Наблюдения за неживой природой
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Наблюдения за неживой природой
Наблюдения за изменениями погоды проводятся ежедневно с целью углубить и обобщить представления о летних признаках: отмечается, что солнце ярко светит и греет, небо чистое или на небе есть облака, ветер слабый или шквалистый, на улице тепло или жарко, были ли осадки (дождь, град).
Наблюдение за солнцем
Задачи:
- закрепить представления о солнце и его роли в жизни всего живого;
- развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца;
-дать знания о мерах предосторожности от солнечного удара и ожогов.
Содержание:
⁻ Воспитатель может рассказать детям о Солнце, как раскалённой звезде – источнике света и тепла, о роли солнечного света для всего живого.
⁻ Летом солнце сильно греет, поэтому люди надевают лёгкую одежду и головные уборы.
⁻ Лучи ложатся светлыми пятнами на траву и переливаются на ней как солнечные зайчики, с ними можно даже поиграть с помощью зеркала.
⁻ Жарко бывает днём, когда солнце высоко, утром и вечером оно расположено ниже, поэтому не так жарко.
⁻ Определить время восхода и захода солнца, место, куда оно заходит.
⁻ Отметить, что летом бывает самый длинный день в году – 22 июня.
⁻ Чем выше находится солнце, тем короче тень от предметов.
⁻ От солнечного тепла нагреваются вода, почва, камни, металлические предметы, а растения стоят поникшие от жары.
Наблюдение за небом, облаками
Содержание:
Задачи:
- обратить внимание детей на красоту летнего неба;
- учить замечать изменения, которые происходят на небе с изменением времени суток (утром, днём, вечером, ночью);
- формировать представления об облаках и их видах.
⁻ При наблюдении за небом и облаками можно отметить с детьми, что зимой небо было серым и низким, а весной и летом становится ярко- голубым.
⁻ Обратить внимание детей, на что похожи облака, почему иногда они плывут по небу медленно, а иногда быстро (когда их подгоняет ветер).
⁻ Уточнить, чем тучи отличаются от облаков (тяжёлые, грозовые, несут дождь, тёмные).
⁻ Рассмотреть, как по небу движутся облака, определить, какие –
перистые, кучевые или слоистые.
- Перистые облака располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой, от них не бывает на земле тени. Они не закрывают солнца, движутся незаметно, состоят из ледяных кристалликов, осадков из этих облаков не бывает.
- Кучевые облака имеют крупную форму с чёткими очертаниями, они хорошо заметны весной и летом. Эти облака ярко-белого цвета, похожи на клубы пара, с утра собираются, днём клубятся, громоздятся друг на друга. Передвигаются они очень быстро. На поверхность земли отбрасывают то очень светлые, то очень тёмные тени. Обычно кучевые облака к вечеру исчезают.
- Слоистые облака почти всегда несут дождь, они не поднимаются высоко над землёй, иногда плывут над самыми крышами домов. Нередко кажутся серыми грядами, глыбами, напоминают слой серого тумана. В них много водяных пузырьков, которые легко могут обратиться в дождевые капли.
Наблюдение за ветром
Задачи:
- формировать знания детей о ветре,
- учить вести наблюдения за действием ветра,
- объяснить значение ветра в природе и жизни человека
Содержание:
- Воспитатель объясняет детям, что ветер – это движение воздуха, которое может менять своё направление.
- Учить детей определять силу ветра, определять безветренную погоду.
- Уточнить, по каким признакам можно узнать, есть ли ветер (качаются ветки деревьев, бегут облака), определить направление ветра можно с помощью вертушки, флажка или мыльных пузырей.
- Объяснить значение ветра в жизни человека: уносит пыль и гарь;
разгоняет тучи или, наоборот, приносит дождь; заставляет крутиться мельницы; надувает паруса лодок в море; переносит пыльцу с цветка на цветок, опыляя растения. Но есть и опасные ветра – это смерч, ураган, шквалистый ветер, которые приносят разрушения и вред всему живому.
Наблюдение за дождём
Задачи:
- формировать знания детей о дожде;
- учить вести наблюдение за дождем, объяснить значение дождя в природе и жизни человека;
- упражнять в определении состояния погоды,
- учить устанавливать связь между живой и неживой природой;
- учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
Содержание:
- Уточнить с детьми, какой бывает дождь (мелкий, моросящий, сильный – ливень, тёплый, проливной, слепой и т.д.).
- Объяснить, что дождь оказывает благотворное влияние на растительность – зелень и окраска цветов становится ярче, а при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет.
- Когда небо закрывают тёмные тучи, бушует ветер, начинается гроза с молниями и громом. Бояться грозы не нужно, надо зайти в укрытие и переждать, только нельзя прятаться во время грозы под деревом, в него может ударить молния.
- Обратить внимание на природу после дождя – стало свежо, чисто, деревья и цветы, как будто умылись, капли дождя блестят на листьях.
- После дождя на асфальте остаются лужи, а на земле их нет, потому что земля впитывает воду.
- Иногда после дождя в небе можно увидеть радугу – можно выучить с детьми цвета радуги и их расположение: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Расположение и количество цветов в радуге всегда одно и то же.
Наблюдение за градом
Задачи:
- дать детям представление о граде, выяснить, чем опасен град для растений и человека.
Содержание:
- От сильно нагретой земли поднимается к облакам тёплый воздух, на большой высоте капли замерзают и устремляются к земле, воздушная струя их подхватывает и подбрасывает опять вверх, льдинки становятся тяжёлыми, падают вниз ледяными горошками – градинами.
- Град бывает мелкий и крупный. Крупный град может стать стихийным бедствием – уничтожить посевы, побить листья растений, да и человеку неприятно, когда он попадёт под крупный град.
Наблюдение за туманом и росой
Задачи:
- знакомить детей с природными явлениями;
- дать детям представление о том, как появляется туман и роса на траве.
Содержание:
- Туман – это сгустившиеся водяные пары.
- Туман может быть густым и лёгким.
- Как только солнышко начинает пригревать, туман исчезает.
- Если тёплый воздух прикоснётся к холодной траве, водяной пар осядет на ней капельками росы. Роса выпадает вечером и лежит на траве всю ночь. Днём капельки росы высыхают от тёплых солнечных лучей. Утром капельки росы блестят в лучах солнца, как бисеринки. Особенно сильные росы выпадают в конце июля – августе, когда ночи становятся прохладнее.
Наблюдение за почвой
Содержание:
Задачи:
- формировать знания детей о неживой природе; - формировать у детей бережное отношение к почве и её обитателям;
- определить значимость почвы в жизни растений;
- уточнить свойства, различное состояние почвы и песка.
- В солнечный день рассмотреть с детьми почву, потрогать её руками, определить, какая она: тёплая (нагрело солнце), сухая (рассыпается), цвет (светло-коричневая), рассказать о значимости почвы (почва даёт растениям питательные вещества).
- Рассказать детям о полезных ископаемых, которые находятся в земле (мел, гранит, каменный уголь, глина, песок и т.д.), человек использует их в своей хозяйственной деятельности. В то же время человек должен ухаживать за почвой, бережно относиться.
- Показать зависимость состояния почвы от погодных условий: может быть сухой и рассыпчатой, после дождя становится тёмной, мокрой, липкой.
- Сравнить почву с песком, отметить, что песок – более сыпучий материал, также быстро впитывает воду, из мокрого песка можно строить различные постройки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/23/picture-275627-1374579479.jpg)
консультация для родителей "наблюдение за неживой природой летом"
материал дает родителям рекомендации...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-436185-1633370144.jpg)
Перспективный план наблюдения за неживой природой на год
Перспективный план наблюдения за неживой природой...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-166049-1355766047.jpg)
наблюдение за неживой природой в средней группе осенью
В данной статье я рассказываю о способах последовательного ознакомления детей с неживой природой...
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период.
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-166049-1355766047.jpg)
наблюдение за неживой природой в средней группе летом
закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы, а так же за изменениями в природе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-166049-1355766047.jpg)
наблюдение за неживой природой в средней группе весной
формировать представления детей о неживой природе...