Информационно-исследовательский проект "Солнышкина семья".
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Человека всегда завораживало звездное небо, тайны связанные с космосом. Космос- самая обсуждаемая и , вместе с этим, самая загадочная тема на всей планете Земля. С одной стороны человечество много узнало о нем, с другой – мы знаем мизерный процент от того , что на самом деле происходит во Вселенной. Космос- это все, что есть ,что когда-либо было и когда-либо будет. Одно созерцание космоса потрясает. Мы сознаем ,что прикасаемся к величайшей из тайн .Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей детей. Которые осуществляются через различные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно- исследовательский проект
« Солнышкина семья »
Актуальность проекта
Человека всегда завораживало звездное небо, тайны связанные с космосом. Космос- самая обсуждаемая и , вместе с этим, самая загадочная тема на всей планете Земля. С одной стороны человечество много узнало о нем, с другой – мы знаем мизерный процент от того , что на самом деле происходит во Вселенной. Космос- это все, что есть ,что когда-либо было и когда-либо будет. Одно созерцание космоса потрясает. Мы сознаем ,что прикасаемся к величайшей из тайн .Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей детей. Которые осуществляются через различные виды деятельности.
Проблема: Поверхностное знание детьми планет Солнечной системы, российского праздника- День космонавтики.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста, представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- Расширить представление детей о многообразии космоса.
- Познакомить с планетами солнечной системы.
-Дать знания детям об освоении человеком космического пространства. О первом космонавте Ю. Гагарине.
-Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
-Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, т.к. только на ней есть жизнь.
-Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу , гордость за людей данной профессии.
- Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка.
-Стимулировать творческую активность родителей.
Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.
Вид проекта: групповой.
Возраст детей: 5-6 лет.
Продолжительность: долгосрочный( ноябрь- апрель)
Участники: дети, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный работник.
Конечный продукт : музыкально-спортивный праздник « Нам дорог этот мир».
Основные методы и приемы.
-метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, презентаций и т.д.)
-практический метод ( самостоятельное выполнение детьми работ, использование различных материалов и инструментов для изображения ).
-эвристический (развитие находчивости и активности).
- сотворчество (совместная работа детей и педагога ).
-словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
-проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия ).
Предполагаемый результат.
Дети:
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
• Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители:
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
• Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги:
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
• Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов.
Этапы реализации проекта.
1 этап
-выявление первоначальных знаний у детей о планетах солнечной системы.
-информирование родителей о предстоящей деятельности.
-подбор литературы о космосе ,плакатов, фотографий.
2 этап
-накопление у детей знаний по теме.
-работа с родителями.
-организация сюжетно-ролевых , дидактических и подвижных игр.
3 этап
-развитие познавательных и творческих способностей детей.
-выставка детско-родительских работ.
- коллективая работа « Планеты Солнечной системы».
- музыкально-спортивный праздник «Нам дорог этот мир».
-презентация.
Предварительная работа:
- подбор наглядного материала и познавательной литературы.
-составление рекомендаций родителям.
-чтение с детьми литературы о космосе.
-просмотр презентаций о космосе.
-просмотр иллюстраций и энциклопедий о космосе.
-изготовление с детьми поделок , рисунков на тему космос.
-изготовление игр и наглядных пособий.
Содержание проекта.
1 Этап:
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Современные дети получают огромное количество так называемой «конечной» информации, то есть информации о каком-то свершившемся событии. Они могут услышать это по радио и телевизору или в разговорах взрослых. И неизменно у них возникают вопросы: что это, почему и как это происходит. Любые разговоры о космосе и планетах всегда притягивали внимание не только взрослых, но и детей. А любой здоровый детский интерес стоит развивать и пестовать. А делать это лучше всего с помощью игры. Вот и наши дети стали задавать вопросы.
А вопросов у них возникло очень много:
«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?» (Маша)
«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?» (Данил)
«Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?» (Ангелина)
«А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит?» (Полина)
«Почему нельзя достать до неба?» (Глеб)
И еще много-много разнообразных вопросов:
«Почему Солнце горячее?» (Лёня)
«Почему Луна идет за нами, когда мы движемся?» (Матвей)
«Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра?» (Андрей)
«Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?» (Саша)
«Куда деваются звездочки, когда с неба падают?» (Федя)
«Почему Луна не падает, а звезды падают?» (Вероника)
Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? Почему летают в космос? (Вика)
Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.
•Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.
•Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
•Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных» методов обучения и учете специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни.
•Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Как найти ответы на все интересующие вопросы:
- Вика предложила попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;
- Соня сказала, что о космосе можно прочитать в энциклопедии
- Данил решил попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, тестирование, анкетирование детей и родителей.
2 этап - реализация проекта:
Был составлен план реализации проекта в соответствии с образовательными областями, а также тематический план распределения деятельности детей и взрослых в соответствии с особыми названиями образовательных центров. Работа по проекту осуществлялась в различных направлениях. Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе. При проведении работы учитывались возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание деятельности ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка. В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп». Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений. Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. Суть тематического планирования в том, что:
•при ознакомлении с окружающим миром дети знакомились с новой темой посвященной космосу;
•все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;
•родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;
•праздники, досуги, не только помогают закреплять и совершенствовать знания детей, но и дают возможность реализовать эти знания в играх (сюжетно-ролевых, подвижных).
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения и т.д. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания. Для познавательного развития с детьми мы проводили еженедельные беседы с использованием презентаций.
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа «Неизвестная вселенная».
Цель:
-сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная»;
-ввести понятия «звезды», «галактика»;
-объяснить, что представляет собой Вселенная;
2. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель:
- объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Солнышкина семья».
Цель:
- расширять представления детей о планетах солнечной системы
-обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий , Юпитер, Сатурн, Земля, Венера, Луна, Солнечная система, Нептун, Плутон, Марс, Уран.
4. Беседа «Звезды- это интересно».
Цель:
-расширять представление о звездном небе.
-сформировать понятие о созвездиях.
5. Беседа « Первооткрыватели космоса».
Цель:
-расширить представления детей о космических полетах; познакомить их с учеными которые стояли у истоков развития русской космонавтики,-К.Э. Циолковским, С.П. Королевым;
-закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был Юрий Гагарин.
6. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель:
-уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
Занимаясь художественной деятельностью ребята лепили и рисовали веселых марсиан, космонавтов, космические корабли и луноходы, делали аппликации из цветной бумаги на тему «Полет к далекой планете», изображали свои представления о далеких галактиках. Создавали макет « Планеты Солнечной системы», панно « Космический мир». Все эти поделки выставлялись на выставке «Загадочный космос» Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.
Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Найди свою планету», «Маршрут ракеты», «Что лишнее?» , «Подбери рифму», «Найди свою звезду» и т.д. ,цель которых - закрепление полученных знаний.
Творчество по теме «Удивительный космос» предполагает полет фантазии, свободе самовыражения и конечно, знания и представления о вселенной, Солнечной системе, космических исследованиях и путешествиях. При подготовке детей к лепке и рисованию мы читали сначала художественную литературу: прекрасную сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Незнайку на Луне» Н. Носова , рассказы и стихи о космосе и космонавтах разных авторов, рассматривали иллюстрированные издания для детей по астрономии. Лепка по темам «Космический мир» (лепка), «Пришельцы из космоса», «Покорители космоса» завершилась большой коллективной работой « Планеты Солнечной системы». Мы собрали все поделки на космическую тему. А также работы сделанные совместно с родителями . Эти работы не просто стали выставкой, но и возможностью «оживить» созданный самими детьми «космос». У детей появилось желание обыграть, «оживить» созданную композицию. Космические корабли запускались в открытый космос, там же совершают свои полеты спутники. Космонавты готовятся к полету, летят, выходят в открытый космос или высаживаются на Луне. Прилетают инопланетяне на летающих тарелках. Развивается игра, к которой дети возвращаются снова и снова, придумывают все новые и новые сюжеты. Разве есть еще более значимое и эффективное средство для закрепления полученных знаний и активизации желания получить новые.
Итогом нашей работы пор проекту стал музыкально-спортивный праздник «Нам дорог этот мир». Он прошел весело и ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем нелегких «космических» эстафетах, конкурсах. Показать все свои необычные работы и представить их всем зрителям. Таким образом, в процессе реализации проекта « Солнышкина семья» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов. Работу по этой теме мы будем продолжать.
Продукты проекта
Для детей:
•рисунки « Галактика», « Пришельцы», « Семья Солнышка».
•конструирование ракеты из бумаги «Полет к далекой планете».
•лепка «Космический мир», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса». «Покорители космоса».
•работа с бросовым материалом « Планеты »;
•выставка книг о космосе;
•разгадывание ребусов о планетах, разгадывание космических загадок.
. выставка
Для педагогов:
•разработка тематического проекта по теме: «Космос» для детей и взрослых;
•подбор компьютерных презентаций;
•выставка книг, энциклопедий о космосе;
•подбор материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты;
•подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
•изготовление картотеки подвижных игр, физкультминуток, динамических пауз по теме;
Для родителей:
•папки-раскладки о космонавтах, информационные стенды и газеты, посвященные Дню космонавтики;
•выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности
•музыкально –спортивный праздник «Нам дорог этот мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий, информационно-исследовательский проект по работе с детьми 6-7 лет "Моя семья"
информационно-исследовательский проект для детей 6-7 лет по расширению представлений о семье через организацию разных видов деятельности...
Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»
Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, пот...
Творческо - информационный, исследовательский проект " Семья - это радость, тепло и уют, семья - это дом, где тебя всегда ждут!"
Обогатить отношения родителей и детей посредством совместной познавательно - творческой деятельности....
Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»
.Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, по...
Информационно-исследовательский проект в старшей группе на тему: «МОЯ СЕМЬЯ»
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общест...
Информационно - исследовательский проект "Моя семья"
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не...
Информационно-исследовательский проект "Моя семья-мой дом родной!"
Данный исследовательский проект ориентирован на укрепление знания ребенка о своей семье, традициях. Совместная работа над проектом членов семьи способствует укреплению внутрисемейных связей....