слайд 3)
- Где добывал пищу для себя и своих близких? (В лесу.)
Послушайте, как описывает знаменитый путешественник Миклухо-Маклай пищу древних людей (Слайд 4):
«Я заметил большого жука. Мальчик Ляляй заявил, что это его жук, которого он поймал и принес, чтобы съесть. Туй, отец мальчика, указал мне на большого паука, и сказал, что они едят и таких пауков».
А вот как люди ловили рыбу, пока не было острог (Слайд 5):
«Туй ловил рыбок ногой: сначала придавит ступней, потом поднимет. Потом схватил камень, прицелился, бросил его в воду – и поднял убитую камнем рыбку».
- Как вы думаете, раньше пищу ели сырой или готовили на огне? (Сначала сырой, а когда смогли «укротить» огонь, стали готовить на огне.)
- А где брали огонь для приготовления пищи? (Сначала хранили огонь, зажженный молнией.)(Слайд 6)
Позже люди научились добывать огонь сами. Кто-нибудь знает как?
Смотрите, это очаг. Как вы думаете, зачем огонь обложили камнями? (Камни долго хранят тепло.)
Очаг стали делать и внутри хижины. Зачем? ( Чтобы защитить его от дождя и для тепла.)
Потом люди научились затачивать палку, делать остроги, копья, лук и стрелы. (Слайд 7) Как вы думаете, чем удобнее и легче ловить рыбу: руками, ногами или острогой? А охотиться на зверя: руками, камнем или копьем?
Вот как пишет Миклухо-Маклай:
«Стрела пролетела 65 шагов, но ветер мешает ее полету. Копье летит тяжелее стрелы. Чтобы легкая стрела убила зверя, ее кончик окунают в яд». (Слайд 8)
Древние охотники делали ямы-ловушки, забрасывали их ветками, после чего гнали зверя в сторону ямы, а когда зверь проваливался в ловушку, добивали его камнями и стрелами.
Предлагаю вам сейчас, выйдите на ковер и представьте, что вы первобытные люди, которые вышли на охоту.
(Проводится физкультминутка. Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения по тексту.)
Просыпаются в пещере
Полулюди, полузвери.
Ходят словно на работу
Эти люди на охоту.
На охоту все собрались,
Порычали, почесались,
У костра погрели спины
И схватились за дубины.
Взяв и копья, в лес пошли,
Мамонта они нашли.
Копьями в него тыкали -
Так его и убивали.
Вот охота удалась!
Вся община собралась
И танцует у костра,
Кушать будут мамонта.
Воспитатель: Древние люди не умели многого из того, что умеете даже вы: есть ложкой и вилкой, рисовать карандашом, считать, но они отлично видели, слышали, различали запахи и выслеживали зверя по следам.
А вот как они учились обрабатывать землю:
«Двое или трое мужчин встали рядом, одновременно воткнули острые палки в землю, потом все вместе подняли глыбу земли, которую женщины стали разбивать палками на комья, которые потом растерли руками. После этой работы в землю бросали семена». (Слайд 9)
Мужчины больше ходили на охоту, женщины занимались детьми, огородом, приготовлением пищи. Как вы думаете, чем занимались дети? Дети древних людей не играли, как вы. Они, как только начинали ходить, уже искали себе пищу, когда немного подрастали – ловили рыбок, искали плоды, жуков, разных насекомых. (Слайд 10)
Как вы думаете, любили ли древние люди маленьких детей? Конечно, очень любили, защищали, согревали, кормили. Но в древнем мире жизнь была суровой, поэтому малышей учили добывали пищу, прятаться от зверей, узнавать ядовитые растения (чтобы не отравиться).
- А что это лежит передо мной? (Барабан, дудочка, трещотка.)
- Когда древние люди на них играли? (Во время праздника.) (Слайд 11)
- Что еще происходило во время праздника? (Танцы.)
В танце изображали охоту, рыбную ловлю. Вот сейчас я вам и предлагаю придумать свой танец первобытного человека.
(Дети выходят на ковер и танцуют под песню М. Боярского «Песенка о первобытном человеке».)
Некоторые из древних людей рисовали. (Слайд 12, 13)
Посмотрите вот эти рисунки. Можно догадаться, что здесь нарисовано? (Охота, танцы, животные.)
Давайте попробуем написать друг другу небольшое сообщение таким же способом, каким пользовались первобытные люди — с помощью рисунков. Разделитесь на пары, «напишите» друг другу рисуночные «письма» и обменяйтесь ими. Получив «древнее письмо», надо постараться расшифровать его, а затем выслушать автора письма, чтобы сравнить: правильно ли было понято послание.
На выполнение задания дается 5—6 мин. Дети получают листы бумаги, угольные или восковые мелки, расходятся парами по группе, рисуют друг другу «письма» и обмениваются расшифровками.
Во время этой работы воспитатель переходит от одной группы к другой, помогая затрудняющимся детям составить или расшифровать послание. После того как дети поработают парами, воспитатель может предложить рассказать, как им удалось понять сообщения друг друга.
Почему неудобно рисуночное письмо, почему писать письма удобнее словами, состоящими из букв?( Рисунок можно понять по-разному.)
Археологи находят эти рисунки и читают их как книгу. Потом описывают все в книгах, из которых мы можем узнать о тех далеких временах. (Слайд 14)
Вот такими они были – первобытные люди. Их жизнь нам кажется таинственной, загадочной, необычной. Скажите, что вам больше всего запомнилось и понравилось из того, что вы сегодня услышали. ( Подводится итог занятия.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке»
Цель:Расширять знания о континентах нашей Земли.Задачи: 1.Познакомить с самым жарким континентом – Африкой, с климатическими условиями, с животными, растительностью;2.Развивать любознательность ...
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительно й к школе группе на тему «Путешествие по Африке»...
Конспект по образовательной области «Познание» разделу «Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе . Тема: «Подземные богатства земли Саратовской области".
Знакомство с полезными ископаемыми Саратовской области (нефть, газ, известняк, глина, песок)....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ ГЕРОИЗМ».
Формировать представление о героизме; воспитывать у детей эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в с...
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Хлеб-наше богатство!»
Программное содержание: Образовательные задачи:-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;-обратить внимание на содержание труд...
Конспект по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе
Консект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе Тема: "Самые известные открытия российских ученых"...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Жизнь древних людей»
Формировать у детей представление о внешнем облике, жилище, особенностях деятельности и отдыхе древних людей....